Маркетинговые исследования рынка майонеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Майонез в России – это универсальная приправа, добавляемая практически всюду – в салаты, супы и вторые блюда, при приготовлении бутербродов и соусов. Кроме того, майонез ассоциируется у потребителей с “домашним” продуктом.
Майонез - это многокомпонентный продукт, представляющий собой сметанообразную массу, созданную путем смешивания растительного масла, воды (25-50% от общей массы), яичного порошка (5-6% от общей массы), сухого молока, уксуса и специй. Стоимость майонеза в первую очередь зависит от количества и качества входящего в его состав растительного масла. Секреты изготовления майонеза пришли из Франции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Анализ вторичной информации по рынку майонеза
Калужской области............................................................................................4
Разработка предложения о проведении маркетингового исследования….16
Разработка анкеты для проведения исследования…………………………18
Разработка программы проведения опроса………………………………...20
Организация мероприятий по контролю исследования…………………...24
Анализ результатов
6.1. Графический анализ результатов……………………………………….25
6.2. Статистический анализ результатов
6.2.1. Расчёт показателей статистики, связанных с распределением
частот………………………………………………………...……31
6.2.2. Расчёт кросс-табуляции с введением третьей переменной и
определения степени связи……………………………………....41
6.2.3. Однофакторный дисперсионный анализ………………………...47
6.2.4. Многофакторный дисперсионный анализ………………………54
7. Сравнение полученных данных с вторичной информацией. Разработка
выводов и рекомендаций………………………………………………..….65
Заключение……………………………………………………………………...69
Список использованной литературы………………………………………….70

Файлы: 1 файл

Kursovoy_proekt-Marketingovye_issledovania_rynk.doc

— 2.56 Мб (Скачать файл)

          3. да, меньше

В заключение несколько  вопросов о Вас и Вашей семье.

14. Ваше ФИО________________________________________________

15. Ваш номер телефона________________________________________

16. Ваш пол?

       1. Мужской                      2.Женский  

17. Ваш возраст?

      1. До 20 лет                     4. 41-50

      2. 21-30                            5. Больше 50

      3. 31-40

 

 

4. Разработка программы  проведения опроса.

В проводимом маркетинговом  исследовании рынка майонеза объём  выборки составил 100 респондентов.

Критерии выборки:

- Пол – в опросе участвовали как мужчины, так и женщины

- Возраст – от 16 лет

Объём выборочной совокупности (100 человек) был разбит на 4 группы (по 25 человек в каждой). Группы соответствуют  районам г.Иваново, в которых происходил опрос:

1 группа: опрос возле  ТРЦ «Серебряный город»

2 группа: ул.Велижская,  «Тополь»

3 группа: пл.Победы, «Экстра»

4 группа: «Бимарт»

Схема движения интервьюера: опрос проводился рядом с данными  магазинами (схема представлена на картах).


Район, где располагается  БИМАРТ.


Район, где располагается «Серебряный город» (ГЛАВМАГ).


ТЦ «Тополь» (РИАТ –  Тополь),  на карте еще нет, т.к. построен недавно.


Район, где располагается  «ЭКСТРА».

 

 

 

Инструкция поведения  интервьюера при опросе.

Принципы проведения опроса:

1. Представьтесь, поясните опрашиваемому респонденту суть проведения данного опроса.

2. Строго придерживайтесь текста опросных листов и требований настоящей инструкции.

3. Вы должны собственноручно фиксировать ответы респондентов.

4. Так как данные о респондентах должны быть конфиденциальными, то интервьюер несёт ответственность за соблюдение этого условия и не имеет права разглашать ответы на вопросы.

5. Во время интервью необходимо быть внимательным слушателем, а не заниматься обсуждением проблем. Главная задача интервьюера – зафиксировать истинное мнение респондента. Выслушайте респондента терпеливо, не перебивая его и выражая заинтересованность в его мнении. При этом старайтесь не отвлекаться от темы интервью.

6. Нельзя оказывать влияние на ответ респондента, показывать своё согласие или несогласие с ним, подсказывать ему ответ. Не следует сопровождать  вопросы своими пояснениями.

7. После проведения интервью просмотрите заполненный Вами опросный лист, уточните необходимые данные и поблагодарите респондента за ответы.

Основные правила заполнения опросного листа:

1. Прежде чем приступить к опросу, хорошо изучите текст опросного листа. Необходимо, чтобы в ходе интервью, Вы легко и быстро ориентировались в возможных вариантах ответа.

2. Задавайте вопросы последовательно.

3. Не читайте следующий вопрос пока не получите ответ на уже заданный. Ответ должен быть сражу же внесён в бланк опросного листа.

4. Задавайте вопросы анкеты в том порядке и в той формулировке, как они записаны в опросном листе.

