Маркетинговое исследование конкурентов на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование конкурентной среды для предприятия на рынке санаторно-оздоровительных услуг.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретический основы конкурентоспособности предприятия.
- изучить методы определения конкурентоспособности.
- дать общую характеристику предприятия;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы исследования конкурентной среды фирмы на рынке 4
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 4
1.2 Этапы исследования конкурентоспособности предприятия 10
1.3 Методы и модели исследования конкурентоспособности предприятия 16
2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия (на примере ФГБУ ДОС Пионерск) 21
2.1 Характеристика рынка санаторных и туристских услуг Калининградской области 21
2.2 Общая характеристика ФГБУ ДОС «Пионерск» 26
2.3 Разработка плана маркетингового исследования с целью исследования конкурентов ФГБУ «Пионерск» на рынке санаторно-курортных услуг 29
2.4 Анализ данных анкеты 30
2.5 Анализ КСП предприятия и рекомендации по совершенствованию его деятельности 36
Заключение 41
Приложение 1 42
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

MI_KSP_1.docx

— 374.87 Кб (Скачать файл)

 

Нами было проведено анкетирование, в опросе участвовало 30 человек (учебная выборка). В итоговых результатах мы бы хотели оценить КСП санатория «Пионерск» на рынке санаторно-курортных услуг Калининградской области.

Результаты опроса потребителей представлены по каждому вопросу в графическом  виде, для наглядности.

 

Вопрос 1: Пользовались ли вы услугами санатория или лагеря для вашего ребенка?

Рис. 2.3 – Доля респондентов пользовавшихся санаторными услугами

 

Вопрос 2: Услугами какого детского санаторно-оздоровительного учреждения вы пользовались последний раз?

Рис. 2.4 – Доля респондентов пользовавшихся услугами различных санаториев

 

Вопрос 3: Оцените работу  санатория, услугами которого вы пользовались по критериям  с помощью шкалы Лайкерта.

Обработка данного вопроса осуществлялась с помощью таблицы Excel. Результаты представлены в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5.

П/п

1. Цена путевки

оптимальная

2. широкая лечебную базу

3.широкий ассортимент доп. услуг

4. удачное месторасположение

5. высокий уровень комфорта и  развитую инфраструктуру

6. хорошая развлекательная программа

7. высокий уровень обслуживания

8. Качество работы мед персонала  высокое

9. Внешний вид сотрудников оптимален

10.Предоставлялись скидки или акции

11. Имеет красивый и понятный сайт

 

                           Средние значения по предприятиям

   

«Пионерск»

2,8

3

3,4

2,2

4

4,2

3,8

2,8

3

4,8

2

«Волна»

3,3

4,1

2,4

3,3

2,9

2,8

3,3

4

2,4

3,3

4

«Зеленоградск»

3,6

3,4

3,8

3

3,4

3,6

3,8

3

3

3,6

3,4

«Отрадное»

4,2

3,8

3,8

3,6

3,8

3,4

3,2

3,2

3

5,5

3

Пульманологический 

2

3

5

3

5

5

4

3

2

7

3

«Майский»

3,5

3,5

4

2,5

4,5

2,5

4

3,5

2,5

5,5

5,5


 

 

 

Вопрос 4: Проранжируйте критерии при выборе санатория для ребенка от 1 до 9, где 1 - наиболее важный критерий, 2 – следующий за ним и т.д.

Критерий 1 -  месторасположение

Критерий 2 - комфортность проживания и состояние инфраструктуры

Критерий 3 - лечебная база санатория

Критерий 4 - перечень предоставляемых доп. услуг

Критерий 5 - цена услуг

Критерий 6 - наличие скидок, акций

Критерий 7 - реклама

Критерий 8 - качество сайта

Критерий 9 - наличие развлекательной программы для детей

Критерий 10 - квалификация мед. персонала

Критерий 11 - прислушиваюсь к отзывам друзей и знакомых

 

Таблица 2.6.

