Когнитивный и бихевиористский методы обучения в маркетинговых коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Согласно некоторым исследованиям, современный человек в год «впитывает» такое же количество информации, какое в 17 веке люди получали за всю свою жизнь. Более того, за последние 5 лет мы удвоили количество информации, сформированной всем человечеством за всю историю его существования.
Цель данного исследования – показать использование методов когнитивного и бихевиористского обучения потребителей в комплексе маркетинговых коммуникаций как зарубежных, так и отечественных компаний.

Содержание работы

Введение 3
Взаимосвязь обучения потребителей и комплекса маркетинговых коммуникаций 5
1.1 Инструменты обучающего маркетинга в зависимости от целевой аудитории 7
1.2 Суть обучения потребителей 9
1.3 Основные характеристики обучения 11
Когнитивный и бихевиористский методы обучения 17
1.4 Бихевиористский метод обучения 18
Ø Классическая условная рефлексия 19
Ø Инструментальное обусловливание 22
1.5 Когнитивный метод обучения 25
Ø Традиционное заучивание («зубрёжка») 26
Ø Моделирование (замещение) 27
Ø Рассуждение 27
Корреляционно-регрессионный анализ зависимости доходов компании МТС от расходов на маркетинг. 29
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

kursovaya-1.docx

— 935.40 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

Обучение потребителей –  это процесс, в ходе которого люди аккумулируют знания и опыт о покупке и о потреблении товаров, применяя эти знания и опыт в дальнейшем своем поведении. Часть обучения происходит преднамеренно, другая – случайно, второстепенно. Базовые элементы, содействующие пониманию обучения, – это мотивация, стимул и реакция, поощрение (позитивное подкрепление), степень вовлеченности в покупку.

Принято выделять два направления  теории обучения – бихевиористское и когнитивное. Как было рассказано во второй главе работы, поведенческий подход рассматривает обучение как наблюдаемый процесс реакции потребителя на стимулы, в то время как познавательный подход рассматривает обучение как функцию умственной деятельности человека.

В современной экономике  очень большую роль играют нематериальные активы компании, а именно – ценность бренда. Например, согласно результатам ежегодного рейтинга BrandZ Top 100 агентства Millward Brown корпорация Apple стала самым дорогим брендом в мире в 2011 году, обогнав ближайшего конкурента – интернет-компанию Google. Стоимость надкусанного яблока Стива Джобса оценена в $153 миллиарда20. В число самых дорогих вошли также General Electric, McDonald's, Marlboro, Coca-Cola, Microsoft. Эти бренды знают все. Эти компании научили нас, потребителей, узнавать название их товаров, уметь их использовать, дифференцировать от товаров-конкурентов и т.д.

Так что компании действительно осознают важность обучения своих потенциальных потребителей и стремятся добиться высокого уровня осведомленности. Для этого они используют модель интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК). В широком смысле ИМК – это систематический процесс маркетинговых коммуникаций, пронизывающий всю организацию, который ориентирован на потребителей и способствует построению бренда.

Компании тратят немалые  деньги на коммерческую рекламу во всех её разновидностях – от традиционной ТВ-рекламы, баннеров, спонсорства до последних рекламных ноу-хау типа рассылки штрих-кодов со скидкой  непосредственно на телефон потребителя. Расходы эти дают свои результаты – осведомленность о бренде растёт, растут и продажи. В третьей части  исследования корреляционно-регрессионный  анализ наглядно выявил прямо пропорциональную зависимость величины расходов компании МТС на коммерческую рекламу и  маркетинг и величины доходов  компании. То есть чем больше компания вкладывается в маркетинг, тем более обученными становятся потребители. Увеличивается количество покупателей и растет интенсивность потребления.

Таким образом, в данной работе была выявлена и проанализирована взаимосвязь  обучения потребителей и маркетинговых  коммуникаций. Выбор определенного  метода обучения зависит от компании, от товара, от характера спроса и  ещё от множества факторов. Чаще всего используется сочетание нескольких методов, они могут быть разными  для разных видов коммуникаций. Так  или иначе, эффективность бихевиористского и когнитивного методов обучения доказана не только психологами в теории, но и маркетологами на практике.

 

Список литературы

  1. Алешина И.В. Учебник «Поведение потребителей»; Москва, М: Экономистъ, 2006
  2. Гайдаенко Т.А. «Маркетинговое управление. Полный курс MBA» 3-е издание, М: Эксмо, 2008
  3. Елисеева И.И. «Практикум по эконометрике. Учебное пособие», М: Финансы и статистика, 2003
  4. Карой Акош "Думают ли животные?" (в электронном виде)
  5. Котлер Филип, Джон Сондерс, Гари Армстронг, Вероника Вонг «Основы маркетинга» (4-е европейское изд.) Издательство: Вильямс, 2007 г.
  6. Котлер Филип «Основы маркетинга. Краткий курс»  - М: Издательский дом «Вильямс», 2010
  7. Лопатинская И.В., Лопатинский И.О. «Поведение потребителей: Учебное пособие» - М: Изд-во Рос. эконом. акад., 2008
  8. Мокшанцев Р.И. «Психология рекламы: Учебное пособие»/Науч. Ред. М.В.Удальцова. – М:ИНФРА-М, 2009
  9. Roger D. Blackwell, Paul W. Miniard, James F. Engel “Consumer behaviour”, 10th edition, Thomson 2007
  10. Leon G. Schiffman, Leslie Lazar Kanuk “Consumer behaviour”, 9th edition, Pearson 2007
  11. Peter Olson “Consumer behaviour and marketing strategy”, 3rd edition, Irwin 2005
  12. Gerald J. Gorn “The effects of music in advertising on choice behaviour: a classical conditioning approach”, Journal of Marketing, 46 (зима 1982), стр. 94 – 101.
  13. Brian Wansink, «How Resourceful Consumers Identify New Uses for Old Products», Journal of Family and Consumer Science, 95 (ноябрь 2003), 109-113.
  14. Онлайн Энциклопедия Кругосвет www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/BIHEVIORIZM.html
  15. Статья «Когда нет денег на рекламу: эффективные дизайн-стратегии в упаковке» 29.10.2010  http://design-management.ru/articles/articles/?id=146

 

 

1 Статья Marketing in Accelerated Culture by Jay Pattisall (March 21, 2006) http://librarymarketing.blogspot.com/2006_03_01_archive.html

2 http://www.company.mts.ru/ir/report/

3 Гайдаенко Т.А. «Маркетинговое управление. Полный курс MBA» 3-е издание, М: Эксмо, 2008

4 Филип Котлер, Джон Сондерс, Гари Армстронг, Вероника Вонг «Основы маркетинга» (4-е европейское изд.) Издательство: Вильямс, 2007 г.

5 AIDA – attention, interest, desire, action

6 Статья «Как обучить потребителя» на сайте Международной Маркетинговой Группы

http://www.marketing-ua.com/articles.php?articleId=181&page=&show=all

7 Алешина И.В. Учебник «Поведение потребителей»; Москва, М: Экономистъ, 2006

8 Статья «Когда нет денег на рекламу: эффективные дизайн-стратегии в упаковке» 29.10.2010

http://design-management.ru/articles/articles/?id=146

9  И.В.Лопатинская, И.О.Лопатинский «Поведение потребителей: Учебное пособие» - М: Изд-во Рос. эконом. акад., 2008

10 Онлайн Энциклопедия Кругосвет   www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/BIHEVIORIZM.html

11 Карой Акош "Думают ли животные?" (в электронном виде)

12 Leon G. Schiffman, Leslie Lazar Kanuk “Consumer behaviour”, ninth edition, Pearson 2007

13 Peter Olson “Consumer behaviour and marketing strategy”, third edition, Irwin 2005

14 Gerald J. Gorn “The effects of music in advertising on choice behaviour: a classical conditioning approach”, Journal of Marketing 46 (зима 1982), стр. 94 – 101. Опубликовано Американской Маркетинговой Ассоциацией

15 Под «проблемой» в данном случае подразумевается неудовлетворенная нужда/потребность.

16 Leon G. Schiffman, Leslie Lazar Kanuk “Consumer behaviour”, ninth edition, Pearson 2007

17 Brian Wansink, «How Resourceful Consumers Identify New Uses for Old Products», Journal of Family and Consumer Science, 95 (ноябрь 2003), 109-113.

18 http://www.company.mts.ru/ir/report/ (данные по каждому году за 3-ий квартал)

http://www.company.mts.ru/ir/report/2002-12-16-804653/ - 2002 год,

http://www.company.mts.ru/ir/report/2003-12-02-803188/ - 2003 год и так далее.

19 Елисеева И.И. «Практикум по эконометрике. Учебное пособие», М: Финансы и статистика, 2003

20 http://libymax.ru/?p=25623

 


Информация о работе Когнитивный и бихевиористский методы обучения в маркетинговых коммуникациях