Лекции по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 17:00, курс лекций

Описание работы

Понятие и сущность маркетинга.
Эволюция содержания и форм маркетинга.
Основные принципы маркетинга.
Функции маркетинга.
Цели маркетинга на предприятии.
Соотношение спроса и видов маркетинга.
Эволюция маркетинга как науки.
Этапы формирования концепции управления маркетинга.
Виды маркетинга в зависимости от территории охвата и маркетинговых целей.
Элементы маркетинговой системы.

Файлы: 1 файл

сокращенные лекции маркетинг.doc

— 468.50 Кб (Скачать файл)

Организация материально-технического снабжения. Материально-техническое снабжение — наиболее существенный элемент организации производства. Запасы материально-технических ресурсов оказывают значительное влияние на накладные расходы и тем самым на себестоимость готовой продукции. Избыточные запасы резко снижают скорость оборота капитала, ухудшают финансовое положение организации и ее конкурентоспособность. Организация должна стремиться к положению, когда у нее отпадает необходимость развивать складское хозяйство и заготовительное производство. Поставки должны быть обеспечены точно в срок.

Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. Качество и технический уровень товара в наибольшей степени определяют его конкурентоспособность в неценовой конкуренции. Маркетинг определяет необходимые параметры товара посредством изучения предполагаемых рынков сбыта, их ранжирования и сегментации потребителей.

Функции товародвижения и дистрибуции (доведение товара до потребителя)

Организация системы товародвижения (ОСТ). ОСТ ориентирована на проводку товара от момента его изготовления

до начала потребления. Организация создает систему товародвижения, обеспечивающую доставку товара туда, где он нужен, в потребных количествах, своевременно и с сохранением изначального качества (сохранность во время транспортировки).

Проведение товарной политики. Товарная политика призвана обеспечить оптимальные с коммерческой точки зрения ассортимент, номенклатуру товаров и эффективные объемы продаж. Товарная политика базируется на информационной базе анализа рынка (внешней среды) и возможности организации (внутренней среды).

Организация сервиса. Сервис — мероприятия по обеспечению комплекса услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией товара. Сервис призван обеспечить стабильный рынок для товара, расширение спроса на него, способствовать коммерческому успеху фирмы и повышению ее престижа.

Функции продвижения товара и реклама

Организация рекламной деятельности, каналов маркетинговой коммуникации; конкурентной борьбы; научная организация сервиса.

Функция ценообразования

Ценовая политика состоит в том, что организация устанавливает на свои изделия цены, обеспечивающие достижения долгосрочных и краткосрочных целей в реализации товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Цели маркетинга на предприятии.

Каждому руководителю компании хочется видеть свое предприятие процветающим и стабильным, поэтому разработке маркетинговых стратегий сейчас уделяется все больше внимания. Общеизвестно, что главная цель маркетинга заключается в успешном продвижении товаров и услуг на рынке и получении максимальной прибыли, при этом для ее достижения могут использоваться самые различные инструменты. Поэтому правильное определение целей маркетинга позволит любой фирме намного быстрее и с меньшими финансовыми затратами достичь успеха.

Классификация целей маркетинга

Можно выделить следующие основные цели маркетинга, стремление к достижению которых позволит компании быстро добиться одной из лидирующих позиций на рынке:

  • Рыночные цели. В этом случае целью процесса маркетинга является выявление новых перспективных рынков сбыта продукции или завоевание значительной доли уже существующего рынка, изучение имеющейся продукции, выработка стратегии выхода товара на рынок.
  • Маркетинговые цели. Для их достижения предстоит решить задачи создания благоприятного имиджа компании, роста объемов продаж, значительного увеличения прибыли, а также получения преимущества в конкурентной борьбе.
  • Управленческие цели. Здесь к целям маркетинга организации можно отнести совершенствование ее внутренней инфраструктуры (грамотное управление, высокая квалификация сотрудников, новейшие технологии производства и т.п.).
  • Обеспечивающие цели маркетинга компании. К ним относят формирование правильной ценовой политики, усовершенствование качества товара, стимулирование роста продаж за счет успешной рекламной кампании, определение потребности населения в том или ином товаре и т.д.

Как правильно формулировать цели маркетинга?

Для наиболее эффективной коммерческой деятельности компании основные цели маркетинга должны в доступной форме доноситься до каждого ее сотрудника. То есть их нужно выражать количественно, и при этом четко сформулировать, какой именно результат и через какой промежуток времени должен быть достигнут данным предприятием. Поэтому при определении целей маркетинга в каждом конкретном случае указывается срок их достижения, назначается лицо, ответственное за это, и предоставляются определенные стимулы для сотрудников (повышение зарплаты и т.д.), что гарантирует успешность выбранной стратегии развития компании.

Реализация основных целей маркетинга на практике

К основным целям маркетинга относится увеличение потребления товара, рост удовлетворенности потребителей качеством и ценой, повышение уровня жизни, расширение целевой аудитории за счет максимального разнообразия предлагаемых товаров и их усовершенствования. Поскольку основной целью маркетинга является успешная реализация товаров и услуг на рынке в условиях жесткой конкуренции, то для ее достижения проводятся следующие мероприятия:

  • анализ профильного для компании рынка товаров и услуг, моделирование возможного жизненного цикла товара и выработка четкой маркетинговой стратегии;
  • грамотная рекламная компания, позволяющая потребителю получить информацию о предоставляемых товарах и услугах и их преимуществах по сравнению с другими конкурентными видами товаров;
  • формирование благоприятного имиджа компании благодаря финансированию науки или культуры, проведению благотворительных мероприятий и т.д.;
  • также основные цели маркетинга можно реализовывать на практике путем создания удобного механизма реализации товара (например, торговые точки в наиболее оживленных местах), введения скидок, повышения качества изделий благодаря постоянной модернизации технологии производства, замене продукции на более конкурентоспособную в случае устаревания.

 

6.Соотношение спроса и видов  маркетинга.

1. Конверсионный маркетинг. Применяется при отрицательном или негативном спросе. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая часть потенциальных потребителей недолюбливает товар и согласна на определенные издержки, лишь бы избежать его покупки (стоматологические услуги, некачественный товар). Причины отрицательного спроса: вредность товара для здоровья, неприятные ощущения при потреблении товара, товар вышел из моды, отрицательный имидж фирмы-производителя товара. Задача маркетинга - проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение рынка переделкой товара, снижением цен, более активным стимулированием и рекламой.

2. Стимулирующий  маркетинг. Применяется в условиях отсутствия спроса. В данном случае потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличны к нему. Причины отсутствия спроса: отсутствие информации, новизна изделия, несоответствие рынка сбыта, потеря ценности товара. Задача маркетинга - выявление способов увязки присущих товару выгод с естественными интересами и потребностями человека.

 3. Ремаркетинг. Применяется при снижающемся спросе. Причины: снижение качества товара, появление товаров-заменителей, снижение престижности товара, моральное старение товара. Задача маркетинга - проанализировать причины падения спроса, оценить перспективы восстановления спроса, разработать комплекс мероприятий, направленных на оживление спроса.

4. Развивающийся  маркетинг. Применяется при скрытом спросе, который имеет место при возникновении у потребителя желания, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг. Задача маркетинга - своевременно выявить спрос, оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги на новом качественном уровне, способные удовлетворить спрос, то есть превратить его из потенциального в реальный.

5. Синхромаркетинг. Применяется при нерегулярном или колеблющемся спросе. В этом случае сбыт колеблется, например, сезонно. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса во времени с помощью гибких цен.

6. Поддерживающий  маркетинг. Применяется при полноценном спросе. В этом случае спрос полностью соответствует возможностям фирмы, которая удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса возможно дольше, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Средства поддержания спроса: политика цен, модернизация товара, изменение условий продажи, реклама, проверка целесообразности издержек на маркетинговые операции.