№ респонд.

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

K9

K10

K11

1

7

3

1,5

8

1,5

9

10

11

6

4

5

2

2

3

4

9

1

8

11

10

6

5

7

3

6

2

2

7

4,5

9

11

10

4,5

2

8

4

2

6

1

4

5

3

8

7

11

10

9

5

1

2

3

4

5

7

6

11

10

9

8

6

5

6

7

8

1,5

4,5

10

11

4

9

3

7

1

2

4

5

3

6

11

10

8

9

7

8

3

3

3

7

3

8

10

9

6

3

11

9

2

3,5

3,5

5

1

7

6

8

10

11

9

10

5,5

3,5

3,5

8

1,5

1,5

10,5

10,5

7

9

5,5

11

2

2

4

5

2

6

7

8

11

10

9

12

3,5

6

1,5

3,5

5

7

10

11

8

1,5

9

13

1

4

2

5

3

6

10,5

10,5

7

9

8

14

6

2,5

5

9

2,5

10

7,5

11

2,5

7,5

2,5

15

2

1

3

6

4

5

7

8

10

9

11

16

7

2,5

4

9

1

11

8

10

5

6

2,5

17

2

4

1

5

3

6

7

8

10

9

11

18

4,5

2

2

2

4,5

8

11

10

7

9

6

19

6

4

2

8

10

11

9

7

5

3

1

20

7

3

1,5

8

1,5

9

10

11

6

4

5

21

1

2

4

5

3

6

11

10

8

9

7

22

3

3

3

7

3

8

10

9

6

3

11

23

2

3,5

3,5

5

1

7

6

8

10

11

9

24

3,5

6

1,5

3,5

5

7

10

11

8

1,5

9

25

5

2

4

2

10

11

9

8

2

7

6

26

5

6

7

8

1,5

4,5

10

11

4

9

3

27

2,5

2,5

2,5

7

2,5

5

6

10

9

8

11

28

1

4

2

5

3

6

10,5

10,5

7

9

8

29

6

2,5

5

9

2,5

10

7,5

11

2,5

7,5

2,5

30

2

2

4

5

2

6

7

8

11

10

9

∑ рангов

106,5

98,5

95

182

97

212,5

267,5

288,5

211,5

214

213

1/∑ рангов

0,009

0,010

0,010

0,005

0,010

0,004

0,003

0,003

0,004

0,004

0,004

0,071

Относит.

Важность кр.

0,130

0,141

0,146

0,076

0,143

0,0655

0,0520

0,0482

0,0658

0,0650

0,0653

1


 

Данные  показывают, что самым важным критерием  при выборе санатория для ребенка  являются: лечебная база, цена, комфортность проживания и инфраструктуры, месторасположение.

Вопрос 5: Пользовались ли вы услугами другого санаторного учреждения?

Рис 2.5 – Доля респондентов, пользовавшихся услугами другого санаторного учреждения

Вопрос 6: Если вы пользовались услугами другого санатория, то укажите какого?

Рис 2.6 – Доля респондентов, пользовавшихся услугами другого санаторного учреждения

Вопрос 7: По какой причине вы решили поменять санаторий для ребенка?

Рис.2.7 – Доля респондентов поменявших санаторий по разным причинам

 

Вопрос 8: Какой источник информации о месте отдыха и лечения для ребенка для вас является наиболее значимым?

Рис 2.8 - Доля респондентов указавшие наиболее значимый для них источник информации.

 

Вопрос 9:  Укажите Ваш пол?

Рис 2.9 – Распределение респондентов по полу

 

Вопрос 10:  Укажите Ваш возраст?

Вопрос 11: Укажите  ваш ежемесячный доход на члена  семьи?

