Конкурентный анализ рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 22:04, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы направлена на рассмотрение вопросов конкурентоспособности гостиничных услуг и предприятий гостеприимства как объекта управления. В работе проведен анализ факторов конкурентоспособности гостиничного предприятия, рассматриваются показатели оценки конкурентоспособности гостиничных предприятий и их услуг.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 . Конкурентоспособность гостиничных услуг и предприятий гостеприимства как объект управления 4
1.1. Социально-экономическая сущность конкуренции в гостиничном бизнесе. 4
1.2. Конкурентоспособность гостиничного предприятия и его услуг в условиях современного рынка. 5
1.3. Факторы конкурентоспособности гостиничного предприятия. 9
ГЛАВА 2. Методы и показатели оценки конкурентоспособности 16
2.1.Показатели оценки конкурентоспособности гостиничных услуг. 16
2.2.Методы оценки и пути повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия. 24
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 470.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет туризма и сервиса

Кафедра управления и технологий в туризме и сервисе

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

««Маркетинг гостиничных услуг»»

 

 

на тему: «Конкурентный анализ рынка»

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнил(а):

          

                 

                                         Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочи 2013

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России ежегодно достаточно быстрыми темпами растет количество гостиниц, что, соответственно, создает на рынке жесткую конкуренцию.

Конкуренция - сильный стимул для улучшения работы гостиницы. Это обстоятельство, в свою очередь, обуславливает необходимость внесения адекватных изменений в систему и методы управления гостиницами независимо от их размеров и класса предоставляемых услуг. При этом во всех сферах их деятельности (управление, маркетинг, финансы, обслуживание клиентов, качество услуг, кадровый потенциал и др.) заложены резервы повышения конкурентоспособности.

В связи с постоянно возрастающей конкуренцией между гостиницами и гостиничными сетями, неизбежным является необходимость повышения результативности работы гостиничных комплексов, внедрение инновационных методов и технологий в деятельность гостиниц и управление ими, повышение качества обслуживания клиентов, повышение профессионализма сотрудников и т.п. Все это позволит гостиничным комплексам достичь конкурентных преимуществ.

В гостиничном хозяйстве слово «сервис» означает систему мер, обеспечивающих высокий уровень комфорта, удовлетворяющих самые разнообразные бытовые, хозяйственные и культурные запросы гостей. И с каждым годом эти запросы и требования к услугам повышаются. И чем выше культура и качество услуг и обслуживания гостей, - тем выше имидж гостиницы, тем привлекательнее она для клиента и, что не менее важно сегодня, тем успешнее функционирование гостиницы.

Одним из основных направлений формирования стратегических конкурентных преимуществ в гостиничном бизнесе является предоставление услуг более высокого качества по сравнению с конкурентами. Необходимой составляющей качества гостиничной услуги является качество обслуживания, уровень которого обеспечивается коллективными усилиями работников всех служб гостиницы, постоянным и эффективным контролем со стороны администрации, проведением работы по совершенствованию форм и методов обслуживания, изучению и внедрению передового опыта, новой техники и технологий, расширению номенклатуры и совершенствованию качества предоставляемых услуг.

Цель контрольной работы направлена на рассмотрение вопросов конкурентоспособности гостиничных услуг и предприятий гостеприимства как объекта управления. В работе проведен анализ факторов конкурентоспособности гостиничного предприятия, рассматриваются показатели оценки конкурентоспособности гостиничных предприятий и их услуг.

 

 

 

 

Глава 1 . Конкурентоспособность гостиничных услуг и предприятий гостеприимства как объект управления

 

1.1. Социально-экономическая сущность конкуренции в гостиничном бизнесе.

Конечная цель любого предприятия гостеприимства - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных его усилий. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с услугами конкурентов. Многие авторы считают, что рыночная конкуренция - это борьба между предприятиями за потребителя, которую они ведут на доступных рынках. В условиях рыночных отношений действия участников хозяйственной деятельности осуществляются в личных интересах. Конкуренция же корректирует их действия и направляет в русло, благоприятное для общества. В результате побеждает то предприятие, тот предприниматель, который успешнее удовлетворяет запросы потребителей.

