Маркетинг в деятельности организациии торговли (на материалах КОРУП «Хозяйственные товары»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:57, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является разработка основных рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации за счет использования маркетинговый подходов.
Задачами дипломной работы являются:
- изучение основных направлений маркетинговой деятельности торговых организаций в рыночных условиях;
- анализ организационно – экономической деятельности конкретной организации;
- анализ использования элементов маркетинга в деятельности организации;

Содержание работы

Введение 3
1 Роль и значение маркетинга в рыночных условиях 5
1.1 Сущность и задачи маркетинга в деятельности организации 5
1.2 Проблемы поддержания конкурентоспособности организации на рынке 16
2 Анализ ситуационного положения организации на рынке 22
2.1 Экономико-организационная характеристика КОРУП «Хозяйственные товары», оценка его сильных и слабых позиций на рынке 22
2.2 Анализ использования элементов маркетинга в деятельности организации 35
3 Повышение эффективности деятельности организации на основе маркетинга 46
3.1 Внедрение принципов мерчендайзинга в торговой деятельности КОРУП «Хозяйственные товары» 46
3.2 Совершенствование ценовой и ассортиментной политики КОРУП «Хозяйственные товары» 51
Заключение 57
Список использованных источников 62

Файлы: 1 файл

Весь диплом.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)


Белкоопсоюз

Учреждение  образования

«Белорусский  торгово-экономический 

университет потребительской кооперации»

 

 

Кафедра маркетинга

Допушена к защите

Заведующий кафедрой

_______

«__»________2008г.

 

 

 

дипломная работа

 

На тему: «Маркетинг в деятельности организациии торговли»

(на материалах КОРУП «Хозяйственные товары»)

 

 

 

 

 

 

Студент – дипломник  заочного

факультета коммерции  и менеджмента

группы Р-61      _________

 

 

Научный руководитель

к.э.н., доцент      __________ Михарева В.А.

 

 

 

Гомель 2008

 

содержание

 

 

Приложения 

 

 

Введение

 

На этапе перехода к рыночным отношениям в деятельности организаций всех типов и форм собственности все более важное значение приобретает маркетинг. Поскольку маркетинг рассматривается как основа для достижения успеха в конкуренции, то способен повысить шансы выживания организаций на рынке. В благоприятной экономической ситуации маркетинг нужен для поступательного и стабильного развития организации, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который способен обеспечить выживание организации.

Рынок розничной торговли в Республике Беларусь является уже  не первый год конкурентным рынком. Организации торговли в своей  деятельности вынуждены считаться с предпочтениями своих покупателей. Основным направлением деятельности торговых организаций, помогающим им адаптироваться к меняющимся рыночным условиям, является маркетинг.

В современных условиях розничная торговля должна быть ориентирована на потребителя. Если же этого не происходит, организация торговли проигрывает в конкурентной борьбе, теряет свои рыночные позиции, терпит убытки и в результате уходит с рынка.

Применение на практике принципов маркетинга позволяет  повысить конкурентоспособность организации, привлечь новых покупателей и удержать уже имеющихся, повысить оборот и увеличить прибыль организации. Благодаря маркетингу торговая организация имеет возможность формирования стойкого потребительского предпочтения. Применяя маркетинговые принципы, организации предоставляется возможность не только привлечь новых покупателей, но и поддерживать взаимовыгодные отношения с уже существующими потребителями.

Таким образом, успешная маркетинговая деятельность становится условием выживания торговой организации  в рыночных условиях. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Целью написания дипломной  работы является разработка основных рекомендаций по повышению эффективности  деятельности организации за счет  использования маркетинговый подходов.

Задачами дипломной  работы являются:

- изучение основных направлений маркетинговой деятельности торговых организаций в рыночных условиях;

- анализ организационно  – экономической  деятельности  конкретной организации;

- анализ использования  элементов маркетинга в деятельности  организации;

- разработка направлений повышения эффективности деятельности КОРУП «Хозяйственные товары» на основе маркетинговых подходов.

