Лекции по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 21:46, курс лекций

Описание работы

1 Роль и место стратегического маркетинга в стратегическом управлении.

Важнейшей задачей стратегического управления является установление и поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей средой, призванное обеспечить ей преимущества в конкурентной борьбе, что достигается за счёт предоставления покупателю продукта фирмы. Для целого ряда организаций в зависимости от того, какие они преследуют цели и какие реализуют стратегии, маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование.

Файлы: 1 файл

Стратегический маркетинг.docx

— 166.01 Кб (Скачать файл)

-краткосрочный и среднесрочный расчет успеха; 

-расчет суммы маржи и брейк–эвен–анализ; 

-АВС–анализ; 

-расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;  
-программы снижения затрат и рационализации; 

-анализ предприятия; 

-планы стратегии, анализы рынка, анализы сильных и слабых сторон; 

-портфолио–анализы и эмпирические кривые; 

-анализ жизненного цикла продукции; 

-анализ стоимости; 

-анализы рабочего времени; 

-аддитивные модели управления эффективностью производства; 

-мультипликативные модели управления эффективностью производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Особенности проведения маркетинг- аудита.

   Аудит маркетинга – это ревизия, обнаружение слабых мест в концепции, стратегиях и планах маркетинга, в результатах их реализации, а также всеобъемлющая, систематическая, независимая и периодическая проверка внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности фирмы и ее подразделений.

    На основе аудита маркетинга разрабатываются обоснованные мероприятия по повышению эффективности управленческой деятельности предприятия в целом и его отдельных хозяйственных единиц.

     Аудит маркетинга позволяет:- выявить проблемы функционирования службы маркетинга, приводящие к потере эффективности;- обеспечить значительную экономию финансовых, человеческих и временных ресурсов за счет корректировки маркетинговой стратегии.

    Аудит маркетинга является важной составной частью процесса управления маркетингом. По результатам аудита и на основе полученных данных корректируется общая стратегия маркетинга, обеспечиваются прибыльность и долгосрочная выживаемость фирмы.

    Для принятия стратегических решений и разработки успешной стратегии необходимо всестороннее видение ситуации. Поэтому при проведении аудита маркетинга необходимо получать данные из самых разных источников.

    К составляющим аудита маркетинга можно отнести:

- исследование и анализ внешней  маркетинговой среды:

- анализ стратегии маркетинга (оценивается  программа деятельности фирмы, задачи  и цели маркетинга, существующая  стратегия);

- исследование и оценку организационной  структуры маркетинга 

- качественную оценку системы  маркетинга (обследуется система  маркетинговой информации, система  планирования маркетинга, система  контроля и система разработки  новых товаров);

- количественную оценку результативности  маркетинга (анализ прибыльности  предприятия и ассортимента, анализ  эффективности затрат на маркетинг);

- анализ функциональных составляющих  маркетинга (исследуются товарная  и ценовая политики предприятия, политика распределения товаров (услуг), реклама, пропаганда, мероприятия  по стимулированию сбыта и  эффективность их работы) (Рисунок 1).

Таким образом: аудит маркетинга позволяет: оценить деятельность предприятия в сфере маркетинга, сравнить полученные данные о маркетинговой деятельности предприятия с подходом к маркетингу прямых конкурентов, разработать рекомендации по повышению эффективности работы службы маркетинга на предприятии, по применению инструментов маркетинга и определить алгоритм их реализации, чтобы ответить на новые требования рынка и конкурентной ситуации, оценить эффективность действующего персонала службы маркетинга, принять кадровые решения, определить качественные и количественные потребности в персонале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40 Взаимосвязь  и отличие стратегического контроля  и контроллинга.

    Контроль - важная функция менеджмента. По своему содержанию контроль является управленческой деятельностью, задачами которой служат количественная и качественная оценка и учет результатов работы не только всей организации, но и ее отдельных структурных единиц. Главные инструменты выполнения этой деятельности - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным корректируются ранее принятые решения и планы.

     В опережающем (или упреждающем) контроле акцент, который ранее фиксировался на отклонениях от прошлых эталонов, перемещается на изменение разрыва между нынешними результатами и целями, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. В реализации акцент смещается соответственно исправления допущенных в прошлом ошибок на меры по достижению будущих целей. В основе контроллинга производства - упреждающий контроль, что позволяет ему либо произвести корректировку действий, либо, если оценка результатов показывает, что ранее определенные цели нереальны, изменить их.

Таким образом, смысл контроля, проводимого контроллингoм, заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса.

В результате можно дать такое определение контроллинга:

   «Контроллинг - управление будущим для обеспечения длительного и эффективного функционирования предприятия и его структурных единиц».

    Контроль, проводимый контроллингом, в отличие от традиционного контроля не является основной задачей администрации. Он заключается в сопоставлении оценок «план - факт», в объяснении причин, обусловивших появление отклонений, в определении их влияния на перспективные цели, а также в разра6отке корректирующих мероприятий по устранению отклонений.

     В отличие от контроллера контролер - это лицо, на которое возложена обязанность проверки точности со6людения норм (материальных, трудовых, финансовых), правильности ведения учета, оценки результатов деятельности структурных подразделений и предприятия в целом и т. д.

