Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть теоретические аспекты стратегий конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», а также предложить пути её повышения.
На основе поставленной цели определены следующие задачи: раскрыть сущность понятия конкурентоспособность организации, рассмотреть методические положения оценки конкурентоспособности организации, а также формирование целей и выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации; дать технико–экономическую
характеристику деятельности организации, произвести оценка конкурентоспособности организации; предложить направления повышения конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...
3
1 Теоретические аспекты изучения маркетинговой стратегии предприятия ……………………………………………………............
5
1.1 Сущность маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия, их роль в развитии современного предприятия…………………………………………………...................
5
1.2 Методические положения оценки конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………
9
2 Исследование маркетинговой стратегии ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»..............................................................
15
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………. …
15
2.2 Стадии конкурентоспособности в системе управления маркетинговой деятельностью предприятия ………………………...
20
2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия ………………………………...
24
3 Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»………………………………………………………………
31
Заключение ……………………………………………………..............
37
Список использованных источников……………………….................
39

Файлы: 1 файл

Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Рыночные претенденты – предприятия, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Они, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.

Рыночные последователи – предприятия, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1 до 3. Эта группа предприятий проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности.

Фирмы, действующие в рыночной нише. Расчетный коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от – 0,99 до – 6,9. Предприятия этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет.

Банкроты – предприятия с коэффициентом конкурентоспособности от – 7 до – 10. Они принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.

Недостаток метода: предложенные показатели прибыльности коммерческой деятельности не полностью учитывают характер его конкурентоспособности.

Существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия недостаточно проработаны с точки зрения системного и комплексного подходов, обеспечения сопоставимости исходной информации и управленческих решений. Они требуют пересмотра и доработки.

 

 

 

 

          2    исследование маркетинговой стратегии ОАО

    «Рогачевский молочноконсервный   комбинат»

 

 

2.1 Технико–экономическая   характеристика   ОАО «Рогачевский

      молочноконсервный    комбинат»

 

 

ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» является одним из старейших и наиболее крупных предприятий молочной отрасли Республики Беларусь. ОАО «Рогачевский МКК» было учреждено Гомельским областным исполнительным комитетом и членами трудового коллектива арендного предприятия на основании решения Гомельского облисполкома от 19 марта 1998 года путем преобразования арендного предприятия «Рогачевский МКК» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации в РБ.

Уставный фонд общества составляет 557 327 715 рублей, который разделяется на 3 791 345 простых (голосующих) акций номинальной стоимостью 547 рублей каждая.

Распределение уставного фонда в долях:

     – доля государства – 51,51 %;

– доля субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности – 18,06 %;

– доля иностранных участников – 0%;

– доля прочих участников – 30,43 %.

– подчиненность комбината – концерн «Белгоспищепром».

– основной вид деятельности – производство молочных консервов.

Номенклатура вырабатываемой продукции:

1) молочные консервы;

2) масло животное;

3) цельномолочная продукция;

4) сухое молоко;

5) сыры;

6) майонез;

7) детские продукты питания.

Ассортимент комбината включает около 50 наименований продукции и постоянно обновляется. Продукция производится только из натурального цельного молока, без всяких добавок под строгим государственным контролем Республики Беларусь.

Динамика реализации молочной продукции на внутреннем рынке представлена в таблице 2.

 

 

 

Таблица 2.1 – Динамика реализации продукции ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» на внутреннем рынке

 

Наименование продукции

2007 год

2008 год

2009 год

А

1

2

3

Молочные консервы, туб

18317,6

21441,9

23353,3

Цельномолочная продукция, тн

10112,8

11855,6

11257,2

Детское питание, тн

1471,7

2340,3

3446,1

Масло, тн

541,4

589,9

539,5

Майонез, тн

661,1

610,7

481,8

СЦМ, тн

662,5

747,5

371,5

Сыр, тн

559,2

999,1

1134,5


 

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что  в 2009 году положительная тенденция наблюдается по молочным консервам (109%), детскому питанию (147,2%) и сырам (113,5%).

Наибольший объем производимой продукции реализуется в Гомельской области и в г. Минске.  Цельномолочная продукция, масло, майонез, сыры большей частью реализуется в Гомельской области. Молочные консервы приблизительно в одинаковом количестве реализуются в Гомельской области и в г. Минске.

Реализация продукции производится на основании заявок потребителей. Расчеты за товары производятся платежным требованием и платежным поручением, а также по предоплате.

Продукция реализуется через Торговые дома в г. Гомеле и Минске, а также частично через фирменную торговлю (фирменные магазины) в г. Рогачеве, Бобруйске, г. Буда–Кошелеве. В г. Гродно и г. Могилеве работают региональные представители.

На внешний рынок продукция реализуется в Россию, Казахстан, Азербайджан, Грузию, Армению, Таджикистан, Молдову. В Россию комбинат реализует свою продукцию через представительства в Москве и Санкт–Петербурге.

Представительства ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» имеют сеть дилеров в Северной, Центральной, Средневоложской, Уральской и Южной части Российской Федерации. Представительство в Москве реализует продукцию комбината в Тверь, Саратов, Самару, Екатеринбург, Пермь, Тулу, Казань, Ижевск, Брянск, Смоленск, Липецк, Уссурийск. Ведется работа по продвижению продукции комбината в Алтайский край, Новосибирск, Украину, поиск новых рынков сбыта в Казахстане и России.

Объем реализации продукции на внутреннем и внешнем рынке в натуральном выражении представлены в таблице 3.

 

 

 

 

Таблица 2.2 – Динамика реализации молочной продукции ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» (в натуральном выражении)

 

       Наименование продукции

Реализация по годам

2007 г.

2008 г.

2008 г.

В % к 2008г

Молочные консервы, всего, туб

94154,8

82922,5

102248,2

123,3

– внутренний рынок

18317,6

21 441,9

23353,3

109

– внешний рынок

75837,2

61 480,6

78894,8

128,3

Сыр, всего, туб

1394,4

1569,8

1773,6

113

– внутренний рынок

835,2

999,1

1134,5

113,5

– внешний рынок

559,2

570,7

639,1

112

СЦМ, всего, тонн

2403,3

3 767,5

2547,7

68

– внутренний рынок

662,5

747,5

371,5

47

– внешний рынок

1740,8

3 020

2176,2

72

Масло, всего, тонн

609,4

723,2

740,5

103

– внутренний рынок

541,4

589,9

539,5

92

– внешний рынок

68,0

133,3

201

151

ЦМП, всего, тонн

10112,8

11855,6

11257,2

95

– внутренний рынок

10112,8

11855,6

11257,2

95

– внешний рынок

0,173

Детское питание, тонн

1471,7

2 341,2

3446,1

147,2

– внутренний рынок

1471,7

2340,3

3446,1

147,2

– внешний рынок

0,909

Майонез, всего, тонн

661,1

610,7

481,8

79

– внутренний рынок

661,1

610,7

481,8

79

– внешний рынок


 

Из приведенных данных видно, что ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» за последние годы существенно нарастил выпуск и реализацию профильной продукции – молочных консервов (123,3%), а так же сыров (113%), масла (103%), детского питания (147,2%).

В 2009 году получена прибыль от реализации молочных консервов – 17303 млн. руб. (рентабельность 12,5%), из неё от реализации на экспорт 15686 млн. руб. (рентабельность 15,4%);

Вся цельномолочная продукция реализуется под фирменной торговой маркой «Деревенское утро». Основную долю в общем объеме выпуска комбината занимают молочные консервы (в 2009г. – 73%). Следующим видом продукции, занимающим существенную долю в общем ее выпуске, является сухое цельное молоко (11 %). Цельномолочная продукция, масло и другие виды молочной продукции занимают не столь существенные доли, как на других молочных комбинатах. Это обусловлено, во–первых, специализацией ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», во–вторых, его месторасположением. Расположение ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» в районном центре с небольшим населением не требует производства большого количества, например, цельномолочной продукции, которая имеет короткий срок реализации. Производство цельномолочной продукции характерно для комбинатов, расположенных в крупных городах, где потребление ее велико.

Основными потребителями продукции ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» являются предприятия розничной торговли, комбинаты общественного питания, перерабатывающие предприятия, частные предприниматели.

Для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса и обеспечения большей стабильности объёмов продаж предприятие постоянно предпринимает меры по расширению товарного ассортимента. С этой целью  на предприятии ежегодно разрабатывается план освоения новых видов продукции.

Значительная широта товарного ассортимента для ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» является одним из обязательных условий успеха на рынке, поскольку, только расширяя ассортимент, можно в полной мере удовлетворять потребительский спрос различных сегментов рынка, привлечь широкий круг потребителей. Как упоминалось выше, ассортимент комбината предусматривает выпуск следующих товарных групп: молочные консервы, масло животное, цельномолочная продукция, детское питание, сухие молочные продукты, сыры.

На комбинате товарной политике уделяется большое значение. Основными направлениями товарной политики предприятия являются постоянное совершенствование качества производимой продукции. Специалистами комбината в дальнейшем планируется увеличить ассортимент выпускаемой продукции. Планируется производить сметану «Традиционную», жирностью 15–16 % и 22–23 % жирности в пленке, молоко стерилизованное с длительными сроками хранения, вернуться к выпуску молока в «Тетра Рекс», объемом 1 литр жирностью 3,2%, сыр полутвердый «Монастырский» 45% жирности.

Органами управления ОАО «Рогачёвский МКК» являются: собрание акционеров (высший орган управления), наблюдательный совет и генеральный директор.

Дирекция предприятия является исполнительным органом Общества, подотчетна в своей деятельности собранию акционеров и правлению и действует в пределах компетенции, установленной уставом, решениями собраний акционеров и правления.

В состав дирекции входят: генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике, заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту, заместитель генерального директора по сырью и обеспечению деятельности, начальник производства, главный инженер, главный бухгалтер.

В непосредственном подчинении заместителя генерального директора по маркетингу и сбыту находится отдел продаж.

Отдел продаж является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по маркетингу и сбыту.

В непосредственном подчинении заместителя директора по маркетингу и сбыту находятся 2 торговых дома «Деревенское утро», открытых в Минске и Гомеле.

Их основные задачи:

1) организация сбыта продукции и формирование сбытовой сети;

2) организация и проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив развития рынков сбыта;

3) изучение мнения потребителей о выпускаемой продукции и подготовка предложений по повышению ее качества и конкурентоспособности;

4) участие в выставках, ярмарках, выставках–дегустациях с целью повышения степени осведомленности покупателей о предлагаемой продукции;

5) формирование фирменного ассортимента продукции предприятия, фирменное оформление рекламных материалов;

6) своевременное оформление и заключение договоров на поставку продукции и другое.

Помимо торговых домов предприятие реализует продукцию через магазины фирменной торговли в городе Рогачеве. В городах Гродно, Бобруйске, Могилеве работают региональные представители комбината.

Основные технико–экономические показатели деятельности  предприятия ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» за 2006–2008 года представлены в таблице.

 

Таблица 2.3 – Технико–экономическая характеристика ОАО «Рогачевский МКК»

 

 

Годы

Темп роста

2007

2008

2009

2008/

2007%

2009/ 2008%

%

1

2

3

4

5

6

1 Товарная продукция, млн. руб.

– в действующих ценах

– в сопоставимых ценах

 

128630

125803

 

150059

139118

 

37716

27011

 

116,7

110,6

 

158,4

163,2

2 Выручка от реализации продукции

(товаров, работ, услуг), млн. руб.

 

146664

 

177377

 

44384

 

120,94

 

137,77

3 Себестоимость товарной продукции, млн. руб.

в том числе материальные затраты

123106

105069

141683

121168

43474

11270

115,09

115,32

71,84

74,36

4 Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) млн. руб

 

130559

151288

20905

115,87

46,01

Информация о работе Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»)