Предприятия, добиваясь в конкурентной борьбе увеличения собственных выгод, в то же время обеспечивают и общественные интересы. В гостиничном бизнесе это проявляется в том, что внедряются новые технологии выполнения услуг и обслуживания клиентов, современные методы управления персоналом, основывающиеся на опыте западного менеджмента, рационально используются ресурсы предприятия и др. В этом заинтересовано само предприятие. Между тем, эффективная деятельность гостиничного предприятия осуществляется в интересах всего общества, так как способствует более полному удовлетворению его потребностей.

Таким образом, конкуренция является важнейшим механизмом стимулирования эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.

Под конкуренцией (от лат. Сoncurrentia - сталкиваться) понимается состязательность  хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке1.

Конкурент (от лат. concurriens - состязающийся) - лицо, группа лиц, фирма, предприятие, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать то же положение на рынке2.

Для понимания механизма конкуренции в гостиничном бизнесе большое значение имеет выявление причин, за счет которых удается обойти конкурентов. В реальной практике в качестве таких причин принято выделять ценовые и неценовые факторы и соответствующие им виды конкуренции.

Ценовая конкуренция представляет собой форму конкуренции, основанную на более низкой цене предлагаемой  услуги.

Неценовая конкуренция имеет широкое распространение там, где решающую роль играют качество услуги, ее доступность, безопасность, культура обслуживания и др., т.е. факторы, косвенно связанные и вовсе не зависящие от цены.

Особенность современного этапа развития отечественной экономики состоит в том, что в распоряжении российских ученых находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции.

Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ, без которых невозможно достижение конкурентоспособности. Однако наличие отдельных конкурентных преимуществ не означает автоматическое предпочтение потребителями того или иного гостиничного предприятия. Только в комплексе они могут оказать решающее влияние при выборе потребителем предпочтительной для него гостиничной услуги. Кроме того, на конкурентоспособность влияют стратегические и тактические изменения на рынке, несвязанные с деятельностью предприятия сферы гостеприимства (изменения спроса, демографические сдвиги, развитие туризма, международная ситуация, экономическая и политическая обстановка в стране и т.д.).

Конкурентоспособность гостиницы обусловливается ее финансовым положением, уровнем организации деятельности оказанию услуг, уровнем организации и управления маркетингом, состоянием инфраструктуры, обеспечением безопасности проживания, расположением предприятия, квалификацией персонала, классностью и качеством обслуживания потребителей.

1.2. Конкурентоспособность  гостиничного предприятия и его  услуг в условиях современного рынка.

Конкурентоспособность каждой отдельно взятой услуги определяется как их относительное преимущество по сравнению с аналогичными услугами при выборе, осуществляемом потенциальным клиентом. Понятие конкурентоспособности организации, осуществляющей деятельность в индустрии гостеприимства, более сложное, включающее в себя преимущества не только по качеству предлагаемых услуг, но также и преимущества, которые дает удачное размещение гостиницы, высокий профессионализм персонала, эффективная работа в области маркетинга, качество принятия управленческих решений, эффективные методы управления персоналом, финансовая устойчивость и многое другое.

В современных условиях хозяйствования, исследуя проблему конкурентоспособности предприятий сферы гостеприимства, необходимо учитывать следующие обстоятельства3.

1. В гостиничном хозяйстве России появились дорогие отели высокого класса(4-5 звезд). Это, как правило, отели, где соучредителями являются зарубежные компании, которые предлагают современные технологии обслуживания потребителей в соответствии с международными стандартами и правилами.

2. В связи с распадом СССР уменьшились взаимосвязи между бывшими союзными республиками, что сократило поток посетителей с деловыми целями и в качестве туристов.

3. Произошел резкий спад въездного туризма, так как большинство тех, кто хотел посетить Россию, уже побывал здесь, а тех, кто хочет побывать у нас пугают целый ряд факторов, связанных с криминогенной обстановкой, увеличением терроризма и многим другим.

4. За последние годы резко  увеличился выездной туризм, появилась возможность сравнить уровень обслуживания в зарубежных гостиничных предприятиях с тем, что предоставляют отечественные гостиницы. Данное сравнение оказалось не в пользу российских предприятий.

Все эти факторы повлияли на снижение загрузки номерного фонда имеющихся гостиничных предприятий. Если раньше гостиницы были в основном бюджетными организациями, то сейчас в основном - это сфера частного капитала, следовательно, от загрузки номерного фонда прямо зависит доход гостиницы.

Повышение напряженности в конкурентной борьбе за каждого клиента ведет к изменениям в отношениях с работниками, поэтому гостиничные предприятия повышают требования к персоналу. Таким образом, возросла конкуренция не только в борьбе за клиента, но и за рабочие места.

В реальных условиях учесть всех конкурентов отдельно взятого гостиничного предприятия достаточно сложно, поскольку на рынке данных услуг представлено значительное число конкурирующих предприятий, исследовать каждое из которых не представляется возможным. В связи с этим целесообразно из общего числа предприятий на рынке выделить те, которые имеют сходство основных параметров.

Этот же подход можно использовать при выходе нового предприятия гостеприимства на рынок. Группа предприятий, имеющих сходные параметры, носят название «стратегическая группа». Такими параметрами могут быть: цена услуги, качество услуги, качество обслуживания, наличие дополнительных услуг и т.п. На практике для выделения стратегических групп удобно использовать табличный метод.

Конкурентное преимущество гостиничной организации - это те характеристики, свойства гостиничных услуг, которые создают для гостиницы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к базовой услуге (проживание, питание), к дополнительным услугам, к технологиям организации и обслуживания, формами продвижения услуг, специфичными для конкретной гостиницы. Конкурентное преимущество является относительным, определяемым по сравнению с предприятиями конкурентами, занимающими наилучшие позиции в стратегической группе.

Различают стратегические и тактические факторы конкурентного преимущества. Тактические факторы конкурентного преимущества обеспечивают конкурентоспособность гостиницы в текущем периоде (в пределах одного года), стратегические же факторы конкурентного преимущества направлена на обеспечение конкурентоспособности гостиничного предприятия в будущем.

Менеджерам предприятий сферы услуг гостеприимства важно концентрировать свое внимание на стратегических факторах конкурентных преимуществ, т.е. на выполнение услуг высокого качества, соответствующего класса обслуживания, внедрении информационных технологий и др.

Существует два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализация. Под более низкими издержками понимается не просто меньшая сумма затрат на выполнение и реализацию услуг гостеприимства, чем у конкурентов, а способность предприятия разрабатывать и выполнять услугу более эффективно, чем конкуренты. То есть весь цикл операций по оказанию гостиничных услуг необходимо осуществить с меньшими затратами и в более короткие сроки.

Специализация - это способность удовлетворять особые потребности клиентов и получать за это более высокую по сравнению с конкурентами цену. Иными словами, для обеспечения такого типа конкурентных преимуществ необходимо научиться искусству выделяться среди конкурентов, предлагая гостю услугу, заметно отличающуюся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором потребностей, которые она может удовлетворить, реально интересующих покупателя.

При этом, в любой момент времени, строится стратегия обеспечения конкурентоспособности, опираясь лишь на один из видов конкурентных преимуществ - либо на более низкие издержки, привлекая покупателей относительной дешевизной услуг по сравнению с конкурентами, либо на специализацию, вызывая интерес у наиболее взыскательных и требующих, прежде всего, высокого качества и удовлетворения особых потребностей клиентов.

На основании типов конкурентных преимуществ, выбирается наиболее приемлемая стратегия обеспечения и поддержания конкурентоспособности гостиничного предприятия. Возможные стратегии обеспечения конкурентоспособности, основанные на различных типах конкурентных преимуществ, представлены на рисунке 1.

Отдельные гостиничные предприятия развивают свою деятельность по стратегии «уникальность и лидерство». Такие предприятия обеспечивают высокий класс обслуживания клиентов, широко используя западный стиль руководства, четко выстроенную систему маркетинга.

Информация о работе Конкурентный анализ рынка