Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 14:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка направлений совершенствования комплекса маркетинга УП «Минский мясокомбинат».
Предмет исследования — формирование комплекса маркетинга предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты комплекса маркетинга предприятия;
провести анализ комплекса маркетинга УП «Минский мясокомбинат»;
разработать направления совершенствования комплекса маркетинга УП «Минский мясокомбинат».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Современная концепция маркетинга 5
1.2. Комплекс маркетинга, его сущность и необходимость разработки 10
2 АНАЛИЗ КОМЛЕКСА МАРКЕТИНГА УП «МИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика УП «Минский мясокомбинат» 18
2.2. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия 21
2.3. Анализ комплекса маркетинга мясокомбината 26
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОАНИЯ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА УП «МИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Целесообразно рассмотреть финансовые показатели устойчивости предприятия за 2008 – 2010 гг., представленные в таблице 5.
Таблица 5 – Финансовые показатели устойчивости УП «Минский мясокомбинат»
Наименование показателя |
Норматив |
2008 |
2009 |
2010 |
Коэффициент текущей ликвидности |
>=1,5 |
2,25 |
2,34 |
2,45 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
>=0,2 |
-0,26 |
-0,07 |
-0,05 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
<=0,85 |
0,44 |
0,46 |
0,49 |
Предприятие является кредитоспособным, т. к. его доходы превышают расходы, но не в значительной степени. По данным таблицы можно сделать вывод, что коэффициент текущей ликвидности в рассматриваемом периоде 2008 –2010 гг. находится примерно на одинаковом уровне и соответствует норме, т. е. больше 1,5. Определив коэффициент текущей ликвидности УП «Минский мясокомбинат» на начало и конец 2010 г., можно сделать вывод, что предприятие имеет все шансы на получение кредита.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Минского мясокомбината не соответствует норме. В данном случае такой уровень свидетельствует о недостаточности у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами за период 2008–2010 гг. соответствует норме. В течение трех лет этот показатель имеет тенденцию к увеличению, что говорит о снижении способности организации рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Рассмотрев производственно-коммерческую деятельность Минского мясокомбината, можно сделать вывод, что она имеет положительную динамику развития. Т. е. наблюдается увеличение важных показателей — объема товарной продукции, прибыли от реализации, рентабельности, объема экспорта.
По отзывам работников торговли, минчане предпочитают покупать копчености, вареные колбасы и другие продукты из натурального мяса высокого качества. Продукция Минского мясокомбината всегда отвечала именно этому требованию, в ней до минимума снижены различные добавки и заменители мяса, чего нельзя сказать о российских аналогах. Для поддержания и в дальнейшем имиджа своей продукции как высококачественной, Минский мясокомбинат обеспечивает придание своей продукции следующих потребительских характеристик:
Исследовательская деятельность отдела реализации и маркетинга заключается в получении, обработке и анализе информации о внешней и внутренней деятельности комбината с целью полного удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей.
Исследование внешней среды проводится по следующим направлениям:
а) изучение потребителя и спроса. Сбор информации для изучения спроса осуществляется при сборе заявок потребителей, информации, полученной при изучении периодических изданий, на семинарах, при наблюдении за конкурентами, путем посещения торговых предприятий и проведения анкетирования.
б) выявление основных фирм-конкурентов на рынке. Изучение конкурентов осуществляется на основе сбора информации:
- о видах продукции,
стоимости, сроках и
- об особенностях и недостатках продукции конкурентов.
в) изучение уровня цен на мясные изделия конкурентов. Осуществляется сбор информации о ценах на аналогические виды продукции на рынке РБ, информация о ценах на рынке СНГ;
г) прочие внешние факторы, влияющие на деятельность предприятия (экономические, политические и природные).
Маркетинговая деятельность предприятия основана на оценке потенциального рынка, исходя из маркетинговых исследований, опыта работы и состояния производства продукции. Источниками информации при проведении маркетинговых исследований являются: анкеты и опросные листы, каталоги и справочники, прайс-листы, рекламные листы, журналы и газеты.
В рамках исследовательской деятельности отдела реализации и маркетинга проводятся мероприятия в соответствии с «Планом маркетинговой деятельности предприятия».
Реализация концепции маркетинга на предприятии предполагает создание соответствующей организационной структуры.
Руководство отделом реализации и маркетинга осуществляет начальник отдела реализации и маркетинга, который подчиняется заместителю генерального директора по коммерции и генеральному директору.
Функции сотрудников отдела реализации и маркетинга регламентируются соответствующими должностными инструкциями.
Инженер-маркетолог отдела реализации продукции и маркетинга относится к категории специалистов, назначается на должность и увольняется на основании приказа генерального директора по представлению начальника отдела реализации продукции и маркетинга.
Рассмотрим комплекс маркетинга УП «Минский мясокомбинат».
Мясокомбинат предлагает потребителям достаточно широкий ассортимент производимой продукции.
Ассортимент выпускаемых мясных изделий настолько широк, что даже самый взыскательный покупатель может выбрать продукт в соответствии с его вкусовыми предпочтениями и достатком.
УП «Минский мясокомбинат» предлагает разнообразные мясные продукты под торговой маркой «Мясная держава» — вареные колбасы, сосиски, сардельки, варено-копченые, полукопченые, сырокопченые и сыровяленые колбасы, ветчины, деликатесные продукты из говядины и свинины, традиционные белорусские мясные продукты, паштеты и пудинги.
Рекламный слоган торговой марки «Мясная держава»:
«Мясная Держава» — знатных угощений край!
На рисунке 1 изображен логотип торговой марки «Мясная держава», который содержит традиционный для мясокомбината образ «Бычок», текстовые расширения «Мясная держава» и «УП «Минский мясокомбинат»», уточняющие отношение логотипа к столичному предприятию.
Рисунок 1 – Логотип торговой марки «Мясная держава»
Особого внимания заслуживают мясные полуфабрикаты под торговой маркой «Кухаревич». Сегодня в ассортименте предприятия — натуральные крупнокусковые, порционные и мелкокусковые полуфабрикаты, котлеты, тефтели, фарши, пельмени, вареники, фрикадельки, сырые колбаски. Популярностью пользуются блинчики «Домашние» с разнообразными начинками. Комбинат также освоил большой ассортимент мясных полуфабрикатов высокой степени готовности, которые выпускаются в удобной эстетичной упаковке. Такие продукты экономят время хозяйкам на кухне и незаменимы на отдыхе. Рекламный слоган:
«Кухаревича» еда Вас порадует всегда!
На рисунке 2 представлен логотип торговой марки «Кухаревич», который содержит комбинированное обозначение «Кухаревич», выполненное оригинальным шрифтом в прямоугольной рамке, справа от надписи «Кухаревич» расположено изображение фантазийного героя.
Рисунок 2– Логотип торговой марки «Кухаревич»
Всего на предприятии производится 444 вида пищевой продукции, в том числе: колбасных изделий — 253, мясных полуфабрикатов — 141, 45 —субпродуктов, 5 видов пищевых жиров. В зависимости от технологии производства и используемого сырья колбасные изделия подразделяются на вареные, сосиски и сардельки, полукопченые, твердокопченые, копчености. К субпродуктовым изделиям относятся ливерные и кровяные колбасы, паштеты, зельцы и рулеты. К мясным полуфабрикатам относятся: мелкокусковые, порционные, мясокостные, бескостные, крупнокусковые, котлеты, фарши, пельмени, вареники, голубцы.
Ассортимент выпускаемой продукции по количеству видов и типовым представителям приведен в приложении В.
Необходимо
отметить, что на комбинате уделяется
большое внимание проблемам расширения
ассортимента и удовлетворения запросов
различных потребительских
Проблема совершенствования упаковки является одной из важнейших на предприятии, поскольку этот фактор оказывает существенное влияние на спрос. По мере насыщения рынка потребители предъявляют все большие требования к глубине товарного ассортимента, в том числе фасовке, нарезке и т. д.
Важнейшим потребительским параметром, во многом определяющим наличие продукции в торговой сети, являются сроки ее хранения. Используемые на предприятии колбасные оболочки позволяют хранить колбасы высшего сорта до 20 – 30 суток, бессортовые – 10 суток.
В целях выполнения мероприятий Государственной программы «Качество», а также повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и обеспечения стабильности производства предприятие получило сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям СТБ ИСО 9001 – 2001 и систему НАССР согласно требованиям СТБ 1470 – 2004 г.
На предприятии
имеются все необходимые
Действующий в настоящее время ассортимент позволяет переработать в колбасные изделия весь объем вырабатываемых субпродуктов 1 и 2 категорий.
По мясопродукции при установлении закупочных цен должны учитываться минимальные закупочные цены, установленные Советом Министров Республики Беларусь, а также предельные отпускные цены, установленные Министерством экономики РБ. В соответствии с Инструкцией «Об особенностях формирования закупочных цен на продукцию сельского хозяйства», на продукцию животноводства плановые калькуляции по обоснованию формируемых закупочных цен составляются на основе нормативно-прогнозной себестоимости в расчете на единицу продукции.
Производство продукции животноводства стимулируется путем установления надбавок к закупочным ценам на продукцию, реализуемую для государственных нужд.
Розничные цены на мясо (говядину и свинину) при разделке по сортам и по кулинарному назначению в розничной торговле и общественном питании определяются организациями торговли и общественного питания исходя из отпускных цен потушного мяса, сложившихся норм выхода различных сортов мяса, коэффициентов сортности, торговых надбавок не выше установленного предельного уровня и налога на добавленную стоимость.
Цели ценообразования УП «Минский мясокомбинат»:
-завоевание и поддержание лидерства на рынке;
-максимизация прибыли предприятия.
Для всех производителей
продукции на рынке Республики Беларусь,
в том числе и для
В мясной отрасли, где в себестоимости продукции более 80 % занимают сырье и основные материалы, цена почти полностью определяется именно этим фактором. В связи с этим единственным маневром для предприятия в части снижения уровня цен является максимальное использование сырья и снижение издержек производства. Это является основным путем повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и прибыльности предприятия.