Объектом исследования является КОРУП «Хозяйственные товары».

Предметом исследования данной дипломной работы является применение маркетинговая деятельность торговой организации.

При написании дипломной  работы были использованы следующие  методы: метод анализа, SWOT – анализ, графические и аналитические методы. В работе использованы метод сравнения, метод расчета относительных и абсолютных показателей и показателей динамики.

Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составили законодательные нормативные акты Республики Беларусь, научные труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати по исследуемой проблеме, Интернет-ресуры.

Информационной базой  исследования являются материалы Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, оперативные, бухгалтерские и статистические данные КОРУП «Хозяйственные товары» за 2005-2007гг.

Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных литературных источников и приложений.

 

1 Роль и значение маркетинга в рыночных условиях

 

1.1 Сущность  и задачи маркетинга в деятельности организации

 

Маркетинг - в широком  смысле - философия управления, согласно которой разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов, ведет к успеху организации и приносит пользу обществу [34].

Маркетинг - на уровне отдельных  субъектов хозяйствования - система, ориентированная на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей посредством [9, c.15]:

- планирования ассортимента  и объема выпускаемых продуктов; 

- определения цен; 

- распределения продуктов  между выбранными рынками и  стимулирования их сбыта.

Маркетинг - в предпринимательском смысле - система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия [6, c.10].

В отечественной и  зарубежной научной литературе сформировались пять ключевых точек зрения относительно роли маркетинга в жизни общества [1, c.8].

1. Маркетинг следует  рассматривать как процесс, последовательность  действий или деятельность в  условиях рынка.

2. Маркетинг представляет собой часть управленческой деятельности, своеобразный интеллектуальный инструмент или технику мышления.

3. Маркетинг отождествляется  с философией бизнеса, методологией  рыночной деятельности, предпринимательской  философии, методической основой  предпринимательской деятельности.

4. Маркетинг является  областью знаний, занимающейся обобщением  реальной практики рыночных отношений.

5. Маркетинг считается  основополагающей дисциплиной для  профессиональных деятелей рынка.

Обобщая вышеперечисленное, следует отметить, что маркетинг способен обеспечить реальные выгоды организациям, использующим его в практике своей работы. Во-первых, он способствует достижению максимально возможного высокого потребления. Во-вторых, с его помощью может быть достигнута большая удовлетворенность потребителей совершенными покупками. В-третьих, использование маркетинга подразумевает предоставление максимально широкого выбора товаров и услуг. В-четвертых, за счет предложения качественных товаров, формирования рационального их ассортимента, доступных цен, учитывая экологические требования, поддерживая высокое качество культурной среды, маркетинг способствует росту благосостояния людей и повышению качества жизни

Рассматривая роль маркетинга в экономической науке и практической деятельности организаций, необходимо отметить, что организации используют маркетинг для того, чтобы сформировать позицию на рынке. Позиция формируется в отношении потребителей, конкурентов, поставщиков, посредников, государственных контролирующих органов и других субъектов рыночных отношений. И именно маркетинг позволяет организациям устанавливать, укреплять и поддерживать выгодные обмены с субъектами рынка для достижения намеченных целей, а также координирует деятельность отдельных структурных подразделений и нацеливает их работу на успешную реализацию намеченных мероприятий. Таким образом, маркетинг способствует приспособлению организация к меняющимся условиям окружающей среды и нацеливает на использование наиболее выгодных рыночных возможностей.

Важнейшими функциями маркетинга на уровне организацией являются [3, c.29].

- сбор, систематизация  и анализ информации о рынке  в ходе маркетинговых исследований;

- участие в формировании тактики и стратегии выступления организация на рынке;

- совершенствование существующей  и планирование новой продукции;

- планирование распределения продукции организации с созданием пространственно-временных удобств, а также допродажных, послепродажных и удобств состояния продукции;

- рекламно-информационная поддержка продукции организации;

- сбор отзывов, предложений и пожеланий существующих и потенциальных потребителей продукции организации;

-  разработка и реализация ценовой политики, заключающейся в установлении цен на продукцию в зависимости от ситуации на рынке, использовании гибкой системы скидок и кредитов для овладения определенной долей рынка и получения намеченной прибыли;

- управление маркетинговой  деятельностью организации, заключающееся в планировании, исполнении, мотивации и контроле плана маркетинговых мероприятий подразделениями организации, а также оценке эффективности принятых решений.

В зависимости от целей  использования различают  следующие  виды маркетинга.

1.Потребительский –  маркетинг товаров повседневного  спроса.

2.Промышленный – маркетинг   товаров промышленного назначения.

3. Ориентированный на  товар, услугу, идею.

4. Ориентированный на  потребителя или целевую группу  потребителей.

5. Международный –  маркетинг товаров, предназначенных  для реализации на зарубежных рынках.

6. Мультинациональный  – маркетинг, ориентированный  на разработку и реализацию  адаптированных для каждого из  внешних рынков стратегий маркетинга.

7. Глобальный – маркетинг,  учитывающий общие, присущие всем  географическим рынкам требования  как к товару, так и к другим элементам комплекса маркетинга

8. Некоммерческий –  маркетинг, касающийся деятельности  предприятий, не ставящих своими  целями получение прибыли для  личного обогащения.

9. Социальный – маркетинг,  касающийся проводимых государством  и общественными организациями социальных программ.

10. Макромаркетинг –  деятельности государства по  регулированию рыночных процессов.

11. Микромаркетинг –  деятельности предприятий и организаций  в сфере рынка.

Управление на основе маркетинга – это приспособление организации к меняющимся условиям окружающей среды и использование наиболее выгодных рыночных возможностей. Процесс управления на основе маркетинга выглядит следующим образом:

1. Анализ сил, слабостей  (как собственных, так и конкурентов), рыночных возможностей и опасностей;

2. Отбор целевых рынков;

3. Разработка комплекса  маркетинга;

4. Реализация маркетинговых  мероприятий.

При изучении значения маркетинговой  деятельности организаций торговли необходимо учитывать их специфику. Для более детального изучения задач маркетинга и выявлении его специфики выделим оптовые и розничные организации торговли. Задачи маркетинга в сфере оптовой торговли представлены в табл.1.1.1

Таблица 1.1.1

Задачи маркетинга в  системе оптовой торговли [13, с.154]

Задачи маркетинга

Содержание

Разработка маркетинговых стратегий   

Удержание и увеличение рыночной доли

Проектирование сбытовых каналов

Разработка конкурентного поведения

Проведение маркетинговых исследования

Исследование профессионального  рынка сбыта

конкурентов, мелкооптовую и розничную сети

Исследование потребителей

Исследование рынка поставщиков

Сегментирование рынка сбыта

Сегментирование профессиональных  покупателей -         посредников

Сегментирование потребителей

Выбор целевых сегментов

Маркетинг закупок

Определение связи между характером товарного спроса и требованиям к закупкам

Маркетинговая оценка поставщиков

Разработка политика в сфере  закупки

Маркетинг-логистика

Определение требований покупателей  к логистической структуре системы сбыта оптовика

Поиск конкурентных преимуществ в сфере логистики сбыта

Маркетинговые решения сбыта

Ценовая политика оптовой компании

Товарная и ассортиментная политика

Сбытовая политика

Сервисная политика

Коммуникативная политика.

Организация мерчендайзинга

Организация мерчендайзинга по инициативе производителя

Организация мерчендайзинга по инициативе оптовой    компании

Маркетинг-аудит системы сбыта

Организация работы с рекламациями розничной торговли

Организация работы с претензиями покупателей

Разработка программы маркетинга-аудита сбыта

Информация о работе Маркетинг в деятельности организациии торговли (на материалах КОРУП «Хозяйственные товары»)