Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:33, курсовая работа
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и количестве, нужном потребителю. Именно поэтому маркетинг, как совокупность сложившихся методов изучения рынков, ко всему прочему еще направляет свои усилия на создание эффективных каналов сбыта и проведение комплексных рекламных кампаний.
Введение…………………………………………………………………..………5
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия …………………………………………………………………………………...…9
1.1 Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием ……………………………………………………………………………………...9
1.2 Организация маркетинга на предприятии …………………………………13
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности ………………….17
1.4 Система маркетингового контроля мероприятий ………………………...22
Глава 2. Исследование состояния маркетинговой деятельности Московского пивобезалкогольного комбината «Очаково» ………………………………….32
2.1 Организационная структура управления предприятием……….…………35
2.2 Основные экономические показатели деятельности предприятия………37
2.3 Оценка маркетинговой деятельности ………………..………………..…..47
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии ………………………………………………….52
Заключение ………………………………………………………………………59
Список использованной литературы …………………………………….….…63
Часто не имеет смысла набирать в организацию специально для маркетинга людей со стороны. Необходимо лишь взять грамотного организатора маркетинговых мероприятий, если такого человека нет на предприятии. Остальные, в любом случае, должны формироваться из сотрудников предприятия, бывших производственников, потому что для маркетинга наиболее важен опыт работы на рынке, который людям со стороны необходимо будет долго приобретать. Очень часто даже не требуется привлекать вообще людей извне. После получения соответствующих технологий сбора, обработки, представления данных по рынку и воздействия на рынок сотрудники сами могут успешно применять их на практике, уже самостоятельно совершенствуясь и обучаясь. Кроме того, не имеет смысла всех, занимающихся маркетингом, выделять в отдельную структурную единицу, а лучше иметь разветвленную службу маркетинга. Информацию по сырью, например, целесообразно собирать в рамках отдела снабжения. Информацию по технологическим процессам разумно собирать в конструкторских бюро или инженерных отделах предприятия. Информацию о рынке готовой продукции необходимо собирать в рамках отдела сбыта. Важно, чтобы вся эта информация собиралась в одном аналитическом центре — отделе маркетинга и вся в совокупности воздействовала бы на процесс планирования и управления ассортиментом предприятия.
Маркетинг — мероприятие дорогое. За сбор информации, продвижение товаров часто необходимо платить очень большие деньги. Поэтому надо всегда придерживаться золотой середины в расходах на маркетинг и соответственно в его объемах. Обычно затраты на маркетинг, включая затраты на рекламу, составляют 5-10% от общего оборота. Слишком мало затрат на маркетинг — отсутствие информации и, как следствие, серьезные ошибки и снижение оборотов. Слишком большие затраты на маркетинг — не хватит рентабельности для окупаемости. Стоимость добычи информации не должна превышать ценность самой информации.
Глава 2. Анализ состояния маркетинговой деятельности Московского пивобезалкогольного комбината «Очаково»
Холдинг «Очаково» включает 22 российских предприятия: пивобезалкогольные производства, винный завод, солодовенные комплексы, сельскохозяйственные предприятия, а также оборонный завод и базы отдыха для сотрудников. Компания «Очаково» – крупнейшее предприятие пиво–безалкогольной отрасли России без участия иностранного капитала;
«Очаково» – процветающее предприятие, неоднократный победитель международных конкурсов, обладатель многочисленных престижных наград ,крупнейший отечественный производитель пива, занимает шестое место среди ведущих пивоваренных предприятий страны;
«Очаково» – это современная система управления, единая для всех филиалов, команда профессионалов, посвятивших свою жизнь общему делу;
«Очаково» – предприятие, российское по духу, с технологиями производства на мировом уровне, лидер на рынке натурального кваса и слабоалкогольных коктейлей;
«Очаково» – первое на Кубани и одно из первых пищевых предприятий на Юге России, прошедших сертификацию системы качества на соответствие международным стандартам ISO 9001:2000; Высокое качество продукции в сочетании с доступными ценами;
«Очаково» следует принципам социальной ответственности в бизнесе и поддерживает все общественно–значимые мероприятия.
Проект в г. Краснодаре
Год основания: 2000.
Позиция: одно из крупнейших пищевых предприятий на Юге России.
Распространение продукции: Южный федеральный округ.
Строительство филиала компании «Очаково» в Краснодарском крае – это уникальный случай, когда один из крупнейших российских производителей вкладывает огромные средства в экономику отдельно взятого российского региона.
200 миллионов долларов – инвестиции в строительство Филиала компании «Очаково» в г. Краснодаре;
650 миллионов литров –
ежегодная мощность пиво–
560 миллионов рублей налогов
– выплачено в бюджет
1 миллиард 500 миллионов литров пива и напитков произведено за 7 лет работы филиала;
1300 краснодарцев работают сегодня в «Очаково»;
35 лет – средний возраст сотрудников. Все они обеспечены гарантированными социальными гарантиями и материальными доплатами;
17 Га – территория комбината;
2 млрд. рублей – сумма
налоговых отчислений в
Портфель брендов, выпускаемых ЗАО МПБК «Очаково»:
2. Пиво «Ячменный колос»: Светлое, Крепкое, Золотое.
3. Пиво «Жигулевское».
4. Пиво «Кубань»: Светлое, Особое.
5. Пиво «Очаково Премиум»: Светлое, Черное легкое, Рубин, Изумруд.
6. напиток натурального
брожения «Медовуха «
7. безалкогольные напитки
«АХ!»: «Дюшес», «Колокольчик»,
8. напитки с натуральным соком «Джустим»: апельсиновый, апельсиново-морковный, персиковый, грейпфрутовый, ананасовый, ягодный, вишневый, тропик, черничный.
9.квас «Очаковский», квас
«Очаковский Экстра», квас «
10. слабоалкогольные коктейли «Очаково»: «Джин–тоник», «Сидор», «Оранж», «Джин плюс аромат Грейпфрута».
11. слабоалкогольные винные газированные коктейли: «Крюшон Очаковский белый», «Крюшон Очаковский красный», «Глинтвейн Очаковский»
12. минеральная вода «Лучезарная».
13. чай Bliss.
Оборудование и технологии
Специалисты компании «Очаково» уверены: во многом успех предприятия заключается в том, что руководство инвестирует немалые средства в расширение производства и в самое совершенное оборудование ведущих фирм мира.
Оборудование для пивного производства поставляют несколько всемирно известных европейских фирм: варочное оборудование, оборудование для фильтрации – фирма A.STEINECKER /Германия/; оборудование приемки и подработки зерна и солода – фирма BUHLER /Германия/; емкостное оборудование для брожения, дображивания и хранения – фирма HOLVRIEKA /Бельгия/; оборудование розлива – фирма KHS /Германия/, Sidel /Франция/, Chriwa /Германия/, SigSimonazzi, Sipa /Италия/.
Компания «Очаково» не стоит на месте, а всегда выводит предприятие на новый уровень производства и качества: прохождение сертификации ISO 9001:2000, многочисленные награды на выставках и конкурсах, дипломант краевой целевой программы «Качество». Все это подтверждает успешную динамику развития предприятия. [20]
2.1 Организационная структура управления предприятием
Руководство филиала № 1 ЗАО МПБК «Очаково»:
Директор филиала, вице-президент ЗАО МПБК «Очаково»: Хворостина Николай Иванович
Главный инженер филиала №1 ЗАО МПБК «Очаково»: Калапац Владимир Сергеевич
Начальник пивоваренного производства, главный пивовар краснодарского филиала «Очаково»: Алексей Христюк
Директор филиала №1 ЗАО МПБК «Очаково»:
– осуществляет руководство деятельностью филиала, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на филиал задач и функций;
– издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, входящим в его компетенцию;
– утверждает должностные инструкции работников, положения о структурных подразделениях филиала;
– на основании генеральной доверенности представляет интересы ЗАО «Очаково» во всех организациях и учреждениях по вопросам, отнесенным к его компетенции, в соответствии с настоящим положением, а также заключает договоры, участвует в качестве истца и ответчика в судах от имени ЗАО «Очаково» и по согласованию с ним;
– вносит на рассмотрение руководства ЗАО «Очаково» вопросы, связанные с работой филиала;
Схематически организационная структура управления филиала №1 ЗАО МПБК «Очаково» представлена на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 - Организационная структура управления ЗАО "Очаково"
Начальник отдела маркетинга
департамента продаж принимает участие
в разработке, осуществлении и
контроле политики ЗАО «Очаково»
в области рекламы и
2.2 Основные экономические показатели деятельности предприятия за 2007-2009 гг
Таблица 2.1 – Динамика основных
экономических показателей
№ п/п |
Показатели |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
Абсолютное отклонение, (+ –) |
Темпы роста, % |
1 |
Объем произведенной продукции, тыс. руб |
3127002 |
3456715 |
3658592 |
531590 |
117 |
2 |
Выручка от реализации, тыс. руб |
3127010 |
3456718 |
3658601 |
531591 |
117 |
3 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб |
2402393 |
2355596 |
2370560 |
–31833 |
99 |
4 |
Прибыль от реализации, тыс. руб |
563617 |
742231 |
743974 |
180357 |
132 |
5 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп. |
0,77 |
0,68 |
0,65 |
–0,12 |
84 |
6 |
Рентабельность продукции, % |
0,27 |
0,34 |
0,31 |
0,04 |
115 |
7 |
Среднесписочная численность, чел. |
356 |
388 |
374 |
18 |
105 |
8 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб |
67796 |
82839 |
108959 |
41163 |
161 |
9 |
Производительность труда, тыс. руб/чел. |
879 |
891 |
978 |
99 |
111 |
10 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб |
2120814 |
2173420 |
2197543 |
76729 |
104 |
11 |
Фондоотдача, руб/руб |
1,47 |
1,59 |
1,67 |
0,20 |
114 |
12 |
Фондоемкость, руб/руб |
0,68 |
0,63 |
0,60 |
–0,08 |
88 |
13 |
Среднемесячная заработная плата, руб |
15870 |
17792 |
24278 |
8408 |
153 |
На основании данной таблицы
можно с уверенностью сказать, что
предприятие динамично
Рисунок 2.2- динамика объёма произведенной продукции, выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции 2007-2009гг.
По данному рисунку
можно сделать вывод о том,
что объём произведенной
Рисунок 2.3- динамика прибыли от реализации
Из рисунка видно, что сильный скачек прибыли произошёл в 2008г. Разница между 2007г. и 2009г. незначительна, имеет положительную динамику.
Рисунок 2.4- Динамика фонда оплаты
Как показывает рисунок, фонд оплаты труда достаточно сильно изменил свои показатели за три года, почти в два раза увеличив их.
Рисунок 2.5- рентабельность продукции
Рентабельность продукции положительно изменилась в 2008г., но в 2009г. она снизилась.
Рисунок 2.6- среднемесячная заработная плата
Как видно из рисунка заработная плата увеличивается, особенно в 2009г. она резко и сильно возросла.
Данные таблицы и рисунков свидетельствуют о том, что предприятие каждый год увеличивает и приумножает свои достижения. Среднемесячная заработная плата рабочим очень сильно выросла, а это показывает то, что предприятие заботится о своих кадрах и старается поощрять их.
Таблица 2.2- Анализ конкурентоспособности фирмы Очаково
Переменные маркетинга |
Очаково |
Baltic Brewing Holding |
Sun Interbrew |
Heineken | ||
качество товара |
10 |
10 |
9 |
9 | ||
разнообразие ассортимента |
9 |
8 |
9 |
9 | ||
престижность торговой марки |
9 |
9 |
7 |
9 | ||
стиль, дизайн |
7 |
9 |
8 |
9 | ||
рыночная доля |
6 |
10 |
9 |
8 | ||
уровень цен |
10 |
10 |
10 |
10 | ||
объём продаж по разным каналам сбыта |
7 |
10 |
8 |
9 | ||
численный состав сотрудников сбытовых служб |
8 |
10 |
9 |
9 | ||
торговые представители |
7 |
10 |
10 |
9 | ||
дилеры, маклеры, дистрибьюторы |
7 |
10 |
9 |
8 | ||
уровень квалификации персонала |
10 |
10 |
10 |
10 | ||
эффективность работы каналов сбыта |
6 |
10 |
9 |
8 | ||
бюджет рекламной деятельности |
9 |
10 |
8 |
10 | ||
средства рекламы |
7 |
9 |
9 |
10 | ||
используемые СМИ |
8 |
10 |
10 |
9 | ||
презентации |
8 |
8 |
8 |
8 | ||
предоставление бесплатных образцов |
5 |
8 |
6 |
7 | ||
выставки, ярмарки, спонсорство |
8 |
9 |
10 |
7 |
Информация о работе Маркетинговая деятельность российской фирмы