Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 21:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть теоретические аспекты стратегий конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», а также предложить пути её повышения.
На основе поставленной цели определены следующие задачи: раскрыть сущность понятия конкурентоспособность организации, рассмотреть методические положения оценки конкурентоспособности организации, а также формирование целей и выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации; дать технико–экономическую
характеристику деятельности организации, произвести оценка конкурентоспособности организации; предложить направления повышения конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».
Введение ………………………………………………………………...
3
1 Теоретические аспекты изучения маркетинговой стратегии предприятия ……………………………………………………............
5
1.1 Сущность маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия, их роль в развитии современного предприятия…………………………………………………...................
5
1.2 Методические положения оценки конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………
9
2 Исследование маркетинговой стратегии ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»..............................................................
15
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………. …
15
2.2 Стадии конкурентоспособности в системе управления маркетинговой деятельностью предприятия ………………………...
20
2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия ………………………………...
24
3 Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»………………………………………………………………
31
Заключение ……………………………………………………..............
37
Список использованных источников……………………….................
39
Окончание таблицы 2.3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 Прибыль (убыток) отчетного периода, млн. руб. в том числе: – прибыль (убыток) от реализации продукции, (товаров, работ, услуг) – прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов – прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
3078
4027
11
–960 |
8228
10285
–15
–2042 |
566
677
36
1547 |
267,31
255,40
–
– |
3,33
5,47
- – - |
6 Среднесписочная численность в том числе численность рабочих |
1265 952 |
1300 911 |
408 87 |
102,76 95,69 |
108,30 108,34 |
7 Фонд заработной платы в том числе фонд заработной платы рабочих |
9748 7227 |
10657 8575 |
2057 234 |
109,32 118,65 |
113,13 107,68 |
8 Среднегодовая стоимость |
51776 |
65786 |
6623 |
127,05 |
16,47 |
9 Среднегодовая стоимость |
41566 |
58404 |
8497 |
140,50 |
51,52 |
10 Производительность труда работников в сопоставимых
ценах, тыс. руб. |
132446 |
152709 |
30001 |
115,29 |
50,61 |
11 Матриалоотдача, руб. |
1,224 |
1,148 |
1,075 |
93,80 |
3,58 |
12 Фондоотдача основных производс |
1,703 |
2,115 |
2,963 |
124,17 |
40,09 |
13 Затраты на рубль товарной продукции, руб. |
0,957 |
0,807 |
00,889 |
84,37 |
110,06 |
14 Среднемесячная зарплата |
642161 |
683141 |
13601 |
106,38 |
04,45 |
15 Рентабельность производства % |
3,2 |
8,0 |
2,7 |
– |
– |
16 Рентабельность продаж % |
2,7 |
6,2 |
2,0 |
– |
– |
17 Рентабельность продукции % |
3,02 |
5,3 |
1,5 |
– |
– |
Анализ основных показателей ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» (Таблица 2.3 ) показал, что общий объем выпущенной продукции увеличился в 2008 году на 58%, в сопоставимых же ценах увеличение произошло на 63 %. Выручка также увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 на 37 %.
Затраты на производство продукции возросли пропорционально росту объема производства. В 2008 году затраты на производство продукции увеличились на 71%.
В результате проведённого анализа показателей эффективности производственно–хозяйственной деятельности ОАО «Рогачевский МКК » за 2008–2009 года можно сделать вывод, что работа предприятия была недостаточно неэффективна, так как прибыль в 2009 году снизилась на 57 %.
маркетинговой деятельностью предприятия.
Управление маркетинговой деятельностью
на предприятии нужно рассматривать как
целевую подсистему управления производством.
Управление производством, как известно,
направлено на осуществление определенных
целей. Реализация каждой из этих целей
осуществляется с помощью целевого управления,
которое по отношению к общему управлению
производством выступает как целевая
подсистема. Эффективность управления
маркетинговой деятельностью на предприятии
в значительной мере зависит от трех основных
составляющих любого процесса управления:
планирования, организации и системы контроля
на предприятии.
