Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:21, курсовая работа
Получение практических навыков проведения маркетинговых исследований, а также выявление потребительского предпочтения жителей города Вологды по специям (соусам), в нашем случае это кетчуп, различных производителей -является целью данной курсовой работы.
Задачи исследования:
познакомиться с продуктом, изучить его основные характеристики;
познакомиться с выбранным сегментом рынка;
определить необходимые инструменты и методы исследования, разработать план маркетингового исследования;
собрать и проанализировать информацию:
Введение….………………………………………………..……………………..2
1. Цель и задачи исследования……………………………..…………………...3
2. Общая характеристика потребительского рынка г. Вологды…………...…5
3. Характеристика выбранного сегмента рынка……………………………....6
4. Характеристика выбранного товара ………………………………………...9
5. Процедура маркетингового исследования…………………………………12
6. Инструментарий и методика исследования………………………….…….23
7.Анализ результатов исследования………………………………………..…25
Выводы и предложения……….………………………………………….....…29
Список литературных источников……………………
Опрос посредством Интернет. По мере совершенствования средств связи расширяются и возможности сбора данных для маркетинговых исследований. Интернет привлекает все большее число пользователей, которых можно рассматривать как потенциальных респондентов. Его ценность для исследований связана с предоставляемыми сервисными услугами:
- электронная почта;
- дискуссионные форумы;
- списки-рассылки;
- гипертекстовые системы;
- World Wide Web (WWW).
К сожалению, и этому
способу связи присущ серьезный
недостаток, ограничивающий его применение
- хорошие выборки можно
Подводя итог, можно сказать,
что в маркетинговом
5.5. Планирование выборки
Выборка — сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь маркетинга должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием. Для этого необходимо принять три решения.
Первое: кого опрашивать? Исследователь должен решить, какая именно информация ему нужна и кто именно скорее всего ею располагает.
Второе: какое количество людей необходимо опросить? Большие выборки надежнее небольших, но для получения точных ответов исследователю вовсе не обязательно опрашивать более 1% населения.
Третье: каким образом следует отбирать членов выборки? Для этого можно воспользоваться методом случайного отбора. Можно отбирать их по признаку принадлежности к определенной группе или категории, такой, как возрастная группа или факт проживания в определенном районе. Или же отбор может основываться на интуиции исследователя, который чувствует, что именно эти лица могут быть хорошими источниками информации. [1]
Для данного исследования был выбран сегмент по следующим критериям:
А) по географическому признаку – г.Вологда
Б) по демографическому – трудоспособный возраст 18-52 года;
Численность опрашиваемых – 30 человек.
Итак, разработав план исследования, определившись с выборкой и инструментами сбора информации, можно перейти к результатам.
6. План и инструментарий исследования
Прежде чем начинать исследование необходимо составить подробный план – определить какие именно мероприятия стоит проводить. Для проведения маркетингового исследования потребительских предпочтений на рынке кетчупа города Вологды был составлен следующий план:
Цель данного маркетингового исследования – выявить потребительские предпочтения на товарном рынке кетчупа г. Вологды. К задачам исследования можно отнести ознакомление с продуктом (кетчупом) и его основными характеристиками, характеристику выбранного сегмента рынка; определение необходимых инструментов и методов исследования, составление плана маркетингового исследования; разработку инструментария (анкеты); сбор первичной информации; обобщение, анализ полученных данных; разработку выводов и рекомендаций по результатам проведенного маркетингового исследования.
Из совокупного рынка потребителей кетчупа г. Вологды выделен объект исследования – сегмент, в котором объединены сотрудники ТЦ Мармелад.
Предмет исследования – спрос на кетчуп на товарном рынке кетчупа города Вологды.
Для достижения цели необходимо собрать первичную информацию о поведении потребителей при покупке кетчупа при сложившихся ценах, уровне дохода, ассортименте. Необходимо выяснить эластичность спроса на кетчуп, а для этого необходимо выявить изменения в объемах потребляемого продукта с изменением доходов потребителей, а также с изменением цен на кетчуп. В связи с этим необходимы данные об объёме потребления данного продукта, о доходах потребителей и об уровне цен на кетчуп.
Первичная информация была
собрана с помощью
Инструментом сбора первичной информации в данном маркетинговом исследовании является анкета, состоящая из 24 вопросов.
