Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 21:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть теоретические аспекты стратегий конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», а также предложить пути её повышения.
На основе поставленной цели определены следующие задачи: раскрыть сущность понятия конкурентоспособность организации, рассмотреть методические положения оценки конкурентоспособности организации, а также формирование целей и выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации; дать технико–экономическую
характеристику деятельности организации, произвести оценка конкурентоспособности организации; предложить направления повышения конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».
Введение ………………………………………………………………...
3
1 Теоретические аспекты изучения маркетинговой стратегии предприятия ……………………………………………………............
5
1.1 Сущность маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия, их роль в развитии современного предприятия…………………………………………………...................
5
1.2 Методические положения оценки конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………
9
2 Исследование маркетинговой стратегии ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»..............................................................
15
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………. …
15
2.2 Стадии конкурентоспособности в системе управления маркетинговой деятельностью предприятия ………………………...
20
2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия ………………………………...
24
3 Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»………………………………………………………………
31
Заключение ……………………………………………………..............
37
Список использованных источников……………………….................
39
(2.2)
где Kкп – коэффициент конкурентоспособности предприятия;
Ев
– значение критерия
Фс
– значение критерия
Ез – значение критерия эффективности предприятия сбыта и продвижения товара на рынке;
Кт– значение
критерия
Показатели определены за взвешенными аддитивными выражениями. Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертно способом последовательных сравнений.
Критерии эффективности производственной деятельности рассчитывается как:
(2.3)
где В – относительный показатель расходов производства на единицу продукции;
Ф – относительный показатель фондоотдачи;
Рп– относительный
показатель рентабельности
П – относительный показатель производительности труда;
0,31; 0,19; 0,40; 0,10
– коэффициенты весомости показ
В=Вр/Овп=243474/237716=1,024
где Вр – валовые расходы;
Овп – объем выпуска продукции.
Ф=Овп/ССопс=237716/76623=3,
где – ССопс – среднегодовая стоимость основных производственных средств
Рп=Пр/Зп*100=4677/225285*100=
где Пр – прибыль от реализации;
Зп – затраты на производство и реализацию продукции
П=Овп/ССЧ=243474/1408=172,92 (2.7)
где ССЧ – среднесписочная численность работников.
Ев=0,31В+0,19Ф+0,4Рп+0,10П=0,
Критерии финансового состояния деятельности предприятия Фп рассчитывается по формуле:
(2.9)
где Ка– относительный показатель автономии предприятия;
Кп – относительный показатель платежеспособности предприятия;
Кл – относительный показатель ликвидности предприятия;
Коб – относительный
показатель оборачиваемости
0,29; 0,20; 0,36; 0,15 – коэффициенты весомости показателей.
Ка=СК/ВБ=74431/199060=0,37
где – СК – собственный капитал (3 раздел пассива баланса + стр. 550 «Резервы предстоящих расходов») [9, с. 157];
ВБ – валюта баланса.
Кп=СК/ОО=74431/124629=0,59
где ОО – общие обязательства – итог 3 раздела пассива баланса + итог 4раздела пассива баланса.
Кл=(ДС+ФВ)/КО=(86+364)/111414=
где ДС – денежные средства;
ФВ – финансовые вложения;
КО – краткосрочные обязательства.
Коб=Вр/ОА=244384/88497=2,76;
где Вр – выручка;
ОА –
средняя величина оборотных
Фп=0,29Ка+0,20Кп+0,36Кл+0,
Рассчитаем значение критерия эффективности предприятия сбыта и продвижения товара на рынке ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»;
(2.14)
где Ез – критерий эффективности предприятия сбыта и продвижения товара;
РП – относительный показатель рентабельности продаж;
РП = Пр*100%/Опрод=4677*100/229962=
где Опрод – объем продаж;
К зат – относительный показатель затоваренности готовой продукцией.
К зат =Онп/ Опрод =38882/229962=0,16
где Онп – объем нереализованной продукции;
Кзвп
– относительный показатель
Кзвп= Овп/ П м=252000/360 000=0,7 (2.17)
где Пм – производственная мощность;
Овп – объем выпуска;
Кр – относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.
Кр=Ррс/Пр=140/–5607=–0,024 (2.18)
где Ррс – расходы на рекламу и стимулирование сбыта;
Пр – прирост прибыли;
0,37; 0,29; 0,21; 0,14 – коэффициенты весомости показателей.
Коэффициент эффективности предприятия сбыта и продвижения товара на рынке равен:
Ез=2,03*0,37+0,16*0,29+0,7*0,
Для оценки конкурентоспособности
продукта сопоставим параметры анализируемого
изделия и товара–конкурента с уровнем,
заданным потребностью покупателя, и сравнить
полученные результаты. С этой целью рассчитывают
единичные, групповые и интегральный показатели
конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого–либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта–конкурента:
где q – единичный параметрический показатель;
Р –
уровень параметра
p100 – уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.