    Таким образом, основная задача контролера - измерить, оценить, т. е. проконтролировать что-либо и сделать независимое сообщение руководящему лицу, возложившему на него эту обязанность. На том работа контролера заканчивается.

           Цели и задачи контроллинга

     Служба контроллинга стремиться так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности избежать ошибки, отклонения и просчета - как в настоящем, так и будущем.

   Отсюда назначение контроллинга - предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправишь, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды. Другими словами, необходимо предусмотреть, чтобы принимаемое решение не основывалось на ошибочных предпосылках, а это особенно важно, когда принимаемое решение сопряжено с большим риском.

 

 

 

 

 

 

 

9.Стратегии интенсивного роста

 

Усиление позиции фирмы на рынке предполагает следующий набор действий: 
  • Развитие первичного спроса. Подобная стратегия типична для фирмы- лидера, которая больше всех выигрывает от расширения рынка. Воздействуя на компоненты глобального спроса, увеличить размер рынка,:

 

  • Увеличение своей доли рынка. Такие действия характерны для рынков, где первичный спрос стал нерасширяемым, т.е. в стадии зрелости ЖЦТ. Привлечь бывших клиентов фирм-конкурентов посредством активных действий по продвижению товаров

 

  • Приобретение рынков,

 

  • Защита положения на рынке (связь с клиентами, сбытовая сеть, имидж). Активизировать для этого операционный маркетинг

 

  • Рационализация рынка. Реорганизовать обслуживаемые рынки с целью снижения издержек при повышении эффективности операционного маркетинга.

 

  • Организация рынка. Повлиять, в разрешенных законодательством пределах, на уровень экономической эффективности сектора

 

  б) Развитие рынка. Направления действий при этом: 
  • Выделить новые целевые сегменты. Адресоваться к новым сегментам на том же региональном рынке

 

  • Освоить новые каналы сбыта. Ввести товар в другую сеть, заметно отличающуюся от имеющихся.

 

  • Проникнуть на новые географические рынки. Внедриться в другие регионы страны или в другие страны

 

  в) Развитие продукта (развитие через товары, совершенствование товара, развитие продаж на существующих рынках). Пути могут быть следующими. 
  • Добавление новых характеристик товаров: увеличить число функций или характеристик товара и за счет этого расширить рынок.

 

  • Расширение товарной гаммы: разработать новые модели или варианты товара с различным уровнем качества.

 

  • Обновление линейки товаров: восстановить конкурентоспособность устаревших товаров путем их замены на товары, улучшенные функционально или технологически.

 

  • Улучшение качества: улучшить выполнение товаром своих функций как набора свойств.

 

  • Приобретение гаммы товаров: дополнить или расширить существующую гамму товаров, используя внешние средства.

 

  • Рационализация гаммы товаров: модифицировать гамму товаров, чтобы снизить издержки производства или сбыта.

 

  Таким образом, характеристика стратегий интенсивного роста в разных моделях одна и та же.

 

 

 

 

 

21. Уровни  конкурентной борьбы.  Типы конкурентов.

 

Признаки и типы конкурентов

Тип потребителей и товаров, что им предлагаются 
- прямые конкуренты - предлагают похожие товары и услуги похожим категориям покупателей; 
- товарные конкуренты – продают одинаковую продукцию разным группам покупателей; 
- непрямые конкуренты - продают разные товары похожим категориям потребителей; 
- неявные конкуренты - фирмы разного профиля, что выпускают разную продукцию и что предлагают ее разным группам потребителей.

Наибольшую угрозу имеют прямые конкуренты, самую низкую

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль и место стратегического маркетинга в стратегическом управлении.

  1. Современные черты стратегического маркетинга.

  1. Принципы стратегического маркетинга.

  1. Взаимосвязь и различие стратегического и операционного маркетинга.

  1. Цель, основные задачи, принципы планирования.

  1. Определение миссии предприятия.

  1. Понятие цели. Дерево целей.

  1. Понятие стратегии. Модели формирования стратегий.

  1. Стратегии интенсивного роста.

  1. Стратегии диверсифицированного роста.

  1. Стратегии интегрированного роста.

  1. Стратегии консолидации.

  1. Характеристика матрицы И. Ансоффа. Модифицированная матрица И Ансоффа.

  1. GAP – анализ. Понятие стратегических разрывов и способы их преодоления.

  1. Особенности анализа маркетинговой среды.

  1. Понятие и особенности проведения SWOT-анализа.

  1. Методы сегментирования рынка.

  1. Понятие позиционирования фирмы, товара на рынке.

  1. Ошибки позиционирования и виды их модификации.

  1. Карта позиционирования: правила построения и анализа.

  1. Уровни конкурентной борьбы. Типы конкурентов.

  1. Понятие конкурентного преимущества, его виды. Процесс достижения конкурентного преимущества и способы его удержания.

  1. Характеристика пяти конкурентных сил.

  1. Понятие бенчмаркинга как функции маркетинговых исследований.

  1. Факторы успеха бенчмаркинга. Этапы процесса бенчмаркинга.

  1. Понятие и принципы маркетинговых войн.

  1. Классификация конкурентов в зависимости от занимаемого положения на рынке.

  1. Характеристика матрицы БКГ.

  1. Применение матрицы Дженерел Электрик.

  1. Характеристика модели Shell DPM.

  1. Области использования модели Хофера – Шенделя.

Информация о работе Лекции по "Маркетингу"