Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 14:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка направлений совершенствования комплекса маркетинга УП «Минский мясокомбинат».
Предмет исследования — формирование комплекса маркетинга предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты комплекса маркетинга предприятия;
провести анализ комплекса маркетинга УП «Минский мясокомбинат»;
разработать направления совершенствования комплекса маркетинга УП «Минский мясокомбинат».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Современная концепция маркетинга 5
1.2. Комплекс маркетинга, его сущность и необходимость разработки 10
2 АНАЛИЗ КОМЛЕКСА МАРКЕТИНГА УП «МИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика УП «Минский мясокомбинат» 18
2.2. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия 21
2.3. Анализ комплекса маркетинга мясокомбината 26
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОАНИЯ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА УП «МИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях, когда высокотехнологичные фирмы в конкурентной борьбе используют инновации, информационные технологии позволяют распространять ценовую информацию по всему миру, а покупатели становятся все более самостоятельными, цена выступает важнейшим фактором острой конкурентной борьбы. Поэтому на первый план выдвигается задача улучшения методов ценообразования с целью «снятия» с рынка максимума прибыли или поддержания ее на приемлемом для предприятия уровне. [15, c. 154]
Таким образом, комплекс маркетинга представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности компании к ситуации на рынке, а также своевременного гибкого реагирования на ее изменения. Комплекс маркетинга — это набор поддающихся контролю функций маркетинга, совокупность которых фирма использует для достижения желаемых изменений параметров целевого рынка. Товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политики представляют собой элементы комплекса маркетинга, которые используются компанией для решения маркетинговых задач на целевом рынке.
Для определения перспектив развития рынка мяса и мясопродуктов рассмотрим современное состояние мясной отрасли в Республике Беларусь.
Минский мясокомбинат относится к числу наиболее старых в республике из действующих мясокомбинатов. Предприятие основано в 1922 году на базе хладобойни, где преобладал ручной труд, и производилось 10 тонн мяса и 8 тонн колбасных изделий в смену.
В существующем виде мясокомбинат сформировался в период с 1956 по 1960 годы, когда были построены и сданы в эксплуатацию новые производственные корпуса.
Минский мясокомбинат расположен на территории Октябрьского района г. Минска. Комбинат имеет развитую инженерную инфраструктуру, обеспечивающую потребности производства в энергоносителях в полном объеме.
В настоящее время промышленная площадка УП «Минский мясокомбинат» представляет собой промышленный узел, на территории которого находятся объекты основного и вспомогательных производств.
В состав объектов основного производства входят:
В состав объектов вспомогательного производства входят:
Размещение на промышленной площадке объектов произведено с учетом подхода внешних коммуникаций. Расстояния между объектами обусловлены санитарными и противопожарными нормами, требованиями по прокладке инженерных коммуникаций.
Организационная структура УП «Минский мясокомбинат» представлена в приложении Б.
Основным рынком сбыта является рынок РБ: г. Минск, Минская область и Минский район, Витебская область, Гомельская и Могилевская область. Ближнее зарубежье: Россия, Украина.
Минский мясокомбинат производит более 500 видов мясной продукции. Ассортимент, выпускаемых колбасных изделий (около 300 наименований) и мясных полуфабрикатов (около 200 наименований) настолько широк, что даже самый взыскательный покупатель может выбрать продукт в соответствии с его вкусовыми предпочтениями. Производство основных видов продукции представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Производство основных видов продукции, т
Наименование продукции |
Годы |
2010г. к 2008г., % | ||
2008 |
2009 |
2010 | ||
Мясо |
15098 |
24201 |
25510 |
169,0 |
Субпродукты |
684 |
1000 |
1040 |
152,0 |
Колбасные изделия вареные |
7826 |
12520 |
13005 |
166,1 |
Колбасные изделия твердокопченые и полукопч. |
1295 |
1650 |
1670 |
128,9 |
Копчености |
1809 |
1809 |
1810 |
100 |
Полуфабрикаты |
6828 |
8750 |
9780 |
143,2 |
Прочая продукция (сухие корма, жир пищевой и др.) |
3850 |
4000 |
4070 |
105,7 |
Всего |
37333 |
53932 |
56885 |
151,3 |
Как видим, за исследуемый период объемы производства возросли по всем видам товарной продукции. Производство мяса в натуральном выражении увеличилось на 5,4% против 2009г. полуфабрикатов на 11,2%, всего продукции на 5,5%.В большей степени увеличилось производство полуфабрикатов, в меньшей – копченостей, что связано со спросом.
УП «Минский мясокомбинат» является юридическим лицом, имеет свой расчетный, валютный и иные счета, печать со своим наименованием, с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штампы, товарный знак, свой фирменный бланк. Предприятие действует на принципах полного хозяйственного расчета, может от своего имени заключать договоры.
Целью деятельности предприятия является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.
Рассмотрим показатели производственно-хозяйственной деятельности УП «Минский мясокомбинат» за 2008 – 2010 гг., представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели производственно-хозяйственной деятельности мясокомбината
Показатели |
Ед. измер. |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Темп 2009 г к 2008 г, % |
Темп 2010 г к 2009 г, % |
Закупка скота |
тонн |
38223 |
34922 |
41461 |
91,4 |
118,7 |
Производство мяса |
тонн |
21599 |
20097 |
23589 |
93,0 |
117,4 |
Производство колбас |
тонн |
14220 |
15940 |
14579 |
112,1 |
91,5 |
Производство мясных полуфабрикатов |
тонн |
8455 |
9409 |
7582 |
111,3 |
80,6 |
Сухие корма |
тонн |
1744 |
1939 |
1944 |
111,2 |
100,3 |
Пищевые жиры |
тонн |
1435 |
1226 |
1323 |
85,4 |
107,9 |
Объем тов. продукции в сопоставимых ценах |
млн руб. |
227434 |
256260 |
355202 |
112,7 |
138,6 |
Объем экспорта |
тыс. у. е. |
11671 |
14651 |
24300 |
126,0 |
165,9 |
Объем импорта |
тыс. у. е. |
1324 |
11040 |
2200 |
833,8 |
19,9 |
Сальдо ВЭД |
тыс. у. е. |
+ 10347 |
+3611 |
+22100 |
34,9 |
612 |
Выручка от реализации продукции |
млн руб. |
272493 |
365755 |
426370 |
134,2 |
116,6 |
Себестоимость реализованной продукции |
млн руб. |
230873 |
309578 |
355783 |
134,1 |
114,9 |
Прибыль от реализации продукции |
млн руб. |
91 |
2119 |
12163 |
2328,6 |
574 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
0,04 |
0,68 |
3,4 |
940 |
393,6 |
Среднесписочная численность |
чел. |
1980 |
1988 |
2082 |
100,4 |
104,7 |
Среднемесячная заработная плата |
тыс. рублей |
711,5 |
972,4 |
1098 |
136,6 |
112,9 |
По данным таблицы 2 производственно-хозяйственная деятельность Минского мясокомбината характеризуется следующими тенденциями: в 2010 году по сравнению с 2009 годом производство колбас сократилось на 8,5 %, производство мясных полуфабрикатов сократилось на 19,4 %, производство мяса возросло на 17,4 %. Сокращение производства колбас и мясных полуфабрикатов обусловлено возросшей конкуренцией на рынке города Минска. За 2008 – 2009 гг. сократились закупка скота, производство мяса и пищевых жиров. При этом уменьшение производства мяса и пищевых жиров к уровню прошлого года обусловлено уменьшением поставки скота. Ежегодно предприятие обеспечивается сырьем за счет поставок скота в объеме не более 50 % от потребности под производственную программу.
Выручка от реализации продукции в 2010 году выросла на 16,6 % по отношению к 2009 году, себестоимость реализованной продукции выросла на 14,9 % за аналогичный период. Однако в 2009 году рост себестоимости и выручки от реализованной продукции составил более 34 % по отношению к 2008 г.
Прибыль от реализации продукции возросла в 2009 году по отношению к 2008 более чем в 20 раз, а в 2010 году увеличилась более чем в 5 раз по отношению к 2009 и составила 12163 млн руб. Рост прибыли связан с повышением отпускных цен на готовую продукцию. За 2008 – 2010 гг. также увеличилась рентабельность реализованной продукции, которая в 2010 году составила 3,4 % и увеличилась в 5 раз по отношению к 2009 году.
В таблице 3 представлены производственные мощности УП «Минский мясокомбинат» в динамике за 2008 – 2010 гг., а также процент их использования.
Таблица 3– Производственные мощности УП «Минский мясокомбинат»
Наименованиепродукции |
Установленная мощность, т/см |
Среднегодовая мощность, тонн |
2008 год |
2009год |
2010год |
Темп 2009к 2008 г., % |
Темп 2010 к 2009 г., % | |||
Фактич., тонн |
% использ. |
Фактич., тонн |
% использ. |
Фактич., тонн |
% использ. | |||||
Мясо |
50 |
21550 |
20689 |
96,0 |
20097 |
93,2 |
23464 |
108,8 |
97,1 |
116,8 |
Колбасные изделия |
40 |
21040 |
14220 |
45,5 |
15940 |
75,7 |
14638 |
69,6 |
112,1 |
91,8 |
Полуфабрикаты |
40 |
19000 |
8455 |
37,4 |
9409 |
49,5 |
7679 |
40,4 |
111,3 |
81,6 |
Сухие животные корма |
8,3 |
3577 |
1744 |
48,8 |
1939 |
54,2 |
1940 |
54,2 |
111,2 |
100,1 |
Недоиспользование производственных мощностей по производству мяса и сухих животных кормов обусловлено недостаточным обеспечением предприятия скотом в живом весе, по колбасным изделиям и полуфабрикатам — недостаточными продажами продукции по всем каналам реализации.
Капитал и резервы являются основными источниками финансирования деятельности организации. Собственный капитал предприятия является основой для самостоятельности и независимости. Чем больше его доля в общей сумме капитала, тем надежнее гарантии для кредиторов от возможных потерь.
Капитал и резервы УП «Минский мясокомбинат» представлены в динамике за 2008 – 2010 гг. в таблице 4.
Таблица 4 – Капитал и резервы УП «Минский мясокомбинат»
Капитал и резервы, млн. руб. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Темп 2009 г. к 2008 г., % |
Темп 2010 г. к 2009 г., % |
Капитал и резервы (всего) |
74905 |
79800 |
80414 |
106,5 |
100,8 |
Уставный фонд |
1554 |
1554 |
1554 |
100 |
100 |
Добавочный фонд |
73136 |
72026 |
71593 |
98,5 |
99,4 |
Доходы будущих периодов |
80 |
88 |
71 |
110 |
80,7 |
Нераспределенная прибыль |
133 |
122 |
4224 |
91,7 |
3462,3 |
Общая сумма капитала |
130753 |
147692 |
159204 |
113 |
107,8 |
Общая сумма капитала и резервов на 1 января 2011 г. составила 80414 млн руб., в том числе: уставный фонд — 1554 млн руб., добавочный фонд — 71593 млн руб., доходы будущих периодов — 71 млн руб.
За 2008– 2010 гг. общая сумма капитала и резервов увеличилась, возросла сумма нераспределенной прибыли предприятия, которая в 2010 году составила 4224 млн руб., что говорит об улучшении финансового состояния за этот период.
Для поставщиков и покупателей, а также банков-кредиторов особое значение имеют показатели финансовой устойчивости и основных ее составляющих, т. е. платежеспособности и кредитоспособности хозяйствующих субъектов. Платежеспособность и кредитоспособность являются внешними признаками абсолютной финансовой устойчивости, т. к. неустойчивое финансовое положение может оказать влияние на всех субъектов, с которыми сотрудничает предприятие. Это воздействие может выразиться в невыполнении контрактов или потере потенциальных клиентов и поставщиков.