Групповой, показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:
Интегральный показатель (J) представляет собой отношении группового показателя по техническим параметрам (GmJ) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» специализируется на выпуске молочных консерв. Молоко цельное сгущенное с сахаром, массовая доля жира 8,5% в ж/б №7, является основным продуктом. Сравним этот вид продукции с продуктом конкурента (молоко цельное сгущенное с сахаром, массовая доля жира 8,5% «Глубокского МКК»).
Таблица 2.5 – единичные и групповые показатели конкурентоспособности сгущенного молока жирностью 8,5%
Показатель |
сгущенное молоко (РМКК) |
сгущенное молоко (ГМКК) |
gi |
ai |
G |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Эстетические | |||||
Упаковка, баллы |
8 |
7 |
1,14 |
0,12 |
0,14 |
Органолептические | |||||
Вкус и запах, баллы |
9 |
8 |
1,13 |
0,17 |
0,19 |
Консистенция, баллы |
9 |
7 |
1,29 |
0,15 |
0,19 |
Цвет, баллы |
9 |
8 |
1,13 |
0,16 |
0,18 |
Нормативные | |||||
соответствие ГОСТУ |
10 |
9 |
1,11 |
0,4 |
0,44 |
Экономические | |||||
Цена (на 20.05.2010) |
1 986 |
1 852 |
1,07 |
1 |
1,07 |
J=1,15/1,07=1,07
Рассчитаем коэффициент конкурентоспособности предприятия ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»:
Kкп=0,15Ев+0,29Фс+0,23Ез+0,
Основываясь на данной методике оценки конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» следует отнести к рыночным претендентам. Рыночные претенденты – предприятия, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Они, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.
стратегиконкурентоспособности ОАО
«Рогачевский молочноконсервный комбинат»
Анализ маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», позволяет выявить следующие направления повышения конкурентоспособности предприятия:
– совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»;
– создание новой торговой марки;
– совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятия;
– повышение качества выпускаемой продукции;
– расширение ассортимента выпускаемой продукции;
– улучшение финансового состояния предприятия;
– проведение технического перевооружения производства ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» путем приобретения современного оборудования: покупка лини упаковки майонеза в «Doypack».
Конкурентоспособность предприятия достигается за счет комплексных стратегий маркетинга. На основании проведенного анализа представляется возможным определить следующие цели стратегии маркетинга ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»:
– получение прибыли за счет удовлетворения потребительского спроса населения на молочные продукты;
– формирование у потребителя четкого, легко запоминающегося образа продукции, ассоциирующегося с высоким качеством и невысокими ценами;
– улучшение внешнего вида упаковки (творог, йогурт, майонез).
Серьезной недоработкой маркетинговой службы ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» является то, что предприятие не делит своих потребителей на группы. Отдел маркетинга считает, что потребителями их продукции является население. Однако необходимо отметить, что население может быть классифицировано по следующим признакам: пол, возраст, образование и др.
Необходимо не только сегментировать рынок потребителей молочной продукции по данным признакам, но и построить поведенческие модели потребителей разных групп. Это поможет выбрать ту группу потребителей, потребности которой продукция ОАО Рогачевский молочноконсервный комбинат" будет удовлетворять в наибольшей мере.
С целью повышения конкурентоспособности предприятия служба маркетинга должна проводить рекламные компании в средствах массовой информации, в Интернет, выпускать полиграфические средства рекламы. В будущем больший упор необходимо делать на рекламную деятельность, так как это позволяет получить не только долговременный экономический, но и психологический эффект. Так как многие белорусы знают о существовании молочного комбината, то необходима напоминающая реклама, а также сообщения, информирующие о новых товарах, услугах, изменении цен. Обязательным должно стать определение не только экономической, но и психологической эффективности рекламы – это позволит отбирать для использования только те средства продвижения, которые будут всегда давать высокие результаты. Деятельность в соответствии с этими рекомендациями при тщательном планировании рекламных акций позволит молочному комбинату в дальнейшем более успешно действовать на рынке продовольственных товаров Беларуси и за рубежом.
В обязанности службы маркетинга входит обеспечение функционирования и обновление корпоративного сайта ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» (www.rogmkk.narod.ru). Сайт отличается очень простым дизайном по сравнению с сайтами конкурентов, имеет примитивную архитектуру, и самое главное он находится на бесплатном ресурсе.
Эти факты свидетельствуют, что ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» не полностью использует возможности корпоративного сайта в области продвижения своей продукции на рынке молочной продукции, в этой связи можно предложить ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» следующее:
– создание нового современного сайта, в котором будут сочетаться привлекательный дизайн, продуманная система навигации по сайту, правильно функционирующая программная части проекта, а также качественный перевод для зарубежных партнеров.
– создание запоминающегося названия для сайта;
– покупку сервера на котором будет находится сайт;
– определить стратегию продвижения сайта;
– создание постоянно обновляющихся каталогов продукции;
Эти действия позволят поднять имидж предприятия, наладить контакт с потенциальными покупателями, а, следовательно, повысить уровень конкурентоспособности предприятия.