Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование конкурентной среды для предприятия на рынке санаторно-оздоровительных услуг.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретический основы конкурентоспособности предприятия.
- изучить методы определения конкурентоспособности.
- дать общую характеристику предприятия;
Введение 3
1 Теоретические основы исследования конкурентной среды фирмы на рынке 4
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 4
1.2 Этапы исследования конкурентоспособности предприятия 10
1.3 Методы и модели исследования конкурентоспособности предприятия 16
2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия (на примере ФГБУ ДОС Пионерск) 21
2.1 Характеристика рынка санаторных и туристских услуг Калининградской области 21
2.2 Общая характеристика ФГБУ ДОС «Пионерск» 26
2.3 Разработка плана маркетингового исследования с целью исследования конкурентов ФГБУ «Пионерск» на рынке санаторно-курортных услуг 29
2.4 Анализ данных анкеты 30
2.5 Анализ КСП предприятия и рекомендации по совершенствованию его деятельности 36
Заключение 41
Приложение 1 42
Список литературы 45
Санаторий «Зеленоградск» имеет схожую лечебную базу, однако более высокий уровень комфорта, развлечений и предоставляет своим клиентам разнообразные скидки. Медицинские показатели, показатели обслуживания и доп. услуг незначительно отличаются, однако «Пионерск» имеет более низкие цены, лучшее месторасположение и сайт по сравнению с главным конкурентом.
В сегменте санаториев для отдыха и развлечений можно назвать пансионат «Волна» и санаторий «Майский». Лидирует здесь «Волна» с высоким уровнем комфорта, обслуживания, доп. услуг и развлечений. Также респонденты отметили предоставляемые скидки и акции, несмотря на отсутствие сайта.
Метод оценки конкурентоспособности с помощью построения многоугольника имеет несколько недостатков. Например, невозможно вывести прогнозы относительно будущего исследуемого предприятия, также не учтены недобросовестные виды борьбы за потребителя. Поэтому следует пользоваться нескольким методами исследования.
Воспользуемся методикой расчета конкурентоспособности на основе интегрального показателя.
Расчет конкурентоспособности товара на основе интегрального показателя начинается с формирования требований к предприятию-эталону и определения перечня параметров, которые подлежат оценке и их удельного веса
Проведение опроса потребителей позволило сформировать основные требования к санаторию-эталону, который обеспечивает потребности рынка на 100 %. Воспользуемся вопросом 4 анкеты и составленным ранее конкурентным листом, чтобы определить критерии конкурентоспособности и их важность, В таблице балльные характеристики оценивались по семибалльной шкале, где 1-наилучший показатель, а 7 –наихудший. Цены указаны минимальные, с питанием и лечением.
Таблица 2.7. Сравнительные характеристики
эталона и санаторно-
Параметры |
Ед. измерения |
Эталон |
Пио-нерск |
Волна |
Зелено-градск |
Отрад-ное |
Пульманологический |
Майский |
Важность параметра, % |
1. Месторасположение |
баллы |
1 |
2,2 |
3,3 |
3 |
3,6 |
3 |
2,5 |
14 |
2. Комфорт |
баллы |
1 |
4 |
2,9 |
3,4 |
3,8 |
5 |
4,5 |
15 |
3. Лечебная база |
баллы |
1 |
3 |
4,1 |
3,4 |
3,8 |
3 |
3,5 |
15 |
4. Доп. услуги |
баллы |
1 |
3,4 |
2,4 |
3,8 |
3,8 |
5 |
4 |
9 |
5. Цена услуг |
Руб. |
750 |
900 |
1200 |
900 |
1600 |
750 |
750 |
15 |
6. Скидки, акции |
баллы |
1 |
4,8 |
3,3 |
3,6 |
5,5 |
7 |
5,5 |
8 |
7. Реклама |
баллы |
1 |
4,8 |
2,8 |
3,6 |
5,5 |
5 |
5,5 |
5 |
8. Качество сайта |
баллы |
1 |
2 |
4 |
3,4 |
3 |
3 |
5,5 |
5 |
9. Развлекательная программа для детей |
баллы |
1 |
4,2 |
2,8 |
3,6 |
3,4 |
5 |
2,5 |
7 |
10. Квалификация мед. персонала |
баллы |
1 |
2,8 |
4 |
3 |
3,2 |
3 |
3,5 |
7 |
Итого |
100 |
Процедура определения единичных параметрических индексов по показателям (показателям качества) осуществляется по формуле:
*100%
где qi – единичный параметрический индекс, рассчитанный по і-му параметру;
Pi –значение і-го параметра изделия;
Pбаз. – аналогичный параметр базового изделия, с которым производится сравнение.
Отметим, что базовым объектом сравнения был выбран санаторий-эталон – гипотетическое предприятие, которое удовлетворяет потребности покупателей на 100% (Рбаз. = Р100).
Теперь есть все основания оценить конкурентоспособность санатория «Пионерск» и конкурентов с эталоном по всем характеристикам, определив взвешенный параметрический индекс. Для этого воспользуемся формулой:
/100%,
где Qp – взвешенный параметрический индекс;
qi – параметрический индекс і-го параметра;
ai – вес і-го параметра;
n – количество параметров.
Расчеты производились в таблицах Excel. Результаты расчетов параметрических и взвешенных параметрических индексов представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8. Расчет параметрических и взвешенных параметрических индексов согласно критериям
Параметры |
Важность параметра, % |
Пионерск |
Волна |
Зеленоградск |
Отрадное |
Пульманологич. |
Майский |
||||||||||
Параметрический индекс, % |
Взвешенный параметрический индекс, % |
Параметрический индекс, % |
Взвешенный параметрический индекс, % |
Параметрический индекс, % |
Взвешенный параметрический индекс, % |
Параметрический индекс, % |
Взвешенный параметрический индекс, % |
Параметрический индекс, % |
Взвешенный параметрический индекс, % |
Параметрический индекс, % |
Взвешенный параметрический индекс, % | ||||||
1. Месторасположение |
14 |
45 |
6,36 |
30 |
4,24 |
33,3 |
4,66 |
27,77 |
3,88 |
33,33 |
4,66 |
40 |
5,6 | ||||
2. Комфорт |
15 |
25 |
3,75 |
34,48 |
5,17 |
29,41 |
4,41 |
26,31 |
3,94 |
20 |
3 |
22,22 |
3,33 | ||||
3. Лечебная база |
15 |
33,33 |
5 |
24,39 |
3,65 |
29,41 |
4,41 |
26,31 |
3,94 |
33,33 |
5 |
28,57 |
4,28 | ||||
4. Доп. услуги |
9 |
29,41 |
2,64 |
41,66 |
3,75 |
26,31 |
2,36 |
26,31 |
2,36 |
20 |
1,8 |
25 |
2,25 | ||||
5. Цена услуг |
15 |
83,33 |
12,5 |
62,5 |
9,37 |
83,33 |
12,5 |
46,87 |
7,03 |
100 |
15 |
100 |
15 | ||||
6. Скидки, акции |
8 |
20,83 |
1,66 |
30,30 |
2,42 |
27,77 |
2,22 |
18,18 |
1,45 |
14,28 |
1,14 |
18,18 |
1,45 | ||||
7. Реклама |
5 |
20,83 |
1,04 |
35,71 |
1,78 |
27,77 |
1,38 |
18,18 |
0,90 |
20 |
1 |
18,18 |
0,90 | ||||
8. Качество сайта |
5 |
50 |
2,5 |
25 |
1,25 |
29,41 |
1,47 |
33,33 |
1,66 |
33,33 |
1,66 |
18,18 |
0,90 | ||||
9. Развлекательная программа для детей |
7 |
23,8 |
1,66 |
35,71 |
2,5 |
27,77 |
1,94 |
29,41 |
2,05 |
20 |
1,4 |
40 |
2,8 | ||||
10. Квалификация мед. персонала |
7 |
35,71 |
2,5 |
25 |
1,75 |
33,33 |
2,33 |
31,25 |
2,18 |
33,33 |
2,33 |
28,57 |
2 | ||||
Итого |
100 |
36,7 |
39,6 |
34,47 |
35,88 |
34,781 |
37,6 |
28,39 |
29,3 |
32,76 |
36,9 |
33,89 |
38,5 |
На основании выполненных
Основными конкурентами являются санаторий «Майский» и «Зеленоградск», которые также сильны своими медицинскими услугами и характеристиками. Наименьшей конкурентоспособностью обладает санаторий «Отрадное».
Таким образом, расчет интегрального показателя подтвердил выводы, сделанные нами при анализе многоугольника конкурентоспособности.
В
современных условиях рынка санаторно-
В
первой главе курсовой работы были
рассмотрены теоретические
Вторая
глава характеризует рынок
Индустрия санаторных услуг нуждается в возрастающем числе профессионалов маркетинга, понимающих ее глобальные проблемы и способных реагировать на растущие потребности потребителей выработкой творческих стратегий, основанных на предварительных маркетинговых исследованиях. Для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий.
Обладая широким набором конкурентных преимуществ, санаторий «Пионерск» не раскрывает в полной мере свой коммерческий потенциал. Ошибки в управлении не позволяет воспользоваться вышеназванными преимуществами.
В связи с этим предложен ряд мер по укреплению позиций санатория на рынке, реализации большего экономического потенциала с учетом специфики изучаемого предприятия. Были сделаны некоторые рекомендации, которые должны помочь в преодолении части имеющихся в настоящее время проблем и сделать предприятие более устойчивым к колебаниям маркетинговой среды.
Рекомендации по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест позволят ФГБУ «Пионерск» получить преимущества в конкурентной борьбе и увеличить свою долю рынка.
Анкета
Уважаемые друзья!
Предлагаем вам принять
1. Пользовались ли вы услугами санатория или лагеря для вашего ребенка?
А) да
Б) нет
2. Услугами
какого детского санаторно-
А) санаторий «Пионерск»
Б) пансионат «Волна»
В) санаторий «Зеленоградск»
Г) санаторий «Отрадное»
Д) пульмонологический санаторий «Отрадное»
Е) санаторий «Майский»
3. Оцените работу санатория, услугами которого вы пользовались:
Утверждения |
Абсолютно согласен |
Согласен |
Частично согласен |
Затрудняюсь ответить |
Частично не согласен |
Не согласен |
Абсолютно не согласен |
1. Цена путевки оптимальная |
|||||||
2. Имеет широкую лечебную базу |
|||||||
3. Предоставляет широкий ассортимент доп. услуг |
|||||||
4.Имеет удачное месторасположение |
|||||||
5.Имеет высокий уровень комфорта и развитую инфраструктуру |
|||||||
6. Имеет хорошую развлекательную программу |
|||||||
7.Имеет высокий уровень обслуживания |
|||||||
8.Качество работы мед персонала высокое |
|||||||
9.Внешний вид сотрудников оптимален |
|||||||
10.Предоставлялись скидки или акции |
|||||||
11.Имеет красивый и понятный сайт |
4. Проранжируйте критерии при выборе санатория для ребенка от 1 до 9, где 1 - наиболее важный критерий, 2 – следующий за ним и т.д.
1. месторасположение (близость моря, города) |
|
2. комфортность проживания и состояние инфраструктуры |
|
3. лечебная база санатория |
|
4. перечень предоставляемых доп. услуг |
|
5. цена услуг |
|
6.наличие скидок, акций |
|
7.реклама |
|
8.качество сайта |
|
9.наличие развлекательной программы для детей |
|
10.квалификация мед. персонала |
|
11. прислушиваюсь к отзывам друзей и знакомых |
5. Пользовались ли вы до этого услугами другого санаторно-оздоровительного учреждения?
А) да
Б) нет
6. Если вы пользовались услугами другого, то укажите, какого санатория?
А) санаторий «Пионерск»
Б) пансионат «Волна»
В) санаторий «Зеленоградск»
Г) санаторий «Отрадное»
Д) пульмонологический санаторий «Отрадное»
Е) санаторий «Майский»
Ж) другое_____________
7. По какой причине вы решили поменять санаторий для ребенка?
А) не устраивало качество оказываемых мед. услуг
Б) не устраивало качество обслуживания персоналом
В) высокая цена
Г) не устраивали условия размещения и инфраструктура
Д) совет друзей, знакомых
Е) другое___________
8. Какой источник информации о месте отдыха и лечения для ребенка для вас является наиболее значимым?
А) Мнение друзей, знакомых
Б) Интернет
В) Реклама в СМИ
Г) Другое__________________
9. Укажите Ваш пол?
А) мужской
Б) женский
10. Укажите Ваш возраст?
А) 18-25
Б) 26-35
В) 36-45
Г) 46-60
Д) >60
11. Укажите ваш ежемесячный доход на члена семьи?
А) [<10 000]
Б) [10 000 -15 000]
В) [16 000- 25 000]
Г) [>25 000]
Спасибо за участие!
Список литературы
Информация о работе Маркетинговое исследование конкурентов на рынке