Конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг [6] – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать свою цену.

Файлы: 1 файл

Диплом Мн конкурентоспособность стран.docx

— 317.15 Кб (Скачать файл)

Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует достаточно тесная внутренняя и внешняя зависимость и взаимозависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель ее конкурентоспособности.

В самом общем виде конкурентоспособность  страны можно определить, как ее способность в условиях свободной  добросовестной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан. Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией - Всемирный экономическим форумом в 1986 году. Ежегодный доклад по конкурентоспособности стран на мировой арене до 1996 хода готовился под эгидой Всемирного экономического форума Международным институтом менеджмента и развития (Лозанна) с привлечением материалов, еще 23 международных экономических институтов.

Впервые Россия была представлена в аналитическом докладе о  конкурентоспособности стран мира в 1994 году, однако страна не ранжировалась среди других государств мира по совокупному индексу конкурентоспособности, а была представлена лишь в сравнительных таблицах по основным макроэкономическим показателям и специальных таблицах по отдельным факторам конкурентоспособности. В список стран мира, ранжируемых по конкурентоспособности на мировом рынке, Россия впервые была включена лишь в 1996 году, заняв в нем последнее — 48-е место и уступив практически всем промышленно развитым государствам и новым индустриальным странам.

Полноценное и эффективное  вхождение России в мировую экономику настоятельно требует широкого развертывания исследований по этой проблематике, выявления особенностей современной конкуренции и анализа конкурентных преимуществ России, определения условий, необходимых для реализации, развития и упрочения этихпреимуществ.

В современных условиях, когда в  целом отброшены идеологические пристрастия и экономическая  конкуренция принимает все более  жесткий обнаженный характер, это  направление исследований, на наш  взгляд, становится все более важным и актуальным.

Цель диссертационного исследования заключается в определении факторов влияющих на развитие международной  конкуренции и повышение конкурентоспособности  стран в условиях современного мирового рынка.

Для достижения указанной цели в  диссертационной работе были поставлены следующие задачи: а) теоретико-методологического  плана:

- определение основных принципов  развития конкуренции;

- выявление предпосылок для  ее адаптации и активизации  в условиях современной экономики;

- определение роли основных  факторов воздействующих на развитие  конкурентоспособности стран в  современных условиях глобализации; б) научно-практического плана;

- определить особенности  международной конкурентной среды в XXI веке;

- обосновать предложения по  развитию конкурентоспособности  России в целях укрепления  ее положения на мировом рынке.

Объектом исследования являются конкурентоспособности  различных стран мира.

Предмет исследования в данной диссертации  представляют собой факторы, влияющие на конкурентоспособность стран  и те тенденции, которые происходят на мировом рынке в начале нынешнего  столетия, в период необходимости формирования новых источников повышения национальной конкурентоспособности отраслей экономики и необходимости структурной перестройки экономики России.

Методологические основы исследования. Теоретическую основу данной работы составили труды по предпринимательству таких корифеев научной мысли, как И. Шумпетера, Людвига фон Мизеса и Фридриха Хайена. Существенный вклад в развитие этих идей внес И. Кирцнер, убедительно доказавший, что состояние неравновесияэкономических систем заслуживает такого же внимания, как и равновесное. Это утверждение остается актуальным и сейчас, т.к. остается открытым вопрос о качестве переходности в развитии хозяйственных целостностей, для которых типичными стали неплатежи, бартер, взаимозачеты как формы проявления неравновесного состояния экономикпостсоциалистических стран. «Конкуренция и предпринимательство» - самая известная книга И. Кирцнера, в которой он формирует теорию рыночного процесса, который он считает и конкурентным и предпринимательским по своей сути и рассматривает его как общественный инструмент мобилизации всех частиц знания, рассеянного в экономике. Единственная книга Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» выдержала восемь изданий и легла в основу ряда монографий, которые вошли в многотомную серию исследований. Временной национальной экономической комиссии, созданной в 1938 г. в США по инициативе Ф. Рузвельта для изучения степени концентрации экономической мощи в руках монополий. Э. Чемберлин считал, что монополистическая конкуренция - одна из характеристик нормального равновесного состояния рынка. С одной стороны, он признает многообразие форм конкурентной борьбы и возможность различного сочетания элементов конкуренции и монополии на различных отраслевых и локальных рынках. С другой стороны, Э. Чемберлин стремится сохранить идею общего рыночного равновесия, единства и взаимосвязи рынков, единства ценообразования и для этого вынужден делать явно искусственные допущения о «симметрии» отклонений от состояния «чистой» конкуренции.

Большой вклад в теорию конкуренции и предпринимательства внес один из крупнейших ученых-экономистов нынешнего столетия Василий Васильевич Леонтьев - автор теории межотраслевого анализа экономики, за которую ему присуждена Нобелевская премия. Уникальность этой теории заключается в том, что она в равной мере пригодна и для качественного, и для статистического анализа проблем экономического роста, структурных сдвигов, межотраслевых и межрегиональных пропорций, а также для практических расчетов при разработке прогнозов и планов, учитывающих не только факторы технологического порядка, но и влияние окружающей среды и воздействие на нее, динамику населения, технологические сдвиги, изменения цен, заработной платы и нормы прибыли, увеличение или сокращение военных расходов, развитие автоматизации и многое другое.

В 1997 г. была опубликована его  книга «Межотраслевая экономика», в которую вошли три монографии: «Экономика: затраты - выпуск» (2-е изд., опубликованное в 1986 г.); «Военные расходы» (1983 г.) и «Будущее влияние автоматизации на работников» (1986 г.). Две последние работы Василий Васильевич написал совместно со своей ученицей Фей Дучин, возглавляющей ныне созданный им Институт экономического анализа.

Последовательность работ в  издании отражает творческий путь автора - от обычного межотраслевого анализа  к учету все большего числа  факторов, влияющих на структуру и  динамику экономического роста.

Национальная конкурентоспособность  является главным показателем, отражающим состояние экономики страны и  перспективы ее экономического развития. В современных условиях ускоренного  развития научно-технической революции  и крупномасштабного трансграничного перемещения капитала, глобализации рынков и производства конкурентоспособность товаров, предприятий и стран все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии.

Факторы, влияющие на формирование национальной конкурентоспособности, анализируются на протяжении уже  значительного времени. В настоящее  время наиболее комплексно теория конкурентоспособности  развита в работах профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера.

Теория Портера основывается на так называемых детерминантах (или  факторах), формирующих национальную конкурентоспособность. Она нашла  практическое применение при разработке экономической политики ведущих экономически развитых государств. Свидетельством ее международного признания является также ее использование (и дальнейшее развитие) в ежегодных докладах такой влиятельной международной организации, как Всемирный экономический форум (ВЭФ).

Из современных работ  большую помощь в анализе особенностей развития рынка и предпринимательства  в России оказали труды таких  известных, как Л.И. Абалкина, А .Г. Аганбегяна, Д. С. Львова, А. Д. Некипелова, В.И. Маевского, В.Л. Макарова, Б.З. Мильнера, Г.Б. Клейнера, Д.Е. Сорокина, А.Г. Гранберга, Э.Я. Шейнина, В. Радаева, СБ. Перминова и др.

По проблемам международной  конкуренции интересны работы ученых ИМЭМО РАН, ЦВЭИ РАН, Экономического факультета МГУ, Финансовой Академии при Правительстве РФ, Академии народного хозяйства и др. Это работы ученых Н.А. Симонии, А.А. Дынкина, И.С. Королева и др.

Автору удалось лично  познакомиться с производственным менеджментом российских и зарубежных предприятий, с представителями деловых кругов, государственными чиновниками и научными деятелями, что, безусловно, способствовало более глубокому анализу основ российского и зарубежного менеджмента и современных тенденций в развитии российских промышленных компаний. Посещение отечественных и зарубежных предприятий помогли оценить характер и степень различия в организации и уровне технологического развития российских промышленных предприятий на современном этапе.

Развитие экономических  реформ в значительной степени ускорило распространение конкурентных отношений  на мировом рынке. Государство, предприятия, потребители стали активнее влиять на конкурентную ситуацию. Хотя остается много нерешенных проблем, главным фактором, направляющим развитие российской экономики, становится конкуренция. Ее усиление требует поиска новых методов и форм адекватного реагирования.

В тоже время, опыт последних  лет показал, что большинство  российских фирм не готово к ведению конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие систематизированных представлений о том, что является конкурентнымпреимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Эта проблема охватывает, по крайней мере, 3 области знаний: маркетинг, конкуренцию и управление.

Научная новизна диссертации. Основными  результатами, подтверждающими новизну  и личный вклад автора, являются следующие:

- Проанализированы факторы  и последние тенденции в развитии  наиболее конкурентоспособных стран  мира с точки зрения их позиций  на мировых рынках.

- Обоснованы четыре ключевые  экономические факторы, обеспечивающие  конкурентоспособность отраслей  российской промышленности, несмотря на изменения в макроэкономическом климате^ и выявлены основные проблемы, связанные с необходимостью структурной перестройки российской экономики.

- Доказано, что для повышения  конкурентоспособности стран необходимо  достижение гармоничного союза  между основными участниками  социально экономического развития: в области научно-технического  прогресса имеется ввиду институциональные связи правительственных структур, науки и частного сектора; в системе наемного труда - сглаживание противоречий между трудом и менеджментом; в процессе производства - всеобъемлющее сотрудничество рабочих и менеджеров; в структуре промышленного производства - тесное взаимодействие инвесторов и производителей, а также заказчиков и поставщиков.

- Показано, что увеличение  расходов на НИОКР не ведет автоматичер ски к повышению конкурентоспособности, что требует создания высокоэффективных институциональных связей для превращения результатов фундаментальных исследований в производственную технологию и последующего распределения ее в рамках всей отрасли.

Отмечено, что развитие сотрудничества между частным сектором и научными учреждениями в многих странах постепенно приобретает большее значение в современных условиях, что выражается в развитии таких социально-государственных институтов, как технические центры крупных компаний.

- Выявлены последние тенденции,  происходящие в компаниях, которые  опровергают многие стереотипы, присущие традиционным взглядам  на производственный менеджмент, систему финансово-промышленных групп и систему наемного труда.

- Обосновано, что активное  и эффективное развитие конкуренции  в области предпринимательства  в интересах развития рынка  и международной конкурентоспособности  России будет эффективно в  том случае, если оно будет  осуществляться при поддержке правительственных структур и в единстве с развитием науки.

Практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке концепции промышленной политики России, в области развития малого и среднего бизнеса. Работа направлена на привлечение внимания российских товаропроизводителей к сложным условиям развития современного рынка, в котором каждому необходимо найти свою «нишу», ибо в противном случае неизбежны банкротство и разорения.

Материалы диссертации могут быть также использованы при чтении лекций и спецкурсов и проведении спецсеминаров в соответствующих экономических вузах.

Апробация работы. Основные результаты исследования были обсуждены  на заседаниях Кафедры экономической  теории и предпринимательства РАН, на конференции по социальным проблемам экономических реформ, в МГУ в 2001 г. По теме диссертации опубликовано б работ, в т.ч. 3 брошюры, и той статьи общим объемом более 7 пл.

Информация о работе Конкурентоспособность