Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 00:04, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является анализ процесса маркетингового исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы "Астра-Тур", осуществляющей деятельность по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта, как въездного, так и выездного туризма, с постоянным учетом состояния рынка и основываясь на точном знании нужд и потребностей потенциальных потребителей туристского продукта, их оценке и учете возможных изменений в будущем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I. Содержание и направление маркетинговых исследований потребителей туристского продукта…………………………………………………………...7
1.1 Специфика и комплексный характер туристского маркетинга…………..7
1.2 Общая характеристика потребителей туристского продукта…………...17
1.3 Виды и цели маркетинговых исследований потребителей туристского продукта…………………………………………………………………………21
II. Маркетинговые исследования потребителей туристского рынка на примере турфирмы "Астра-Тур"………………………………………………28
2.1 Характеристика предприятия "Астра-Тур"……………………………….28
2.2 Источники и методы сбора информации………………………………….49
2.3 Анализ маркетинговых исследований потребителей
туристского продукта предприятия "Астра-Тур"…………………………….62
III. Мероприятия по совершенствованию туристических услуг потребителям туристского продукта на примере турфирмы "Астра-Тур"………………….71
3.1 Рекомендации по повышению эффективности туристических услуг…..71
3.2 Внедрение рекомендаций в компании ООО «Астра-Тур»………………75
Заключение……………………………………………………………………...79
Список литературы……………………………………………………………..82
Приложения……………………………………………………………………..85

Файлы: 1 файл

Дипломная_работа.doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

6. Территориальная  разобщенность потребителя и  производителя на туристском  рынке. Важны мероприятия по  информированию и рекламе на  более широком (международном)  уровне.

7. Покупатель  преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.

Свои специфические  особенности имеют также производители  и потребители туристских услуг. Спрос на туруслуги отличается значительной эластичностью в зависимости  от конъюнктуры, дохода, уровня образования, рекламы, цены. Оценка качества туруслуг достаточно субъективна: большое влияние на оценку потребителя оказывают внешние факторы или лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (местные жители, другие отдыхающие, участники тургруппы, члены семьи).4

Туристский  маркетинг адресован не только "конечным потребителям" - туристам, но и промежуточным  инстанциям - турагентствам, партнерам, общественным туристским объединениям, государственным органам по регулированию  туризма.

К особенностям производителей туруслуг можно отнести такие отличительные свойства, как взаимодополняемость, взаимодействие друг с другом. Эта связь особенно видима в долгосрочной перспективе, отражающей композитный характер турпродукта: рентабельность транспортных компаний зависит от загрузки и качества средств размещения, а их выживаемость на рынке определяется качеством достопримечательностей и степенью посещаемости данного направления.

В коротком периоде  в разработке своих маркетинговых  программ различные поставщики туруслуг не учитывают интересы друг друга. Практика показывает преобладание в разработке маркетинговых стратегий именно такой краткосрочной ориентации.

Производители в туризме - это значительное количество независимых и различных по профилю  и специализации турпредприятий (туроператор, турагентство, гостиница, ресторан, турбюро) с различными целями5.

Здесь различают  несколько уровней маркетинга: предприятий, общественных организаций и государственных  органов. Туризм - сложная система, симбиоз  экономики, политики, социологии, экологии и культуры, поэтому для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций сферы туризма.

Составными  элементами общей системы маркетинга в туристской области выступают: государство, местные органы власти, национальные и местные (региональные) туристские организации и предприятия.

Западный опыт работы показывает, что совместные усилия частных фирм и официальных  правительственных турорганизаций в продвижении туристской индустрии дают наибольший, эффект.

Между различными уровнями маркетинга существует тесная связь: государство, местные органы и ассоциации берут данные о рынке, в том числе и из информации, поступающей от предприятий, а предприятия, в свою очередь, основывают свои маркетинговые концепции на национальных и местных концепциях туризма. Маркетинговые разработки государства являются не директивой, а рекомендацией, ориентиром для предприятия.

На долю национальных организаций и региональных уровней  приходятся следующие функции:

- проведение  маркетинговых исследований на  национальном уровне;

- разработка  маркетинговых концепций с рекомендациями  по их реализации для предприятий;

- правовая и  инвестиционная поддержка развития  туристской инфраструктуры;

- консультационные услуги по вопросам реализации маркетинговой концепции;

- помощь в  проведении мероприятий по связям  с общественностью и в области  рекламы (выставки и ярмарки,  проспекты);

- создание положительного  имиджа страны, продвижение страны  как привлекательного туристского направления для иностранных туристов.6

Государственный орган - Министерство Российской Федерации  по физической культуре, спорту и туризму  по своему положению должно на национальном уровне осуществлять проведение маркетинговых  исследований, заниматься сбором статистических данных по туризму, рекламой и продвижением российского турпродукта на мировом рынке (для этого созданы загранпредставительства за рубежом). Учитывая важность увеличения поступлений от туризма, а также роль, которую играют в этом российские регионы, Минспорт России в целях продвижения российского турпродукта предоставляет региональным представительствам по туризму бесплатные места на стендах международных выставок в Лондоне, Берлине и Москве.

Региональные  представительства Минспорт России и местные комитеты по туризму призваны представлять интересы и развивать туризм в своих регионах. Не только традиционные маршруты - Москва и Санкт-Петербург, но и многочисленные регионы имеют что предложить российским и иностранным туристам. Однако, обладая большим туристским потенциалом, большинство регионов имеет слабо развитую инфраструктуру туризма, так как отсутствует правовая и финансовая поддержка. Туризм - прибыльная отрасль, поэтому необходимы создание в регионах представительств и комитетов по туризму, привлечение финансовых средств для инвестирования развития инфраструктуры, представление региона на национальном и мировом рынке.7

Примером успешной работы комитета по туризму можно  считать деятельность комитета по туризму, курортам и международным связям при администрации Тверской области. Для улучшения ситуации с гостиничной инфраструктурой комитет договорился с 20 небольшими турфирмами Германии о спонсировании строительства малой гостиницы "Оснабрюк", которая стала работать почти со 100 % загрузкой и вскоре смогла себя окупить. В перспективе администрация области планирует построить несколько подобных отелей. Развитию туризма в регионе способствует разветвленная сеть автомобильных дорог и современный аэропорт для обслуживания внутренних и, возможно, международных рейсов. Кроме того, значительное внимание в области уделяется подготовке кадров для туриндустрии. Приоритетными направлениями туризма являются экологический, лечебный, паломнический, отдых на реках и озерах, а также зимние виды туризма.

По российскому  законодательству комитеты по туризму  не имеют права зарабатывать средства на поддержание и развитие туризма  в регионах, поэтому они выступают  за внесение изменений в закон  о туризме, чтобы иметь возможность  получать средства для рекламы, участия в выставках и для других целей.8

Туристские  предприятия занимаются разработкой  нового продукта, программ туров, ценообразованием, улучшением качества продукта, а также  разработками в сфере сбыта турпродукта  и реализацией национальных и  местных концепций маркетинга.

Конкретную  роль поддержки и развития туризма  на государственном и международном  уровнях играет государство.9 Опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Разработанные в ряде стран государственные программы стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций в туризм, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.

Примером такой  страны может служить Турция, дающая льготы местным и иностранным  инвесторам, туроператорам. Благодаря финансовой поддержке государства и местных властей туристская отрасль Турции находится на подъеме.

В России же налицо отсутствие необходимой налоговой  поддержки туризма со стороны  как федеральных, так и местных  властей. Становление рыночных отношений в России, открытие рынка для зарубежных фирм - все это привело к кардинальному изменению соотношений экспортно-импортных операций в системе международного туризма. Россия превратилась в страну преимущественно выездного туризма. Сокращение объемов внутреннего туризма и переориентация на выездной туризм уменьшают доходы как российских производителей туруслуг, так и местного и государственного бюджетов.10

В сложившихся  условиях необходимо стимулирование развития внутреннего туризма путем повышения  качества сервиса и конкурентоспособного ценообразования, так как большой спрос жителей России на отдых за рубежом обусловлен предложением более качественного сервиса за умеренные цены.

Для повышения  качества важно искать пути инвестирования для развития материально-технической базы отечественного туризма. Нынешнее состояние отечественных предприятий тур-бизнеса свидетельствует о том, что сами они не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию.

В целях развития выгодного для государственного бюджета въездного туризма требуются правовая поддержка, проведение мероприятий по созданию положительного имиджа страны и продвижению России как привлекательного для иностранных туристов туристского региона

 

    1.  Общая характеристика потребителей туристского продукта

 

Понятие «турист», применительно к российским условиям в полном виде, выглядит следующим  образом:

Турист - потребитель  тура, туристского продукта или туристских услуг; временный посетитель местности, населенного пункта, территории или  страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 12 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного, источника. Адекватно указанным выше определениям выделим участииков туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.

Международный (иностранный) турист. Лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся  за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью

Международными  туристами считаются лица, путешествующие:

-с целью отдыха, лечения, посещения родственников  и т. д.

-с целью участия  в семинарах, конгрессах (научных,  дипломатических, религиозных, административных, атлетических и т. д.)

-с деловыми  целями

-в морском  круизе, даже если они остаются  на судне менее 24 ч.

К категории  международных туристов не относятся  и не учитываются в статистике туризма:

-иностранные  рабочие

-мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих

-лица, следующие  в целях обучения сроком более  шести месяцев

-военнослужащие, их иждивенцы и члены семей,  за исключением следования в  целях туризма

-работники дипломатических  служб, а также иждивенцы, члены  семей, прислуга работников дипломатических служб

-кочевники и  беженцы, вынужденные переселенцы

регулярно мигрирующие  в целях поиска работы граждане приграничных районов

-транзитные  путешественники

-участники групповых  поездок на туристских поездах,  ночующие в вагонах поезда

-участники групповых  поездок на спальных автобусах,  ночующие в салонах этих автобусов

-члены экипажей  морских судов, железнодорожных  поездов, ночующие на судне  или в вагоне поезда

-члены экипажей  воздушных судов, которые не  проводят ночь в месте посещения

-путешественники,  проезжающие через страну без  остановки, даже если их путешествие  длится более 24 ч

-Внутренний  турист. Ночующий временный посетитель, т. е. совершающий в посещаемом  месте как минимум одну ночевку,  постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 мес, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в статистике внутреннего туризма:

-постоянные  жители, которые перемещаются в  другое место или местность  в пределах страны в целях  организации своего обычного  места жительства, например переселенцы,  лица, по каким-либо мотивам меняющие свое местожительствo.

-лица, перемещающиеся  в другое место в пределах  страны для занятия деятельностью,  оплачиваемой из источника в  посещаемом месте, например временные  или сезонные, вахтовые рабочие

-лица, перемещающиеся  в связи и в целях временной работы в учреждениях в пределах страны;

-лица, регулярно  перемещающиеся между местностями  в целях оплачиваемой работы  или учебы

-военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных  обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей

-кочевники и  беженцы, а также вынужденные  переселенцы

Информация о работе Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта