Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:34, дипломная работа
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг [6] – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать свою цену.
Заключение
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
ü сущность
ü важной особенностью конкурентоспособности на уровне фирмы, отрасли и региона является то, что каждый уровень обладает своим определенным свойством:
Ø применительно к
товару конкурентоспособность
Ø на уровне фирмы
конкурентоспособность
Ø в отрасли
Ø конкурентоспособность
региона, проявляется через «
ü исследование показывает,
Россия обладает всеми
ü наиболее разумный
путь к процветанию и
Список использованной литературы
1. Адрианов В.
2. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики. – Вопросы экономики, 2005, №4 – С. 75-81.
3. Бекетов Н. Перспективы
развития национальной
4. Белькова Г.Д. Торговая конкуренция США и Японии [Текст] / Г. Белькова // Вестник Иркутского ун-та: Спец. выпуск. – Материалы ежегодной научно-теоретической конференции молодых ученых. – Иркутск, 2007 – С. 115-116.
5. Бередашкевич А.П. Государственная политика в области образования и науки, и конкурентоспособность России. – ЭКО, 2005, №10 – С. 64-85.
6. Бурнышев К. Инновации и проблема качества. – Вопросы экономики, 2001, №7 – С. 33-47.
7. Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий. – Вопросы экономики, 2005, №2 – С. 40-52.
8. Гурков И.Б., Авраамова Е.М., Тубалов В.С. Стратегическая архитектура конкурентоспособной фирмы. – ЭКО, 2004, №5 - С. 100-104.
9. Деменьтьева А. Конкурентоспособность международных компаний [Текст] / А. Деменьтьева // Маркетинг. – 2003, №3 – С. 64-67.
10. Калюжнова Н.Я. Человеческий капитал и конкуренция [Текст] / ИГУ, ред. Н.Я. Калюжнова. – Иркутск: изд-во ИГУ, 2003 – С. 170.
11. Калюжнова Н.Я. Повышение конкурентоспособности регионов путем привлечения иностранных инвестиций: уроки китайского опыта [Текст] / Н.Я. Калюжнова // Регион на перекрестке Востока и Запада: глобализация и конкурентоспособность; Коллектив, монография – М., 2003 – С. 128-138.
12. Куренков
Ю., Попов В.
13. Глобализация
и конкурентоспособность:
14. Конкурентные
преимущества глобальных
15. Портер М. Конкуренция. – перевод с англ. – М. Изд. «Вильяме», 2005, 608 С.
16. Поспелов
П. Политика укрепления рубля
снижает конкурентоспособность
национальной экономики. –
17. Рей
А. Конкурентные стратегии
18. Решетов
В.В. Методические подходы к
анализу конкурентных
19. Самедова Е. Минэкономразвитие признало низкую внутреннюю конкурентоспособность главной проблемой экономики. – Финансы и экономика, 2005, №3 – С. 4-10.
20. Хамиков Э.М. Инновации, как современный инструмент конкурентной борьбы; библиография // Вопросы экономических наук. – 2005, №1 – С. 76-86.
21. Шпакова … Система управления инновациями, как главное условие формирования конкурентных преимуществ предприятия: библиография // Шпакова // Вопросы экономических наук. – 2005, №5 – С. 30-34.
22. «Рынок ценных бумаг» №3 (330) 2007 г.
23. « Вестник СНК» май 2008 №5 (29) стр. 10-12.
24. Материалы сайта GT. MARKET.RU.
25. Фасхиев Х.А «Маркетинг в России и за рубежом» №4 2007 г.
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ ЗА 2010-2011 ГГ.
