Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование конкурентной среды для предприятия на рынке санаторно-оздоровительных услуг.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретический основы конкурентоспособности предприятия.
- изучить методы определения конкурентоспособности.
- дать общую характеристику предприятия;
Введение 3
1 Теоретические основы исследования конкурентной среды фирмы на рынке 4
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 4
1.2 Этапы исследования конкурентоспособности предприятия 10
1.3 Методы и модели исследования конкурентоспособности предприятия 16
2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия (на примере ФГБУ ДОС Пионерск) 21
2.1 Характеристика рынка санаторных и туристских услуг Калининградской области 21
2.2 Общая характеристика ФГБУ ДОС «Пионерск» 26
2.3 Разработка плана маркетингового исследования с целью исследования конкурентов ФГБУ «Пионерск» на рынке санаторно-курортных услуг 29
2.4 Анализ данных анкеты 30
2.5 Анализ КСП предприятия и рекомендации по совершенствованию его деятельности 36
Заключение 41
Приложение 1 42
Список литературы 45
Нами было проведено анкетирование, в опросе участвовало 30 человек (учебная выборка). В итоговых результатах мы бы хотели оценить КСП санатория «Пионерск» на рынке санаторно-курортных услуг Калининградской области.
Результаты опроса потребителей представлены по каждому вопросу в графическом виде, для наглядности.
Вопрос 1: Пользовались ли вы услугами санатория или лагеря для вашего ребенка?
Рис. 2.3 – Доля респондентов пользовавшихся санаторными услугами
Вопрос 2: Услугами какого детского санаторно-оздоровительного учреждения вы пользовались последний раз?
Рис. 2.4 – Доля респондентов пользовавшихся услугами различных санаториев
Вопрос 3: Оцените работу санатория, услугами которого вы пользовались по критериям с помощью шкалы Лайкерта.
Обработка данного вопроса осуществлялась с помощью таблицы Excel. Результаты представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5.
П/п |
1. Цена путевки оптимальная |
2. широкая лечебную базу |
3.широкий ассортимент доп. услуг |
4. удачное месторасположение |
5. высокий уровень комфорта и развитую инфраструктуру |
6. хорошая развлекательная |
7. высокий уровень обслуживания |
8. Качество работы мед персонала высокое |
9. Внешний вид сотрудников |
10.Предоставлялись скидки или |
11. Имеет красивый и понятный сайт | |
Средние значения по предприятиям |
||||||||||||
«Пионерск» |
2,8 |
3 |
3,4 |
2,2 |
4 |
4,2 |
3,8 |
2,8 |
3 |
4,8 |
2 | |
«Волна» |
3,3 |
4,1 |
2,4 |
3,3 |
2,9 |
2,8 |
3,3 |
4 |
2,4 |
3,3 |
4 | |
«Зеленоградск» |
3,6 |
3,4 |
3,8 |
3 |
3,4 |
3,6 |
3,8 |
3 |
3 |
3,6 |
3,4 | |
«Отрадное» |
4,2 |
3,8 |
3,8 |
3,6 |
3,8 |
3,4 |
3,2 |
3,2 |
3 |
5,5 |
3 | |
Пульманологический |
2 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
2 |
7 |
3 | |
«Майский» |
3,5 |
3,5 |
4 |
2,5 |
4,5 |
2,5 |
4 |
3,5 |
2,5 |
5,5 |
5,5 |
Вопрос 4: Проранжируйте критерии при выборе санатория для ребенка от 1 до 9, где 1 - наиболее важный критерий, 2 – следующий за ним и т.д.
Критерий 1 - месторасположение
Критерий 2 - комфортность проживания и состояние инфраструктуры
Критерий 3 - лечебная база санатория
Критерий 4 - перечень предоставляемых доп. услуг
Критерий 5 - цена услуг
Критерий 6 - наличие скидок, акций
Критерий 7 - реклама
Критерий 8 - качество сайта
Критерий 9 - наличие развлекательной программы для детей
Критерий 10 - квалификация мед. персонала
Критерий 11 - прислушиваюсь к отзывам друзей и знакомых
Таблица 2.6.
№ респонд. |
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
К6 |
К7 |
К8 |
K9 |
K10 |
K11 | |
1 |
7 |
3 |
1,5 |
8 |
1,5 |
9 |
10 |
11 |
6 |
4 |
5 | |
2 |
2 |
3 |
4 |
9 |
1 |
8 |
11 |
10 |
6 |
5 |
7 | |
3 |
6 |
2 |
2 |
7 |
4,5 |
9 |
11 |
10 |
4,5 |
2 |
8 | |
4 |
2 |
6 |
1 |
4 |
5 |
3 |
8 |
7 |
11 |
10 |
9 | |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
6 |
11 |
10 |
9 |
8 | |
6 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1,5 |
4,5 |
10 |
11 |
4 |
9 |
3 | |
7 |
1 |
2 |
4 |
5 |
3 |
6 |
11 |
10 |
8 |
9 |
7 | |
8 |
3 |
3 |
3 |
7 |
3 |
8 |
10 |
9 |
6 |
3 |
11 | |
9 |
2 |
3,5 |
3,5 |
5 |
1 |
7 |
6 |
8 |
10 |
11 |
9 | |
10 |
5,5 |
3,5 |
3,5 |
8 |
1,5 |
1,5 |
10,5 |
10,5 |
7 |
9 |
5,5 | |
11 |
2 |
2 |
4 |
5 |
2 |
6 |
7 |
8 |
11 |
10 |
9 | |
12 |
3,5 |
6 |
1,5 |
3,5 |
5 |
7 |
10 |
11 |
8 |
1,5 |
9 | |
13 |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
10,5 |
10,5 |
7 |
9 |
8 | |
14 |
6 |
2,5 |
5 |
9 |
2,5 |
10 |
7,5 |
11 |
2,5 |
7,5 |
2,5 | |
15 |
2 |
1 |
3 |
6 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
9 |
11 | |
16 |
7 |
2,5 |
4 |
9 |
1 |
11 |
8 |
10 |
5 |
6 |
2,5 | |
17 |
2 |
4 |
1 |
5 |
3 |
6 |
7 |
8 |
10 |
9 |
11 | |
18 |
4,5 |
2 |
2 |
2 |
4,5 |
8 |
11 |
10 |
7 |
9 |
6 | |
19 |
6 |
4 |
2 |
8 |
10 |
11 |
9 |
7 |
5 |
3 |
1 | |
20 |
7 |
3 |
1,5 |
8 |
1,5 |
9 |
10 |
11 |
6 |
4 |
5 | |
21 |
1 |
2 |
4 |
5 |
3 |
6 |
11 |
10 |
8 |
9 |
7 | |
22 |
3 |
3 |
3 |
7 |
3 |
8 |
10 |
9 |
6 |
3 |
11 | |
23 |
2 |
3,5 |
3,5 |
5 |
1 |
7 |
6 |
8 |
10 |
11 |
9 | |
24 |
3,5 |
6 |
1,5 |
3,5 |
5 |
7 |
10 |
11 |
8 |
1,5 |
9 | |
25 |
5 |
2 |
4 |
2 |
10 |
11 |
9 |
8 |
2 |
7 |
6 | |
26 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1,5 |
4,5 |
10 |
11 |
4 |
9 |
3 | |
27 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
7 |
2,5 |
5 |
6 |
10 |
9 |
8 |
11 | |
28 |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
10,5 |
10,5 |
7 |
9 |
8 | |
29 |
6 |
2,5 |
5 |
9 |
2,5 |
10 |
7,5 |
11 |
2,5 |
7,5 |
2,5 | |
30 |
2 |
2 |
4 |
5 |
2 |
6 |
7 |
8 |
11 |
10 |
9 | |
∑ рангов |
106,5 |
98,5 |
95 |
182 |
97 |
212,5 |
267,5 |
288,5 |
211,5 |
214 |
213 | |
1/∑ рангов |
0,009 |
0,010 |
0,010 |
0,005 |
0,010 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,004 |
0,004 |
0,004 |
0,071 |
Относит. Важность кр. |
0,130 |
0,141 |
0,146 |
0,076 |
0,143 |
0,0655 |
0,0520 |
0,0482 |
0,0658 |
0,0650 |
0,0653 |
1 |
Данные показывают, что самым важным критерием при выборе санатория для ребенка являются: лечебная база, цена, комфортность проживания и инфраструктуры, месторасположение.
Вопрос 5: Пользовались ли вы услугами другого санаторного учреждения?
