Маркетинг в деятельности организациии торговли (на материалах КОРУП «Хозяйственные товары»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:57, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является разработка основных рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации за счет использования маркетинговый подходов.
Задачами дипломной работы являются:
- изучение основных направлений маркетинговой деятельности торговых организаций в рыночных условиях;
- анализ организационно – экономической деятельности конкретной организации;
- анализ использования элементов маркетинга в деятельности организации;

Содержание работы

Введение 3
1 Роль и значение маркетинга в рыночных условиях 5
1.1 Сущность и задачи маркетинга в деятельности организации 5
1.2 Проблемы поддержания конкурентоспособности организации на рынке 16
2 Анализ ситуационного положения организации на рынке 22
2.1 Экономико-организационная характеристика КОРУП «Хозяйственные товары», оценка его сильных и слабых позиций на рынке 22
2.2 Анализ использования элементов маркетинга в деятельности организации 35
3 Повышение эффективности деятельности организации на основе маркетинга 46
3.1 Внедрение принципов мерчендайзинга в торговой деятельности КОРУП «Хозяйственные товары» 46
3.2 Совершенствование ценовой и ассортиментной политики КОРУП «Хозяйственные товары» 51
Заключение 57
Список использованных источников 62

Файлы: 1 файл

Весь диплом.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Источниками возникновения  угроз и возможностей могут быть потребители, конкуренты, посредники, контактные аудитории, макросреда. В табл.2.1.5 представлены сильные и слабые стороны КОРУП «Хозяйственные товары».

Таблица 2.1.5

Сильные и слабые стороны  КОРУП «Хозяйственные товары»

Показатели

Сильные стороны

Слабые стороны

Менеджмент организации

Предпринимательская культура

КОРУП «Хозяйственные товары»  известно на рынке как надежный партнер по бизнесу

-В организациислабо развита система взаимодействия  между руководителями одного уровня

- сопротивление руководства внедрению инноваций

Система мотивации сотрудников

Ворганизации применяется довольно эффективная система финансовой мотивации персонала.

Организация не применяет нематериальные методы мотивации персонала, такие как социальное одобрение, предоставление каких-либо выгод и др.

Хозяйственная деятельность

Оборудование 

Два магазина КОРУП «Хозяйственные товары» обеспечены современным  оборудованием для самообслуживания

 

В шести магазинах торговое оборудование устарело.

Качество планирования и управления

Применяются методы «осторожного» планирования, путем вычисления среднего темпа роста продаж.

В целом качество управления находится на уровне ниже среднего; организация не имеет маневренности, что важно в конкурентной борьбе

Научные исследования и  развитие

Интенсивность и результаты

Не является сильной стороной

Организацией не проводятся научные исследования

Использование информационных технологий

Не является сильной стороной

Информационные технологии используются только аппаратом управления

Кадры

Квалификация руководства

Руководство организации имеет высокую квалификацию

Не относится к слабым сторонам

Квалификация персонала

Персонал имеет достаточный уровень квалификации

Плохое знание торговым персоналом специфики продаваемых товаров

Рациональность в распределении прав и ответственности

Права и ответственность распределены рационально

Не относится к слабым сторонам

Продолжение табл.2.1.5

1

2

3

Возрастная структура

Большая часть работников попадает в возрастной интервал 25-35 лет.

Не относится к слабым сторонам

Мотивация менеджмента

Не является сильной стороной

Низкая мотивация менеджмента, нет прямой заинтересованности в результатах работы

Наличие в оргструктуре организации  службы маркетинга

Не является сильной стороной

В оргструктуре организации нет отдела маркетинга

Финансы

Наличие собственных оборотных активов

Организация достаточно обеспечена  собственными оборотными активами

-

Возможности получения кредита

КОРУП «Хозяйственные товары» имеет возможность получения кредита

Не относится к слабым сторонам

Эффективность использования кредита

Не является сильной стороной

Эффективность использования кредита низка

Финансовая стабильность

В целом организация финансово стабильно

Не относится к слабым сторонам

Уровень прибыльности

Не является сильной стороной

Низкий уровень прибыльности (0,63% в 2007году)


 

Таким образом, КОРУП «Хозяйственные товары» имеет как слабые, так  и сильные стороны.

