Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:34, дипломная работа
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг [6] – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать свою цену.
Как известно, конкурентоспособность
интерпретируется по-разному, в зависимости
от характера объекта, к которому
это понятие относится: на уровне
товаров и предприятий –
Синтезирующим показателем, объединяющим конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей и отраслей и характеризующим положение страны на мировом рынке, является страновая конкурентоспособность. В самом общем виде макроконкурентоспособность определяется, как способность страны в условиях свободной добросовестной конкуренции производить и реализовывать товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка и именно по этому фактору Россия и имеет наихудшие позиции по сравнению с другими странами мира.
Таблица 3
Наихудшие позиции по детализированным факторам индекса
глобальной
№ Фактор Рейтинг
1. Внедрение высоких технологии (Технологии) 120
2. Прямые иностранные инвестиции и передача технологий (Технологии) 120
3. Расходы на развитие АПК (Эффективность рынка товаров) 121
4. Технологичность производств (Технологии) 122
5. Инфляция (Макроэкономическая окружающая среда) 125
6. Доля иностранного участия в экономике (Эффективность рынка товаров) 126
7. Регулирования прямых иностранных инвестиций (Эффективность рынка товаров) 127
8. Права частной собственности (Институциональные факторы) 128
9. Административные барьеры (Институциональные факторы) 128
10. Деятельность внутренних органов (Институциональные факторы) 128
11. Деятельность банков (Развитие финансового рынка) 129
12. Защита интересов частной собственности (Институциональные факторы) 132
13. Таможенные барьеры (Эффективность рынка товаров) 132
14. Степень информированности субъектов в экономике (Эффективность рынка товаров) 132
15. Распространенность торговых барьеров (Эффективность рынка товаров) 133
На рисунках 2а и 2б представлены факторы, оказывающие негативное влияние на конкурентоспособность страны в разрезе ведущих стран мира.
Рис.2а. Факторы, негативно, влияющие на конкурентоспособность
Рис. 2б. Факторы, негативно (незначительно) влияющие на конкурентоспособность
Данные еще раз подтверждают, что бичем российской экономики, что признается и на мировом уровне, является коррупция и различного рода преступления. По большинству других факторов Россия испытывает такие же проблемы, что и другие развитые страны мира, например, по доступу к финансовым ресурсам, налоговой отчетности, бюрократическим барьерам и другим. Наименьшее негативное воздействие на конкурентоспособность России по сравнению с выбранными в данной статье для анализа странам мы имеем по ограничениям на рынке труда и трудоустройства, что также корреллируется с данными таблицы 2.
Одним из главных недостатков проводимых в последние годы в России экономических реформ была недооценка необходимости институциональных изменений на микроуровне, где, собственно, и создается реальное благосостоя-ние нации и обеспечивается стабильный экономический рост. Макроэкономическая политика, стимулируя высокие темпы капиталовложений, не трансформируется в рост производительности до тех пор, пока не созданы адекватные формы инвестиций и их финансирования, уровень квалификации персонала и степень развития сопряженных отраслей, делающих инвестиции эффективными недостаточны, а давление конкуренции и формы корпоративного управления и контроля не обеспечивают адекватную рыночную дисциплину.
В связи с этим возрастает значение исследований конкурентоспособности компаний, фирм и предприятий, под которой обычно понимается способность компаний эффективно производить имеющие рыночную ценность товары и услуги для достижения высокого уровня доходов и отдачи на капитал. В целом в 90-е годы вклад микроэкономических факторов конкуренции в эконо-мический рост составил, по оценкам специалистов Всемирного экономического форума, более 55%, макроэкономических факторов – соответственно 45%.
Как показывает мировой
опыт, большинство факторов
На рисунке 3 представлен
индекс глобальной
Рис. 3. Взаимосвязь индекса глобальной конкурентоспособности с ВВП на душу населения
В последние годы с
усилением процессов
Прежде всего, обращает на себя внимание, что позиции различных стран по общему индексу конкурентоспособности и микроиндексу не совпадают между собой. Развитые страны по микроэкономическому индексу конкурентоспособности, отражающему сравнительные позиции национальных компаний, как правило, занимают более высокие места, чем по макрооэкономическому индексу конкурентоспособности.