(ПО МАТЕРИАЛАМ ВСЕМИРНОГО
Сафиуллин М.Р., д.э.н., профессор, Директор ЦПЭИ АН РТ, г. Казань
Сафиуллин Н.З., д.э.н., профессор, г. Казань
Сафиуллин Л.Н., д.э.н., доцент, г. Казань
Аннотация
В статье на основе доклада Всемирного экономического форума по конкурентоспособности проводится сравнительный анализ факторов, по которым формируется индекс конкурентоспособности стран мира. Выделяются слабые и сильные позиции России в сравнении с наиболее развитыми странами мира.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентное преимущество, Всемирный экономический форум, индекс глобальной конкурентоспособности
С завершением бескомпромиссного противостояния двух общественно-экономических систем эпицентр соревнования Российской Федерации с передовыми странами Запада из области идеологии переместился в сферу экономики, вылившись в жесткую конкурентную борьбу, которая имеет тенденцию к усилению как на внутреннем рынке страны – между отечественными производителями и иностранными конкурентами, так и на внешнем – между отдельными предприятиями и фирмами, особенно теми, которые представляют наиболее продвинутые в экономическом и технологическом отношениях отрасли. Речь идет о глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства.
Следует с сожалением констатировать, что при ранжировании страновых значений индекса конкурентоспособности, ежегодно озвучиваемых в докладах Всемирного экономического форума, Россия среди охваченных исследованием стран неизменно оказывается в конце списка (Таблица 1).
Мы полагаем, что столь удручающее
положение России стало результатом
специфических трудностей переходного
периода, кризисных потрясений валютного
и финансового рынков за последние
два десятилетия, а также явных
просчетов государственной
Таблица 1
Индекс глобальной конкурентоспособности за 2006-2011 гг.
по данным Всемирного
Ранг Значение Ранг Ранг Ранг
Швейцария 1 5,63 1 2 4
Швеция 2 5,56 4 4 9
Сингапур 3 5,48 3 7 8
США 4 5,43 2 1 1
Германия 5 5,39 7 5 7
Япония 6 5,37 8 8 5
Финляндия 7 5,37 6 6 6
Нидерланды 8 5,33 10 10 11
Дания 9 5,32 5 3 3
Канада 10 5,3 9 13 12
Китай 27 4,84 29 34 35
Турция 61 4,25 61 53 58
Российская
Федерация 63 4,24 63 58 59
Казахстан 72 4,12 67 61 50
Украина 89 3,9 82 73 69
Чад 139 2,73 131 131 121
Переход российской экономики на преимущественно
рыночные механизмы регулирования
обуславливает становление
Следует признать, что теоретические
и практические задачи мониторинга,
удержания и повышения
Изучение
В самом широком смысле применительно
к экономической сфере
Факторы, определяющие конкурентоспособность страны, достаточно многообразны. Согласно ежегодному Докладу Всемирного экономического форума, проводимого в г. Давос (Швейцарии), рассматриваются двенадцать групп факторов (Рис.1), на основе которых строится сводный индекс глобальной конкурентоспособности.
Рис. 1. Эннеаграмма факторов индекса глобальной конкурентоспособности по данным Всемирного экономического форума за 2010-2011 гг.
Однако и другие параметры
имеют немаловажное значение
для формирования модели
Рис.1б. Россия - Швейцария.
Рис.1в. Россия - США.
Рис.1д. Россия - Франция.
В таблицах 2 и 3 представлена детализация 12 групп факторов, формиру-ющих индекс глобальной конкурентоспособности по методике Всемирного экономического форума за 2010-2011 гг. по наилучшим и наихудшим позициям Российской Федерации среди 139 стран мира.
Таблица 2
Наилучшие позиции по детализированным факторам индекса
глобальной
№ Фактор Рейтинг
1. Лечение малярии (Здоровье и образование) 1
2. Профилактика малярии (Здоровье и образование) 1
3. Начальное образование (Здоровье и образование) 3
4. Импортные товары (Емкость рынка) 7
5. Задолженность правительства (Макроэкономическая окружающая среда) 8
6. Внутренняя емкость рынка (Емкость рынка) 9
7. Участие женщин на рынке труда (Эффективность рынка труда) 25
8. Избыточность расходов (Эффективность рынка труда) 29
Как видно из таблицы 2 наилучшие
позиции по детализированным факторам
конкурентоспособности мы обладаем
в области здравоохранении, факторам,
определяющим емкость рынка и
эффективность рынка труда, и
ряду других. Вместе с тем, наихудшие
располагаются в группе факторов,
обуславливающие