Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование конкурентной среды для предприятия на рынке санаторно-оздоровительных услуг.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретический основы конкурентоспособности предприятия.
- изучить методы определения конкурентоспособности.
- дать общую характеристику предприятия;
Введение 3
1 Теоретические основы исследования конкурентной среды фирмы на рынке 4
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 4
1.2 Этапы исследования конкурентоспособности предприятия 10
1.3 Методы и модели исследования конкурентоспособности предприятия 16
2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия (на примере ФГБУ ДОС Пионерск) 21
2.1 Характеристика рынка санаторных и туристских услуг Калининградской области 21
2.2 Общая характеристика ФГБУ ДОС «Пионерск» 26
2.3 Разработка плана маркетингового исследования с целью исследования конкурентов ФГБУ «Пионерск» на рынке санаторно-курортных услуг 29
2.4 Анализ данных анкеты 30
2.5 Анализ КСП предприятия и рекомендации по совершенствованию его деятельности 36
Заключение 41
Приложение 1 42
Список литературы 45
Для
управления конкурентоспособностью предприятий
необходим объективный
Чтобы оценить конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, необходимо наличие базовых объектов для сравнения. Они должны обладать определенными параметрами, чтобы сравнение с ними было корректным.
Параметры делятся на жесткие, которые соответствуют стандартам, т.е. четко регламентируемым конструктивным и технологическим признакам, а также его потребительским свойствам и функциям, и мягкие, отражающие эстетические и психологические свойства товара.
Степень отклонения каждого параметра от эталонного уровня характеризуется параметрическим индексом, который представляет собой процентное отношение фактического потребительского параметра к эталонной величине (определяемой проектом, государственными стандартами, экспертными оценками и опросами потребителей) [2].
В экономической литературе наиболее часто встречаются следующие методы оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта:
Эта классификация условна. Используемые на практике методы, как правило, взаимосвязаны, опираются на использование нескольких подходов одновременно.
В соответствии с теорией сравнительных преимуществ, страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, себестоимость которых значительно ниже цены на мировом рынке, а импортирует те виды продукции, которые в других странах дешевле.
Методы
оценки конкурентоспособности
Методы
оценки конкурентоспособности
Данная
теория предполагает, что отрасли
находятся в состоянии
Таким образом, данные методы при оценке конкурентоспособности не берут во внимание соответствие продукции предприятия реальным запросам потребителей, игнорируют показатели объема продаж продукции и прибыли.
В рамках теории эффективной конкуренции существуют структурный и функциональный подходы к определению критерия конкурентоспособности.
Структурный подход позволяет оценить положение фирмы на рынке исходя из уровня конкуренции и возможности закрепления на данном рынке. При этом необходимо постоянно изучать влияние внешних условий на конкурентоспособность. Упрощенное представление о месте фирмы на рынке можно получить, определив долю объема реализованной фирмой продукции в объеме продукции, реализованной всеми предприятиями отрасли в регионе. Оценка уровня конкурентоспособности при таком подходе является довольно проблематичной. Это связано с трудностью получения количественных оценок уровня монополизации отрасли и барьеров входа в отрасль.
Функциональный
подход заключается в сопоставлении
экономических показателей
1 группа – показатели, отражающие эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия: отношение чистой прибыли к чистой стоимости материальных активов, отношение чистой прибыли к чистому оборотному капиталу;
2 группа – показатели, характеризующие состояние производства и в основном интенсивность использования основного и оборотного капитала: отношение чистых продаж к чистому оборотному капиталу, отношение чистых продаж к стоимости материально-производственных запасов, отношение основного капитала к стоимости материальных активов, отношение материально-производственных запасов к чистому оборотному капиталу;
3 группа – показатели, связанные с финансовой деятельностью: отношение оборотного капитала к текущему долгу, периоды оплаты текущих счетов, отношение текущего долга к стоимости материально-производственных запасов, отношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу.
Достоинством
методов, основанных на теории эффективной
конкуренции, является то, что анализируются
и оцениваются результаты функционирования
различных сторон хозяйственной
деятельности предприятия –
Представляет интерес экспертная оценка конкурентоспособности предприятий по наиболее распространенным факторам маркетингового комплекса (4P) как один из методов исследования маркетинговой деятельности предприятия [1].
