Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:13, курсовая работа
Согласно некоторым исследованиям, современный человек в год «впитывает» такое же количество информации, какое в 17 веке люди получали за всю свою жизнь. Более того, за последние 5 лет мы удвоили количество информации, сформированной всем человечеством за всю историю его существования.
Цель данного исследования – показать использование методов когнитивного и бихевиористского обучения потребителей в комплексе маркетинговых коммуникаций как зарубежных, так и отечественных компаний.
Введение 3
Взаимосвязь обучения потребителей и комплекса маркетинговых коммуникаций 5
1.1 Инструменты обучающего маркетинга в зависимости от целевой аудитории 7
1.2 Суть обучения потребителей 9
1.3 Основные характеристики обучения 11
Когнитивный и бихевиористский методы обучения 17
1.4 Бихевиористский метод обучения 18
Ø Классическая условная рефлексия 19
Ø Инструментальное обусловливание 22
1.5 Когнитивный метод обучения 25
Ø Традиционное заучивание («зубрёжка») 26
Ø Моделирование (замещение) 27
Ø Рассуждение 27
Корреляционно-регрессионный анализ зависимости доходов компании МТС от расходов на маркетинг. 29
Заключение 35
Список литературы 37
«Сердцевиной» познавательной теории обучения является память. Как информация попадает в память потребителя, как она там хранится и восстанавливается в нужный момент – вот интересующие учёных-когнитивистов вопросы. Поскольку обработка информации происходит в несколько этапов, принято выделять 3 разновидности памяти, или «хранилищ» (storehouses): сенсорная, краткосрочная и долгосрочная16. Процесс выглядит так:
Восстановление
Кодирование
Повторение/
проговаривание
Сенсорная инф-ция
Долгосрочная
память
Краткосрочная
память
Сенсорная память
Забытая, потерянная информация
Забытая, потерянная информация
Забытая, недоступная информация
Рис. 5. Процессы обработки информации в «хранилищах» памяти
Итак, существуют следующие способы когнитивного обучения, то есть передачи информации в долгосрочную память потребителя: заучивание, моделирование и размышление.
Это запоминание ассоциаций
между двумя или более
Хотя чаще приходится «набивать шишки» на своих коленях, то есть учиться на собственных ошибках, можно пойти путем копирования чужого поведения. Замещение – это процесс, в ходе которого человек обучается поведению, наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения. Моделью обычно выступают люди, которыми мы восхищаемся из-за их внешности, достижений, умений и талантов, социального положения и т.д. – это могут быть звёзды экрана или наши родители, друзья, знакомые.
Рекламщики осознают важность наблюдательного обучения, и это влияет на выбор героя/героини рекламы, будь то селебрити или обычный актёр. Например, тинэйджер видит рекламу, в которой показана девушка с красивой чистой кожей (она, разумеется, пользуется таким-то брендом крема или скраба для лица). Все молодые люди в школе/университете восхищаются ей. Есть большая вероятность, что тинэйджер захочет купить такое средство.
Большая часть современной рекламы построена таким же образом. Есть некая целевая аудитория, есть люди, на которых они равняются (модели поведения). В рекламе показаны общие проблемные ситуации, которые решаются с помощью рекламируемого бренда. При этом герой рекламного ролика получает позитивное подкрепление – чаще всего, это эмоции типа восхищения, признания, благодарности. Так, например, многие бренды бытовой химии (Dosia, Ariel) или бренды приправ (Maggi, Knorr), чья реклама, в основном, нацелена на домохозяек, используют этот приём. Домохозяйка (мама, жена) получает благодарность, восхищение своей семьи за чисто выстиранное бельё/вкусно приготовленный обед. Потенциальная потребительница может вообразить аналогичные результаты для себя как следствие использования продукта. Фокус нередко делается на негативных последствиях неиспользования продукта или использования марок-конкурентов.
Рассуждение – это наиболее сложная форма когнитивного обучения. Здесь задействованы творческие способности потребителя для реструктурирования и рекомбинации уже существующей и новой информации для формирования новых ассоциаций и понятий. Рассуждение характерно для ситуаций высокой вовлеченности, когда мы собираем некоторую информацию о товаре, сравниваем характеристики и т.п. Мало того, что мы запоминаем наиболее важную информацию о товаре до его покупки (даже если это технически сложная информация), мы способны анализировать и сравнивать её; мы представляем абстрактные ситуации в будущем, в которых будет использоваться этот продукт, рассуждаем о непредвиденных ситуациях и различных факторах. Например, при покупке ЖК-телевизора мы задумываемся: «А что, если через некоторое время выйдет более усовершенствованная модель, ещё тоньше? Будет ли телевизор сочетаться с остальной техникой? Насколько качественным будет изображение?» и т.д. Наш выбор в итоге основан на результате нашего рассуждения. Также этот метод используется при размещении аналитических статей в профессиональных изданиях.
Рассуждение помогает нам выбрать альтернативный продукт, если в магазине не нашелся тот, который изначально искали; а также находить новые способы применения. Например, моя мама раньше использовала плотные салфетки в качестве фильтра для кофеварки, так как бумажные фильтры перестали выпускать. Уксус можно использовать не только в пищевых целях, но и для закрепления краски. Было время, когда в каждую упаковку салфеток «Kleenex» фирмы Kimberly-Clarke вкладывали листок с перечнем 50 способов их использования17. Примеров нестандартного использования продуктов – великое множество. Компании могут открывать потребителям новые способы их применения и на этой основе разрабатывать новые стратегии продвижения товаров.
Тема данной курсовой работы – обучение потребителей, которое в основном происходит через комплекс маркетинговых коммуникаций. Чтобы выяснить, насколько эффективно это обучение, я проанализировала взаимосвязь между величиной выручки от реализации услуг и платы за подключение и величиной расходов на маркетинг компании МТС. Это крупнейший провайдер сотовой связи в России и странах СНГ. В настоящее время МТС является самым дорогим российским брендом.
Данные взяты из ежеквартальной финансовой отчетности ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (Отчет о прибылях и убытках)18 и представлены за 10 лет.
Парная линейная регрессия характеризует линейную связь между двумя признаками, уравнение связи имеет вид y = f(x). В нашем случае даны следующие признаки:
Таблица 1. Данные по выручке и расходам на маркетинг компании МТС
Год |
Коммерческие расходы и |
Выручка от реализации услуг и плата
за подключение (млн. $) |
2001 |
29,559 |
246,055 |
2002 |
44,629 |
375,292 |
2003 |
83,788 |
709,91 |
2004 |
107,537 |
1060,177 |
2005 |
147,006 |
1370,554 |
2006 |
161,428 |
1785,618 |
2007 |
194,128 |
2195,577 |
2008 |
221,64 |
2796,87 |
2009 |
194,722 |
2516,571 |
2010 |
215,51 |
2745,742 |
Итого: |
1399,9 |
15802,366 |
Уравнение парной линейной регрессии имеет вид y = a + bx + ε, где ε – случайная величина; она характеризует отклонения реального значения результативного признака от теоретического, найденного по уравнению регрессии.
Построение уравнения регрессии сводится к оценке ее параметров a и b. Для оценки параметров регрессий, линейных по параметрам, используют метод наименьших квадратов (МНК), который позволяет получить такие оценки параметров a и b, при которых сумма квадратов отклонений фактических значений результативного признака y от теоретических минимальна19.
Все необходимые расчеты были сделаны с использованием программы Microsoft Excel и представлены в виде таблицы в Приложении 1.
Для вычисления коэффициентов a и b, входящих в уравнение регрессии, необходимо решить систему уравнений, либо воспользоваться следующими готовыми формулами, которые вытекают из нее:
Исходя из расчетов, указанных в Приложении 1, получаем:
a = - 324,7044746 ; b = 13,60723709
Таким образом, уравнение регрессии имеет следующий вид:
13,607 x – 324,7
Рис. 1. Зависимость выручки компании МТС от величины коммерческих расходов и расходов на маркетинг
Линейный коэффициент парной корреляции
Значение линейного коэффициента парной корреляции . Данный коэффициент оценивает тесноту связи изучаемых явлений: чем его значение по модулю ближе к 1, тем теснее связь. Наше значение свидетельствует о наличии сильной и прямой связи между факторным и результативным признаком.
Коэффициент детерминации
Значение коэффициента детерминации (рассчитывается как квадрат линейного коэффициента корреляции) , что свидетельствует о высоком качестве модели. Доля дисперсии результативного признака, объясняемой регрессией, составляет 97,198% в общей доле дисперсии результативного признака. На долю неучтенных признаков приходиться только 2,802% вариации.
Средняя ошибка аппроксимации
Значение средней ошибки аппроксимации составило 5,47 % и не превысило предельно допустимого значения в 8-10%.
F-критерий Фишера
Проверка общей значимости уравнения регрессии:
= 277,5784
Табличное значение критерия при уровне значимости α = 0,05 и степенях свободы k1 = 1 (линейная регрессия è m=1) и k2 = 8 (т.к. k2 = n-m-1 = 10 - 1 - 1).
Таким образом, >, и мы можем с вероятностью 95 % говорить о статистической значимости уравнения в целом.
t-критерий Стьюдента
Оценка значимости коэффициентов линейной регрессии проводится путем сопоставления их значений с величиной случайной ошибки:
,,
Значения стандартных ошибок и фактические значения t-статистики были рассчитаны на основе данных таблицы в Приложении 1:
mb = 0,8167273, tb = 16,660687
ma =126,60355, ta= -2,564734
mr =0,0591749, tr = 16,660687
= 2,306 Сравним фактическое значение с табличным:
ta < tтабл., tb > tтабл., tr >tтабл.
С вероятностью в 95% можно утверждать, что коэффициенты b и коэффициент корреляции статистически значимы, а статистическая значимость коэф-та a не подтверждается и доверительный интервал для него не рассчитывается.
Для того, чтобы рассчитать доверительный интервал для параметра b, необходимо определить предельную ошибку: tтабл. * mb = 1,88337 Доверительный интервал:
13,60723 ;
;
.
Анализ верхней и нижней границы доверительного интервала приводит к выводу о том, что с вероятностью параметр b находится в указанных границах, не принимает нулевых значений, т.е. не является статистически незначимым и существенно отличен от нуля.
Прогноз на 2011 год. Чтобы дать оценочный прогноз на 2011 год, построим тренд:
Мы получили уравнение тренда:
.
= 263,95
Подставим полученное значение в уравнение кривой регрессии:
13,607 x – 324,7 = 13,607 * 263,95 - 324,7 = 3 266, 86
Если прогнозное значение расходов компании МТС на маркетинг составит руб. в 2011, тогда прогнозное значение выручки от реализации услуг и платы за подключение составит руб. в 2011 г.
Так как один из параметров
не является статистически значимым,
прогнозные значения заведомо не надежные
и производить расчет ошибок прогноза
и строить доверительный
Как видно из произведенного
анализа, маркетинг играет важную роль
в процветании компании. Чем больше
организация тратится на коммерческую
рекламу и маркетинг, тем больше
узнаваемость брендов. Происходит обучение
потребителей. В отношении компании
МТС это означает, что больше людей
становятся её абонентами, а уже
существующие абоненты подключают разные
платные услуги и интенсивность
потребления увеличивается. Все
это ведет к росту выручки
компании от реализации услуг и платы
за подключение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
||||||||||||
выручка от реализации услуг и плата за подключение в млн. долл. США |
У |
|||||||||||
коммерческие расходы и расходы на маркетинг в млн. долл. США. |
Х |
|||||||||||
года |
x |
y |
x*y |
x^2 |
y^2 |
ŷ |
(Х-Хcp)^2 |
(У-Уcp)^2 |
(y-ŷ) |
(y-ŷ)/y |
(y-ŷ)^2 |
(ŷ-yср)^2 |
2001 |
29,559 |
246,055 |
7273,14 |
873,73 |
60543,06 |
77,51 |
12196,04 |
1780040,54 |
168,54 |
0,68 |
28406,79 |
2258181,68 |
2002 |
44,629 |
375,292 |
16748,91 |
1991,75 |
140844,09 |
282,57 |
9094,62 |
1451891,49 |
92,72 |
0,25 |
8596,83 |
1683931,05 |
2003 |
83,788 |
709,91 |
59481,94 |
7020,43 |
503972,21 |
815,42 |
3159,19 |
757468,39 |
-105,51 |
-0,15 |
11132,09 |
584946,41 |
2004 |
107,537 |
1060,177 |
114008,25 |
11564,21 |
1123975,27 |
1138,58 |
1053,50 |
270461,99 |
-78,40 |
-0,07 |
6146,56 |
195063,22 |
2005 |
147,006 |
1370,554 |
201479,66 |
21610,76 |
1878418,27 |
1675,64 |
49,16 |
43966,79 |
-305,09 |
-0,22 |
93078,09 |
9102,00 |
2006 |
161,428 |
1785,618 |
288248,74 |
26059,00 |
3188431,64 |
1871,88 |
459,39 |
42181,52 |
-86,27 |
-0,05 |
7441,93 |
85058,55 |
2007 |
194,128 |
2195,577 |
426222,97 |
37685,68 |
4820558,36 |
2316,84 |
2930,41 |
378643,81 |
-121,26 |
-0,06 |
14705,02 |
542586,41 |
2008 |
221,64 |
2796,87 |
619898,27 |
49124,29 |
7822481,80 |
2691,20 |
6665,96 |
1480196,83 |
105,67 |
0,04 |
11165,40 |
1234247,57 |
2009 |
194,722 |
2516,571 |
490031,74 |
37916,66 |
6333129,60 |
2324,92 |
2995,08 |
876722,11 |
191,65 |
0,08 |
36728,59 |
554559,24 |
2010 |
215,51 |
2745,742 |
591734,86 |
46444,56 |
7539099,13 |
2607,79 |
5702,56 |
1358402,84 |
137,95 |
0,05 |
19030,43 |
1055868,44 |
Σ |
1399,947 |
15802,366 |
2815128,48 |
240291,07 |
33411453,42 |
15802,37 |
44305,91 |
8439976,31 |
0,00 |
0,55 |
236431,72 |
8203544,59 |
Ср. знач. |
139,99 |
1580,24 |
281512,85 |
24029,11 |
3341145,34 |
1580,24 |
||||||
Ϭ |
66,56 |
918,69 |
||||||||||
Ϭ2 |
4430,59 |
843997,63 |
||||||||||
Информация о работе Когнитивный и бихевиористский методы обучения в маркетинговых коммуникациях