5. Если ответ респондента Вам неясен, то Вы можете задать ему уточняющие вопросы типа «Что Вы имеете ввиду?» или «Не могли бы Вы объяснить подробнее?»

6. Не следует оставлять пробелы в опросном листе. Если опросный лист будет заполнен не полностью, то он потеряет значительную часть своей  ценности для дальнейшего анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Организация мероприятий  по контролю исследования

Контрольная анкета

ФИО респондента Караева Н.К.

Номер телефона 8-902-242-08-89

Контрольные вопросы для  проверки правильности проведения маркетингового исследования

1. Как часто Вы приобретаете  майонез? 
    1. Не реже одного раза в неделю             3. Раз в месяц и реже       
   2. Два раза в месяц                                    4. Не покупаю

2. Что является определяющим  фактором при выборе майонеза?  
  1. Вкус                                                            4. Цена 
    2. Удобная упаковка                                    5. Известность марки 
     3.Свежесть                                                    6. Здоровье

3. В какой упаковке Вы предпочитаете  приобретать майонез?

     1.Пластиковый пакет                               3. Стеклянная банка

     2. Пластиковая банка                                  4. Не имеет значения

4. Майонез каких производителей  Вы предпочитаете?

     1.Местные                                                3.Импортные

     2.Отечественные

5. Майонез какой из  перечисленных ниже марок вы приобретаете?

     1.Моя семья                              4.Слобода               7.Ряба

     2.Мечта хозяйки                       5.Calve                    8.Город невест

     3.Оливия                                    6.RIKO

 

 

 

 

 

 

 

6. Анализ результатов

6.1. Графический анализ  результатов

Для исследования предпочтений майонеза среди потребителей г.Иваново  выборка составила 100 человек, при  чём в начале опроса проверялось  подходит ли респондент данной выборке.

В результате проведённого исследования приведём следующие данные, оформленные графически.

Эпизодически (раз в  месяц и реже) покупают майонез 16% респондентов. В среднем два раза в месяц приобретают майонез 40% опрошенных. Практически столько  же жителей города (38%) является активными потребителями майонеза и совершает покупки не реже одного раза в неделю (рисунок 6).

Рисунок 6. ЧАСТОТА ПОКУПОК МАЙОНЕЗА ИВАНОВСКИМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ (% от числа опрошенных)

Среди постоянных потребителей майонеза имеется тенденция к потреблению низкокалорийных видов майонеза, эту долю составляет 43 % опрошенных. На втором месте  предпочтения относятся к такому продукту, в котором содержится меньшее количество холестерина (20 %). Практически столько же респондентов предпочитают майонез с высоким процентом жирности (18 %), 15 % опрошенных потребляют пикантный и 4 % не имеют конкретных предпочтений (рисунок 7)

Рисунок 7. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО МАЙОНЕЗА (% от числа опрошенных)

Потребление майонеза различно, оно имеет разные цели. В основном это для салатов, что соответствует 56 % ответивших. Для гарниров майонез потребляет 20 % респондентов, примерно так же (21 %) потребляют для горячих блюд. И лишь  3 % использует его для приготовления различных соусов (рисунок 8)

Рисунок 8. ЦЕЛИ ПОКУПОК МАЙОНЕЗА ИВАНОВСКИМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ (% от числа опрошенных)

Решающим фактором при  выборе майонеза Ивановскими потребителями  является вкус, эта тенденция характерна для 37 % ответивших. Далее по значимости для потребителей является цена (22 %), наравне с ценой – известность марки (21 %). Лишь 11 % респондентов в первую очередь думают о здоровье, а 9 % обращают внимание на упаковку (рисунок 9)

Рисунок 9. ФАКТОРЫ ПРИ ВЫБОРЕ МАЙОНЕЗА (% от числа опрошенных)

Большинство ивановских потребителей, участвовавших в опросе (68%), предпочитает майонез в пластиковых  пакетах (полиэтиленовых «подушках», стоячих  пакетах «Дой пак»); 20% потребителей предпочитает такой вид упаковки, как пластиковые банки (включая пластиковое ведро); 7% - стеклянные банки; 5% потребителей не имеют каких-либо предпочтений в отношении упаковки майонеза (рисунок 10)

Рисунок 10. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО УПАКОВКИ МАЙОНЕЗА (% от числа опрошенных)

В магазинах г.Иваново  представлен майонез в различных  упаковках по объёму. Большим предпочтением  пользуются объёмы упаковок 250-400 г, так  как они более экономичные  и сравнительно недорогие, так ответило 73 % респондентов. 19 % ответивших предпочитают упаковки объёмом 450-600 г и 8 %  - 100-200 г (рисунок 11)

Рисунок 11. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЪЁМА УПАКОВКИ МАЙОНЕЗА (% от числа опрошенных)

Большинством потребителей приобретается майонез средней ценовой категории от 20 до 40 руб., такую сумму за одну покупку готовы заплатить 66 % ответивших. 21 % предпочитают нижнюю ценовую категорию до 20 руб. (21 %) и 13 % респондентов предпочтение отдают более дорогому майонезу, по цене за упаковку свыше 40 руб. (рисунок 12)

Рисунок 12. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНЫ ЗА УПАКОВКУ МАЙОНЕЗА (% от числа опрошенных)

Предпочтения ивановских потребителей относительно производителей майонеза распределились следующим  образом: 71 % предпочитают марки отечественных производителей, 17 % - импортные и 12 % - местные. (рисунок 13)

Рисунок 13. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (% от числа опрошенных)

В целом потребительские  предпочтения распределяются в соответствии со знанием марок, то есть лидируют три основных брэнда: «Моя семья» – этот майонез покупают 32%, «Calve» – ему отдают предпочтение 26% респондентов, “Rico” и «Ряба», который выбирают по 10 % потребителей. Далее потребители отдают предпочтения маркам «Мечта хозяйки» (7 %), немного уступает ей марка «Оливия» (6 %). (рисунок 14)

Рисунок 14. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО МАРКАМ МАЙОНЕЗА, % от числа опрошенных

Покупка майонеза ивановскими  потребителями, в основном, совершается  в гипермаркетах (51 %), супермаркетах (20 %). Менее многочисленная группа покупателей приобретает майонез на рынке, так ответило 13 % респондентов. В обычных магазинах покупку совершает 9 % потребителей и лишь 7 % в торговых павильонах. (рисунок 15)

Рисунок 15. МЕСТО ПРИОБРЕТЕНИЯ МАЙОНЕЗА (% от числа опрошенных)

Рекламное влияние на выбор майонеза покупателей больше всего оказывает телереклама 45% и  радиореклама 32%, ну и самое меньшее  влияние у наружной рекламы14%. А 9% от числа опрошенных считают, что  реклама не оказывает влияния на выбор майонеза.( рисунок 16)

Рисунок 16. ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ВЫБОР МАЙОНЕЗА. (% от числа опрошенных)

На 74% опрошенных некоторое  подорожание немного повлияло, а  на 15% совсем не повлияло, и всего 11% утверждают, что они стали меньше покупать майонез. Можно сделать вывод, что изменение цены влияет на частоту покупки майонеза.( рисунок 17)

Рисунок 17. Влияние подорожания на частоту покупки (% от числа опрошенных)

Среди опрошенных большинство стали женщины 80%, и всего 20 мужчин.(рисунок 18)

Рисунок 18. Пол респондентов. (% от числа опрошенных)

Возрастная категория  опрошенных является 31-40 лет(35%), 41-50 лет(23%) и 21-30(21%). Старше 50 всего 13% опрошенных и 8% это респонденты до 20 лет. (рисунок 19)

Рисунок 19. Возраст респондентов. (% от числа опрошенных)

 

 

6.2. Статистический анализ результатов

6.2.1. Расчет показателей  статистики связанных с распределением частот (по пяти основным вопросам анкеты)

1.Как часто Вы приобретаете  майонез?

Таблица вариационного  ряда:

Таблица 2

Сгруппированные варианты ответа

Значение кода, х

Частоты, f

Частости,%

Достоверные частости,%

Накопленные частоты

1) не реже одного раза в неделю

2) два раза в месяц

3) раз в месяц и  реже

4) не покупаю

1

 

2

3

4

38

 

40

16

6

38

 

40

16

6

38

 

40

16

6

 

38

 

78

94

100

Итого:

 

100

100%

100%

 

 

Показатели центра распределения:

1. среднеарифметическое, x = ∑x*f / ∑f

х = (1*38 + 2*40 + 3*16 + 4*6) / 100 = 1,9

2. мода, µ = 2

3. медиана = 2 +1 + (½*100 / 40 ) = 3,3

Показатели вариации:

1. размах вариации, R = x(max) –x(min) ;     R = 4 -1 = 3

2. дисперсия, σ2 = ∑ (x – х)2 *f / ∑f

σ2 = (1-1,9)2*38 + (2-1,9)2*40 + (3-1,9)2*16 + (4-1,9)2*6 / 100 = 0,77

3. среднеквадратическое отклонение, σ = ;  σ = √ 0,77 = 0,88

4. коэффициент вариации, V = (σ / x) * 100% ;

V = (0,88 / 1,9) * 100 = 46,32 %

Показатели формы распределения:

1. коэффициент ассиметрии, As = µ3/ σ3;

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка майонеза