Конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг [6] – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать свою цену.

Файлы: 1 файл

Диплом Мн конкурентоспособность стран.docx

— 317.15 Кб (Скачать файл)

 

Заключение 

 Проделанная работа позволяет  сделать следующие выводы:

 ü    сущность конкурентоспособности  заключается в том, что объект, имеет определенную долю рынка,  которая характеризует степень  соответствия его технико-функциональных, экономических, организационных  и других характеристик. Уровень  требования потребителей и определяет  долю рынка, принадлежащую данному  объекту, и препятствует перераспределению  этого рынка в пользу других  объектов. Важно отметить, что иногда  свойство конкурентоспособности,  следует подменять свойством  качества, а иногда эффективностью.

 ü    важной особенностью конкурентоспособности на уровне фирмы, отрасли и региона является то, что каждый уровень обладает своим определенным свойством:

 Ø    применительно к  товару конкурентоспособность является  развитием категории качества;

 Ø    на уровне фирмы  конкурентоспособность проявляется  через степень удовлетворения  своими товарами потребности  людей и по эффективности производственной  деятельности;

 Ø    в отрасли конкурентоспособность  выражается через значения пяти  сил конкуренции, предложенных  М. Портером, меняющиеся в ту  или иную сторону в зависимости  от стратегии фирм;

 Ø    конкурентоспособность  региона, проявляется через «региональную  среду», в роли которой выступает  совокупность конкурентных преимуществ,  влияющих на эффективность деятельности  предприятий региона, но на  более высоком уровне.

 ü    исследование показывает, Россия обладает всеми условиями,  чтобы занимать достойное место  в группе лидеров по рейтингу  конкурентоспособности, чтобы все  российские субъекты (предприятия,  отрасли, регионы) могли конкурировать  и быть конкурентоспособными  как на национальном, так и  на мировом рынке. 

 ü    наиболее разумный  путь к процветанию и повышению  конкурентоспособности на внешнем  рынке – это включение принципов  устойчивого развития во все  сферы предпринимательской деятельности.

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Адрианов В. Конкурентоспособность  России в мировой экономике.  – МЭ и МО, 2006, №3.

2.     Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики. – Вопросы экономики, 2005, №4 – С. 75-81.

3.     Бекетов Н. Перспективы  развития национальной инновационной  системы России. – Вопросы экономики, 2004, №7 – С. 96-105.

4.     Белькова Г.Д. Торговая конкуренция США и Японии [Текст] / Г. Белькова // Вестник Иркутского ун-та: Спец. выпуск. – Материалы ежегодной научно-теоретической конференции молодых ученых. – Иркутск, 2007 – С. 115-116.

5.     Бередашкевич А.П. Государственная политика в области образования и науки, и конкурентоспособность России. – ЭКО, 2005, №10 – С. 64-85.

6.     Бурнышев К. Инновации и проблема качества. – Вопросы экономики, 2001, №7 – С. 33-47.

7.     Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий. – Вопросы экономики, 2005, №2 – С. 40-52.

8.     Гурков И.Б., Авраамова Е.М., Тубалов В.С. Стратегическая архитектура конкурентоспособной фирмы. – ЭКО, 2004, №5 - С. 100-104.

9.     Деменьтьева А. Конкурентоспособность международных компаний [Текст] / А. Деменьтьева // Маркетинг. – 2003, №3 – С. 64-67.

10.           Калюжнова Н.Я. Человеческий капитал и конкуренция [Текст] / ИГУ, ред. Н.Я. Калюжнова. – Иркутск: изд-во ИГУ, 2003 – С. 170.

11.           Калюжнова Н.Я. Повышение конкурентоспособности регионов путем привлечения иностранных инвестиций: уроки китайского опыта [Текст] / Н.Я. Калюжнова // Регион на перекрестке Востока и Запада: глобализация и конкурентоспособность; Коллектив, монография – М., 2003 – С. 128-138.

12.           Куренков  Ю., Попов В. Конкурентоспособность  России в мировой экономике.  – Вопросы экономики, 2001, №6 –  С. 36-49.

13.           Глобализация  и конкурентоспособность: стратегии  успеха [Текст]: сб. статей / Авт.-сост. С. Литовченко, А. Дынин, П. Панов, А. Соколов. – М.: Ассоциация менеджеров. – 2003 с – Библиотека современного менеджера.

14.           Конкурентные  преимущества глобальных компаний  как результат прямых инвестиций [Текст] / Михальски Т.; Т. Михальски, К. Росие // Проблемы теории и практики упражнений. – 2006, №2 – С. 58-63.

