Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 00:04, дипломная работа
Целью написания данной работы является анализ процесса маркетингового исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы "Астра-Тур", осуществляющей деятельность по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта, как въездного, так и выездного туризма, с постоянным учетом состояния рынка и основываясь на точном знании нужд и потребностей потенциальных потребителей туристского продукта, их оценке и учете возможных изменений в будущем.
Введение…………………………………………………………………………3
I. Содержание и направление маркетинговых исследований потребителей туристского продукта…………………………………………………………...7
1.1 Специфика и комплексный характер туристского маркетинга…………..7
1.2 Общая характеристика потребителей туристского продукта…………...17
1.3 Виды и цели маркетинговых исследований потребителей туристского продукта…………………………………………………………………………21
II. Маркетинговые исследования потребителей туристского рынка на примере турфирмы "Астра-Тур"………………………………………………28
2.1 Характеристика предприятия "Астра-Тур"……………………………….28
2.2 Источники и методы сбора информации………………………………….49
2.3 Анализ маркетинговых исследований потребителей
туристского продукта предприятия "Астра-Тур"…………………………….62
III. Мероприятия по совершенствованию туристических услуг потребителям туристского продукта на примере турфирмы "Астра-Тур"………………….71
3.1 Рекомендации по повышению эффективности туристических услуг…..71
3.2 Внедрение рекомендаций в компании ООО «Астра-Тур»………………75
Заключение……………………………………………………………………...79
Список литературы……………………………………………………………..82
Приложения……………………………………………………………………..85
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. Содержание и направление
маркетинговых исследований потребителей
туристского продукта…………………………………………………………
1.1 Специфика
и комплексный характер
1.2 Общая характеристика потребите
1.3 Виды и цели маркетинговых
исследований потребителей
II. Маркетинговые исследования
потребителей туристского рынка на примере
турфирмы "Астра-Тур"………………………………………………
2.1 Характеристика предприятия "Астра-Тур"……………………………….28
2.2 Источники
и методы сбора информации……………
2.3 Анализ маркетинговых исследований потребителей
туристского продукта предприятия "Астра-Тур"…………………………….62
III. Мероприятия по совершенствованию туристических услуг потребителям туристского продукта на примере турфирмы "Астра-Тур"………………….71
3.1 Рекомендации по повышению
эффективности туристических
3.2 Внедрение рекомендаций в компании ООО «Астра-Тур»………………75
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Согласно данным ВТО, в последние двадцать лет среднегодовые темпы роста иностранного туризма составили 5,1%, а среднегодовые темпы роста валютных поступлений от международного туризма -14 %; Многие высокоразвитые страны, такие как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. В западных странах туризм признается доходной отраслью хозяйства, находящей поддержку государства.
В России туризм
пока не воспринимается полноправным
сегментом экономики и
В условиях быстроразвивающегося рынка туризма России важную роль играют маркетинговые мероприятия: исследования, стратегия и планирование. В туризме (как в России, так и на европейских рынках) маркетингу уделяется недостаточно внимания, так как предприниматели в основном сориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения вещей является и тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могли без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Экстенсивный рост спроса на туруслуги в России, обусловленный огромным количественным потенциалом, высоким уровнем образования населения, готовностью расходовать деньги на отдых и традиционной щедростью русских туристов во время отдыха в недалеком прошлом не являлись стимулами в активизации маркетинговой деятельности предприятий туризма.
Вместе с тем индивидуализация потребительского спроса, использование как массово-стандартизованного, так и дифференцированного предложения туристских товаров и услуг, концентрация капитала и технологические процессы в индустрии туризма обусловливают необходимость усиления внимания к проблемам маркетинговых исследований, стратегий и планирования. В России такая практика начала развиваться в канун XXI века, особенно в наиболее развитых географических районах, например в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.
Однако в отличие от маркетинга многих товаров массового потребления маркетинг в туризме имеет свои специфические особенности, возникающие прежде всего из-за специфического характера туристских услуг.
Актуальность маркетинговых исследований обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в сфере туризма. Актуальность определена также стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются интернационализация, интеграция и регионализация в такой же мере, как и динамичные изменения туристского спроса и предложения. В этих условиях современного рынка туризма роль и место маркетинга непрерывно возрастают. Требуется глубокое изучение маркетинговых мероприятий и особенностей их использования российскими турпредприятиями.
Актуальной
для успешного ведения туристич
Таким образом, маркетинговые исследования исследование представляет собой процесс, состоящий из нескольких этапов:
- четкое определение проблемы и постановка целей исследования;
- разработка
плана сбора информации с
- сбор информации;
- анализ собранной информации;
- представление
отчета основных результатов,
которые дают возможность
- контроль использования
или применения конкретного
Целью написания данной работы является анализ процесса маркетингового исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы "Астра-Тур", осуществляющей деятельность по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта, как въездного, так и выездного туризма, с постоянным учетом состояния рынка и основываясь на точном знании нужд и потребностей потенциальных потребителей туристского продукта, их оценке и учете возможных изменений в будущем.
Объектом исследования является деятельность туристической компании «Астра Тур»
Предметом исследования является методы маркетингового анализа на предприятии.
В задачи работы входит:
1. Осуществить
краткий обзор потребителей
2. Обозначить цели, задачи и методы маркетинговых исследований потребителей.
туристского продукта.
3. Провести маркетинговое исследование потребителей турпродукта для фирмы "Астра-Тур"
4. Составить
план мероприятий по
Теоретической базой данной работы послужили учебная и специальная литература справочная информация из периодической печати. В качестве практической основы использована документация туристической фирмы "Астра-Тур".
I. Содержание и направление маркетинговых исследований потребителей туристского продукта
Маркетинг - это деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Существует множество определений маркетинга как процесса направления потока товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю. Маркетинг - это более широкое понятие, чем деятельность по продаже и рекламе. Деятельность по продаже и рекламе - лишь некоторый аспект маркетинга. Маркетинг - целевая, стратегическая и управляемая деятельность, проходящая через все этапы - от разработки товара, его продвижения на рынке до продажи и послепродажного обслуживания. Маркетинг представляет собой полный процесс движения продуктов и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг в любой организации - это управленческая деятельность по планированию и выполнению принятых решений, связанных с производством и продажей определенных товаров и услуг с целью удовлетворения нужд определенной группы людей, поставивших перед собой конкретную цель. Маркетинг является стандартом жизни общества1.
Маркетинг играет важную роль в деятельности всех организаций, будь то некоммерческие учебные заведения, курорты или производители туристских товаров и услуг с целью извлечения собственной прибыли. Суть маркетинга состоит в предоставлении в нужное время и в нужном месте необходимого товара или услуги по необходимой цене.
Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку продукта, ценообразование, методы распространения продукта, стимулирование сбыта и продвижение товаров и услуг.
Необходимость в проведении мероприятий по маркетингу определяется:
- существованием свободной конкуренции между организациями;
- возможностью
для покупателей выбора
- хорошей информированностью
потребителей относительно
- целями организации, которые могут быть выражены в измеримых выражениях.
Маркетинг возникает и существует как ответная реакция организации в условиях свободной рыночной конкуренции при наличии относительной свободы выбора для покупателей.
Маркетинговая деятельность направлена на:
1) маркетинговый
анализ и планирование с
2) производство
товаров или предоставление
3) координацию деятельности организации по достижению наиболее выгодной позиции на рынке;
4) определение
путей контроля по ведению
бизнеса в соответствии с
Итак, маркетинг - это стратегическая философия фирмы, устанавливающая, какие товары и услуги и для какой группы потребителей должны быть произведены. Маркетинг определяет цели и оценивает их достижение, координируя таким образом деятельность предприятия. Маркетинг устанавливает дисциплину внутри организации через постановку целей и проведение контроля по обеспечению ее эффективного функционирования.2
Важнейшей задачей управления маркетингом является воздействие на уровень, время и характер спроса на одном или нескольких целевых рынках предприятия. Наиболее эффективное управление спросом требует от организации ориентации на потребителя и систематического применения технологий и инструментов маркетинга.
Маркетинг в туризме - это деятельность по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразованию.
Эта деятельность помогает продвигать товары или услуги от производителя к потребителю с целью получения максимальной прибыли при наиболее эффективном удовлетворении потребностей целевой группы туристов.
Специфический характер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта (в сравнении с другими потребительскими товарами и услугами), а также особенностью потребителей и производителей туристских товаров и услуг.
Туристский продукт - это совокупность вещественных (физических товаров) и невещественных (в форме услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия. Турпродукт состоит из трех частей: тура (туристская поездка по определенному маршруту); туристско-экскурсионных услуг (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные программы и другие услуги на маршруте, относящиеся к цели путешествия) и товаров - предметов потребления.
Туристские услуги имеют 7 отличительных характеристик3:
1. Неспособность
к хранению. Места в отеле или
на самолете в случае
2. Неосязаемость
услуг. Для оценки турпродукта
нет мерных величин:
3. Подверженность
сезонным колебаниям. Маркетинговые
мероприятия турфирмы будут
4. Значительная
статичность, привязанность к
определенному месту (турбазе,
аэропорту, так как их
5. Несовпадение
во времени факта продажи
Информация о работе Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта