Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 07:18, курсовая работа
Существует множество различных направлений маркетинговой деятельности: маркетинговые исследования, маркетинговое планирование, товарная политика, система формирования спроса и стимулирования сбыта, ценовая политика, сбытовая политика, рекламная деятельность и т.д.
Целью курсового проекта является разработка плана маркетинга для наиболее эффективного удовлетворения потребностей фирмы, определение ценовой и сбытовой политики предприятия, а так же политики продвижения товара. В заключении курсового проекта будет рассчитан экономический результат от использования плана маркетинга.
Введение........................................................................................................................ ......3
1.Общие сведения об объекте исследования............................................................. ......4
1.1 Товарный ассортимент.......................................................................................... ......5
1.2 Оценка маркетинговой ориентации предприятия............................................... ......6
2. Определение целей деятельности (бизнеса).......................................................... ......7
2.1 Характеристика микро и макросреды деятельности предприятия................... ......7
2.2 Маркетинговые исследования потребителей...................................................... ....11
2.3 Исследования конкурентов................................................................................... ....18
3. Разработка комплекса маркетинга по товару........................................................ ....22
4. Ценовая политика..................................................................................................... ....25
5. Сбытовая политика.................................................................................................. ....30
6. Политика продвижения товара............................................................................... ....36
7. Планирование расходов на маркетинг и доходов от него................................... ....41
Заключение................................................................................................................... .....45
Библиографический список......................................................................................... .....47
Компания.В структуру«Колибри» входят следующие подразделения: производство, отдел материально-технического снабжения (МТС), бухгалтерия, отдел качества и высшее руководство. Все эти подразделения взаимосвязаны друг с другом и образуют внутреннюю среду. Высшее руководство формирует цели и задачи, определяет общую стратегию и политику.
Служба МТС предоставляет
Поставщики. Поставщики – это важное звено в системе создания и распространения потребительской ценности каждой компании. Мебельная фабрика «Колибри» имеет стабильных поставщиков. Основным сырьем для изготовления мебели является ЛДСП и МДФ, производство Томск, поставляет фирма ООО «Мебелькомплект», г. Красноярск. Поставщик является проверенной фирмой, с ним заключен долгосрочный договор, предоставляет выгодные условия по отсрочке платежей, а также предоставляется скидка. На данный момент альтернативы по поставщикам сырья нет, так как поставщик продает сырье достаточно высокого качества. Затраты на транспортировку минимальные. Также сотрудничаем с другими более мелкими фирмами в городе и за пределами его.
Дефицит ресурсов, задержки поставок могут негативно отразиться на объемах продаж, а в дальнейшем нанести ущерб репутации фабрики в глазах потребителей. Кроме того, менеджеры по маркетингу отслеживают уровень цен на основное сырье, материалы и комплектующие, так как повышение цен поставщиками вызывает увеличение стоимости товара, что в свою очередь отрицательно сказывается на объеме продаж.
Маркетинговые посредники. Это компании, которые помогают продвигать, продавать и распространять товары среди конечных потребителей. К маркетинговым посредникам относятся компании по организации товародвижения, дистрибьюторы, финансовые посредники.
В группу финансовых посредников входят "Совкомбанк" и банк "Русский стандарт", которые предоставляют нам кредитные линии на достаточно выгодных условиях. Возможность получать заемные средства благоприятно сказывается на финансовой деятельности фирмы, так как предоставление кредитных линий позволяет приобретать новое оборудование, а так же кредитоваться под закуп сырья.
Клиенты и конкуренты так же составляют микросреду предприятия, но данная категория будет рассмотрена в следующих главах курсового проекта.
На деятельность компании и всю ее микросреду оказывают воздействие самые разные факторы, которые могут открыть для компании новые возможности или стать источником серьезной угрозы. Рассмотрим влияние шести основных факторов макросреды на деятельность фабрики.
Демографическая среда.Демографическая среда представляет особый интерес для маркетологов, поскольку она дает информацию о людях, из которых собственно и состоят рынки. Работая на любом рынке, необходимо знать численность населения, проживающего в этом регионе, и тенденции его роста, чтобы оценить потенциал этого рынка. В России сложилась сложная демографическая ситуация. Понижается продолжительность жизни, падает рождаемость, происходит снижение численности и общее старение населения. Развитие этих тенденций чревато в будущем тяжелейшими необратимыми последствиями для страны. В настоящее время принята государственная программа, направленная на улучшение демографической ситуации в России. Происходит так же отток населения в другие страны, так называемая «утечка мозгов». С другой стороны идет приток эмигрантов из стран СНГ и Китая. Это в основном неквалифицированная рабочая сила, которая приезжает в Россию на заработки.
Экономическая среда. Это совокупность факторов, влияющих на покупательную способность потребителей и структуру потребления. Колебания основных экономических переменных, таких как доход, прожиточный минимум, процентные и кредитный ставки, оказывают большое влияние на рынок. Экономический спад или внезапный краткосрочный подъем не обязательно отрицательно скажутся на деятельности компании. В настоящее время экономическая ситуация в стране стабилизируется. Имеется тенденция роста доходов населения, увеличивается платежеспособность населения.
В настоящее время в экономике страны наметились положительные тенденции, что способствует развитию производства. Стабильность экономики помогает налаживанию хозяйственных связей, которые были разорваны в период экономического кризиса. Так же она способствует притоку иностранного капитала в Россию.
Природная среда. Состоит из природных ресурсов, анализом которых занимаются маркетологи. Почти любое производство наносит вред окружающей природной среде. Производство мебели является антропогенным загрязнением - результатом деятельности человека, соответственно на предприятии ведутся разработки по переработке отходов без ущерба для окружающей среды.
Технико–экологические факторы оказывают влияние на подотрасль «Производство мебели» (в нашем случае корпусной мебели) являющейся составной частью отрасли «Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность». Данная отрасль тесно связана с природным фактором – природными ресурсами. Наша фабрика закупает сырье для производства мебели, которое изготавливается на основе древесины.В настоящее время основные фонды предприятия в основной своей части обновлены, так как с увеличением объемов производства закупается новое оборудование.
Политико-правовой фактор так же является значимым на территории Российской Федерации. Стабильность политической ситуации в России способствует развитию бизнеса, привлечению инвестиций.
Социально-культурные факторы. Включает социальные институты и другие силы, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов, норм поведения общества. Личность человека формируется в конкретном обществе, которое определяет его убеждения и ценности. У него складывается определенное мировоззрение, которое влияет на его отношение к самому себе и другим людям.
Маркетинговые исследования – это вид деятельности, который с помощью информации связывает маркетолога с потребителями, покупателями и общественностью. Информация используется для выявления и определения маркетинговых возможностей и проблем; для выработки. Совершенствования и оценки маркетинговых действий; для отслеживания результатов маркетинговой деятельности; а также для улучшения понимания процессов управления маркетингом.
Маркетинговые исследователи занимаются
самой разнообразной
Процесс маркетингового исследования состоит из четырех этапов.
Рисунок 2.3 - Этапы маркетингового исследования
Первым этапом маркетингового исследования является определение проблемы и целей исследования. В нашем случае это понимание потребностей и желания клиентов, которые являются мотивацией для покупки. Полученная информация должна помочь провести сегментацию рынка и выбор целевого сегмента, что в свою очередь позволит лучше прогнозировать потребности клиента и пути их удовлетворения.
Вторым этапом является разработка плана исследования. Метод проводимого маркетингового исследования – описательный, тип информации используемого в исследовании – вторичный. Источниками данных будут являться бухгалтерские отчеты, планы производства, сообщения персонала предприятия, а так же статистика, периодическая печать.
Третий этап – реализация плана исследования. Анализ собранной информации включает в себя введение данных в компьютер, проверку на предмет ошибок, кодирование, табулирование и их статическое испытание.
Для целей маркетингового исследования потребителей мебельной фабрики "Колибри" можно разбить на две группы: юридические и физические лица.
Таблица 2.1 - Потребности клиента
Потребности |
Категория потребностей |
Планируемые товары \ услуги | |
В настоящее время |
Учесть на будущее | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Юридические лица |
|||
1. Широкий ассортимент |
основные |
- |
+ |
2.Высокое качество продукции |
основные |
+ |
+ |
3.Соответствие продукции ГОСТам |
основные |
+ |
+ |
4.Дизайн |
престижные |
- |
|
5.Торговая марка |
престижные |
- |
+ |
6.Упаковка |
престижные |
- |
+ |
7.Гарантии |
основные |
+ |
+ |
8.Приемлемые цены |
основные |
+ |
+ |
9.Репутация МФ "Колибри" |
престижные |
+ |
+ |
Физические лица |
|||
1. Широкий ассортимент |
основные |
- |
+ |
2.Высокое качество продукции |
основные |
- |
+ |
3. Доставка |
основные |
- |
+ |
4.Дизайн |
престижные |
- |
+ |
5.Торговая марка |
престижные |
- |
+ |
6.Упаковка |
престижные |
- |
+ |
7.Гарантии |
основные |
+ |
+ |
8.Приемлемые цены |
основные |
+ |
+ |
9.Условия доставок |
основные |
+ |
+ |
Сведения о потребителях получены на основе бухгалтерского и управленческого учета на мебельной фабрике «Колибри»» приведены в таблице 2.2. Так как основной продукцией является производство кухонных гарнитуров, приведем данные по основным потребителям именно этой продукции.
Таблица 2.2 - Исходная информация для сегментации рынка потребителей по кухонным гарнитурам
Потребитель |
2011 |
2012 | ||||||
Фактическипоставлено, шт |
Цена, т.руб./шт. |
Стоимость, т.р. |
% |
Фактически поставлено, шт |
Цена, т.руб./шт. |
Стоимость, т.р. |
% | |
ВК "Мебелев" |
76 |
43 |
3268 |
55,9 |
79 |
45 |
3555 |
52,3 |
ВК "Континент" |
60 |
43 |
2580 |
44,1 |
72 |
45 |
3240 |
47,7 |
Итого |
136 |
43 |
5848 |
100 |
151 |
45 |
6795 |
100 |
На основе имеющейся информации проведём сегментацию рынка потребителей по количеству проданных кухонных гарнитуров.
Рисунок 2.4 - Структура потребителей мебельной фабрики «Колибри» по количеству потребления кухонных гарнитуровза 2011г.
Рисунок 2.5 - Структура потребителей мебельной фабрики «Колибри» по количеству потребления кухонных гарнитуровза 2012г.
Сегментация рынка – разделение определенной совокупности потребителей на отдельные группы, характеризующиеся набором определенных признаков.
Сегментация по географическому положению позволяет предположить изменения в составе участков рынка из-за роста транспортных тарифов или таможенных пошлин.
По данным предприятия возможно
просегментировать рынок
В условиях экономического кризиса
при установлении контактов с
клиентами особое внимание следует
уделять их платежеспособности. Зачастую
потребителям продукции предоставляется
отсрочка платежа. В плане контроля
за погашением дебиторской задолженности
весьма полезно следить за изменением
«среднего возраста»