Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 00:04, дипломная работа
Целью написания данной работы является анализ процесса маркетингового исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы "Астра-Тур", осуществляющей деятельность по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта, как въездного, так и выездного туризма, с постоянным учетом состояния рынка и основываясь на точном знании нужд и потребностей потенциальных потребителей туристского продукта, их оценке и учете возможных изменений в будущем.
Введение…………………………………………………………………………3
I. Содержание и направление маркетинговых исследований потребителей туристского продукта…………………………………………………………...7
1.1 Специфика и комплексный характер туристского маркетинга…………..7
1.2 Общая характеристика потребителей туристского продукта…………...17
1.3 Виды и цели маркетинговых исследований потребителей туристского продукта…………………………………………………………………………21
II. Маркетинговые исследования потребителей туристского рынка на примере турфирмы "Астра-Тур"………………………………………………28
2.1 Характеристика предприятия "Астра-Тур"……………………………….28
2.2 Источники и методы сбора информации………………………………….49
2.3 Анализ маркетинговых исследований потребителей
туристского продукта предприятия "Астра-Тур"…………………………….62
III. Мероприятия по совершенствованию туристических услуг потребителям туристского продукта на примере турфирмы "Астра-Тур"………………….71
3.1 Рекомендации по повышению эффективности туристических услуг…..71
3.2 Внедрение рекомендаций в компании ООО «Астра-Тур»………………75
Заключение……………………………………………………………………...79
Список литературы……………………………………………………………..82
Приложения……………………………………………………………………..85
Используя результаты такого опроса, менеджер отдела маркетинга может планировать и проводить какие-то конкретные акции по привлечению клиентов.
Например, летом 2009 года турфирма "Астра-Тур" провела опрос потребителей из категории "деловые путешественники", где был поставлен вопрос: «При равных условиях местонахождения, цен и чистоты отеля, какие другие факторы являются наиболее важными при принятии решения о выборе турагентства?». Были получены следующие результаты (таблица 2.7) (См. приложения)
Таким образом, уровень качества обслуживания является для туристов приоритетным. Имея данные этого исследования, можно работать над улучшением качества и расширением диапазона услуг, на которые деловые путешественники обращают большее внимание.
Также было выявлено, что при выборе вида отдыха немаловажное значение имеет возраст путешественника, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.8 (см. Приложения).
Как видно из таблицы наибольший интерес для туристических фирм составляют покупатели в возрасте 26 - 40 лет, которые заявляют интерес на 6 - 8 видов отдыха из 12, приведенных в таблице.
В результате опроса потребителей туристского продукта, получены сведения о намерениях посетить ту или иную страну в зависимости от пола и семейного положения туристов приведены в таблицах 2.9 и 2.10. (см. Приложения).
Данные таблицы 2.9 несомненно интересны для дальнейшего использования при проведении рекламных кампаний.
Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и появляется нечто новое. Одна часть этих процессов открывает благоприятные возможности для фирмы. Другая, наоборот, создает для нее дополнительные трудности и ограничения. Для успешной маркетинговой деятельности фирме необходимо уметь прогнозировать как возможные трудности в будущем, так и появляющиеся новые возможности. Поэтому маркетинг, исследуя внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе. Например, хорошие перспективы оказания широкого комплекса туристских услуг могут стать нереальными при отсутствии необходимых финансовых средств. Именно поэтому сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия в такой же мере, как угрозы и возможности, изучаются в процессе ситуационного анализа.20
Ситуационный анализ главным образом направлен на выявление:
* возможностей
и угроз, которые могут
* сильных и слабых сторон, которые определяются состоянием внутренней маркетинговой среды предприятия. После того, как конкретный список возможностей и угроз, сильных и слабых сторон составлен, необходимо установить взаимосвязь между ними. Это позволит выделить маркетинговые возможности туристской фирмы.
Маркетинговые
возможности туристского
- Конкурентные преимущества - материальные и нематериальные активы, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для туристского предприятия и позволяют ему побеждать в конкурентной борьбе.
- Материальные
(осязаемые) активы - это физические
и финансовые ресурсы
- Нематериальные
(неосязаемые) активы - это, как
правило, качественные
Для определения конкурентных преимуществ довольно широко применяется метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов Strenght, Weakness, Ороrtunities, Тhreats - сила, слабость, возможности, угрозы). Метод предусматривает использование матрицы, которая имеет следующий вид (таблица 2.11).
Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны предприятия. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
Таблица 2.11
Матрица SWOT
Возможности 1. Модернизация технических процессов 2. Расширение круга потребителей 3. Улучшение качества обслуживания клиентов |
Угрозы 1. Возможность появления новых конкурентов с более низкими ценами. 2. Растущее конкурентное давление 3. Технологическое отставание от основных конкурентов | |
Сильные стороны 1. Хорошая репутация у покупателей, наличие постоянной клиентуры
3. Эффективная реклама |
«Сила и возможности» 1. Инвестировать средства в IT 2. Охват большего числа потребителей 3. Увеличение спроса |
«Сила и угрозы» 1. Гибкость услуг 2. Увеличение спектра предоставляемых туров 3. Сильная реклама |
Слабые стороны 1. Отсутствие четкой стратегии. 2. Низкая прибыльность. 3. Крайне ограниченное использование инновационных технологий |
«Слабость и возможности» 1. Разработка новых маркетинговых стратегий 2. Льготные услуги 3. Качественное обслуживание |
«Слабость и успехи» 1. Индивидуальный подход 2. Постоянная клиентура 3. Проверенные способы работы |
На пересечении разделов образуется четыре поля: поле "СИВ" (сила и возможности); поле "СИУ" (сила и угрозы); поле "СЛВ" (слабость и возможности); поле "СЛУ" (слабость и угрозы). На каждом из данных полей маркетологи рассматривают все необходимые парные комбинации и выделяют те, которые должны быть учтены в первую очередь.
Наиболее благоприятные
маркетинговые возможности
Конкурентными
преимуществами ООО "Астра-Тур" в
сфере туристических услуг
- известное имя;
- высокое качество оказываемых услуг;
- индивидуальный контакт с клиентами;
- ориентация на потребителя, его запросы и пожелания;
- устойчивая клиентура;
- действенная реклама;
- благоприятные условия для продажи услуг;
- квалификация персонала, грамотный менеджмент;
- опыт работы и т. д.
Одна из основных
целей маркетинга в ООО "Астра-Тур"
- установление максимально возможной
планомерности и
Для оценки своих сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам, в ООО "Астра-Тур" используется метод сегментации рынка по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию. Удобно эту информацию предоставить в виде следующей таблицы 2.12.
Оценка производится по 10 бальной системе.
Данные показывают о том, что главный конкурент - "АлмазТур ".
Максимальное количество очков - 160, стремясь к ним можно стать лидером.
Необходимо отметить, что достижение целей планирования маркетинговых исследований потребителей туристского продукта и процесса туристических услуг в целом, невозможно без продуманных управленческих решений. Без них трудно добиться согласованных действий внутри туристского предприятия, сложно поддерживать приоритетность одних направлений деятельности не в ущерб другим.
Таблица 2.12
Динамика сравнительных преимуществ туристических фирм
в реальном секторе туризма
№ |
Факторы конкурентоспособности |
"АлмазТур" |
"Интур-Тревэл" |
"Аврора-Тур" |
"Нева" |
1 |
Наружная реклама и информация |
10 |
7 |
8 |
9 |
2 |
Интерьер офиса |
8 |
8 |
6 |
6 |
3 |
Внешний вид менеджеров |
10 |
8 |
7 |
7 |
4 |
Энтузиазм и отзывчивость |
10 |
8 |
7 |
8 |
5 |
Профессионализм |
7 |
10 |
10 |
10 |
6 |
Знание направлений |
8 |
9 |
7 |
7 |
7 |
Предложение альтернатив |
10 |
7 |
6 |
7 |
8 |
Предложение дополнительных услуг |
10 |
10 |
6 |
8 |
9 |
Объяснение страхования, визовых требований |
9 |
9 |
9 |
9 |
10 |
Предоставление каталогов |
10 |
10 |
6 |
10 |
11 |
Предоставление калькуляции тура |
10 |
7 |
4 |
10 |
12 |
Условия оплаты |
5 |
5 |
5 |
5 |
13 |
Использование компьютеров |
10 |
10 |
9 |
7 |
14 |
Использование каталогов |
10 |
10 |
8 |
10 |
15 |
Объяснение деталей туров |
10 |
10 |
10 |
10 |
16 |
Соответствие запросу клиента |
10 |
9 |
8 |
6 |
Общий бал: |
147 |
145 |
116 |
129 |
В процессе управления разработкой и реализацией программы предполагается использовать дополнительные экономические стимулы.
При дальнейшем
определении направлений
III. Мероприятия по совершенствованию туристических услуг потребителям туристского продукта на примере турфирмы "Астра-Тур"
3.1 Рекомендации
по повышению эффективности
Целью настоящих мероприятий является определение экономической целесообразности организации и совершенствования туристических услуг для потребителей туристского продукта.
Цели и задачи мероприятий:
-оптимальное использование организационного, интеллектуального и финансового капитала турфирмы ООО "Астра-Тур";
-подготовка кадров в туристической сфере;
-оптимизация
использования финансовых, организационных,
материально-технических и
-создание системы
комплексного
-освоение новейших организационных технологий в области туристических услуг;
-продвижение
широкого спектра
-занятие определенного сегмента туристического рынка в Российской Федерации и за рубежом.
Рассмотрим все необходимые составляющие комплекса маркетинга, которые предполагается внедрить на ООО «Астра-Тур».
Исследование - определение потребностей населения в туристических услугах, изучение и анализ экономической ситуации, уровня обслуживания и распределения, изучение конкурентов, прогноз реализации туров и других туристических услуг.
Разработка - Превращение потребностей в реализацию туристического продукта. Разработка политики совершенствования реализации туристических услуг, определение и расширение ассортимента предоставляемых туров в соответствии с запросами потребителей, разработка новых маршрутов.
Ценообразование - Определение цены туристического продукта. Разработка политики цен, составление сетки цен на туристические услуги разных этапах их жизненного цикла в зависимости от рынков сбыта, принятие соответствующих мер для повышения конкурентоспособности турпродукта.
Распространение - доставка и реализация турпутевок. Разработка политики распределения, выбор и управление каналами сбыта и реализации, планирование и контроль физического распределения, расширение сети агенств в странах Европы и Азии.
Информация о работе Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта