Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть теоретические аспекты стратегий конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», а также предложить пути её повышения.
На основе поставленной цели определены следующие задачи: раскрыть сущность понятия конкурентоспособность организации, рассмотреть методические положения оценки конкурентоспособности организации, а также формирование целей и выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации; дать технико–экономическую
характеристику деятельности организации, произвести оценка конкурентоспособности организации; предложить направления повышения конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...
3
1 Теоретические аспекты изучения маркетинговой стратегии предприятия ……………………………………………………............
5
1.1 Сущность маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия, их роль в развитии современного предприятия…………………………………………………...................
5
1.2 Методические положения оценки конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………
9
2 Исследование маркетинговой стратегии ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»..............................................................
15
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………. …
15
2.2 Стадии конкурентоспособности в системе управления маркетинговой деятельностью предприятия ………………………...
20
2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия ………………………………...
24
3 Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»………………………………………………………………
31
Заключение ……………………………………………………..............
37
Список использованных источников……………………….................
39

Файлы: 1 файл

Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

 

 

Экономический  факультет

 

 

Кафедра экономики и управления производством

 

 

Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила,

студентка группы КД-41           ____________          О.В.Корольчук

 

 

Проверила, 

ассистент                                   ____________           Т.М.Шоломицкая

     

 

 

 

 

 

Гомель 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………………...

3

1 Теоретические аспекты изучения  маркетинговой стратегии предприятия  ……………………………………………………............

5

1.1 Сущность маркетинговой стратегии  конкурентоспособности предприятия, их роль в развитии современного предприятия…………………………………………………...................

5

1.2 Методические положения оценки  конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………

9

2 Исследование маркетинговой стратегии  ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»..............................................................

15

2.1 Технико-экономическая характеристика  ОАО «Рогачёвский молочноконсервный  комбинат»……………………………………. …

15

2.2 Стадии конкурентоспособности  в системе управления маркетинговой деятельностью предприятия ………………………...

20

2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия ………………………………...

24

3 Направления совершенствования  маркетинговой стратегии конкурентоспособности  ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»………………………………………………………………

31

Заключение ……………………………………………………..............

37

Список использованных источников……………………….................

39


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

На современном этапе экономического развития стратегия конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на стратегию конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.

В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.

Кроме того, в условиях рыночной экономики организация–производитель, поставляющая свои товары, как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия [1, с. 97].

Актуальность проблемы  предопределила выбор темы и направления исследования. Объектом исследования является производственное предприятие ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат», предметом – стратегии конкурентоспособности.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть теоретические аспекты стратегий конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», а также предложить пути её повышения.

На основе поставленной цели определены следующие задачи: раскрыть сущность понятия конкурентоспособность организации, рассмотреть методические положения оценки конкурентоспособности организации, а также формирование целей и выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации; дать технико–экономическую

характеристику деятельности организации, произвести оценка конкурентоспособности организации; предложить направления повышения конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».

При написании курсовой работы были использованы общие и специальные методы исследования. К общим методам исследования относятся:

– диалектический метод, который предусматривает рассмотрение экономических показателей во взаимосвязи;

– анализ и синтез – изучение отдельных экономических показателей деятельности предприятия, а затем обобщение результатов анализа и написание общих выводов;

– индукция и дедукция.

 К специальным методам, используемым в курсовой работе, относятся:

– метод сравнения, позволяющий выявить изменение показателей по сравнению с планом или прошлым периодом;

– метод абсолютных и относительных величин, позволяющих выявить долю участия одних показателей в общей деятельности предприятия;

– метод цепных подстановок и абсолютных разниц, применяемый при оценке факторов, влияющих на экономические показатели деятельности предприятия и другие методы [2, с. 360 ].

В процессе написания курсовой работы были использованы научная и учебная литература, материалы периодической печати, монографии, статистическая и бухгалтерская (финансовая) отчетность  ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

   МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

          1.1   Сущность маркетинговой стратегии конкурентоспособности

    предприятия, их роль в развитии современного предприятия

 

 

Неотъемлемой частью управления предприятием является формирование и реализация стратегии.

Стратегия в широком понимании – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсов и последовательность шагов по их достижению.

Разработка стратегии – процесс длительный и трудоемкий. Различные предприятия по-разному решают эту проблему. Так сложные и крупные предприятия разрабатывают стратегии более подробно и детально, а предприятия малого бизнеса ограничиваются основными принципами стратегического планирования.

Разработка маркетинговой стратегии необходима для обеспечения эффективности проводимых маркетинговых мероприятий. Разработка и реализация стратегии маркетинга на потребительских рынках требует от любой компании гибкости, способности понимать, приспосабливаться и, в отдельных случаях, влиять на действия рыночных механизмов при помощи специальных маркетинговых методов [3, с. 145 ].

Разработка маркетинговой стратегии предприятия содержит следующие этапы:

−  анализ сильных и слабых сторон предприятия;

−  анализ возможностей рынка;

−  отраслевой анализ;

−  оценка рыночного потенциала;

−  анализ конкурентов;

−  изучение взаимоотношений с клиентами и партнерами;

−  анализ влияния внешней среды;

−  ревизия маркетинга;

−  маркетинговый аудит внутренней среды;

−  определение направлений совершенствования старой и разработки новой продукции;

−  разработка плана маркетинга;

−  мониторинг и контроль маркетинговых мероприятий.

 

 

 

Таблица 1.1 − процесс разработки стратегии предприятия состоит из нескольких этапов

 

 

 В таблице 1.1 представлена  выработка согласованных позиций руководства предприятия и привлеченных консультантов по организации работы над стратегией. Затем проводится глубокая бизнес-диагностика деятельности предприятия по всем направлениям: производство, маркетинг и сбыт, финансы, управление персоналом. При этом могут быть использованы методы анкетного опроса [4, с. 114].

Существует множество путей конкуренции и стратегий предприятия: производственная, товарная, ценовая и т. п. Но в основе любой стратегии лежат (или должны лежать) конкурентные преимущества. Стратегическое управление можно определить как управление конкурентными преимуществами или маркетинговая стратегия конкурентоспособности.

Конкурентное преимущество — это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.

Конкурентные преимущества создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами, которыми владеет предприятие, теми стратегически важными для данного бизнеса сферами деятельности, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе.

Основой конкурентных преимуществ, таким образом, являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия [5, с. 365 ].

Под конкурентной стратегией (бизнес-стратегией) понимается стратегия развития бизнес-единицы или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Данная стратегия фокусирует внимание на улучшении конкурентной позиции товаров или услуг определенной бизнес-единицы. Совокупность бизнес-стратегий предприятия составляет основу его портфельной (корпоративной) стратегии.

Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

Чтобы достичь успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую атаку на эти слабые места. Фирма совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидерствовать, а в остальных быть «на вторых ролях».

Выбор  предприятием конкурентной стратегии определяется взаимодействием трех факторов:

1) Конкурентной позицией фирмы. (является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или обитателем ниши)

2) стратегической задачей. (стремится ли фирма доминировать на рынке или рассчитывает занять удобную прибыльную нишу)

3) сыночной ситуацией. (Находится ли фирма на раннем этапе роста или в фазе поздней зрелости)

 Конкурентные стратегии позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента (что обеспечивается более высокой эффективностью использования ресурсов) и завоевывать прочные позиции на рынке. Считается, что преимущества предприятия обеспечиваются путем предоставления потребителям благ, имеющих для них большую ценность: за счет реализации продукции по более низким ценам (а может, и, наоборот, по более высоким — для престижной продукции), предложения товаров более высокого качества или с набором услуг.

При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли, в которой работает предприятие.

Основные пути определения конкурентных преимуществ показаны на рисунок 1.1

 

Путь конкуренции:   целевой рынок

товарная, производственная  (где вы конкурируете?)

и другие стратегии стратегии 

(как вы конкурируете?)


 

 

курентные стратегии предприятия

 


 

Информация о работе Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»)