Рис 2.10 – Распределение респондентов по возрасту и доходам

 

Большинство респондентов(57%) никогда  не пользовались услугами санаторных учреждений для своих детей. Те, кто пользовался, чаще выбирали для отдыха пансионат «Волна» (35%), следующие по популярности - санатории «Пионерск» и «Зеленоградск» (19%). Наиболее важными критериями при выборе санатория являются: лечебная база, цена, комфортность проживания и состояние инфраструктуры. Чуть больше половины респондентов (53%) пользовались услугами только одного санатория. Наибольшее число респондентов предпочли сменить санаторий «Майский» и пансионат «Волна». Главной причиной смены санатория были названы не соответствие ожиданиям состояния инфраструктуры (36%) и качества обслуживания (29%). Наиболее значимым источником информации при выборе санатория было названо мнение знакомых и друзей (43%). Большинство ответивших – женщины (73%), наиболее частый возраст ответивших 36-45 лет (53%). Наиболее частый доход на члена семьи респондента меньше 10000р и в районе 10000-15000р.

2.5 Анализ КСП предприятия и рекомендации по совершенствованию его деятельности

 

Целью маркетингового исследования был анализ конкурентоспособности ФГБУ «Пионерск» на рынке детских санаторно-оздоровительных услуг.

Решение данной цели предусматривает  построение конкурентного листа и многоугольника конкурентоспособности. Для построения конкурентного листа воспользуемся перечнем критериев при выборе санатория для ребенка, которые были описаны в предыдущем пункте при анализе анкеты.

 

Конкурентный  лист ФГБУ «Пионерск»

Конкурентный фактор

Санаторий «Пионерск»

Пансионат «Волна»

Санаторий «Зеленоградск»

Санаторий «Отрадное»

Пульмонологический санаторий «Отрадное»

Санаторий «Майский»

Место

расположения 

На берегу моря, прямой выход на пляж, недалеко сосновый бор, городской центр

в тихой части города в 400 м от спуска к морю и 400 м до центра города

в курортной зоне города, рядом с  променадом, в 20 м от морского пляжа.

в 2 км от г. Светлогорска. До моря — 150 метров.  Все корпуса расположены в лесопарке.

На берегу моря в тихой  части  города

За чертой города на берегу моря

Условия проживания

Различные варианты: палата на несколько  человек, одноместные номера, возможность  размещения матери и ребенка

120 номеров, из них – 5 апартаментов. Во всех номерах – кабельное  ТВ, холодильник, балкон, с/у.

1но, 2х и 3х-местные стандартные  номера, номера полулюкс и люкс. Во всех номерах есть туалет, душ или ванна, телевизор.

2 спальных корпуса (5- и 3-этажные  здания), Корпус № 7 (3-этажный)  с улучшенными номерами.

Дети размещаются в палатах  по 4—10 человек. Есть 20-местные домики.

Отдыхающие размещаются в 4-местных  номерах.

Широта предоставляемых мед. услуг

Очень широкий ассортимент услуг  в лечении различных профилей болезней

Услуги общего терапевтического мед. профиля

Широкая лечебная база, различные профили

Услуги общего терапевтического мед. профиля

Специализированный набор услуг

Специализированный набор услуг

Широта предоставляемых доп.услуг

 Достаточно широкий ассортимент

Очень широкий ассортимент

Достаточно широкий ассортимент

Достаточно широкий ассортимент

Средняя

Средняя

Уровень цен

Стандарт. Питание и лечение включено в путевку

Выше среднего. Дополнительно нужно  оплачивать питание, процедуры и  доп. услуги

Стандарт. Питание и лечение включено в путевку

Выше среднего. Питание и лечение  включено в путевку

Стандарт.  Питание и лечение  включено в путевку

Стандарт.  Питание и лечение  включено в путевку

Скидки, акции

«мать и дитя»

Снижение цен вне сезон 

Вне сезон: «Для пенсионеров», «мать  и дитя», «два родителя+ребенок бесплатно»

нет

нет

нет

Интенсивность рекламы

Низкая. Основной источник информации - сайт

Высокая. Буклеты, флаеры, широко предоставлена  информация в Интернет как на порталах Калининграда, так и России

Средняя. основной источник информации - сайт

Средняя, основной источник информации - сайт

Почти отсутствует, основной источник информации - сайт

Почти отсутствует

Качество сайта

хорошее

отсутствует

среднее

хорошее

низкое

отсутствует

Качество обслуживания

Среднее. Высокая текучесть кадров

высокое

Среднее

Среднее

Среднее

Низкое. Высокая текучесть кадров

Квалификация мед. персонала

Высокая. Проводится систематическая  работа по повышению квалификации всех категорий мед. персонала, около 70% имеют  высшую и первую квалификационную.

Информация не предоставлена

Информация не предоставлена

Высокая

Высокая. Работают квалифицированные врачи-педиатры, имеющие многолетний опыт работы по лечению патологии органов дыхания, педагоги

Средняя. Высокая текучесть кадров

Развлекательная программа

Хорошая.

Очень хорошая, но большинство развлекательных  услуг платные

Хорошая.

Хорошая

Средний уровень.

Низкий уровень.

Внешний вид сотрудников

Стандартные белые мед. халаты

Униформа, мед. халаты

Стандартные белые мед. халаты

Стандартные белые мед. халаты

Стандартные белые мед. халаты

Стандартные белые мед. халаты

Состояние инфраструктуры, аппаратов

Систематическое обновление за счет гос. финансирования. Хорошее.

Очень хорошее

Хорошее

Среднее, некоторые корпуса нуждаются  в ремонте

Среднее, некоторые объекты нуждаются  в ремонте

Произведен частичный ремонт корпусов.


 

 

Многоугольник конкурентоспособности строится на основе характеристик, которые представлены векторами, направленными в разные стороны из одной точки. Накладывая многоугольники конкурентоспособности различных санаторно-оздоровительных учреждений друг на друга, можно наглядно выявить сильные и слабые стороны санатория «Пионерск» по отношению к другим.

Воспользуемся результатами ответов на вопрос «оцените работу санатория, услугами которого вы пользовались». При построении векторов характеристик КСП санатория используем рассчитанные средние значения по предприятиям, обработанные с помощью шкалы Лайкерта в предыдущем пункте (табл.2.5).

Обозначим критерии:

  1. цена услуг
  2. лечебная база санатория
  3. перечень предоставляемых доп. услуг
  4. месторасположение
  5. комфортность проживания и состояние инфраструктуры
  6. наличие развлекательной программы для детей
  7. уровень обслуживания
  8. квалификация мед. персонала
  9. наличие скидок, акций
  10. качество сайта

 

 

 

Рис.2.10 – многоугольник конкурентоспособности  детских санаторно-оздоровительных  учреждений 

Анализ многоугольника конкурентоспособности показал, что санаторий «Пионерск» получил неплохие оценки респондентов. Лидирует по медицинским показателям (лечебная база и мед.персонал), имеет хорошее месторасположение, оптимальную цену и грамотный сайт. Но следует обратить внимание не только на лечение, но и на развлечения отдыхающих. Для этого санаторий располагает возможностями и инфраструктурой для расширения. Также выявлены серьезные пробелы в системе продвижения: пренебрежение средствами коммуникации и отсутствие внятной маркетинговой стратегии.

Таким образом, можно охарактеризовать ФГБУ «Пионерск» как санаторий лечебного  профиля, что необходимо учитывать при формировании маркетинговой стратегии. Стоит отметить полное отсутствие конкуренции в области в оперативных услугах, и низкую в платных услугах. Поэтому есть все возможности для успешного развития.

В сегменте санаториев для лечения ближайшими конкурентами выступают санатории «Зеленоградск», «Майский» и пульмонологический «Отрадное». Однако последние два базируются на специализированных заболеваниях (кожа и подкожная клетчатка, органы дыхания, органы пищеварения), имеют схожие проблемы в обеспечении комфортности проживания и продвижении посредством предоставления скидок и акций.

Информация о работе Маркетинговое исследование конкурентов на рынке