Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:39, курсовая работа
Цель данной работы состоит в разработке и обосновании мероприятий по организации маркетинговой деятельности.
Объектом исследования выступает открытое акционерное общество кондитерская фирма «ТАКФ», осуществляющая производство кондитерских изделий с последующей их реализацией. Предметом исследования являются аспекты организации маркетинговой деятельности на этом предприятии.
Введение………………………………………………………………......……...…..3
1 Теоретические аспекты розничной и оптовой торговли в кондитерских
фирмах………………………………………………………………...……..…..5
1.1 Всё о кондитерских изделиях…………………………………………...……...5
1.2 Организация розничной торговли кондитерскими фирмами………...….….11
1.3 Организация оптовой торговли кондитерскими фирмами……………...…..16
2 Оценка и анализ маркетинговой среды фирмы
(step и swot-анализ)…………………………………………………………….21
2.1 Характеристика фирмы ОАО «ТАКФ»…………………………………...….21
2.2 Организация маркетинговой деятельности ОАО «ТАКФ»…………………24
2.3 Маркетинговая среда……………………………………………………...…...31
3 Характеристика маркетинговой деятельности фирмы
ОАО «ТАКФ»………………………………………………..…...……………35
3.1 Товарная политика ОАО «ТАКФ»………………………………...………….35
3.2 Ценовая политика ОАО «ТАКФ»………………………………...…………..41
3.3 Сбытовая политика и политика продвижения ОАО «ТАКФ»……………..45
Заключение……………………………………………………...………………..…48
Список используемых источников…………………………………………...…...50 Приложение А Устав ОАО «ТАКФ»……………………………...…………...….51 Приложение Б Ассортиментный перечень ОАО «ТАКФ»»………..…........……56 Приложение В Процесс разработки нового вида продукции……….…...............57
Маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Маркетологи должны установить и довести до каждого производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт. Так, в области определения цены и задач деятельности предприятия маркетинговая служба ОАО «ТАКФ» акцент делает на рыночные, а не на производственные возможности, общие ресурсы предприятия увязываются с требованиями рынка. Благодаря службе маркетинга ОАО «ТАКФ» производит изделия, которые можно продать с прибылью, а не те, которые ему легче изготовить.
Маркетинговая служба ОАО «ТАКФ» выполняет, прежде всего, опосредствующие функции между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением продуктов до потребителя.
При этом сотрудники службы маркетинга отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращая в первую очередь внимание на деятельность конкурентов, определяя их слабые и сильные стороны и возможные рыночные действия. В этом направлении ежемесячно (к 14 числу каждого месяца) проводится мониторинг ценовой и ассортиментной политики конкурентов – производителей кондитерских изделий. Данные заносятся в специально разработанные таблицы, причем сравнение происходит по каждому виду кондитерского изделия отдельно (карамель с фруктово-ягодной начинкой, с помадной начинкой, с ликерной начинкой, с молочной начинкой, леденцовая карамель; конфеты с помадными корпусами, с пралиновыми корпусами, вафли, пряники). Подразделение, связанное с ценовой политикой – плановый отдел, учитывая полученную информацию от службы маркетинга, определяют цены на производимую продукцию.
Основная задача службы маркетинга заключается в поддержании курса работы направленного на потребителя и отслеживании его предпочтений. В связи с этим, сотрудниками службы маркетинга (с привлечением прикрепленных к фирме студентов или интервьюеров по трудовым соглашениям) проводятся как запланированные (например: ежегодное исследование рынка кондитерских изделий с целью определения доли ОАО «ТАКФ» на рынке), так и экстренные маркетинговые исследования по тем или иным ассортиментным группам товаров, в зависимости от необходимости. Таким образом, посредством изучения рынка разработчики продукта получают от службы маркетинга информацию об изменениях в потребностях покупателей и о том, в каком направлении нужно совершенствовать выпускаемую продукцию (либо разрабатывать новую). Из всего этого производственники узнают, каков должен быть ассортимент выпускаемых кондитерских изделий.
Кроме того, в обязанности службы маркетинга ОАО «ТАКФ» входит:
- принятие участия в подготовке и проведении внутрифирменных,
открытых дегустаций, выставок и презентаций;
- разработка и реализация рекламной стратегии, проведение рекламных
акций;
- подготовка, проведение и анализ рекламные компании фирмы;
- проведение мониторинга цен на основные виды сырья для производства
кондитерских изделий;
- отслеживание и прогнозирование тенденций в предпочтениях
покупателей по ассортиментным группам и торговым
маркам продукции;
- разработка идей по диверсификации продукции и упаковки;
- выяснение мнений покупателей по пробным партиям новой продукции;
- составление маркетинговых разделов бизнес-планов и др.
