Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:34, дипломная работа
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг [6] – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать свою цену.
емного капитала — все это помогает наращиванию произво-
дительности. Производимые в стране продукты и услуги ста-
новятся более совершенными, но технологии по-прежнему
в основном импортируются. Эти технологии привносятся пу-
тем их лицензирования, использования на совместных пред-
приятиях, а также имитации. Но компании уже не только при-
меняют эти технологии, но и улучшают их. Цепочки создания
ценностей для таких компаний становятся длиннее. Страны,
находящиеся в стадии преобладания инвестиционных предло-
жений, сосредотачиваются на производстве и экспорте сер-
висных услуг. Такие страны подвержены высокому риску фи-
нансовых кризисов в целом и кризисам в отдельных отраслях.
Россия, по определению WEF, находится на второй стадии.
На третьей стадии основным фактором конкурентоспособ-
ности является способность создания инновационных про-
дуктов и услуг с использованием наиболее передовых техно-
логий. Все составные части бизнес-среды этих стран хорошо
развиты. Такие страны характеризуются совокупностью силь-
ных отраслей, для которой не существует предела развития.
Институты и механизмы, обес печивающие инновационные
процессы, работают очень эффективно. Компании конкури-
руют в области обладания уникальными технологиями. Сфе-
ра сервиса в странах с преобладанием инновационных пред-
ложений имеет очень большую долю в экономике, а в целом
такие страны более устойчивы к нестабильности экономиче-
ской среды и кризисам. На третьей стадии находятся, напри-
мер, страны Скандинавии, США.
Оценивая
анализировать значения факторов, составляющих GCI, так
как сам рейтинг
разъяснить природу этой конкурентоспособности. Именно
поэтому в своем отчете WEF приводит рейтинги стран по от-
дельным факторам и индикаторам. Кроме того, сама мето-
дика уже является ключевой схемой для разработки нацио-
нальными институтами развития стратегических приоритетов
на основе сравнительного
анализа структурных
национальной
В результате многолетних исследований WEF были разра-
ботаны основополагающие рекомендации для повышения
конкурентоспособности стран:
• стабильное и предсказуемое законодательство;
• гибкая структура экономики;
• инвестиции в традиционную и технологическую инфра-
структуру;
• стимулирование частных сбережений и внутренних инве-
стиций;
• повышение агрессивности экспорта наряду с привлечени-
ем прямых иностранных инвестиций;
• улучшение качества, оперативности и прозрачности управ-
ления и администрирования;
• взаимообусловленность заработной платы, производи-
тельности труда и налогов;
• сокращение разрыва между минимальными и максималь-
ными заработками в стране и укрепление среднего клас-
са;
• значительные инвестиции в образование, особенно сред-
нее, а также в непрерывное повышение квалификации ка-
дров;
• баланс преимуществ глобализации экономики и нацио-
нальных особенностей и предпочтений.
По нашему мнению, эти рекомендации не теряют своей ак-
туальности и в условиях необходимости преодоления по-
следствий нынешнего мирового кризиса.
Россия находится примерно в середине рейтингового спи-
ска GCI. Так, в 2008 г. наша страна заняла 58-е место среди
131 страны, принимавшей участие в исследовании, в 2007 г.
— 59-е место среди 122 стран. Анализ оценок, полученных
для России по трем основным субиндексам в 2008 г. [2], по-
казывает, что наивысший результат (48-е место из 131) по-
лучен по субиндексу «Факторы, повышающие эффективность
бизнес-среды». Среди факторов этой группы выделяются та-
кие, как «Размер рынка» (9-е место), «Эффективность рынка
труда (27-е место), «Среднее, высшее и специальное/про-
фессиональное образование (45-е место).
По субиндексу «Базовые требования» Россия находится на
68-м месте. Фактору «Стабильность макроэкономической
среды отдано 37-е место, а фактору «Институты» 116-е (!)
место.
КО Н К У Р Е Н Т О С П О С О Б Н О С Т Ь С Т РА Н .
Е Е О Ц Е Н К А И Р О Л Ь В П Р Е О Д О Л Е Н И И
П О С Л Е Д С Т В И Й Э КО Н О М И Ч Е С КО Г О К Р И З И С А
Страны, находящиеся
в стадии преобладания
инвестиционных
предложений,
сосредотачиваются
на производстве и экспорте
сервисных услуг.
Такие страны подвержены
высокому риску финансовых
кризисов в целом и кризисам
в отдельных отраслях.
Россия, по определению
WEF, находится на второй
стадии
06_Kach_10_09.indd 69 06_Kach_10_09.indd 69 24.09.2009 14:19:30 24.09.2009 14:19:3070
СТАНДАРТЫ И КАЧЕСТВО / 102009
Субиндекс «Инновационные факторы и факторы совер-
шенства бизнеса» занимает 77-е место. В этой группе фак-
тор «Инновации» занял 57-е место, фактор «Совершенство
бизнеса» — 88-е место.
Таким образом, основными конкурентными преимуще-
ствами российской экономики в настоящее время остаются
развитие среднего, высшего и специального/профессио-
нального образования, эффективность рынка труда, размер
рынка, стабильность макроэкономической среды и иннова-
ционное развитие. В этой связи можно сделать вывод, что
в условиях кризисного состояния экономики эти конкурент-
ные преимущества необходимо сохранить, поскольку имен-
но они поддерживают
конкурентоспособность
экономики.
Что же касается факторов, оказывающих негативное влия-
ние на GCI России, то к ним прежде всего можно отнести
развитие финансового рынка (109-е место) и институцио-
нальное развитие (116-е место). Соответственно для пре
одоления финансового
кризиса целесообразно
общественно-государственный контроль над финансовой
сферой, ограничить спекулятивные финансовые операции
и доходы от них. При этом необходимо социальное ограниче-
ние инвестиций в финансовые спекуляции и вытеснение ка-
питалов из этой сферы (за счет прямых институциональных
ограничений, специального повышенного налогообложения
и т.п.). Для поддержания производства материальных благ и
услуг могут использоваться механизмы прямого государ-
ственного кредитования и финансирования, конкретных про-
грамм подъема и развития отраслей экономики, определяю-
щих уровень национальной конкурентоспособности.
Низкий уровень
экономики предопределяют низкие уровни защиты имуще-
ственных и интеллектуальных прав и доверия к политическим
структурам. В качестве одной из основных причин снижения
рейтинга
зывают слабость государственных институтов. Частный биз-
нес в России испытывает серьезные опасения по поводу не-
зависимости судебных органов и защиты правопорядка.
Правовая помощь в России, в отличие от наиболее конкурен-
тоспособных экономических систем мира, — медлительная,
непрозрачная и очень затратная. Судебная защита отнимает
много времени, имеет непредсказуемые результаты и явля-
ется бременем в структуре издержек предприятий.
Результаты исследований показывают, что в России суще-
ственно различаются качество бизнес-климата различных
регионов, а также условия ведения бизнеса в международ-
ных и крупнейших российских компаниях, с одной стороны, и
малого и среднего бизнеса — с другой.
Проведенное исследование говорит о необходимости
значительных реформ в институциональном развитии рос-
сийской экономики, создания условий для развития пред-
принимательства, поддержки малого и среднего бизнеса,
реорганизации различных структур государственного управ-
ления. Как показывает международный опыт и результаты
анализа ситуации в России [4], важную роль в повышении
конкурентоспособности могут играть региональные власти,
например, в рамках программ по повышению конкуренто-
способности регионов и отдельных региональных отрасле-
вых кластеров.
Анализ WEF по глобальной конкурентоспособности широ-
ко признается в мире как ведущее сравнительное исследо-
вание факторов, влияющих на конкурентоспособность стран
и их экономический рост. Соответственно анализ индексов
конкурентоспособности стран и их составляющих способ-
ствует пониманию правительствами различных стран состо-
яния экономики и условий ее стабильного развития, дости-
жения экономического роста. В свою очередь, такое пони-
мание приводит к выработке правильной экономической
политики, в том числе и в сложных условиях экономического
кризиса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Porter M.E., Sala-i-Martin X., Schwab K. The Global Competitiveness Report 2007—2008, World Economic Forum. — Geneva,
2007.
2. The Global Competitiveness Report 2008—2009 // www.weforum.
org/documents/GCR0809/index.
3. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. — N. Y.: The Free
Press, 1990.
4. Фатхутдинов Р.А. Ориентация на конкурентоспособность //
Стандарты и качество. — 2007. — № 12.
Елена Анатольевна ГОРБАШКО —
доктор экономических наук, профессор,
проректор по качеству и образовательным проектам,
заведующая кафедрой экономики и управления качеством
Санкт-Петербургского государственного университета
экономики и финансов (СПбГУЭФ);
Игорь Иванович ДЮКОВ —
кандидат технических наук, директор по дипломному
проектированию МВА Стокгольмской школы экономики;
Константин Михайлович ТУМАНОВ —
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
и управления качество
http://sserussia.org/
Международная конкурентоспособность стран
http://www.dissercat.com/
Актуальность темы исследования.
В условиях рыночной экономики конкуренция существе
Конкуренция — одна из самых
главных черт рыночного хозяйства.
Именно конкуренция обеспечивает творческую
свободу личности, создает условия
для ее самореализации в сфере
экономики путем разработки и
создания новых конкурентоспособных това
Показателем признания ведущей
роли конкуренции для успешного
функционирования рыночного хозяйства
является тот факт, что в большинстве
стран мира, включая страны с переходной
экономикой, к настоящему времени
приняты законы о конкуренции
и созданы национальные органы, занимающиеся
этими вопросами.Конкурентоспос