15.           Портер  М. Конкуренция. – перевод с англ. – М. Изд. «Вильяме», 2005, 608 С.

16.           Поспелов  П. Политика укрепления рубля  снижает конкурентоспособность  национальной экономики. – Финансы  и экономика, 2005, №1 с. – 9.

17.           Рей  А. Конкурентные стратегии государства  и фирм в экспортно-ориентированном  развитии. – Вопросы экономики, 2004, №8 – С. 46-65.

18.           Решетов  В.В. Методические подходы к  анализу конкурентных преимуществ предприятия в рыночной среде. – Экономический анализ, 2005, №15 – С. 27-39.

19.           Самедова Е. Минэкономразвитие признало низкую внутреннюю конкурентоспособность главной проблемой экономики. – Финансы и экономика, 2005, №3 – С. 4-10.

20.           Хамиков Э.М. Инновации, как современный инструмент конкурентной борьбы; библиография // Вопросы экономических наук. – 2005, №1 – С. 76-86.

21.           Шпакова … Система управления инновациями, как главное условие формирования конкурентных преимуществ предприятия: библиография // Шпакова // Вопросы экономических наук. – 2005, №5 – С. 30-34.

22.           «Рынок  ценных бумаг» №3 (330) 2007 г. 

23.            « Вестник СНК» май 2008 №5 (29) стр. 10-12.

24.            Материалы сайта GT. MARKET.RU.

25.           Фасхиев Х.А «Маркетинг в России и за рубежом» №4 2007 г.

 

 

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  РОССИИ ЗА 2010-2011 ГГ.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ВСЕМИРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ФОРУМА)

 

Сафиуллин М.Р., д.э.н., профессор, Директор ЦПЭИ АН РТ, г. Казань

Сафиуллин Н.З., д.э.н., профессор, г. Казань

Сафиуллин Л.Н., д.э.н., доцент, г. Казань

 

Аннотация

В статье на основе доклада Всемирного экономического форума по конкурентоспособности  проводится сравнительный анализ факторов, по которым формируется индекс конкурентоспособности  стран мира. Выделяются слабые и  сильные позиции России в сравнении  с наиболее развитыми странами мира.

 

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентное преимущество, Всемирный  экономический форум, индекс глобальной конкурентоспособности

 

С завершением бескомпромиссного  противостояния двух общественно-экономических  систем эпицентр соревнования Российской Федерации с передовыми странами Запада из области идеологии переместился в сферу экономики, вылившись  в жесткую конкурентную борьбу, которая  имеет тенденцию к усилению как  на внутреннем рынке страны – между  отечественными производителями и  иностранными конкурентами, так и  на внешнем – между отдельными предприятиями и фирмами, особенно теми, которые представляют наиболее продвинутые в экономическом и технологическом отношениях отрасли. Речь идет о глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства.

Следует с сожалением констатировать, что при ранжировании страновых значений индекса конкурентоспособности, ежегодно озвучиваемых в докладах Всемирного экономического форума, Россия среди охваченных исследованием стран неизменно оказывается в конце списка (Таблица 1).

Мы полагаем, что столь удручающее положение России стало результатом  специфических трудностей переходного  периода, кризисных потрясений валютного  и финансового рынков за последние  два десятилетия, а также явных  просчетов государственной власти в области макроэкономической политики.

Таблица 1

Индекс глобальной конкурентоспособности  за 2006-2011 гг.

 по данным Всемирного экономического  форума[1]Страны 2010–2011 2009–2010 2007-2008 2006-2007

Ранг Значение Ранг Ранг Ранг

Швейцария 1 5,63 1 2 4

Швеция 2 5,56 4 4 9

Сингапур 3 5,48 3 7 8

США 4 5,43 2 1 1

Германия 5 5,39 7 5 7

Япония 6 5,37 8 8 5

Финляндия 7 5,37 6 6 6

Нидерланды 8 5,33 10 10 11

Дания 9 5,32 5 3 3

Канада 10 5,3 9 13 12

Китай 27 4,84 29 34 35

Турция 61 4,25 61 53 58

Российская 

 Федерация 63 4,24 63 58 59

Казахстан 72 4,12 67 61 50

Украина 89 3,9 82 73 69

Чад 139 2,73 131 131 121

 

 

Переход российской экономики на преимущественно  рыночные механизмы регулирования  обуславливает становление совокупности конкурентных отношений, оказывающих  существенное влияние на экономическое  развитие субъектов хозяйствования Российской Федерации. Практика рыночных реформ показывает, что большинство  хозяйствующих субъектов отечественной  экономики оказались не готовыми к цивилизованным формам и методам  конкурентной борьбы. Положение усугубляется тем обстоятельством, что зарубежные экономические партнеры, с которыми соперничают российские предприниматели, уже имеют накопленный богатый  опыт конкурентной деятельности.

Следует признать, что теоретические  и практические задачи мониторинга, удержания и повышения конкурентоспособности  отечественных производителей на современном  этапе глобализации и интернационализации  хозяйственных связей, а также  необходимость устойчивого развития мировой экономической системы  остаются чрезвычайно актуальными  для трансформационного периода. Впервые  в России на общегосударственном  уровне признана актуальность повышения  конкурентоспособности национальной экономики в ежегодном Послании Президента РФ 2003 года: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной  рыночной экономикой. Страной, где права  собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют  людям честно работать, зарабатывать»[2].

Изучение конкурентоспособности  представляет собой одну из важнейших  составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки  стратегии и тактики деятельности субъекта на рынке, выбора правильного  пути повышения технического уровня и качества. Между тем постепенная  интеграция страны в мировое экономическое  сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает проблему повышения конкурентоспособности российской продукции весьма актуальной.

В самом широком смысле применительно  к экономической сфере конкурентоспособность  означает обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, причем эти свойства могут относиться к различным  субъектам конкурентной борьбы –  видам продукции, предприятиям (товаропроизводителям), отраслям, и, наконец, странам. Конкурентоспособность  рассматривается как в факторной, так и в результирующей плоскостях. В данной статье рассматривается результаты подхода, используемого известной международной организацией «World Economic Forum».

 

Факторы, определяющие конкурентоспособность  страны, достаточно многообразны. Согласно ежегодному Докладу Всемирного экономического форума, проводимого в г. Давос (Швейцарии), рассматриваются двенадцать групп  факторов (Рис.1), на основе которых строится сводный индекс глобальной конкурентоспособности.

 

 

 

 Рис. 1. Эннеаграмма факторов индекса глобальной конкурентоспособности по данным Всемирного экономического форума за 2010-2011 гг.

   Однако и другие параметры  имеют немаловажное значение  для формирования модели конкурентоспособной  экономики. Вместе с тем, практически  по всем выбранным факторам, Россия  имеет наименьшее значение за  исключением емкости рынка (8 место,  значение 5,7), где мы проигрываем  лишь Соединенным Штатам Америки  (1 место, значение 6,9), Китаю (2 место,  значение 6,7) и ряду других стран.  При этом, как понятно, этот  фактор носит больше объективный  характер ввиду численности населения,  проживающего в данных странах,  и не является показателем  интенсивного типа развития. На  рисунках 1б, 1в, 1г и 1д представлена  парная разборка индекса глобальной  конкурентоспособности по странам  в сравнении с Российской Федерацией.

 

 

 

 

 

Рис.1б. Россия - Швейцария.

 

 

 

Рис.1в. Россия - США.

 

 

 

Рис.1д. Россия - Франция.

 

  В таблицах 2 и 3 представлена  детализация 12 групп факторов, формиру-ющих индекс глобальной конкурентоспособности по методике Всемирного экономического форума за 2010-2011 гг. по наилучшим и наихудшим позициям Российской Федерации среди 139 стран мира.

Таблица 2

Наилучшие позиции по детализированным факторам индекса 

 глобальной конкурентоспособности  за 2010-2011 гг.

№ Фактор Рейтинг

1.   Лечение малярии (Здоровье и образование) 1

2.   Профилактика малярии (Здоровье и образование) 1

3.   Начальное образование (Здоровье и образование) 3

4.   Импортные товары (Емкость рынка) 7

5.   Задолженность правительства (Макроэкономическая окружающая среда) 8

6.   Внутренняя емкость рынка (Емкость рынка) 9

7.   Участие женщин на рынке труда (Эффективность рынка труда) 25

8.   Избыточность расходов (Эффективность рынка труда) 29

 

 

 

Как видно из таблицы 2 наилучшие  позиции по детализированным факторам конкурентоспособности мы обладаем в области здравоохранении, факторам, определяющим емкость рынка и  эффективность рынка труда, и  ряду других. Вместе с тем, наихудшие  располагаются в группе факторов, обуславливающие институциональное  развитие Российской Федерации и  эффективность на рынке товаров (см. Таблица 3).

Информация о работе Конкурентоспособность