Для построения SWOT – матрицы необходимо выбрать наиболее значимые сильные и слабые стороны. Слабые стороны:

- сопротивление руководства внедрению инноваций;

-устаревшее торгового оборудования;

-плохое знание торговым персоналом специфики продаваемых товаров.

Сильные стороны КОРУП «Хозяйственные товары»:

-организация известна на рынке как надежный партнер по бизнесу;

-организация достаточно обеспечена  собственными оборотными активами.

В табл.2.1.6 представим возможности и угрозы для КОРУП «Хозяйственные товары»

 

 

Таблица 2.1.6

Возможности и угрозы КОРУП «Хозяйственные товары»

Фактор внешней среды

Возможности

Угрозы

Политические  факторы

Кредитная политика

- возможность получения крупных  кредитов

- возможность предоставления покупателям  кредитов (сотрудничество с определенным банком)

-

Политика поддержки отечественного производителя

-

Необходимость выборки квот по отечественным  предприятиям – производителям представленного ассортимента.

Социологические факторы

Урбанизация населения

Усиление конкурентных позиций  на рынке города, расширение торговой сети

Угроза прекращения деятельности за пределами Гомеля (КОРУП «Хозяйственные товары» имеет магазины в г. Корма и г.Чечерск)

Социальная ориентация общества

Возможность обслуживания всех слоев  населения

Невозможность кардинального изменения ассортимента

Экономические факторы

Рост благосостояния населения

Более дорогие товары позволяют организации получить большую прибыль

Сокращение основного целевого сегмента рынка (покупатели с низким уровнем дохода)

Инфляционные процессы

-

Возможно обесценивание запасов  продукции

Технологические факторы

Появление на рынке новых технологий для торговых организаций

Переоборудование магазинов позволит привлечь большее число покупателей

-

Внедрение современных платежных  систем

- Предоставление покупателям возможности оплаты товара банковской карточкой позволит организации повысить свою конкурентоспособность

- предоставление места для банкоматов  повысит привлекательность магазинов

-


 

 

Для проведения дальнейшего  анализа целесообразно выделить наиболее значимые факторы макросреды. Возможности:

- уровень развития  кредитных организаций;

- появление на рынке новых технологий.

Угрозы:

- квоты на отечественную  продукцию;

- сокращение присутствия  на рынке Гомельской области.

Построим матрицу перекрестного влияния сильных и слабых сторон, возможностей и угроз табл.2.1.7). Для ее заполнения примем оценочную шкалу от -5 до +5, где -5 – очень сильное негативное влияние, +5 – очень сильное положительное влияние.

Таблица 2.1.7

Матрица перекрестного  влияния сильных и слабых сторон КОРУП «Хозяйственные товары»возможностей и опасностей

Показатели

Возможности

Итого

угрозы

Итого

Всего

появление новых технологий

 уровень развития  кредитных организаций

квоты на отеч. продукцию

сокращение присутствия  на рынке Гомельской области

Сильные стороны

Известность на рынке

-

-

0

-

+1

+1

+1

Обеспеченность собственными средствами

+1

+2

+3

-

-

0

+3

Итого

+1

+2

+3

0

+1

+1

+4

Слабые стороны

Недостаточная компетенция  сотрудников

-

-

0

-3

-3

-6

-6

устаревание торгового  оборудования

-2

+3

+1

-

-

0

+1

Отсутствие инноваций

+1

+3

+4

 

-1

-1

+3

Итого

-1

+6

+5

-3

-4

-7

-2

Всего

0

+8

+8

-3

-3

-6

+2


 

По результатам табл.2.1.7 видно, что в целом баланс слабых и сильных сторон организации во взаимодействии с внешними возможностями и угрозами благоприятен (+2). Уровень развития кредитных организаций оказывает наиболее благотворное влияние на всю деятельность организации (+8). Действие же угроз на деятельность КОРУП «Хозяйственные товары» одинаково неблагоприятно (-3).

В таблице 2.1.8 представим SWOT-матрицу. Для этого необходимо определить как именно посредством своих сильных сторон организация может реализовать предоставленные внешней средой возможности и нейтрализовать угрозы. Построение SWOT – матрицы  так же позволяет определить как при помощи возможностей преодолеть слабые стороны. Сектор слабые стороны – угрозы особо важен для деятельности организации. Именно на него необходимо обратить самое пристальное внимание, так как это сектор уязвимости в конкурентной борьбе.

Таблица 2.1.8

SWOT – матрица

Показатели

Возможности

Угрозы

появление новых технологий

Ур-нь разв-я кредитных орга-ций

квоты на отеч. продукцию

сокращение присутствия на р-ке

Сильные стороны

Известность на рынке

-

-

-

Известность на рынке  позволяет орг-ции поддержать свои позиции на рай-ых рынках

Обеспеч-нность собственными средствами

Обеспеченность собственными средствами позволяет приобретать новые технологии

Обеспеченность собственными    ср-ми упрощает процедуру получения кредита и позволяет увеличить его сумму

-

-

Слабые стороны

Недостаточная компетенция сотрудников

-

-

Недостаточная компетенция персонала не позволяет реал-ть непользующиеся спросом товары отеч. произ-тва

Недостаточная компетенция  сотрудников усугубляет сложность в удержании позиций в районе

устаревание торгового оборудования

Устаревшее оборудование организации на фоне магазинов конкурентов существенно снижает конк-ть

Посредством взаимодействия с кредит-ми учреждениями возможно обновление торг. оборудования

-

-

Недостаточная компетенция сотрудников

Появление новых технологий позволяет орг-ции начать проводить инновационную п-куо

Взаимодействие с кредитными организациями позволяет быстро и эффективно внедрять инновации

-

Отсутствие инноваций ускоряет уход организации с районных рынков


В результате проведенного swot – анализа были выявлены пути использования возможностей и предотвращения угроз посредством использования сильных и слабых сторон организации. Особое внимание КОРУП «Хозяйственные товары» следует обратить на необходимость устранения слабых сторон.

 

2.2 Анализ использования  элементов маркетинга в деятельности организации

 

Целевой рынок КОРУП  «Хозяйственные товары» состоит в основном из домохозяйств города Гомеля. Согласно данным Министерства статистики Республики Беларусь за 2006 год, численность жителей г.Гомеля составляет 482 тыс. человек. Среднее количество человек  в семье по Республике Беларусь составляет 2,5 чел. Следовательно, можно просчитать количество потенциальных покупателей (домохозяйств) путем деления количества жителей г. Гомеля на среднее количество человек в семье. В результате получим 193тыс. домохозяйств.

КОРУП «Хозяйственные товары» включает в свой состав сеть магазинов, охватывающих г.Гомель достаточно полно. Торговая сеть позволяет удовлетворить полностью спрос жителей г.Гомеля на хозяйственные товары. Однако, доля организации на рынке г.Гомеля составляет лишь 5%.

Серьезную конкуренцию КОРУП «Хозяйственные товары» составляют частные торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на рынках города.

Большинство потребителей предпочитают совершать покупки  именно там. Этому есть ряд объективных  причин. Во-первых, на рынках города представлен более широкий ассортимент пусть и более дорогостоящей, но и более качественной продукции. Во-вторых, большинство магазинов КОРУП «Хозяйственные товары» имеют непривлекательный с точки зрения покупателей внешний вид. Кроме того, совершая покупки хозяйственных товаров на рынке, большинство покупателей приобретают так же продукты питания, одежду и другие товары. Основными покупателями КОРУП «Хозяйственные товары» являются домохозяйства, имеющие доход ниже среднего уровня.

В 2005 году организация включала в свой состав девять магазинов розничной торговли, в 2006 году их количество сократилось до восьми, а в 2007 году – 7. Эти данные свидетельствуют о сокращении присутствия организации на рынке. Ассортимент, предоставленный в торговой сети, играет важную роль в конкурентоспособности организации.

Основной задачей организации  является оптовая закупка товаров  хозяйственного назначения у предприятий  разных форм собственности, завоз из-за пределов Республики Беларусь недостаточно выпускаемых или непроизводимых в стране товаров, а также реализация этих товаров через собственную розничную сеть, розничную сеть организаций г.Гомеля и области с целью получения прибыли для удовлетворения  социальных и экономических интересов собственника и членов трудового коллектива, путем выполнения плановых прогнозных показателей.

Информация о работе Маркетинг в деятельности организациии торговли (на материалах КОРУП «Хозяйственные товары»)