Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 17:00, курс лекций
Понятие и сущность маркетинга.
Эволюция содержания и форм маркетинга.
Основные принципы маркетинга.
Функции маркетинга.
Цели маркетинга на предприятии.
Соотношение спроса и видов маркетинга.
Эволюция маркетинга как науки.
Этапы формирования концепции управления маркетинга.
Виды маркетинга в зависимости от территории охвата и маркетинговых целей.
Элементы маркетинговой системы.
11.Понятие рынка.
Рынок есть соединение спроса и предложения.
Рынок это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров.
Это определение позволяет трактовать рынок, как сферу экономических отношений, а не просто столкновение спроса и предложения. Рынок существует только тогда, когда люди встречаются прямо, или через своих посредников с тем, что бы продать или купить товары или услуги. С точки зрения маркетинга:
Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Рассмотрим 3 способа удовлетворения людьми своих нужд.
1. Самообеспечение - когда каждый самостоятельно добывает и обеспечивает себя всем необходимым.
2. Децентрализованный обмен - когда каждый из них рассматривает трех других в качестве своих потенциальных покупателей, т.е. каждый меняет свой товар на товары, производимые другими.
3. Централизованный обмен - при котором появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними и обозначенное условным названием «рыночная площадь». Теперь каждый везет свой товар купцу и обменивает на все, что ему необходимо.
В развитом обществе рынок это не просто физическое место, где встречаются и совершают сделки продавцы и покупатели. В современных условиях сделка может быть совершена, например, путем безналичного перечисления денежных средств со счета покупателя, на счет продавца. Продавец может рекламировать товар по телевидению, собирать заявки по телефону и рассылать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателем. Сделка произошла, значит, здесь имеет место понятие рынок.
Рынок - это одно из величайших достижений цивилизации. Однако следует помнить, рынок не может быть случайным явлением, а является следствием очень длительного исторического развития. Его возникновение вполне закономерно и связанно с развитием общественного производства. По мере возникновения потребности на какие-либо товары (услуги) возникают или формируются рынки отдельных товаров или услуг. Существуют следующие виды рынков:
1.Рынок рабочей силы.
2.Рынок средств производства.
3.Финансовый рынок
а) рынок ценных бумаг;
б) рынок кредитов;
4.Потребительский рынок.
5. Рынок услуг.
6.Рынок технологий
7.Рынок духовных благ.
8.Рынок интеллектуальных продуктов.
Основными составляющими рынка являются:
1.Продавец.
2.Покупатель.
3.Продукт (услуга).
12.Классификация рынков.
Рынок это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций:
1) регулирующую. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена – сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике;
2) стимулирующую. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг;
3) информационную. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка;
4) посредническую. При нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
5) санирующую. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
Классификация рынков
В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет следующую классификацию:
1)по объектам
обмена различают рынок
2) в территориальном
разрезе выделяют местный (локальный)
рынок, который ограничивается одним
или несколькими районами
3) по механизму
функционирования различают
4) иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
13.Понятие рыночного
сегмента и процесс
Оценка рынка сбыта - комплекс мероприятий, направленный на исследование торгово-сбытовой деятельности предприятия , и изучение всех факторов, влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю. Каждое предприятие осознает, что его товары не могут нравиться всем покупателям сразу, поэтому с помощью маркетинга руководство предприятия на основе информации о потенциальных потребителях, регионах, в которых имеется спрос, ценах, которые потребители готовы заплатить за товар, о каналах сбыта, о конкуренции определяет сегмент рынка сбыта.
Сегмент рынка - это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Сегментация рынка производится по критериям и признакам.
Критерий- способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента). (емкость сегмента, каналы распространения и сбыта продукции, устойчивость рынка, совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, оценка опыта работы конкретного персонала предприятия)
Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке.
Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, психографические, поведенческие. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков.
-по группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т.п.
-по предприятиям (конкурентам) являются качественные показатели продукта (НТ), цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке.
-по потребителям, сегментация по продуктам и конкурентам взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.
По совпадению у определенных групп потребителей нескольких значений переменных можно сделать вывод о наличии определенного сегмента рынка, как это показано на рис. 7.1 .
14.Методика комплексного маркетингового исследования.
Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед предприятием маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Предприятие проводит маркетинговые исследования или собственными силами – отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.
Общая схема проведения маркетингового исследования:
1. Определение проблемы, целей и методов исследования.
1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.
1.2. Определение проблемы
и формулирование целей
1.3. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.
2. Разработка плана исследований.
2.1. Определение типа необходимой маркетинговой информации и источников ее получения.
2.2. Определение методов сбора необходимой информации.
2.3. Разработка форм для сбора данных.
2.4. Разработка выборочного плана и определение объемов выборки.
3. Проведение исследования.
3.1. Сбор данных.
3.2. Анализ данных.
4. Интерпретация
полученных результатов и
4.1. Подготовка заключительного отчета.
4.2. Презентация заключительного отчета.
Поведение потребителей
Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие товары или услуги для личного потребления.
Модель покупательского поведения
Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь большое преимущество перед конкурентами. Именно поэтому тратится так много времени и усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.
Задача продавца – понять, что происходит в "черном ящике" сознания потребителя.
На поведение покупателя при покупке товара большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического характера (рис. 2.).
Рис. 2. Факторы, влияющие на покупательское поведение
В своем большинстве это факторы, не поддающиеся контролю со стороны продавца, но их обязательно следует принимать в расчет
15.Комплекс маркетинга.
|