Конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг [6] – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать свою цену.

Файлы: 1 файл

Диплом Мн конкурентоспособность стран.docx

— 317.15 Кб (Скачать файл)

 Отечественные эксперты не  спешат соглашаться с IMD World Competitiveness «Результаты исследования выглядят странно. Локомотив мирового кризиса – США, уже несколько лет катящиеся к стагнации и даже рецессии, – на первом месте в рейтинге конкурентоспособности», – недоумевает старший эксперт инвестиционного холдинга «Финам» Дмитрий Баранов. Россию, убежден он, авторы рейтинга существенно недооценивают. По сути, Россия по темпам роста большинства отраслей опережает те же США. «Конечно, рейтинг строится по формальным критериям. Как результат, высокие цены на нефть привели к росту доходов от ее продажи, что позволило сделать преувеличенные выводы о дисбалансах российской экономики. Но в целом ситуация значительно лучше, чем это показывают цифры», – говорит Баранов. «Что касается снижения эффективности бизнеса, то, на мой взгляд, недостаточно учтен тот фактор, что Россия активно занимается расширением и инвестированием в новые виды и отрасли, – добавляет генеральный директор НКГ «2К Аудит –Деловые консультации» Тамара Касьянова. – Бизнесмены в последнее время не стремятся к извлечению части прибыли из компаний, а занимаются реинвестированием: направляют средства на приобретение новых предприятий за пределами страны, занимаются модернизацией и расширением действующего производства». Неудовлетворительное состояние инфраструктуры – действительно тема для критики. Но надо учитывать, что Россия – одна из самых больших стран по территории. К тому же у нас в последнее время настоящий строительный бум, в том числе и в инфраструктурных отраслях, напоминает эксперт. Однако, поскольку сооружение дорог, сетей, портов требует значительных вложений, сроки окупаемости по которым очень длительны, то резких изменений здесь не произойдет, признает Касьянова. Но даже если оценка не вполне справедлива, учесть советы зарубежных коллег стоит.

 Кроме этого можно выделить  ряд других преимуществ, которыми  Россия обладает в настоящее  время: 

1.                наша страна располагает значительной  частью ресурсного потенциала  планеты. Это крупные, экономически  привлекательные и сравнительно  недорогие для внутренних потребителей  запасы энергии и другие полезные  ископаемые. Валовая стоимость балансовых  запасов России по 50 видам полезных  ископаемых оценивается в $30 трлн. (свыше $200 тыс. на одного жителя); прогнозный потенциал природных  ресурсов оценивается в $140 трлн., что более чем вдвое, превышает  суммарное национальное богатство  Японии; в России сосредоточено  13% мировых разведанных запасов  нефти, 36% - газа, 12% - угля; 1 место по  дешевизне электроэнергии для  промышленных потребителей (62% от  уровня Китая, 47% от США, 30% от Германии  и 15% от Японии), что дает ей  бесспорное преимущество. Однако  из этого не вытекает автоматически  конкурентоспособность нашей экономики,  поскольку естественными условиями  нужно уметь воспользоваться.  В настоящее время существуют  «уникальные» российские трудовые  и интеллектуальные ресурсы, а ведь именно они дают существенную возможность создания конкурентоспособного продукта;

2.                значительный экологический и  геоэкономический потенциал территории. Страна обладает повышенной экологической  "прочностью", что позволяет  с меньшими издержками реализовать  концепцию устойчивого развития  и получить реальные экономические  выгоды в общемировом масштабе (выбросы СО2 на единицу площади РФ в 2 раза уступают среднемировому значению и в 3,5 раза величине для промышленно развитых стран;

3.                на Россию приходится почти  четверть всех мировых площадей, занятых лесонасаждениями;

4.                огромные размеры российской  территории определяют ее значительный  транзитный потенциал в области  транспорта, связи и телекоммуникаций;

5.                евразийский статус страны создает  благоприятные возможности для  участия в различных торгово-экономических,  интеграционных и других региональных  объединениях;

6.                квалифицированная и недорогая  рабочая сила. 3 место по уровню  грамотности населения (99,5% всего  взрослого населения против 87,5% в  Малайзии, 84% в Бразилии и 82,9% в  Китае);