Каждый из названных подходов к оценке конкурентоспособности предприятий имеет свои недостатки и в то же время эффективные границы применения. Некоторые из них в определенных пределах повторяют другие. Однако эти различия взаимодополняют, а не исключают друг друга и направлены на совершенствование методологии оценки конкурентного потенциала экономических агентов.
На практике широко применяется табличный (матричный) метод, рассматривающий конкурентоспособность предприятия в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением.
Группа матричных методов базируется на оценке маркетинговой стратегии предприятия с использованием построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная доля предприятия на рынке. С некоторыми вариациями подобный подход можно встретить в работах И. Ансоффа, А. Томпсона и А. Стрикланда, разработках Бостонской консалтинговой группы, а также МакКинзи и Ко. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.
Преимущества метода: при наличии информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.
Недостатки
метода: исключает проведение анализа
причин происходящего и осложняет
выработку управленческих решений,
а также требует наличия
Для отображения результатов оценки конкурентоспособности может быть применен многоугольник конкурентоспособности (радар) [4].
Рис 1.4 - Многоугольник конкурентоспособности
Изображая
на одном рисунке многоугольники
конкурентоспособности для
Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.
Таким образом, конкурентоспособность – это характеристика, которую нельзя выразить односложно, в виде одного показателя. Основу ее составляют многочисленные факторы. Причем каждый из них в отдельности не дает полного представления о данном явлении. Поэтому в рыночном механизме управления субъектами хозяйствования необходимо использовать систему показателей, учитывающих особенности рыночной ситуации, специфику хозяйствующего субъекта как элемента рынка.
Рынок санаторно-курортных услуг – это экономический инструмент, связывающий покупателей и продавцов отдельных услуг. Это конкурентные рынки, предполагающие наличие большого количества независимо действующих продавцов и покупателей, обменивающихся стандартизированными и лицензированными услугами, которые имеют цену.
Рынок
санаторно-курортных и
Санаторно-курортные
и туристические учреждения –
это сложные искусственные
Калининградская область относится к курортам федерального значения. К тому же в курортной сфере Калининградской области занята довольно многочисленная группа населения. В ряде городов (Светлогорск, Пионерский, Зеленоградск) курортная сфера является градообразующим фактором, кризисные явления в которой приводят к большим социальным последствиям, а решение их ложится на правительство.
Проведенные исследования выявили тенденцию роста количества иностранных и российских туристов в Калининградской области, и, следовательно, к растущему спросу на объекты туристского размещения, в том числе санаторно-курортного типа (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Количество иностранных и российских туристов в Калининградской области [21]
Показатель |
Ед. изм. |
Годы | ||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Количество иностранных |
тыс. чел. |
76,4 |
81,7 |
88,2 |
114,4 |
80,6 |
85,6 |
99 |
Количество российских туристов |
тыс. чел. |
256,6 |
274,6 |
308,5 |
405,6 |
324,5 |
338,7 |
351 |
Балтийское побережье обладает рядом благоприятных факторов (морской климат, целебные минеральные воды, лечебные торфяные грязи, песчаные пляжи) для обеспечения как профилактики и лечения различных заболеваний, так и для активного отдыха и развлечений.
Средства размещения туристов в Калининградской области самые разнообразные. Информация о состоянии инфраструктуры туризма в Калининградской области в 2011 году представлена в табл. 2.2. Отметим, что наибольшее число мест размещения наряду с гостиницами представлено санаториями и детскими оздоровительными лагерями, что говорит о востребованности этих типов размещения в Калининградской области.
Таблица 2.2 Состояние инфраструктуры туризма в Калининградской области в 2011 г.
Предприятия и организации |
Количество |
Число мест размещения |
Санатории |
19 |
3858 |
Пансионаты |
11 |
691 |
Дома отдыха |
10 |
613 |
Туристские базы отдыха |
30 |
1765 |
Детские оздоровительные лагеря |
25 |
4240 в смену |
Гостиницы и гостевые дома |
91 |
4550 |
Сельские туристические усадьбы |
67 |
678 |
Рестораны, кафе |
268 |
- |
Досугово-развлекательные центры |
47 |
- |
Информация о работе Маркетинговое исследование конкурентов на рынке