Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение факторов конкурентоспособности товара, проблем ее обеспечения.
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущности таких понятий, как конкурентоспособность товара и конкурентоспособность фирмы;
2) определить параметры конкурентоспособности товаров, за счет чего возможно обеспечить товару преимущество перед товарами-аналогами и адаптировать его к потребностям покупателя;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА НА РЫНКЕ 5
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге 5
1.2 Параметры конкурентоспособности товара 10
1.3 Методология оценки конкурентоспособности товара 16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРА «THINK PAD» (LENOVO) 21
2.1 Краткое описание товара, его отличие от товаров-конкурентов 21
2.2 Разработка плана маркетинговых исследований………………….........24
2.3 Пути повышения конкурентоспособности товара………………..........35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44
Оценка степени
Обоснованию сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяемы по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение будет некорректным.
Для того, чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара, подразделяют на две группы:
Рассмотрим подробно понятие параметров конкурентоспособности товара.
«Жесткие» параметры представляют комплекс регламентируемых показателей. Они включают следующие характеристики:
«Мягкие» параметры
В настоящее время, когда
рынок заполнен множеством товаров,
у которых «жесткие» параметры
в значительной степени схожи, возрастает
роль «мягких» параметров, придающих
товарам своеобразие и
Экономические параметры связаны с затратами покупателя на приобретение и использование товара на протяжении всего периода эксплуатации (потребления). Сюда входят цена изделия, расходы на транспортировку, установку, обучение персонала, эксплуатацию, ремонт, техобслуживание, налоги, страховые взносы и т.д. Среди экономических параметров можно назвать также действующую систему скидок, условия поставок и платежей, сроки и условия гарантий и т.д.
Для сопоставления величины
различных показателей, характеризующих
конкурентоспособность товара на разных
стадиях его жизненного цикла, они
были разделены на две большие
группы: стоимостные (себестоимость, выручка,
инвестиции и др.) и качественные
(послепродажное обслуживание товара,
уровень известности, реклама и
др.). При этом по совокупности критериев
самый высокий уровень
Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. В настоящее время различают четыре уровня качества:
1) соответствие стандарту, т.е. нормативным требованиям;
2) соответствие использованию,
когда товар должен отвечать
не только требованиям
3) соответствие фактическим
требованиям рынка,
4) соответствие латентным
(скрытым, неочевидным)
Отождествлять такие
понятия, как «
Перечень значимых составляющих
конкурентоспособности и
Под конкурентоспособностью
следует понимать характеристику товара,
которая отражает его отличие
от товара-конкурента как по степени
соответствия конкретной потребности,
так и по затратам на ее удовлетворение.
Показатели, выражающие такое различие,
определяют конкурентоспособность
анализируемой продукции в
В настоящее время существует
большое количество классификаций
факторов конкурентоспособности
1. Классификация Гарбацевича [4, c. 55].
2. Классификация Трубилина [15, c. 104].
3. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова [16, c. 18]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:
Внешние факторы:
Внутренние факторы:
Существует также мнение, что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий [3, с.66].
Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки.
Практически по каждому анализируемому
товару должна быть своя методика оценки
конкурентоспособности, которая бы
учитывала особенности
Существует несколько методов расчета показателя конкурентоспособности товара. Однако прежде чем рассчитывать количественное значение показателя конкурентоспособности, необходимо провести ряд дополнительных исследований [3, c. 15].
На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации (энергоемкость, требуемая периодичность смазывания или замены деталей).
На второй — определяются цели оценки конкурентоспособности, которые зависят от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д. Перед тем как вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д.
На третьей — методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента. Если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности товара необходимо проводить для каждого сегмента отдельно. Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности. Известно несколько способов определения конкурентоспособности.
Первый способ. Критерием для вычисления конкурентоспособности техники считается цена потребления этого товара:
Цп = Цпр + Ип , (1)
где Цп – цена потребления; Цпр – цена приобретения новой техники; Ип – издержки у потребителя, связанные с использованием новой техники за весь нормативный срок ее службы.
Для покупателя все расходы делятся на две категории. Во-первых, постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.
По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.
С выработкой данного ресурса потребитель должен прекратить пользоваться изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.-е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного амортизационного списания [12, c. 150].
Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь, как этот товар проявит себя при эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность.
Информация о работе Маркетинговые исследования конкурентоспособности товара на рынке