Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:34, дипломная работа
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг [6] – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать свою цену.
Между всеми этими уровнями конкурент
Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель ее конкурентоспособности.
В самом общем виде конкурентоспособность
страны можно определить, как ее
способность в условиях свободной
добросовестной конкуренции производить товары
Впервые Россия была представлена
в аналитическом докладе о
конкурентоспособности стран
Полноценное и эффективное
вхождение России в мировую экономику настоятельно требует
широкого развертывания исследований
по этой проблематике, выявления особенностей
современной конкуренции и анализа конкурентных преимущес
В современных условиях, когда в
целом отброшены идеологические
пристрастия и экономическая
конкуренция принимает все
Цель диссертационного исследования
заключается в определении
Для достижения указанной цели в диссертационной работе были поставлены следующие задачи: а) теоретико-методологического плана:
- определение основных
- выявление предпосылок для
ее адаптации и активизации
в условиях современной
- определение роли основных
факторов воздействующих на
- определить особенности
международной конкурентной сре
- обосновать предложения по
развитию
Объектом исследования являются конкурентоспособности различных стран мира.
Предмет исследования в данной диссертации представляют собой факторы, влияющие на конкурентоспособность стран и те тенденции, которые происходят на мировом рынке в начале нынешнего столетия, в период необходимости формирования новых источников повышения национальной конкурентоспособности отраслей экономики и необходимости структурной перестройки экономики России.
Методологические основы
исследования. Теоретическую основу
данной работы составили труды по предпринима
Большой вклад в теорию
конкуренции и предпринимательс
В 1997 г. была опубликована его
книга «Межотраслевая экономика
Последовательность работ в издании отражает творческий путь автора - от обычного межотраслевого анализа к учету все большего числа факторов, влияющих на структуру и динамику экономического роста.
Национальная
Факторы, влияющие на формирование
национальной конкурентоспособности,
анализируются на протяжении уже
значительного времени. В настоящее
время наиболее комплексно теория конкурентоспособности
развита в работах профессора
Гарвардской школы бизнеса М. П
Теория Портера основывается на так называемых детерминантах (или факторах), формирующих национальную конкурентоспособность. Она нашла практическое применение при разработке экономической политики ведущих экономически развитых государств. Свидетельством ее международного признания является также ее использование (и дальнейшее развитие) в ежегодных докладах такой влиятельной международной организации, как Всемирный экономический форум (ВЭФ).
Из современных работ большую помощь в анализе особенностей развития рынка и предпринимательства в России оказали труды таких известных, как Л.И. Абалкина, А .Г. Аганбегяна, Д. С. Львова, А. Д. Некипелова, В.И. Маевского, В.Л. Макарова, Б.З. Мильнера, Г.Б. Клейнера, Д.Е. Сорокина, А.Г. Гранберга, Э.Я. Шейнина, В. Радаева, СБ. Перминова и др.
По проблемам международной конкуренции интересны работы ученых ИМЭМО РАН, ЦВЭИ РАН, Экономического факультета МГУ, Финансовой Академии при Правительстве РФ, Академии народного хозяйства и др. Это работы ученых Н.А. Симонии, А.А. Дынкина, И.С. Королева и др.
Автору удалось лично
познакомиться с
Развитие экономических реформ в значительной степени ускорило распространение конкурентных отношений на мировом рынке. Государство, предприятия, потребители стали активнее влиять на конкурентную ситуацию. Хотя остается много нерешенных проблем, главным фактором, направляющим развитие российской экономики, становится конкуренция. Ее усиление требует поиска новых методов и форм адекватного реагирования.
В тоже время, опыт последних лет показал, что большинство российских фирм не готово к ведению конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие систематизированных представлений о том, что является конкурентнымпреимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Эта проблема охватывает, по крайней мере, 3 области знаний: маркетинг, конкуренцию и управление.
Научная новизна диссертации. Основными результатами, подтверждающими новизну и личный вклад автора, являются следующие:
- Проанализированы факторы
и последние тенденции в
- Обоснованы четыре ключевые
экономические факторы,
- Доказано, что для повышения
конкурентоспособности стран
- Показано, что увеличение
расходов на НИОКР не ведет автоматичер ски к повышению
конкурентоспособности, что требует создания
высокоэффективных институциона
Отмечено, что развитие сотрудничества между частным сектором и научными учреждениями в многих странах постепенно приобретает большее значение в современных условиях, что выражается в развитии таких социально-государственных институтов, как технические центры крупных компаний.
- Выявлены последние тенденции,
происходящие в компаниях,
- Обосновано, что активное
и эффективное развитие
Практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке концепции промышленной политики России, в области развития малого и среднего бизнеса. Работа направлена на привлечение внимания российских товаропроизводителей к сложным условиям развития современного рынка, в котором каждому необходимо найти свою «нишу», ибо в противном случае неизбежны банкротство и разорения.
Материалы диссертации могут быть также использованы при чтении лекций и спецкурсов и проведении спецсеминаров в соответствующих экономических вузах.
Апробация работы. Основные результаты исследования были обсуждены на заседаниях Кафедры экономической теории и предпринимательства РАН, на конференции по социальным проблемам экономических реформ, в МГУ в 2001 г. По теме диссертации опубликовано б работ, в т.ч. 3 брошюры, и той статьи общим объемом более 7 пл.