Маркетинговые исследования конкурентоспособности товара на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение факторов конкурентоспособности товара, проблем ее обеспечения.
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущности таких понятий, как конкурентоспособность товара и конкурентоспособность фирмы;
2) определить параметры конкурентоспособности товаров, за счет чего возможно обеспечить товару преимущество перед товарами-аналогами и адаптировать его к потребностям покупателя;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА НА РЫНКЕ 5
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге 5
1.2 Параметры конкурентоспособности товара 10
1.3 Методология оценки конкурентоспособности товара 16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРА «THINK PAD» (LENOVO) 21
2.1 Краткое описание товара, его отличие от товаров-конкурентов 21
2.2 Разработка плана маркетинговых исследований………………….........24
2.3 Пути повышения конкурентоспособности товара………………..........35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентоспособности товара - копия.docx

— 182.33 Кб (Скачать файл)
  • анкета должна содержать обращение к покупателю, поясняющее цель проводимого исследования, пробуждающее интерес и желание ответить на поставленные вопросы;
  • при опросе потребителей следует проверить идею совершенствования товара, которая возникла у исследователя в процессе работы над курсовым проектом, предложив респондентам ранжировать вновь вводимые свойства (характеристики) товара в ряду характеристик и свойств соответствующего уровня;
  • форма вопросов должна предусматривать возможность ранжирования потребительских свойств и характеристик изделия (реальных и предлагаемых исследователем) по мере убывания значимости (от «1» – наиболее значимого до n – как самого не значительного свойства) и соответствии с ценностями опрашиваемого лица;
  • в анкете должны содержаться вопросы, позволяющие потребителю высказывать собственное мнение по поводу совершенствования изделия;
  • следует предусмотреть вопрос о предпочтительности источника информации о товаре (с целью использования этого источника в дальнейшем в качестве средства распространения рекламы);
  • в конце, как правило, приводятся слова благодарности лицам, принявшим участия в анкетировании.

Схема порядка проведения маркетингового исследования конкурентоспособности  товара представлена в прил. 2. Анкета для первичного сбора данных для  проведения исследования представлена в прил. 3.

   В настоящее время  на рынке имеются десятки портативных  ПК. Самые дорогие, высокопроизводительные  системы оснащаются микропроцессором  с тактовой частотой до 900 МГц,  накопителем на жестких магнитных  дисках (НЖМД) емкостью до 25 Гбайт,  оперативной памятью (ОП) большого  объема (достаточного для работы  с любыми графическими пакетами) и дисплеями с разрешением  SVGA, не уступающими хорошим мониторам  настольных систем.

   Исследуем конкурентоспособность  на примере модели ThinkPad T20 фирмы Lenovo и его конкурентов ПК фирм Toshiba, Dell, Hewlett-Packard, IBM. Этот ноутбук использует 700-МГц процессор Intel Pentium III SpeedStep. Он выполнен в спортивном стиле и для людей, предпочитающих деловые поездки, более удобен, чем предыдущие модели.

     Предпродажная  модель T20 с 700-МГц процессором показала лучший результат среди блокнотных ПК по тестам PC WorldBench 2000 - 138 баллов, что выше среднего показателя для ноутбуков с процессором РIII-650. Подобно предыдущим процессорам новый кристалл также может снижать частоту (до 550 МГц) для экономии заряда аккумулятора. В тестах при включенном режиме SpeedStep ноутбук проработал от батарей 3ч 21мин.

   Наш образец также  имеет вместительный 12-Гбайт жесткий  диск, 128 Мбайт оперативной памяти  и прекрасный 14-дюймовый ЖК-экран.  Модель Т20 дороже многих систем, но предлагает богатые дополнительные возможности,  «упакованные» в один корпус весом 2,6 кг.

 

 

Таблица 2.1 - Параметры моделей

Стандартные характеристики

             Модели компьютеров NoteBook

Toshiba           T20                Dell                HP              Lenovo

1. Цена, $

4099

3699

4238

4199

4408

2. Процессор

PIII-500

PIII-650

PIII-650

PIII-650

PIII-650

3. Частота, МГц

500

700

650

650

650

4. Время работы, ч

3.8

3.4

5

3.8

2.60

5. Размер ОП, Мб

128

128

128

128

128

6.Емкость НЖМД, Гб

12

12

25

18

12

7. Толщина, см

3.8

3.4

5

2.5

2.2

8. Вес, кг

2.8

2.6

4.7

3.4

3.2

9. Экран, дюйм

14.1

14

15

14.1

13.3

10. PC WorldBench

227

138

264

266

269

11. DVD

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть


Источник: [составлено автором]

Таблица 2.2 - Количественная характеристика процессоров

Тип процессора

P500

P650

P700

Оценка

1

2

3


Источник: [составлено автором]

Описанные ниже элеметы и характеристики компьютера оказывают непосредственное влияние на его стоимость, так как есть «машины» за 17000 руб., а есть за 120000 и выше:

- размеры монитора (или  дисплея ноутбука);

- количество процессоров или ядер;

- наличие web-камеры (есть  или нет; это для ноутбука);

- дизайн, вес, материал  корпуса (в том числе и цвет);

- качество аккумуляторной  батареи (для ноутбука);

- количество USB-портов;

- емкость винчестера (HDD);

 - наличие блютуз-портов (беспроводной порт, такой же как инфра-красный, только с другой технологией подключения);

- характеристики CD-Rom (обычный, скоростной; пишущий DVD, комбинированный, непишущий и т.д.);

- характеристики материнской  платы и составных блоков, устана-вливаемых  на нее (материнские платы разных  производителей могут отличаться, например, количеством слотов, годом выпуска, качеством устанавливаемых деталей и т.д.).

 

Таблица. 2.3 - Частные параметрические индексы нашей модели

Стандартные характеристики

Значимость аi, в долях

Модель  Т20

Идеальн. модель

Частный пар. индекс Pi,%

2. Процессор

   0.25

3    

3

100

3. Частота, МГц

   0.05

700

700

100

4. Время работы, ч

   0.09

3.3

5

68

5. Размер ОП, Мб

   0.20

128

128

100

6.Емкость НЖМД, Гб

   0.07

12

25

48

7. Толщина, см

   0.05

3.4 

2.2

65

8. Вес, кг

   0.05

2.6

2.6

100

9. Экран, дюйм

   0.20

14

15

94

10.PC WorldBench

   0.01

138   

269

51

11.DVD

   0.03

1

1

100


Источник: [составлено автором]

Рис. 2.1 Соотношения значимостей технических параметров

Источник: [составлено автором]

Из рис. 2.1  видно, что наиболее значимыми техническими параметрами являются тип процессора (0,25), размер ОП (0,20) и размер жидкокристаллического экрана (0,20). Их вклад в значение конкурентоспособности равен 65%.    

 

Таблица 2.4 - Частные параметрические индексы моделей конкурентов

 

Стан.х-ки

аi

Toshiba

Pi

  IBM

Pi

     Dell

Pi

      HP

Pi

Ид. мод

2.

0.25

1

33

2

67

2

67

2

67

3

3.

0.05

500

71

650

93

650

93

650

93

700

4.

0.09

3.8

76

2.6

52

5

100

3.9

78

5

5.

0.20

128

100

128

100

128

100

128   

100

128

6.

0.07

12

48

12

48

25

100

18

72

25

7.

0.05

3.8

58

2.2

100

5

44

2.5

88

2.2

8.

0.05

2.8 

93

3.2 

100

4.7  

55

3.4   

76

2.6

9.

0.20

14.1 

94

13.3 

89

15

100

14.1  

94

15

10.

0.01

227 

84

269

100

264

98

        266  

99

269

11.

0.03

1    

100

1   

100

         1

100

100

1


Источник: [составлено автором]

Сводный параметрический  индекс для модели Т20 из результатов  табл. 2.3:

Утп = aipi = 90,04  (8)

Аналогично находим сводный  параметрический индекс для моделей конкурентов (табл. 2.4)

В результате полученных групповых  показателей по техническим параметрам наша модель компьютеров наиболее конкурентоспособная, то есть в целом наша модель компьютеров полнее удовлетворяет запросы потребителя, чем все остальные модели компьютеров. Так как групповой показатель характеризует степень соответствия исследуемого изделия соответствующим потребностям по всем техническим параметрам (для данного случая: быстродействие, объем памяти, качество обслуживания).

 А из полученных  расчетов по экономическим параметрам  видно, что первая модель компьютеров  более конкурентоспособная по  экономическим параметрам из  всех остальных моделей компьютеров,  так как имеет самый маленький  групповой показатель, который у  первой модели равен 0,629. А это  значит, что покупатель будет  с большей охотой покупать  первую модель компьютеров, чем  все остальные. Но так как  срок морального старения у  компьютеров очень маленький, то выгоднее покупать нашу модель. Хоть она и дороже, но по техническим параметрам она вполне конкурентоспособная.

 Из расчетов интегрального  показателя конкурентоспособности  видно, что первая и вторая  модели компьютеров уступают  образцу по конкурентоспособности  в целом, так как у них  интегральный показатель меньше единицы. А наша модель превосходит конкурентов по конкурентоспособности в целом, потому что у нее интегральный показатель больше единицы и равен 1,147. Это говорит о том, что для российских покупателей выгоднее покупать нашу модель, так как она по техническим параметрам не уступает образцу, а ее стоимость гораздо меньше (табл 2.5-2.8).

 

Расчет цены безразличия  для данного товара.

При расчете цены безразличия  предварительно определяется приведенные  индексы Yпр.тпi путем сравнения сводных параметрических индексов по товарам конкурентов Yтп.кi и товару данной фирмы Yтп.кi:

Yпр.тпi=Yтп.кi/Yтп.н100 (9)

Определение цены безразличия  включает:

А) определение различия в приведенных параметрических  индексах::

ΔYпр.тпi=(100-Yпр.тпi)/Yпр.тпi  (10)

Б) определение цены товара данной фирмы Цн в условиях независимости покупательского предпочтения от цены и параметров конкурирующих моделей:

Цнкi(100+ΔYпр.тпi)/100,  (11)

Цкi - цена модели конкурентов.

Определение превышения цены товара данной фирмы над ценами моделей  конкурентов:

А) обоснованное превышение цены за различие в параметрах:

ΔЦобосн.iкi(Yпр.тн.н-Yпр.тп.i)/Yпр.тп.i; (12)

Б) необоснованное повышение  цены:

ΔЦнеобоснi=(Цнкi)-ΔЦобоснi  (13)

 

Таблица 2.5. - Результаты расчета сводного параметрического и приведенного индексов

 

Индекс

Модели

 

T20

Toshiba

IBM

DELL

HP

Сводный параметрический

90,04

72,19

81,24

86,33

84,45

Приведенный

100

80

90

96

94


Источник: [составлено автором]

 

 

Таблица - 2.6. Результаты оценки надбавки к цене.

Характеристики

Toshiba

$4099

IBM

$4408

DELL

$4238

HP

$4199

Превышение цены на модель данной фирмы над моделями конкурентов

ΔЦ=Ц - Цк

 

-400

 

-709

 

-539

 

-500

Обоснованная надбавка к  цене за различие в параметрах

 

1025

 

485

 

170

 

252

Необоснованная надбавка к цене

 

-1425

 

-1194

 

-709

 

-752


Источник: [составлено автором]

 

Таблица 2.7 - Результаты определения цены безразличия

Характеристики

Toshiba

IBM

DELL

HP

Различие в оценках  параметров модели данной фирмы и  моделей конкурентов, %

 

25

 

11

 

4

 

6

Цена безразличия, усл. ед.

4109

4413

4240

4202


Источник: [составлено автором]

 

Таблица 2.8 - Результаты оценки конкурентоспособности.

               Характеристики     

Toshiba      IBM          DELL           HP

Комплексный показатель

Yтп = Yтп /Yтп к

1.25

1.1

1.04

1.07

Комплексный показатель Yэп = Ц /Цк

0.9

0.84

0.87

0.88

Конкурентоспособность K = Yтп / Yэп

1.4

1.3

1.2

1.22

Информация о работе Маркетинговые исследования конкурентоспособности товара на рынке