Анкета имеет традиционную структуру и включает три блока:
1.Введение (обращение к респондентам с указанием на цель исследования, анонимность опроса, правила заполнения анкеты);
2.Перечень вопросов, характеризующих предмет опроса (основная часть);
3.Сведения об опрашиваемых
(реквизитная часть или «
Вопросы анкеты были составлены, исходя из поставленных проблем исследования, и поставлены таким образом, чтобы получить наиболее точную информацию о покупательских предпочтениях, о частоте разовой покупки, об изменении спроса в зависимости от цены и уровня дохода.
Основная часть анкеты состоит из 21 вопроса. Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы, характеру ответов и форме вопросов. Они подразделяются на открытые (2 вопроса), когда ответ дается в свободной форме, без ограничений, и закрытые (22 вопроса), включающие в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемому предлагается просто выбрать один из них.
В анкете представлены все три типа закрытых вопросов:
- альтернативный. Предполагает ответ типа «да» или «нет»;
- многовариантного выбора;
- шкальный вопрос.
В анкету включены вопросы по определению спроса, его изменение при изменении цены на 25% и уровня дохода на 30% (18, 19, 20, 21, вопросы).
Таким образом, содержание ответов на вопросы анкеты дает возможность оценить следующие основные характеристики покупателя (респондента): уровень дохода, затраты на разовую покупку, объем разовой покупки кетчупа и частоту покупок за определенный период времени при сложившихся на момент опроса ценах, потребление товара при изменении цены и уровня дохода, предпочтение марке, мотивация покупательского поведения и т.д. [10].
7. Результаты исследования и их анализ
Группировка первичной информации, полученной в результате анкетирования, представлена в сводной таблице 3 (приложение).
В опросе приняло участие 30 человек г. Вологды. Это сотрудники ТЦ «Мармелад» в возрасте (от 18 до 52 лет). При этом в возрасте от 18 до 30 лет в опросе приняло участие 18 человек или 60 % респондентов, в возрасте от 30 до 50 лет – 10 человек или 33,3 % респондентов и в возрасте более 50 лет – 2 человека или 6,7 % респондентов, которые покупают кетчуп. При этом 40% из них (12 человек) не состоит в браке, а 60% (18 человек) замужем.
Большая часть опрошенных (63,3%) предпочитает покупать сметану в супермаркетах, продовольственный магазин выбирают лишь 36,7% опрошенных. При этом 36,7% опрошенных (11 человек) довольны ассортиментом кетчупа в данных торговых точках, 33,3% респондентов (10 человек) вполне довольны ассортиментом, и не довольны ассортиментом кетчупа 9 респондентов, что составляет 30 % от общего числа опрошенных.
Большинство опрошенных, а именно 46,6% (14 человек), предпочитает покупать кетчуп в мягком пакете, в то время как 36,7% респондентов (11человек) отдают свои предпочтения кетчупу в стеклянной бутылке, и 16,7% опрошенных (5 человек) останавливают свой выбор на пластиковой таре.
При выборе кетчупа 16,7% покупателей не обращают внимание на цену, 50% респондентов иногда учитывают цену при покупке в зависимости от суммы располагаемых денежных средств и 33,3% - стараются купить подешевле.
Производитель кетчупа не имеет значения для 8 респондентов(26,6%), 11 человек(36,7%) обращают внимание на производителя лишь иногда, и для 11 (36,7%)человек производитель имеет определяющее значение.
Дизайн упаковки кетчупа не повлияет на выбор той или иной марки для 40% опрошенных, 43,3% респондентов обратят внимание на внешний вид упаковки, но это не будет являться определяющим фактором при их выборе. А 5 человек (16,7%) указали, что дизайн упаковки играет при выборе кетчупа важную роль.
Большинство опрошенных (73,3% или 22 человек) отметили важность соответствия кетчупа ГОСТу и другим стандартам качества. Однако 26,7% (8 человека) указали, что для них это не имеет никакого значения, анализ ответов данных респондентов на контрольные вопросы подтверждает данный факт, поскольку определяющим фактором при выборе кетчупа -качество, указали лишь 3 человека, а это 10 % опрошенных.