7.                высокий инновационно-технологический потенциал. II место по количеству научно-исследовательского персонала (в эквиваленте полного рабочего времени) и 7 место по этому показателю в расчете на душу населения (в 2,2 раза больше Ю. Кореи, в 2,8 раза - Венгрии, в 4,9 раза - Аргентины, в 9,2 раза - Китая, в 16,1 раза - Турции, в 19,8 раза - Малайзии);

8.                 5 место по количеству выданных  резидентам патентов (в 4,0 раза  больше Великобритании, в 11,6 раза - Китая, 47,3 раза - Бразилии, 73,1 раза - Венгрии).

9.                И в завершении всего приведенного  выше анализа можно сделать  вывод, что Россия обладает  всеми условиями, чтобы занимать  достойное место в группе лидеров  по рейтингу конкурентоспособности,  чтобы все российские субъекты (предприятия, отрасли, регионы)  могли конкурировать и были  конкурентоспособны как на национальном, так и на мировом рынке. 

 В разделе 2.2 рассмотрены  основные пути повышения конкурентоспособности  российских предприятий, как основного  субъекта теории конкурентоспособности. 

2.2 Пути повышения конкурентоспособности  российских субъектов (на примере  предприятия) 

 С момента создания и в  процессе функционирования каждая  промышленная и коммерческая  компания поставлена перед проблемой  обеспечения конкурентоспособности,  в том числе международной.  Международная конкурентоспособность  любого хозяйственного субъекта  складывается из ряда преимуществ,  которые выявляются на мировом  рынке путем сопоставления с  соответствующими показателями  зарубежных фирм-конкурентов. 

 Статистические исследования  показывают, что среди российских  компаний международной конкурентоспособностью  обладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске уникального современного технологического оборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих транснациональных корпораций.

 В борьбе на мировых товарных  рынках российские компании могут  использовать лишь ценовые факторы.  Нередко, чтобы закрепиться на  зарубежном рынке, они прибегают  к продаже товаров по демпинговым ценам. Однако в долгосрочной перспективе такая политика может иметь и обратный эффект, то есть привести не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а, наоборот – к сужению доли на рынке или полному вытеснению с него. Поэтому недостаточно использовать лишь ценовой фактор в современной борьбе за мировые рынки. Необходимо активно реализовать преимущества научно-технической революции и международного разделения труда, которые на деле доступны лишь крупным транснациональным компаниям.

 Официально пока ни одна  российская компания не сырьевых  отраслей не входит в списки  ТНК. Однако по таким показателям,  как объем продаж и число  занятых, около двух десятков  компаний можно условно (поскольку,  как правило, они ведут производственную  деятельность за рубежом) отнести  к разряду транснациональных. 

 К транснациональным компаниям,  относятся в основном компании  топливно-энергетического комплекса  такие как: РАО «ЕЭС России»,  РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», и др.

 В настоящее время, наиболее  разумный путь к процветанию  и повышению конкурентоспособности  на внешнем рынке – это включение  принципов устойчивого развития  во все сферы предпринимательской  деятельности, поэтому, основываясь  на научную литературу, следует  выделить шесть основных факторов, по которым предприятия должны  строить свою конкурентоспособность. 

1.                Структурные факторы: 

             в производственной структуре  необходимо проектировать предприятия  на основе гибких производственных  систем, из автоматизированных модулей  и систем;

             миссией организации должна быть  оригинальная идея, эксклюзивная  сфера деятельности, конкурентоспособный  продукт или популярная товарная  марка и пр.;

             организационная структура должна  строиться на основе дерева  целей предприятия, с координацией  всех работ менеджера по конкретному  товару;

             специализацию и концентрацию  производства необходимо осуществлять  на основе анализа рациональности  структур и процессов, применяя  методы моделирования; 

             выполнять комплекс работ по  унификации и стандартизации  выпускаемой продукции с целью  их упорядочения по типоразмерам, видам, методам и т.д.;

             в учет и регулирование производственных  процессов необходимо включить  средства автоматизации мониторинга,  принципы пропорциональности, непрерывности,  точности, параллельности, ритмичности  отдельных процессов и др.;

             среди персонала необходимо осуществлять  отбор, выбирая более квалифицированных  рабочих, чтобы создать условия  для продвижения, мотивируя качественный  и эффективный труд с целью  обеспечения его конкурентоспособности; 

             при проектировании и развитии  структур в информационные системы  следует закладывать качественную  информацию и нормативно-методические  документы; 

             при выборе сферы деятельности  и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т.д. анализировать  силу конкуренции и выбирать  конкурентных поставщиков. 