Таким образом, все это выступает основными функциями отдела маркетинга ОАО «ТАКФ».
В своей повседневной деятельности маркетинговая служба взаимодействует со следующими отделами: ОТК, планово-экономический отдел, отдел сбыта, отдел снабжения, производственный отдел и др.
Организационная структура маркетинговой службы ОАО «ТАКФ» относится к функциональному типу (рисунок 4). Эта структура базируется на разделении труда работников службы маркетинга по основным функциям, обладая высокой маневренностью благодаря простоте управления.
Рисунок 4 - Структура службы маркетинга ОАО «ТАКФ»
На сегодняшний день, без необходимого объема информации не сможет функционировать ни одна маркетинговая служба. В связи с этим отдел маркетинга ОАО «ТАКФ» применяет различные каналы сбора необходимой информации, среди которых:
- заказные маркетинговые исследования от консалтинговых фирм и
различных ассоциаций (например «АСКОНД» и др.), специальная
литература;
- специальные формы регулярной маркетинговой отчетности от
собственных розничных и оптовых подразделений (квартальные,
годовые отчеты);
- информация, предоставляемая на договорных началах (как правило, на
бесплатной основе) дилерами и крупными оптовиками в регионах;
- собственные исследования и опросы населения и покупателей;
- обмен информацией с предприятиями аналогичного профиля и др.
Формат и объем собираемой информации направлен на получение сведений о состоянии и тенденциях рынка, колебаниях предпочтений и спроса, ценах и условиях продвижения продукции на рынок, поведении основных конкурентов и покупателей.
После систематизации
и анализа указанная информация
предоставляется для
Так, например,
уловив более года назад нарастающий
интерес к недорогим наборам
фасованных конфет, была разработана
программа выпуска крупных
На основе маркетинговой информации и экономических расчетов, службы маркетинга ОАО «ТАКФ» было принято решение о консервации линии по производству резного мармелада, а рынок мармелада до сих пор продолжает уменьшаться.
Особенности работы рассматриваемого предприятия на рынке заключаются в том, что в России имеется очень большое количество фабрик с совершенно аналогичными производственными возможностями, и самое главное, с такими же ассортиментными и рецептурными традициями.
За последние несколько десяток лет на отечественном кондитерском рынке не появилось принципиальных новинок (за исключением шоколадных батончиков и рулетов). Колебания спроса и предложения происходят вокруг традиционного перечня ассортиментных групп. Все это создает очень жесткую ценовую и ассортиментную конкуренцию. Имеющийся избыток производственных мощностей на кондитерских фабриках и отработанность технологии позволяет производителям в короткий срок поставить на рынок широкий выбор продукции.
Ситуация усугубляется тем, что раньше почти все кондитерские изделия выпускались по традиционным ассортиментным сборникам, и хотя сейчас приоритет на торговые марки наиболее популярных сортов конфет, карамели и вафель является фактором, способным обеспечить решающие преимущество в конкурентной борьбе. Производители, не имеющие в собственности запатентованные торговые марки, идут либо по пути откровенного игнорирования авторских прав, либо по пути регистрации торговых марок, созвучных широко известным и популярным по наименованиям и дизайну кондитерским изделиям.
В связи с этим маркетинговая служба ОАО «ТАКФ» осуществляет продвижение товара на рынки Тамбовской области за счет имиджа предприятия и разветвленной сбытовой сети. Для этого всячески поддерживается мнение о ОАО «ТАКФ», как о производителе качественных кондитерских изделий из отличного сырья, благодаря чему создается густая сеть оптовых баз и розничных торговых точек по Тамбовской области и другим регионам России.
Переходя к ценовой и ассортиментной политике можно сказать, что предприятие производит основной и традиционный набор кондитерских изделий: конфеты, карамель, вафли, пряники, печенье, ирис, наборы шоколадных конфет, торты. По каждой ассортиментной группе выпускается 10-30 наименований изделий. Широкий ассортимент поддерживается для максимального удовлетворения спроса покупателей. Ценообразование в основном определяется тем фактором, что ОАО «ТАКФ» фактически по большинству наименований продукции являемся «ценополучателями». Мощным удерживающим фактором производства ОАО «ТАКФ» является демпинг по карамели со стороны Украины. А так как карамель и другие кондитерские изделия являются частично взаимозаменяемыми товарами, это отражается и на ценообразовании по другим видам продукции предприятия. В последние несколько лет рост цен на сырье для кондитерского производства опережал возможности для повышения цен на готовую продукцию, что привело к значительной потере рентабельности в целом по отрасли.
Фактически
процесс ценообразования
На сегодняшний день, службы маркетинга ОАО «ТАКФ» разработана следующая система скидок и наценок:
- скидка за объем (максимально до 7 %);
- скидка за предоплату 3%.;
- наценка за доставку товара в розничные точки и сопровождение
представителем поставщика ассортимента 3%.
В свою очередь предприятие широко использует практически все стандартные каналы сбыта, среди которых:
- собственные оптовые базы в районах области и других регионах –25%;
- собственная розничная торговая сеть и фирменные отделы в магазинах
города Тамбова – 15 %;
- сбытовую сеть предприятий группы «Красный Октябрь» - 15 %;
- уполномоченные дилеры и оптовики - 30 %;
- неорганизованные каналы – 15 %.
Таким образом,
подытоживая все
2.3 Маркетинговая среда предприятия
Рассмотрим и проанализируем маркетинговую среду на объекте исследования курсовой работы, а именно в кондитерской фирме ОАО «ТАКФ».
Анализ микросреды организации.
Для проведения анализа микросреды сначала кратко охарактеризуем основные составляющие микросреды, а затем воспользуемся методикой SWOT анализа. К микросреде предприятия, относятся поставщики. В настоящее время ОАО «ТАКФ» сотрудничает более чем с тридцатью поставщиками. Самыми крупными, из которых являются:
- ООО «Финист» — оборудование, упаковка для рынка кондитерских
изделий, перевозки кондитерских изделий;
- ООО «Деметра» — основной поставщик муки для производства
кондитерских изделий;
- ЗАО «Шоколандия» — оптово-розничная торговля продуктами для
производства кондитерских изделий;
- ООО «Мир вкуса» — оптово-розничная торговля продуктами питания;
С поставщиками налажены тесные и взаимовыгодные отношения.
У организации также имеются конкуренты. Организация ОАО «ТАКФ» не является монополистом на локальном рынке. Основными его конкурентами являются другие кондитерские фирмы такие как: кондитерская фабрика «Волжанка», кондитерская фабрика «Сладко», кондитерская фабрика «ROSHEN».
Определим слабые и сильные стороны, возможности и угрозы для ОАО «ТАКФ». Организации необходимо обратить внимание на свои слабые стороны и постараться снизить их влияние за счет сильных сторон и возможностей. Компании важно уделить внимание будущим угрозам и проанализировать возможное негативное влияние, а также постараться решить их за счет своих сильных сторон (таблица 2).
Таблица 2 — SWOT-анализ
S(Strength) – сильные стороны работы предприятия - дееспособная команда;
разрабатываемых инвестпроектов. |
O(Opportunities) – возможности, внешние благоприятные факторы - принадлежность к крупнейшему кондитерскому холдингу; - лояльность клиентов; - возможность финансирования проектов развития; - развитие региональной системы дистрибуции; - использование эффекта масштаба и координации в поставках сырья. |
W(Weakness) – слабые стороны работы предприятия - высокая степень износа оборудования; - низкий уровень делегирования полномочий; - незавершенная модернизация энергетического блока предприятия; - недостаточный уровень мотивации специалистам высокого класса.
|
T(Threats) – угрозы, внешние неблагоприятные факторы - малая емкость местного рынка; - отсутствие оперативности по ценовым решениям, управлению локальным ассортиментом; - наличие внутрихолдинговой конкуренция; - низкие темпы реализации инвестпроектов; - неразвитость местного инфраструктурного рынка и, как следствие, монополизм; - частая смена ТОП-менеджмента в управляющей компании; - отсутствие адекватной системы мотивации за достижение чрезвычайно напряжённых целей; - возможный запрет на использование логотипа «Красный Октябрь»; - возможный запрет реализации продукции московских кондитерских предприятий в Тамбовской области;
|
Следует заметить, что у предприятия много сильных сторон для удержания и расширения своих позиций на рынке. Есть возможности преодолеть слабые стороны, разрабатывая мероприятия по наименьшему износу оборудования, а так же необходимо повысить профессиональную квалификацию кадров.
Информация о работе Маркетинговая среда предприятия ОАО «ТАКФ»