При выборе кетчупа большинство респондентов опирается на свой личный опыт (46,7% или 14 человек), 20% учитывают мнение и советы знакомых (6 человек), на рекламу данной марки ориентируются 33,3% опрошенных (10 человек). При этом 83,3% (25человек) респондентов отметили, что марки кетчупа достаточно разрекламированы в СМИ, и лишь 16,7% (5человек) хотелось бы, чтобы рекламы различных марок было больше.
Если кетчуп по каким-либо причинам исчезнет с рынка, то 53,3% респондентов начнут использовать товар заменитель, а на остальных 46,7% респондентах это никак не отразится.
Посредством открытого вопроса, применяемого в анкете, выяснилось, что респонденты отдают предпочтение следующим маркам кетчупа:
«HEINZ» ООО «Петропродукт-Отрадное», Ленинградская обл. г.Отрадное (36,6%), «Calve» ООО «Юнилевер Русь», г.Москва (30%), «Ряба» ОАО «НМЖК» г. Нижний Новгород (16,7%), «Балтимор» ООО "БалтиморКраснодар" Краснодарский край ст.Старовеличковская (10%), «МОЯ СЕМЬЯ» ООО «Петропродукт-Отрадное», Ленинградская обл. г.Отрадное (6,7%).
Предложенную в открытом вопросе фразу «Когда я выбираю кетчуп, то обращаю внимание на…» респонденты закончили следующим образом:
состав – 33,3% (10 человек);
цену – 26,6% (8 человек);
производителя – 16,7% (5 человек);
качество – 10% (3 человек);
упаковку –6,7% (2 человек);
марка-6,7% (2 человек);
43,3% респондентов (13 человек) покупают кетчуп один раз в две недели, по 36,7% составляют респонденты, которые покупают кетчуп один раз в месяц, 20% составляют респонденты, которые покупают кетчуп один раз в неделю. При этом разовая покупка обходится 50% опрошенным (15 респондентам) в денежную сумму от 40 до 60 руб., 6,7% опрошенным (2 человека) – до 20 руб., а 13,3% опрошенным (4 респондентам) – от 20 до 40 руб.30 % (9 человек) тратят на разовую покупку кетчупа свыше 60 рублей.
Причем объем разовой покупки для 12 человек (40%) составляет 350 г., для 8 человек (26,6%) – 250 г., для 5 человек (16,7%) – 450 г., и так же для 5 человек (16,7%) – 550 г.
При анализе ответов респондентов на вопросы об их действиях при повышении цены на кетчуп на 25% выяснилось, что у 43,3% (13 человек) объем покупки составит 250 г., у 40% (12 человек) – 350 г., 10% (3 человека) – 450 г. и у 6,7% (2 человек) – 550 г. При снижении цены на 25% - у 14 человек (46,7%) объем покупки составит 350 г., у 10 человек (33,3) – 450 г. 550г приобрели бы 4 опрошенных респондента (13,3%),а 250 г. -2 человека (6,7%).
При ответе на вопрос о возможных действиях при увеличении их дохода на 30%: объем покупки в 250 г наблюдается у 6,7% респондентов (у 2 человек), в 350 г – у 33,3 % или у 10 человек, в 450 г – у 36,7% или у 11 человек, в 550 г – у 23,3% или у 7 человек. А если доход уменьшится на 30%, то у 63,3% респондентов (у 19 человек) покупка составит 250 г, у 26,6% или у 8 человек – 350 г, у 6,7% или 2 человек – 450 г, у 3,4% или 1 человека – 550 г.
Эластичность спроса – это изменение объема спроса на товар под воздействием определенных факторов.
Для построения графика зависимости спроса на кетчуп от цены находим три точки: А (330; 48,375) – при увеличении цены на 25 %; Б (373,3; 38,7) – при средней цене и объеме разовой покупки; В (403,3; 29,025) – при уменьшении цены на 25 %. График представлен на рис. 2
Рис. 2 Эластичность спроса по цене
При увеличении цены на 25% (48,375руб.) объем потребления уменьшится с 373,3 г до 330г.,а при ее снижении на 25% – возрастет до 403,3г.Рассчитав коэффициент эластичности по цене по формуле (1) (Приложение 1) получили, что при увеличении цены он равен 0,5549, а при снижении – 0,27. В обоих случаях Ер <1, что говорит о неэластичном спросе, то есть объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Это может быть обусловлено тем, что покупатели считают – повышенная цена оправдана повышением качества товара, ростом инфляции и т.п., они медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары.