Маркетинговые исследования конкурентоспособности товара на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение факторов конкурентоспособности товара, проблем ее обеспечения.
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущности таких понятий, как конкурентоспособность товара и конкурентоспособность фирмы;
2) определить параметры конкурентоспособности товаров, за счет чего возможно обеспечить товару преимущество перед товарами-аналогами и адаптировать его к потребностям покупателя;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА НА РЫНКЕ 5
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге 5
1.2 Параметры конкурентоспособности товара 10
1.3 Методология оценки конкурентоспособности товара 16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРА «THINK PAD» (LENOVO) 21
2.1 Краткое описание товара, его отличие от товаров-конкурентов 21
2.2 Разработка плана маркетинговых исследований………………….........24
2.3 Пути повышения конкурентоспособности товара………………..........35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентоспособности товара - копия.docx

— 182.33 Кб (Скачать файл)

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова  по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид.

Технические параметры при  таком методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и цене потребления).

Второй способ. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: цена реализации товара и уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным считается тот товар, у которого цена минимальная, а уровень качества более высокий по сравнению с товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным  принимается тот, у которого ниже цена реализации.

Третий способ. Основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.

Вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого  и базового образца (товара) по формуле:

КП = Кпэ ∙КПт ∙ КПн, (2)

где КП – комплексный  показатель уровня качества товара; Кпэ – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня; КПт – комплексный показатель технического уровня; КПн – комплексный показатель надежности.

Далее исчисляются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

ПКi = КП / Цi; ПКб = КПб / Цб  (3)

где ПКi ПКб – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона; КП, КПб – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона; Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.

Если ПКi > ПКб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если ПКi < ПКб – менее конкурентоспособным; ПКi = ПКб – конкурентоспособность одинакова.

Наиболее наглядное представление  дает относительный показатель конкурентоспособности (ОПк):

ОПк = ПКi / ПКб, (4)

Если ОПк > 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.

Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации.

Четвертый способ. Уровень конкурентоспособности определяется из сопоставления как технических, так и экономических параметров. Из технических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе выявляются сводные параметрические индексы (IТП) по каждому сравниваемому изделию:

IТП = ∑ Ii ∙ аi, (5)

где Ii – индивидуальный индекс i-го технического параметра, аi – вес i-го параметра.

Создание весовой базы технических параметров – наиболее ответственная и сложная часть  всего анализа конкурентоспособности. Основным источником данных для построения весовой базы служат рыночные исследования – спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом товаров, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей.

Сопоставление сводных технических  параметров по каждому изделию дает возможность определить наиболее предпочтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособным считается то изделие, у которого значение IТП – максимальное [8, c. 12].

Сводный индекс по экономическим  параметрам (Iэп) находится из выражения:

Iэп = ЦПi / ЦПб, (6)

где ЦПi, ЦПб – цена потребления соответственно сравниваемого и базового образцов.

Если Iэп < 1, то сравниваемый образец более конкурентоспособный по сравнению с базовым по экономическим параметрам, Iэп > 1 – наоборот; Iэп = 1 – изделия равнозначны.

Для определения уровня конкурентоспособности  как по техническим, так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):

Ки = Iтп / Iэп, (7)

где Iтп – сводный индекс по техническим параметрам; Iэп – сводный индекс по экономическим параметрам.

Данный метод более  предпочтительный по сравнению с  предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.

Таким образом, существуют несколько  методов расчета показателей  конкурентоспособности, и, используя  данные методы, можно провести комплексный  анализ конкурентоспособности товара компании.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРА «THINK PAD» (LENOVO)

    1. Краткое описание товара, его отличие от товаров-конкурентов

 

Конкурентоспособность товаров – способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническими уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, установленными продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса.

ThinkPad — линейка ноутбуков  (портативных компьютеров), выпускавшаяся  корпорацией IBM вплоть до 2005 года. В настоящее время подразделение  ThinkPad входит в состав корпорации Lenovo, выкупившей соответствующее  подразделение IBM. Разработка производится  в г. Токио, Япония. Лауреаты  многочисленных наград, ноутбуки IBM считаются наиболее надёжными бизнес-ноутбуками.

Отличительные черты ThinkPad.

 Традиционно чёрные, ноутбуки  линейки ThinkPad располагаются в  корпусе, выполненном из магния  или армированного пластика. IBM ввел  большое количество новшеств  на Thinkpad, такие например, как:

1. ThinkLight — это подсветка клавиатуры, производимая Lenovo и установленная на большинстве ноутбуков семейства ThinkPad. Находится сверху экрана и включается нажатием Fn + PgUp (угловыми кнопками клавиатуры).

2. ThinkVantage Technologies (фирменное наименование) — программно-аппаратный комплекс, повышающий надёжность и безопасность использования ноутбука. В него входит сенсор движения, позволяющий оперативно отключать жёсткие диски при резком движении ноутбука (например, при падении его со стола). Также ноутбуки новейших серий (2006) снабжены устройством считывания отпечатка пальцев, что повышает сохранность данных, позволяя обходиться без алфавитно-цифрового пароля.

3. Active Protection System — акселерометр, который определяет, что компьютер падает и ненадолго останавливает жесткий диск, для того, чтобы предотвратить уничтожение данных.

4. Специальные дренажные отверстия, позволяющие преодолеть разлив жидкости на клавиатуру.

5. Ряд моделей оснащёны сенсорным поворачивающимся на 180° экраном.

IBM запустила линию ноутбуков  ThinkPad в 1992 году. Название «ThinkPad»  имеет корни в истории компании IBM и её культуре. Томас Дж. Уотсон-старший,  придумал слоган, который компания IBM использовала в 1920-х годов  — «THINK!». На протяжении нескольких  десятилетий IBM предоставляла своим  клиентам и сотрудникам небольшие  блокноты с написанным на ним  словом «Think». Название ThinkPad было предложено сотрудником IBM Денни Уэйнрайтом, который всегда носил свой блокнот (notepad) в кармане.

 Первые три модели ThinkPad — 700, 700C, и 700T,были выпущены в октябре 1992 года. На модели 700C был 25 МГц 486SLC процессор, имелось 120 Мб на жестком диске, впервые в истории был выпушен 10,4 дюймовый цветной ЖК-дисплей. Его размеры были 2.2 дюйма (56 мм) × 11,7 дюймов (300 мм) × 8.3 дюйма (210 мм), а вес — 6,5 фунта (2,9 кг). Стоимость ноутбука составила $ 4350. Ярко-красный TrackPoint, своего рода мини-джойстик встроенный в клавиатуру, позволял использовать ноутбук во времена авиаперелетов — так как на столике в самолете нельзя было использовать мышь. Использование TrackPoint (небольшого рельефного резинового джойстика, расположенного чуть ниже клавиш «G» и «H», но выше клавиши «B»), в сочетании с дополнительными клавишами, расположенным над touchpad, дублирующими кнопки «мыши», позволяет не перемещать руки с клавиатуры для манипуляций курсором. Такая компоновка клавиатуры, примененная в ноутбуках линейки ThinkPad, считается одной из наиболее эргономичных. В силу этого, а так же благодаря высочайшему качеству изготовления Lenovo, ноутбуки ThinkPad нередко предпочитаются профессионалам: программистами (в частности, их закупают корпорации Google, Intel, IBM, литераторами и журналистами).

 Название новой серии  столкнулось с внутренними разногласиями  комитета IBM по номенклатуре продукции,  так как система номенклатуры  для компьютеров IBM была тогда  численной; но все же было  принято решение оставить название. Первые ноутбуки Thinkpad были очень  успешными, и вскоре собрали  более 300 наград за дизайн и  качество.

ThinkPad высоко ценились  за их исключительное качество  сборки, надежность системы, услуги  и дизайн, на протяжении полутора  десятилетий присутствия бренда  на потребительском рынке. Оригинальный  дизайн был итогом сотрудничества  между Томом Харди, главой департамента  дизайна IBM, итальянского дизайнера  Ричарда Сапера (который стал  известным благодаря дизайну  таких продуктов как лампы  Tizio для Artemide, офисные кресла для  Knoll, кухонная утварь для Alessi и  шариковых ручек для Lamy) и Казухико  Ямадзаки, ведущий дизайнера ноутбуков  в Центре дизайна IBM Ямато, в  Японии. Характерный «угловатый»  дизайн ноутбуков был разработан  в исследовательском центре в  Японии. Традиционно, откидной дисплей  удерживается прочными цельнометаллическими  скобами, при этом сам он  снабжён дополнительными «рёбрами  жёсткости», которые при закрытии  крышки фиксируют дисплей, не  давая ему прогибаться под  внешним давлением. Внешний вид ноутбуков напоминает традиционную японскую деревянную шкатулку «бэнто», используемую японцами для транспортировки нежных продуктов питания, таких как суши и сашими.

 Раскладная клавиатура (TrackWrite), которая появилась в ThinkPad 701, была широко признана шедевром  дизайна и является экспонатом Музея Современного Искусства в Нью-Йорке. Для ThinkPad 760 серии был также создан необычный дизайн клавиатуры; клавиатуру можно было перемещать под различными углами по отношении к экрану для достижения наиболее выгодного положения.

 В 2005 году бренд  ThinkPad был куплен китайским производителем  ноутбуков Lenovo. Сделка была рассчитана  на 5 лет, в течение которых  IBM обязалась помогать с разработкой  и поддержкой бренда; также, до 2010 года на ноутбуках размещался  логотип IBM. И только начиная  с 2011 года он был заменен  на логотип компании Lenovo.

2.2 Разработка  плана маркетинговых исследований

 

Что важно при принятии решения о выпуске товара –  насколько он будет конкурентоспособен. Россия может выпускать разнообразные  товары, но все они не будут конкурентоспособны по сравнению с импортными аналогами. На мой взгляд, оценка конкурентоспособности  товара один из важных пунктов в  курсовом проекте.

Конкурентоспособность продукции  – это комплекс потребительских  и стоимостных характеристик  товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению  с аналогичными товарами других производителей, то есть это способность товара быть востребованным на рынке.

Для наибольшей привлекательности  он должен обладать набором определенных характеристик. Выбор наиболее важных параметров предполагает определение  системы показателей, которые могут  соответствовать тому или иному  параметру.

Расчёт показателя конкурентоспособности  товара проводится на основе предварительного построенного «дерева целей» потребительских  свойств товара, которое представляет собой иерархическую модель, состоящую  из целей (общих свойств товара) и  подцелей (отдельных характеристик  этих свойств).

На первом уровне «дерева  целей» указываются свойства товара, а в качестве элементарных «целей»  выступают отдельные характеристики товара.

Исследование товара включает следующие этапы:

  1. отбор источников информации;
  2. сбор информации;
  3. анализ информации;
  4. оценка результатов исследований.

Самое распространённое орудие исследования при сборе первичных  данных – анкета. При ее составлении  следует учесть ряд требований:

Информация о работе Маркетинговые исследования конкурентоспособности товара на рынке