Область маркетинга, в сложившихся рыночных условиях, рассматривается как приоритетная на предприятии, обеспечивающая адекватное взаимодействие предприятия с рынком. Для целей оптимизации организационной структуры предприятия область маркетинга рассматривается в плане наличия и качества выполнения маркетинговых функций, существенных для данного, конкретного предприятия.
В состав дирекции входят: генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике, заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту, заместитель генерального директора по сырью и обеспечению деятельности, начальник производства, главный инженер, главный бухгалтер.
В непосредственном подчинении заместителя генерального директора по маркетингу и сбыту находится отдел продаж.
Отдел продаж является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по маркетингу и сбыту.
В непосредственном подчинении заместителя директора по маркетингу и сбыту находятся 2 торговых дома «Деревенское утро», открытых в Минске и Гомеле.
При организации маркетинговой службы на данном предприятии учитывались следующие принципы:
Одним из первых стратегических решений, принимаемых предприятием,
является определение рынка, на котором оно хочет вести конкурентную борьбу. Выбор своего целевого рынка подразумевает сегментирование рынка, т.е. его деление на четкие группы покупателей со схожими потребностями и поведенческими или мотивационными характеристиками, каждой из которых могут потребоваться свои товары и комплекс маркетинга [19, с. 76].
Первый этап.
Включает анализ потребностей и сегментирование рынка. В свою очередь, сегментирование обычно включает:
– макросегментирование – заключается в идентификации рынков товара;
– микросегментирование – тавится цель выявить внутри идентифицированного
рынка сегменты потребителей.
Второй этап.
Цель этого этапа состоит в получении оценки привлекательности экономических возможностей для бизнеса в каждом из сегментов, для того чтобы уточнить решение по выбору целевого сегмента. Объектом такого анализа является измерение и прогнозирование объема продаж, жизненного цикла товара и потенциала прибыли для каждого сегмента или рынка.
Третий этап.
Следующим этапом стратегического маркетинга является анализ конкурентной ситуации на каждом рынке товара и последующая оценка природы и степени конкурентных преимуществ, которыми обладают на этих рынках различные соперники. Учет своих сильных и слабых сторон по сравнению с конкурентами может внести свои коррективы в оценку, которую предприятие дает привлекательности того или иного рынка.
Четвертый этап.
Задача этого
этапа заключается в
На предприятии ОАО «Рогачевский МКК » определено место службы маркетинга в организационной структуре управления предприятием.
Разработано и утверждено Положение о службе маркетинга, функции и задачи службы маркетинга.
Введены критерии оценки работы службы, соответствующие им показатели и нормативы.
Установлен порядок взаимодействия службы маркетинга с другими структурными подразделениями предприятия.
Составлено штатное расписание, установлено и организационно оформлено (путем разработки и утверждения должностных инструкций менеджерам службы маркетинга, руководителю службы маркетинга) требования к должности для руководителей и специалистов службы маркетинга.
Заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту на предприятии ОАО «Рогачевский МКК » выполняет следующие функции:
1) Руководство отделом маркетинга, разработкой стратегических и детальных маркетинговых планов предприятия по всем направлениям маркетинговой деятельности:
а) увеличение объемов продаж на существующих рынках;
б) расширение сегментов потребления и завоевание новых рынков;
в) вывод на рынок новых товаров (услуг);
г) эксклюзивные виды маркетинга, применяемые на данном предприятии.
2) Координация и контроль за выполнением плана маркетинговых мероприятий.
3) Определение необходимости проведения маркетинговых исследований.
4) Подготовка к согласованию с руководством бюджетов на проведение работ.
5) Экономичное распределение и контроль за использованием финансовых средств.
6) Утверждение целей, задач и программ исследований.
7) Утверждение выбора исследовательских, креативных, рекламных и других сторонних организаций для проведения необходимых работ.
8) Анализ результатов, полученных в ходе исследования, разработка на их основе предложений о необходимых маркетинговых мероприятиях.