У развивающихся стран
наоборот, макроэкономические позиции
конкурентоспособности выше, чем
их конкурентоспособность на
микроуровне. Можно
Россия по обоим показателям
конкурентоспособности
Кроме того, Россия попадает
в группу стран, уровень
Список литературы.
1. Доклады Всемирного
2. Сафиуллин А.Р. Методология управления конкурентными преимуще-ствами на мезоуровне / Монография. – Казань: Изд-во КГУ. – 2010. – 256 с.
3. Сафиуллин Л.Н., Сафиуллин Н.З.
Конкурентоспособность: теория
4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и Мир. 1992-2015 / Монография. – М.: Экономика, 2005. – 604 с.
Конкурентоспособность стран мира
Содержание:
Введение
Глава 1: Понятие конкурентоспособности
1.1 Структурные уровни определения конкурентоспособности
1.2 Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
Глава 2: Определяющие факторы конкурентоспособности стран
2.1 Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности
2.2 Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности
2.3 Роль экологической политики в формировании национальной конкурентоспособности
Глава 3: Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения
3.1 Анализ рейтинга конкурентоспособности-2000 Международного Института Менеджмента (IMD), Лозанна
3.2 Методика составления рейтинга конкурентоспособности государств
Одним из главных процессов, сформировавших пространственную структуру современного мирового хозяйства, является международное разделение труда, содержанием которого является специализация и сопровождающее ее кооперирование труда между субъектами мировых экономических отношений. В настоящее время международное разделение труда переживает качественные изменения. Если в эпоху фордизма международную специализацию государств еще можно было объяснить теорией сравнительных преимуществ Дэвида Рикардо, то в эпоху постфордизма (то есть сейчас) важнейшим фактором, определяющим специализацию страны на выпуске той или иной продукции и определяющим ее место в системе мирового хозяйства стала национальная конкурентоспособность. Поэтому в настоящее время изучение большое внимание уделяется изучению международной конкурентоспособности государств.
Целью работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:
было дано определение понятия конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях (конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли и конкурентоспособность страны) и освещена теория национальной конкурентоспособности М. Портера;
были выявлены и описаны определяющие факторы международной конкурентоспособности стран;
был проанализирован рейтинг конкурентоспособности государств-2000, составленный Международным Институтом Менеджмента (IMD), расположенным в г. Лозанна, Швейцария. Особое внимание было уделено методике составления данного рейтинга;
был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена между рангом стран в рейтинге конкурентоспособности их положением в рейтинге по отчислениям на НИОКР.
При написании работы использовались следующие источники: статистическая информация Мирового Банка, ОНН, Международного института менеджмента и Всемирной торговой организации; специализированные книги и учебники; периодическая литература; материалы из глобальной телекоммуникационной сети Интернет.
^ Глава 1: Понятие конкурентоспособности
Структурные уровни определения конкурентоспособности
Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
конкурентоспособность товара
конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы)
отраслевая конкурентоспособность
конкурентоспособность стран
Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.
Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.
Товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов. Среди них первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.
Издержки производства - это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.
Производительность труда - это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу (для России за базовый месяц был взят январь 1990 года). Индекс интенсивности промышленного производства рассчитывается как средневзвешенная величина путем агрегирования индексов по важнейшим видам продукции.
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. Для его оценки используется такой показатель как затраты на инновации. Данный показатель отражает способность страны к инновационной деятельности и, кроме величины расходов на НИОКР, учитывает расходы на дизайн и маркетинг, численность занятых в научной сфере, число полученных патентов внутри страны и за рубежом, степень защиты интеллектуальной собственности, развитость сферы образования [1]. В 1999г. рейтинг стран по этому показателю возглавляли Япония, Швейцария и США.