Маркетинговая среда предприятия ОАО «ТАКФ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в разработке и обосновании мероприятий по организации маркетинговой деятельности.
Объектом исследования выступает открытое акционерное общество кондитерская фирма «ТАКФ», осуществляющая производство кондитерских изделий с последующей их реализацией. Предметом исследования являются аспекты организации маркетинговой деятельности на этом предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………......……...…..3
1 Теоретические аспекты розничной и оптовой торговли в кондитерских
фирмах………………………………………………………………...……..…..5
1.1 Всё о кондитерских изделиях…………………………………………...……...5
1.2 Организация розничной торговли кондитерскими фирмами………...….….11
1.3 Организация оптовой торговли кондитерскими фирмами……………...…..16
2 Оценка и анализ маркетинговой среды фирмы
(step и swot-анализ)…………………………………………………………….21
2.1 Характеристика фирмы ОАО «ТАКФ»…………………………………...….21
2.2 Организация маркетинговой деятельности ОАО «ТАКФ»…………………24
2.3 Маркетинговая среда……………………………………………………...…...31
3 Характеристика маркетинговой деятельности фирмы
ОАО «ТАКФ»………………………………………………..…...……………35
3.1 Товарная политика ОАО «ТАКФ»………………………………...………….35
3.2 Ценовая политика ОАО «ТАКФ»………………………………...…………..41
3.3 Сбытовая политика и политика продвижения ОАО «ТАКФ»……………..45
Заключение……………………………………………………...………………..…48
Список используемых источников…………………………………………...…...50 Приложение А Устав ОАО «ТАКФ»……………………………...…………...….51 Приложение Б Ассортиментный перечень ОАО «ТАКФ»»………..…........……56 Приложение В Процесс разработки нового вида продукции……….…...............57

Файлы: 1 файл

Курсовая МАРКЕТИНГ.docx

— 141.13 Кб (Скачать файл)

           Маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Маркетологи должны установить и довести до каждого производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт. Так, в области определения цены и задач деятельности предприятия маркетинговая служба ОАО «ТАКФ» акцент делает на рыночные, а не на производственные возможности, общие ресурсы предприятия увязываются с требованиями рынка. Благодаря службе маркетинга ОАО «ТАКФ» производит изделия, которые можно продать с прибылью, а не те, которые ему легче изготовить.

Маркетинговая служба ОАО «ТАКФ» выполняет, прежде всего, опосредствующие функции между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением продуктов до потребителя.

При этом сотрудники службы маркетинга отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращая в первую очередь внимание на деятельность конкурентов, определяя их слабые и сильные стороны и возможные рыночные действия. В этом направлении ежемесячно (к 14 числу каждого месяца) проводится мониторинг ценовой и ассортиментной политики конкурентов – производителей кондитерских изделий. Данные заносятся в специально разработанные таблицы, причем сравнение происходит по каждому виду кондитерского изделия отдельно (карамель с фруктово-ягодной начинкой, с помадной начинкой, с ликерной начинкой, с молочной начинкой, леденцовая карамель; конфеты с помадными корпусами, с пралиновыми корпусами, вафли, пряники). Подразделение, связанное с ценовой политикой – плановый отдел, учитывая полученную информацию от службы маркетинга, определяют цены на производимую продукцию.

Основная  задача службы маркетинга заключается в поддержании курса работы направленного на потребителя и отслеживании его предпочтений. В связи с этим, сотрудниками службы маркетинга (с привлечением прикрепленных к фирме студентов или интервьюеров по трудовым соглашениям) проводятся как запланированные (например: ежегодное исследование рынка кондитерских изделий с целью определения доли ОАО «ТАКФ» на рынке), так и экстренные маркетинговые исследования по тем или иным ассортиментным группам товаров, в зависимости от необходимости. Таким образом, посредством изучения рынка разработчики продукта получают от службы маркетинга информацию об изменениях в потребностях покупателей и о том, в каком направлении нужно совершенствовать выпускаемую продукцию (либо разрабатывать новую). Из всего этого производственники узнают, каков должен быть ассортимент выпускаемых кондитерских изделий.

Кроме того, в обязанности службы маркетинга ОАО «ТАКФ» входит:

    -  принятие участия в подготовке и проведении внутрифирменных,

       открытых дегустаций, выставок и презентаций;

    -  разработка и реализация рекламной стратегии, проведение рекламных

        акций;

    -  подготовка, проведение и анализ рекламные компании фирмы;

    -  проведение мониторинга цен на основные виды сырья для производства

       кондитерских изделий;

          -  отслеживание     и    прогнозирование     тенденций    в     предпочтениях

             покупателей        по      ассортиментным      группам      и      торговым 

             маркам продукции;

    -  разработка идей по диверсификации продукции и упаковки;

         -  выяснение мнений покупателей по пробным партиям новой продукции;

    -  составление маркетинговых разделов бизнес-планов и др.

Таким образом, все это выступает основными функциями отдела маркетинга ОАО «ТАКФ».

В своей повседневной деятельности маркетинговая служба взаимодействует со следующими отделами: ОТК, планово-экономический отдел, отдел сбыта, отдел снабжения, производственный отдел и др.

Организационная структура маркетинговой службы ОАО «ТАКФ» относится к функциональному типу (рисунок 4). Эта структура базируется на разделении труда работников службы маркетинга по основным функциям, обладая высокой маневренностью благодаря простоте управления.

 

        

        Рисунок 4 - Структура службы маркетинга ОАО «ТАКФ»

 

          На сегодняшний день, без необходимого объема информации не сможет функционировать ни одна маркетинговая служба. В связи с этим отдел маркетинга ОАО «ТАКФ» применяет различные каналы сбора необходимой информации, среди которых:

-  заказные      маркетинговые   исследования   от консалтинговых фирм и

   различных  ассоциаций   (например  «АСКОНД» и др.),   специальная  

   литература;

-  специальные     формы    регулярной     маркетинговой    отчетности   от

   собственных   розничных   и    оптовых   подразделений (квартальные,

   годовые отчеты);

-  информация, предоставляемая на договорных началах (как правило, на

   бесплатной основе)   дилерами   и   крупными  оптовиками   в регионах;

-  собственные   исследования   и  опросы   населения   и    покупателей;

-  обмен   информацией    с   предприятиями аналогичного профиля и др.

Формат и  объем собираемой информации направлен на получение сведений о состоянии и тенденциях рынка, колебаниях предпочтений и спроса, ценах и условиях продвижения продукции на рынок, поведении основных конкурентов и покупателей.

После систематизации и анализа указанная информация предоставляется для использования  руководителям предприятия, на основе которой принимаются решения о запуске в производство либо снятии отдельных товаров или товарных групп.

Так, например, уловив более года назад нарастающий  интерес к недорогим наборам  фасованных конфет, была разработана  программа выпуска крупных партий наборов, при формировании которых  использовались конфеты с серийной линии (не ручной отливки, как это делается при производстве ассорти).

На основе маркетинговой информации и экономических расчетов, службы маркетинга ОАО «ТАКФ» было принято решение о консервации линии по производству резного мармелада, а рынок мармелада до сих пор продолжает уменьшаться.

Особенности работы рассматриваемого предприятия на рынке заключаются в том, что в России имеется очень большое количество фабрик с совершенно аналогичными производственными возможностями, и самое главное, с такими же ассортиментными и рецептурными традициями.

За последние  несколько десяток лет на отечественном  кондитерском рынке не появилось принципиальных новинок (за исключением шоколадных батончиков и рулетов). Колебания спроса и предложения происходят вокруг традиционного перечня ассортиментных групп. Все это создает очень жесткую ценовую и ассортиментную конкуренцию. Имеющийся избыток производственных мощностей на кондитерских фабриках и отработанность технологии позволяет производителям в короткий срок поставить на рынок широкий выбор продукции.

Ситуация  усугубляется тем, что раньше почти все кондитерские изделия выпускались по традиционным ассортиментным сборникам, и хотя сейчас приоритет на торговые марки наиболее популярных сортов конфет, карамели и вафель является фактором, способным обеспечить решающие преимущество в конкурентной борьбе. Производители, не имеющие в собственности запатентованные торговые марки, идут либо по пути откровенного игнорирования авторских прав, либо по пути регистрации торговых марок, созвучных широко известным и популярным по наименованиям и дизайну кондитерским изделиям.

В связи с  этим маркетинговая служба ОАО «ТАКФ» осуществляет продвижение товара на рынки Тамбовской области за счет имиджа предприятия и разветвленной сбытовой сети. Для этого всячески поддерживается мнение о ОАО «ТАКФ», как о производителе качественных кондитерских изделий из отличного сырья, благодаря чему создается густая сеть оптовых баз и розничных торговых точек по Тамбовской области и другим регионам России.

Переходя  к ценовой и ассортиментной политике можно сказать, что предприятие  производит основной и традиционный набор кондитерских изделий: конфеты, карамель, вафли, пряники, печенье, ирис, наборы шоколадных конфет, торты. По каждой ассортиментной группе выпускается 10-30 наименований изделий. Широкий ассортимент  поддерживается для максимального удовлетворения спроса покупателей. Ценообразование в основном определяется тем фактором, что ОАО «ТАКФ» фактически по большинству наименований продукции являемся «ценополучателями». Мощным удерживающим фактором производства ОАО «ТАКФ» является демпинг по карамели со стороны Украины. А так как карамель и другие кондитерские изделия являются частично взаимозаменяемыми товарами, это отражается и на ценообразовании по другим видам продукции предприятия. В последние несколько лет рост цен на сырье для кондитерского производства опережал возможности для повышения цен на готовую продукцию, что привело к значительной потере рентабельности в целом по отрасли.

Фактически  процесс ценообразования сегодня  сводится к назначению цены определяемой ситуацией на рынке и некоторыми особенностями (как правило, незначительными) конкретно товара ОАО «ТАКФ», и  принятием решения о приостановке выпуска каких-либо изделий в  случае, если возникает опасность  не покрытия прямых затрат.

На сегодняшний  день, службы маркетинга ОАО «ТАКФ» разработана следующая система скидок и наценок:

-  скидка за объем (максимально до 7 %);

-  скидка за предоплату 3%.;

-  наценка   за   доставку    товара   в   розничные точки и сопровождение

   представителем поставщика ассортимента 3%.

В свою очередь  предприятие широко использует практически все стандартные каналы сбыта, среди которых:

-  собственные оптовые базы в районах области и других регионах –25%;

-  собственная розничная торговая сеть и фирменные отделы в магазинах

   города Тамбова – 15 %;

-  сбытовую сеть предприятий группы «Красный Октябрь» - 15 %;

-  уполномоченные дилеры и оптовики - 30 %;

-  неорганизованные каналы – 15 %.

Таким образом, подытоживая все вышеизложенное, хотелось бы отметить, что в ОАО  «ТАКФ» на сегодняшний день существует функциональная структура службы маркетинга, широко применяются все известные методы сбора информации, что способствует проведению современного мониторинга предпочтений потребителей и продвижению товаров на рынке области и других областей.

 

         2.3 Маркетинговая среда предприятия

        Рассмотрим и проанализируем маркетинговую среду на объекте исследования курсовой работы, а именно в кондитерской фирме ОАО «ТАКФ».

         Анализ микросреды организации.

        Для проведения анализа микросреды сначала кратко охарактеризуем основные составляющие микросреды, а затем воспользуемся методикой SWOT анализа. К микросреде предприятия, относятся поставщики. В настоящее время ОАО «ТАКФ» сотрудничает более чем с тридцатью поставщиками. Самыми крупными, из которых являются:

        -  ООО «Финист» — оборудование,   упаковка для   рынка кондитерских

             изделий, перевозки кондитерских изделий;

       -  ООО  «Деметра» — основной   поставщик   муки   для    производства

             кондитерских изделий;

         -  ЗАО «Шоколандия» —   оптово-розничная  торговля  продуктами для

             производства кондитерских изделий;

        -  ООО «Мир вкуса» — оптово-розничная торговля продуктами питания;

    С    поставщиками   налажены    тесные   и   взаимовыгодные    отношения.

   У организации также имеются конкуренты. Организация ОАО «ТАКФ» не является монополистом на локальном рынке. Основными его конкурентами являются другие кондитерские фирмы такие как: кондитерская фабрика «Волжанка», кондитерская фабрика  «Сладко», кондитерская фабрика «ROSHEN».

         Определим слабые и сильные стороны, возможности и угрозы для ОАО «ТАКФ». Организации необходимо обратить внимание на свои слабые стороны и постараться снизить их влияние за счет сильных сторон и возможностей. Компании важно уделить внимание будущим угрозам и проанализировать возможное негативное влияние, а также постараться решить их за счет своих сильных сторон (таблица 2).

      

        Таблица 2 — SWOT-анализ

S(Strength) – сильные стороны   работы предприятия

-   дееспособная команда;

  • оптимальное соотношение цена/качество;
  • клиентоориентированность персонала;
  • наличие рабочей силы на местном рынке труда;
  • наличие осуществляемых и

разрабатываемых инвестпроектов.

O(Opportunities) – возможности, внешние благоприятные факторы

-  принадлежность к крупнейшему

   кондитерскому холдингу;

-  лояльность клиентов;

-  возможность финансирования

   проектов развития;

-  развитие региональной системы

   дистрибуции;

-  использование эффекта масштаба и

   координации  в поставках сырья.

W(Weakness) – слабые стороны работы предприятия

-   высокая степень износа  

    оборудования;

-   низкий уровень делегирования

    полномочий;    

-   незавершенная модернизация

    энергетического блока

    предприятия;

-   недостаточный уровень

    мотивации специалистам высокого

    класса.

 

 

 

 

T(Threats)  – угрозы, внешние неблагоприятные факторы

- малая емкость местного рынка;

- отсутствие оперативности по

   ценовым решениям, управлению

   локальным ассортиментом;

-  наличие внутрихолдинговой

   конкуренция;

-  низкие темпы реализации

   инвестпроектов;

-  неразвитость местного 

   инфраструктурного рынка и, как

   следствие, монополизм;

-  частая смена ТОП-менеджмента

   в управляющей компании;

-  отсутствие адекватной системы

   мотивации за достижение

   чрезвычайно напряжённых целей;

-  возможный запрет на использование

   логотипа «Красный Октябрь»;

-  возможный запрет реализации

   продукции московских кондитерских  

   предприятий в Тамбовской области;

 




 

 

         Следует заметить, что у предприятия много сильных сторон для удержания и расширения своих позиций на рынке. Есть возможности преодолеть слабые стороны, разрабатывая мероприятия по наименьшему износу оборудования, а так же необходимо повысить профессиональную квалификацию кадров.

Информация о работе Маркетинговая среда предприятия ОАО «ТАКФ»