Рис 2.5 – Доля респондентов, пользовавшихся услугами другого санаторного учреждения
Вопрос 6: Если вы пользовались услугами другого санатория, то укажите какого?
Рис 2.6 – Доля респондентов, пользовавшихся услугами другого санаторного учреждения
Вопрос 7: По какой причине вы решили поменять санаторий для ребенка?
Рис.2.7 – Доля респондентов поменявших санаторий по разным причинам
Вопрос 8: Какой источник информации о месте отдыха и лечения для ребенка для вас является наиболее значимым?
Рис 2.8 - Доля респондентов указавшие наиболее значимый для них источник информации.
Вопрос 9: Укажите Ваш пол?
Рис 2.9 – Распределение респондентов по полу
Вопрос 10: Укажите Ваш возраст?
Вопрос 11: Укажите ваш ежемесячный доход на члена семьи?
Рис 2.10 – Распределение респондентов по возрасту и доходам
Большинство респондентов(57%) никогда не пользовались услугами санаторных учреждений для своих детей. Те, кто пользовался, чаще выбирали для отдыха пансионат «Волна» (35%), следующие по популярности - санатории «Пионерск» и «Зеленоградск» (19%). Наиболее важными критериями при выборе санатория являются: лечебная база, цена, комфортность проживания и состояние инфраструктуры. Чуть больше половины респондентов (53%) пользовались услугами только одного санатория. Наибольшее число респондентов предпочли сменить санаторий «Майский» и пансионат «Волна». Главной причиной смены санатория были названы не соответствие ожиданиям состояния инфраструктуры (36%) и качества обслуживания (29%). Наиболее значимым источником информации при выборе санатория было названо мнение знакомых и друзей (43%). Большинство ответивших – женщины (73%), наиболее частый возраст ответивших 36-45 лет (53%). Наиболее частый доход на члена семьи респондента меньше 10000р и в районе 10000-15000р.
Целью маркетингового исследования был анализ конкурентоспособности ФГБУ «Пионерск» на рынке детских санаторно-оздоровительных услуг.
Решение данной цели предусматривает построение конкурентного листа и многоугольника конкурентоспособности. Для построения конкурентного листа воспользуемся перечнем критериев при выборе санатория для ребенка, которые были описаны в предыдущем пункте при анализе анкеты.
Конкурентный лист ФГБУ «Пионерск»
Конкурентный фактор |
Санаторий «Пионерск» |
Пансионат «Волна» |
Санаторий «Зеленоградск» |
Санаторий «Отрадное» |
Пульмонологический санаторий « |
Санаторий «Майский» |
Место расположения |
На берегу моря, прямой выход на пляж, недалеко сосновый бор, городской центр |
в тихой части города в 400 м от спуска к морю и 400 м до центра города |
в курортной зоне города, рядом с променадом, в 20 м от морского пляжа. |
в 2 км от г. Светлогорска. До моря — 150 метров. Все корпуса расположены в лесопарке. |
На берегу моря в тихой части города |
За чертой города на берегу моря |
Условия проживания |
Различные варианты: палата на несколько человек, одноместные номера, возможность размещения матери и ребенка |
120 номеров, из них – 5 апартаментов. Во всех номерах – кабельное ТВ, холодильник, балкон, с/у. |
1но, 2х и 3х-местные стандартные номера, номера полулюкс и люкс. Во всех номерах есть туалет, душ или ванна, телевизор. |
2 спальных корпуса (5- и 3-этажные здания), Корпус № 7 (3-этажный) с улучшенными номерами. |
Дети размещаются в палатах по 4—10 человек. Есть 20-местные домики. |
Отдыхающие размещаются в 4-местных номерах. |
Широта предоставляемых мед. услуг |
Очень широкий ассортимент услуг в лечении различных профилей болезней |
Услуги общего терапевтического мед. профиля |
Широкая лечебная база, различные профили |
Услуги общего терапевтического мед. профиля |
Специализированный набор услуг |
Специализированный набор услуг |
Широта предоставляемых доп. |
Достаточно широкий |
Очень широкий ассортимент |
Достаточно широкий ассортимент |
Достаточно широкий ассортимент |
Средняя |
Средняя |
Уровень цен |
Стандарт. Питание и лечение включено в путевку |
Выше среднего. Дополнительно нужно оплачивать питание, процедуры и доп. услуги |
Стандарт. Питание и лечение включено в путевку |
Выше среднего. Питание и лечение включено в путевку |
Стандарт. Питание и лечение включено в путевку |
Стандарт. Питание и лечение включено в путевку |
Скидки, акции |
«мать и дитя» |
Снижение цен вне сезон |
Вне сезон: «Для пенсионеров», «мать и дитя», «два родителя+ребенок бесплатно» |
нет |
нет |
нет |
Интенсивность рекламы |
Низкая. Основной источник информации - сайт |
Высокая. Буклеты, флаеры, широко предоставлена информация в Интернет как на порталах Калининграда, так и России |
Средняя. основной источник информации - сайт |
Средняя, основной источник информации - сайт |
Почти отсутствует, основной источник информации - сайт |
Почти отсутствует |
Качество сайта |
хорошее |
отсутствует |
среднее |
хорошее |
низкое |
отсутствует |
Качество обслуживания |
Среднее. Высокая текучесть кадров |
высокое |
Среднее |
Среднее |
Среднее |
Низкое. Высокая текучесть кадров |
Квалификация мед. персонала |
Высокая. Проводится систематическая работа по повышению квалификации всех категорий мед. персонала, около 70% имеют высшую и первую квалификационную. |
Информация не предоставлена |
Информация не предоставлена |
Высокая |
Высокая. Работают квалифицированные врачи-педиатры, имеющие многолетний опыт работы по лечению патологии органов дыхания, педагоги |
Средняя. Высокая текучесть кадров |
Развлекательная программа |
Хорошая. |
Очень хорошая, но большинство развлекательных услуг платные |
Хорошая. |
Хорошая |
Средний уровень. |
Низкий уровень. |
Внешний вид сотрудников |
Стандартные белые мед. халаты |
Униформа, мед. халаты |
Стандартные белые мед. халаты |
Стандартные белые мед. халаты |
Стандартные белые мед. халаты |
Стандартные белые мед. халаты |
Состояние инфраструктуры, аппаратов |
Систематическое обновление за счет гос. финансирования. Хорошее. |
Очень хорошее |
Хорошее |
Среднее, некоторые корпуса нуждаются в ремонте |
Среднее, некоторые объекты нуждаются в ремонте |
Произведен частичный ремонт корпусов. |
Многоугольник конкурентоспособности строится на основе характеристик, которые представлены векторами, направленными в разные стороны из одной точки. Накладывая многоугольники конкурентоспособности различных санаторно-оздоровительных учреждений друг на друга, можно наглядно выявить сильные и слабые стороны санатория «Пионерск» по отношению к другим.
Воспользуемся результатами ответов на вопрос «оцените работу санатория, услугами которого вы пользовались». При построении векторов характеристик КСП санатория используем рассчитанные средние значения по предприятиям, обработанные с помощью шкалы Лайкерта в предыдущем пункте (табл.2.5).
Обозначим критерии:
Анализ многоугольника конкурентоспособности показал, что санаторий «Пионерск» получил неплохие оценки респондентов. Лидирует по медицинским показателям (лечебная база и мед.персонал), имеет хорошее месторасположение, оптимальную цену и грамотный сайт. Но следует обратить внимание не только на лечение, но и на развлечения отдыхающих. Для этого санаторий располагает возможностями и инфраструктурой для расширения. Также выявлены серьезные пробелы в системе продвижения: пренебрежение средствами коммуникации и отсутствие внятной маркетинговой стратегии.
Таким образом, можно охарактеризовать ФГБУ «Пионерск» как санаторий лечебного профиля, что необходимо учитывать при формировании маркетинговой стратегии. Стоит отметить полное отсутствие конкуренции в области в оперативных услугах, и низкую в платных услугах. Поэтому есть все возможности для успешного развития.
В сегменте санаториев для лечения ближайшими конкурентами выступают санатории «Зеленоградск», «Майский» и пульмонологический «Отрадное». Однако последние два базируются на специализированных заболеваниях (кожа и подкожная клетчатка, органы дыхания, органы пищеварения), имеют схожие проблемы в обеспечении комфортности проживания и продвижении посредством предоставления скидок и акций.
Информация о работе Маркетинговое исследование конкурентов на рынке