7. Демаркетинг. Применяется при чрезмерном спросе. В этом случае уровень спроса постоянно и существенно выше, чем фирма может удовлетворить. Задача маркетинга - снизить спрос до разумных пределов. Методы: увеличение цен, сокращение или прекращение рекламы, выдача лицензий другим фирмам.

8. Противодействующий  маркетинг. Применяется при иррациональном спросе, который создает угрозу благополучию общества в целом или безопасности отдельных его индивидов (алкоголь, табак, оружие). Задача маркетинга - ликвидировать или максимально снизить спрос. Методы: повышение цен, запрет или ограничение рекламы, антиреклама, ограничение доступа товара, формирование общественного мнения, негативного по отношению к потребителям данного товара. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.эволюция маркетинга как науки

Котлер выделяет пять основных этапов развития теории маркетинга, каждый из которых представляет самостоятельную концепцию управления маркетингом в компании:

  1. Первая концепция маркетинга: совершенствование производства
  2. Вторая концепция маркетинга: совершенствование товара
  3. Третья концепция маркетинга: концентрация на сбыте продукта
  4. Четвертая концепция маркетинга: потребительская концепция
  5. Пятая концепция маркетинга: социально-этический маркетинг

Представленные Котлером 5 концепций маркетинга полностью описывают историческое развитие теории маркетинга. Перед тем, как рассмотреть подробную характеристику каждой концепции маркетинга, предлагаем подумать над тем, когда и зачем возник маркетинг.

Краткая историческая справка

Понимание причин и предпосылок возникновения маркетинга помогает сформировать правильное отношение к данной науке. Маркетинг возник вместе с рождением рынка. Становление ремесла, появление спроса на товары, развитие торговых отношений привело к тому, что возникла необходимость в методах, стимулирующих торговлю, помогающих рассказать о товаре и продать товар. Маркетинг всегда являлся наукой, которая помогала сопоставить потребности рынка с возможностями производства.

Существует множество теорий о том, где впервые возник маркетинг. На самом деле не важно появился он впервые в Греции или Японии, важен тот факт, что маркетинг помогал продавцам понять рынок и продать товар с максимальной пользой для бизнеса.

Считается, что в самостоятельную концепцию и науку маркетинг выделился в 18-19вв, в расцвет промышленной эволюции, значимых социальных изменений, развития массового производства, транспортной инфраструктуры и появления первых СМИ.

Концепция совершенствования производства

Эволюция маркетинга начинается с концепции совершенствования производства или производственной концепцией маркетинга. Совершенствование производства является самой старой маркетинговой концепцией, но при этом остается до сих пор эффективной для рынков с низким уровнем конкуренции.

Производственная концепция управления маркетингом считает, что потребители выберут то товар, который будет соответствовать двум критериям: широкая распространенность на рынке и привлекательность розничной цены. Соответственно, лидером рынка станет тот производитель, которому удастся построить массовую дистрибуцию своего товара, установить самую привлекательную цену на продукт и при этом остаться в плюсе.

Как мы понимаем, для данной концепции маркетинга упор делается на высокую производительность, однородность товара и низкую себестоимость. Соответственно, основными функциями отдела маркетинга на данном этапе эволюции маркетинговой концепции становятся:

  • повышение производительности
  • снижение затрат на производство и распределение продукта (что отчасти возможно при максимальной однородности товара)
  • установка выгодной цены на продукт
  • обеспечение максимальной дистрибуции продукта

Концепция совершенствования товара

Следующим этапом развития маркетинга является концепция совершенствования товара или товарная концепция маркетинга. Данный вид маркетинга абсолютно неэффективен при отсутствии масштабного распределения и продвижения товара. Концепция часто приводит к излишнему совершенствованию продукта, чрезмерному увеличению стоимости товара для клиента, и снижению спроса на товар.

Товарная концепция управления маркетингом считает, что потребители выбирают самый качественный товар на рынке, предлагающий лучшую производительность и эффективность. Концепция основывается на полном понимании потребителя и абсолютных инновациях, требует высоких инвестиций в НИОКР. Функциями отдела маркетинга на данном этапе эволюции становятся:=

Информация о работе Лекции по "Маркетингу"