Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 20:17, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по проблеме изучения маркетинговых исследований. Цель выполнения практической части – исследование потребительского рынка йогурта, которое проводится с целью получения данных о рыночных условиях и предпочтениях покупателя для определения деятельности магазинов, занимающихся реализацией продукции данного вида, выявление потребностей различных групп покупателей, степень удовлетворения их запросов, важные для них характеристики товара, которые позволяют решать многие практические вопросы означенной темы.
Для получения объективной картины была проведена градация опрошенных по уровню доходов. Из них у 11 человек (11,0%) ежемесячный доход составлял до 10 тысяч рублей на человека, у 16 человека (16,0%) доход составлял от 10-20 тыс. руб. на человека, и у 21 человек (21,0%) доход составил от 20 до 30 тыс. руб., и 52 человека (52,0%) имеют доход более 30 тысяч рублей.
Далее рассчитаем эластичность спроса по доходу, используя следующую формулу:
Е=(ΔQ/Q1)/(ΔI/I1), (6.2)
где: - Q - объем купленных товаров;
- I - доход потребителя.
Для расчета эластичности спроса на йогурт по доходу потребителей составим еще одну таблицу (табл.6.3).
Таблица 6.3 – Эластичность спроса на йогурт по доходу респондентов
Доход, т.р. |
10 |
20 |
30 |
выше30 | ||||
Величина спроса на йогурт |
1 |
5 |
10 |
15 | ||||
Коэффициент эластичности спроса |
2,0 |
1,67 |
1,4 |
Рассчитаем эластичность спроса по доходу.
Рассчитаем эластичность спроса на йогурт по доходу на отрезке, где величина дохода растет с 10 до 20 тыс. руб., а величина спроса - с 1 до 5 ед. йогурта:
Кривая эластичности по доходу представлена на рис.6.3.
I
30
20
10
1 5 10 15 D
Рис.6.1 Кривая эластичности по доходу
Таким образом, на данном отрезке спрос на йогурт эластичен по доходу, т.е. при изменении дохода на 1% величина спроса на йогурт изменяется на 2%. Однако с ростом доходов эластичность спроса на йогурт снижается с 2 до 1,4. Это имеет логическое объяснение: сначала йогурт для потребителя относительно дорог, и по мере роста доходов потребитель значительно увеличивает объем покупок йогурта. Постепенно происходит насыщение потребителя, и дальнейший рост доходов уже не стимулирует такой же рост спроса на товар.
Таблица 6.4 Анализ структуры респондентов в зависимости от сферы деятельности
Рабочие |
Служащие |
Домохозяйки |
Пенсионеры |
Студенты | |
Женщины |
18 |
33 |
9 |
6 |
- |
Уд, вес, % |
18,0 |
33,0 |
9,0 |
6,0 |
- |
Мужчины |
11 |
15 |
- |
5 |
3 |
Уд, вес, % |
11,0 |
15,0 |
- |
5,0 |
3,0 |
Анализ структуры респондентов в зависимости от сферы деятельности показал что, большинство из покупателей являются рабочими и служащими - 77 человек (77,0%), остальную часть опрошенных (23,0%) составляли пенсионеры, домохозяйки и студенты (в анкете студенты отнесены по строке – домохозяйки).
Следующим шагом в анализе тенденций развития исследуемого рынка является определение ёмкости рынка.
Емкость рынка – количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.
Существует несколько методов определения емкости рынка.
Потребление йогуртов на одного человека составляет 2,5 кг в год.
Расчет емкости рынка йогуртов г.Вологды производился с использованием среднего числа покупок этого продукта и средней цены. Численность респондентов исследования составляет – 100 человек.
где Е – емкость рынка
n– численность
q – среднее число покупок в год
p – цена средней единицы покупки
Е = 100 * 2,5 * 25 = 6250 кг/год
Емкость рынка йогурта в исследованной группе составляет 6250 кг в год или 520,8 кг в месяц.
Таким образом, проведя маркетинговое исследование поведения и предпочтений потребителей на рынке колбасных изделий, можно вывести основные положения.
Все потребители, принимающие участие в анкетировании, отметили, что постоянно приобретают йогурт, причем в основном йогурт отечественных производителей.
Широта ассортимента удовлетворят больше половины опрашиваемых респондентов, впрочем как и уровень цен на данный продукт. Покупатели, принимающие участие в анкетировании, оценивают качество продукции в среднем не очень высоким.
При выборе йогурта респонденты отдают предпочтение качественным продуктам, ориентируясь на производителя и уровень цен. Для некоторой части опрашиваемых имеет значение индивидуальная упаковка, хотя, по моему мнению, йогуртов, не имеющих индивидуальной упаковки, в продаже уже не бывает и это является обязательным условием для производителей. Но главным фактором, оказывающим влияние при совершении покупки, все же является качество.
Объем реализуемого йогурта в 2011г. составил 649 тыс.тонн. Cпрос на йогурт в 2011 г. характеризовался тенденцией роста, что положительно сказывалось на производителях вследствие отсутствия риска невостребованности произведенной продукции.
В молочной отрасли сегмент йогуртов и йогуртных напитков является одним из самых динамично развивающихся. Данные продукты являются привлекательными как для потребителей, так и для производителей. В первую очередь, это связано с широкими ассортиментными возможностями. Обновление ассортимента данного вида молочной продукции со стороны производители происходит постоянно. Кроме того, сравнительно небольшая доля молочного сырья в составе йогуртов позволяет использовать дорогое и качественное молоко, что, несомненно, влияет на полезность продукта и его вкусовые качества.
Несмотря на высокую концентрацию производителей йогуртов и их предложения продуктов по всем сегментам, говорить о насыщенности рынка можно лишь в сегменте термизированных ароматизированных йогуртов.
Наиболее динамичным сегментом рынка являются питьевые йогурты, а также новые продукты, предлагаемые производителями: обогащенные йогурты (биойгурты), с добавлением фруктов и соковой основы.
Лидерами рынка в натуральном и стоимостном выражениях и в различных сегментах являются компании, занимающие основную долю рынка: российская «Вимм-Билль-Данн», немецкая «Ehrmann», голландская «Campina», французский «Danone» и петербургский «Петмол».
Основными потребителями йогуртов являются жители городов, со средним и высоким уровнем достатка, ведущие динамичный образ жизни и заботящие о здоровье. Наблюдается смещение потребительского интереса в сторону новых продуктов премиум-класса.
На развитие рынка йогуртов, в частности на узнавание потребителями марок среди огромного разнообразия, предлагаемого производителями, влияет активная реклама и яркая привлекательная упаковка, позволяющая крупным игрокам оттеснить местного (регионального) производителя, в частности в сегменте питьевых йогуртов.
С учетом снижения производства молока в России и, следовательно, подорожания сырья на производство молочной продукции, в ближайшие годы произойдет подорожание на йогурты, изготовленные на натуральной основе. Вкупе с ограниченной покупательской способностью в регионах это является сдерживающим фактором развития рынка. Следует отметить, что ведущие компании − производители приступили к активным инвестициям в молочное животноводство России.
Наибольшим доверием у покупателей пользуется такой коммуникативный канал как личный опыт и рекомендации знакомых, т.о. рекомендуется время от времени проводить дегустации, выступать спонсорами городских мероприятий.
Йогурт находится на этапе зрелости жизненного цикла товара. Чтобы товар большее время находился на прилавках Вологодского рынка руководству местных молочных комбинатов можно принять несколько следующих решений:
- выйти на новые сегменты рынка;
- повысит уровень качества товара;
- увеличит число ассортиментных позиций товара;
- снизить цену на товар;
- обеспечить более высокий уровень политики продвижения товара на рынок;
- усовершенствовать систему распределения товара.
Приложение 1
Таблица 1 – Модель покупательского поведения на потребительском рынке для конечных потребителей
|
Товар – йогурт Цена С ароматом клубники С ароматом персика 29,17 руб. С ароматом ананаса Метод распространения товара
реклама на TV и в Интернете. |
2. Прочие раздражители |
|
|
Характеристика покупателей Факторы культурного порядка Культурно-образованные люди Социальные факторы
Личностные факторы
Психологические факторы
Процесс принятия решения о покупке
|
4. Ответная реакция покупателя |
Выбор товара:
Выбор марки – отечественная/зарубежная. Выбор продавца – магазин |