9) Руководство рекламными кампаниями и программами продвижения товаров и услуг, проводимыми фирмой.
10) Разработка стандартов отчетов по проведению маркетинговых и рекламных кампаний.
11) Оперативный контроль за ежедневной работой отдела маркетинга.
12) Оперативная связь с отделом сбыта и производственным отделом предприятия.
13) Разработка раздела “Маркетинг” при подготовке бизнес-плана компании.
При разработке бюджета маркетинга дается ориентировочная оценка затрат, связанных с реализацией плана маркетинга. При этом могут быть использованы методы исчисления затрат от «наличных средств», в процентах к объему продаж, конкурентного паритета или на основе целей и задач.
По данным таблицы 2.4 можно проанализировать работу отдела маркетинга на 2 квартал 2010 года .
Обозначение и наименование документов системы менеджмента качества, требования к освещаемым вопросам |
Фактическое выполнение |
1.Результаты проведения |
______ |
2.Рекомендации по улучшению |
Дальнейшее обучение с отрывом от производства с целью повышения квалификации сотрудников, дана заявка на участие двух специалистов в семинаре-тренинге «Искусство эффективной презентации». |
3.Достижение целей |
1. Выставка «Интерфуд-2010» г. Санкт-Петербург, 04-08 апреля 2. Визит делегации деловых кругов Гомельской области в г. Костанай (Казахстан) 29-25 апреля. 3. Практический курс для маркетолога: маркетинговые исследования и анализ, 28-29 апреля 4. 16-я Международная выставка
Пищевой Промышленности «WorldF 5. 11-я Международная 6. Мероприятие «День молока 2010» 06 июня7.Визит делегации деловых кругов Гомельской области в г.Пекин и г.Шанхай (Китай) 26 июня-01 июля. 8. 2-я Региональная выставка «Рогачев-Содружество -2010», 30 июня, г.Рогачев. |
4.Обратная связь с |
Увеличение объема выпуска детского питания и регулярность поставок; Расширение ассортимента молочных консервов, выпуск молока сгущенного с сахаром и ароматом, выпуск молочных консервов с сахаром в упаковке «Дой-пак» |
5.Анализ состояния рынка |
Проводится на основании информации, полученной из СМИ и Internet, телефонных переговоров. |
6.Результаты выполнения плана мероприятий по маркетингу |
Стратегический и сбытовой план мероприятий выполняется. |
7.Анализ контракта по стадиям |
Анализ проводится в соответствии с требованиями СТП СМК 7.2.0-02 |
8.Участие в выставках, ярмарках |
1. Большая золотая медаль « 2. Сертификат участника (г. Баку) 3. Диплом за участие (г. Гомель) 4. Диплом за участие (г.Рогачев) |
Проанализировав таблицу 4 можно сделать следующие выводы: служба маркетинга на предприятии ОАО «Рогачевский МКК» большое внимание уделяет достижению поставленной цели в области качества, участию в выставках, ярмарках, а следовательно и завоеванию новых рынков сбыта.
конкурентоспособности предприятия
Оценим конкурентоспособность ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» при помощи метода, основанного на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организованна работа всех подразделов и служб. На эффективность деятельности каждой из служб влияет множество факторов – ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделов допускает оценку эффективности использования ими этих ресурсов. В основе методов лежит оценка четырех групповых показателей – критериев конкурентоспособности.
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных расходов, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу объединенные показатели, что отображают эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем. В третью группу включенные показатели, что позволяют получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования, а в четвертую группу – показатели конкурентоспособности товара (качество товара и его цена).
В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия , экспертным путем были разработаны коэффициенты весомости критериев.
Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия проводится по формуле средневзвешенной арифметической.
(2.1)
Где Ki — частичные показатели конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия общим числом
N; Wi– весомость отдельных факторов в общей сумме.
Например, И. Максимова [9, с. 157], применяя эту формулу, получает для коэффициента конкурентоспособности предприятия следующее выражение.