2.                Ресурсные факторы: 

2.2.         постоянно  анализировать конкурентную среду,  количество поставщиков, силу  конкуренции между ними, их конкурентоспособность  для выбора наилучших; 

2.1.         следить  за параметрами рынка, чтобы  не упустить возможность получить  качественное и дешевое сырьё; 

2.2.         стимулировать  проведение подробного анализа,  так как в будущем экономия  ресурсов у потребителей товаров  будет приоритетным направлением  деятельности предприятия, т.е.  вести учет и анализ использования  всех видов ресурсов по всем  стадиям жизненного цикла крупных  объектов предприятия; 

2.3.         стимулировать  проведение функционально-стоимостного  анализа выпускаемой продукции  и элементов производства;

2.4.         поддерживать  работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции  – экономия ресурсов и повышение  качества жизни. 

3.                Технические факторы: 

3.1.          проводить  работу по увеличению количества  изобретений и патентов, включая  патентованные технологии;

3.2.          увеличивать  удельный вес прогрессивного  технологического оборудования, снижать  его средний возраст; 

3.3.          следить  за качеством изготовления товаров,  применяя современные методы  контроля.

4.                Управленческие факторы: 

4.1.          повышать  статус высококвалифицированных  менеджеров;

4.2.          по  результатам анализа законов  предприятия, разрабатывать и  реализовать мероприятия по совершенствованию  процессов; 

4.3.          соблюдать  высокую дисциплину организации  поставок сырья, материалов, комплектующих  изделий по принципу («точно в  срок»);

4.4.          укреплять  дисциплину поставок при удорожании  производственных площадей (одно  из эффективнейших направлений  конкурентной борьбы);

4.5.          применять  научные методы управления;

4.6.          проводить  внутреннюю и внешнюю сертификацию  продукции и систем, т.е. систему  управления качеством, которая  должна соответствовать международным  стандартам (удержание его возможно  при достижении высокой конкурентоспособности  выпускаемой продукции).

5.     Рыночные факторы: 

5.1.          необходимо  изучать параметры рынков и  проводить мониторинг рыночной  инфраструктуры;

5.2.         обеспечить  доступ к рынку новых технологий;

5.3.         принимать  меры по стабилизации всех  конкурентных преимуществ (добиться  или продолжать удерживать лидирующее  положение на рынке товаров);

5.4.         обеспечить  высокую патентоспособность товаров,  чтобы быть более конкурентоспособным,  по сравнению с товарами-заменителями;

5.5.         повышать  уровень логистики и уровень  квалификации маркетологов и  работников сбыта; 

5.6.         выбирать  высоко квалифицированных работников рекламы и обладать достаточным количеством средств на неё;

5.7.         повышать  эффективность системы стимулирования  сбыта и послепродажного обслуживания;

5.8.         обладать  достоверным прогнозированием политики  ценообразования и рыночной инфраструктуры.

6.     Фактор эффективности  функционирования организации: 

6.1.          повышать  научный уровень управления;

6.2.         прослеживать  интенсивность капитала (по коэффициентам  оборачиваемости видов ресурсов  или капитала);

6.3.         прослеживать  финансовую устойчивость функционирования  организации; 

6.4.         повышать  эффективность использования всех  ресурсов, чтобы в основном преобладала  доля экспорта наукоёмких товаров. 

 Подводя итоги можно сказать,  если предприятие будет выполнять  все требования, из предложенного  мною перечня, или хотя бы  большую часть, то его вполне  можно будет считать конкурентоспособным.  И чем больше оно будет иметь  конкурентных преимуществ перед  конкурентами, тем выше её конкурентоспособность,  живучесть, эффективность, перспективность. 

Информация о работе Конкурентоспособность