Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………………………….3
1.1 Понятие, роль и виды рынка и маркетинговых исследований..…………..5
1.2 Цели, задачи рынка и маркетинговых исследований…………..………….9
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА……………...13
2.1 Процесс и методика проведения маркетинговых исследований рынка…….………………………………………………………………………..13
2.2 Анализ рынка сыра Республики Казахстан………………………………..16
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………22
3.1 Особенности проведения маркетинговых исследований в зарубежных странах……………………………………………………………………………22
3.2 Перспективы совершенствования проведения маркетинговых исследований Республики Казахстан…………………….………………..…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая ми.docx

— 117.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РЫНКА И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………………………….3

1.1 Понятие,  роль и виды рынка и маркетинговых исследований..…………..5

1.2 Цели, задачи рынка и маркетинговых исследований…………..………….9

2 АНАЛИЗ  МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА……………...13

2.1 Процесс  и методика проведения маркетинговых  исследований рынка…….………………………………………………………………………..13

2.2 Анализ  рынка сыра Республики Казахстан………………………………..16

3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ  РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………22

3.1 Особенности проведения маркетинговых исследований в зарубежных странах……………………………………………………………………………22

3.2 Перспективы совершенствования проведения маркетинговых исследований Республики Казахстан…………………….………………..…..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

       

 

          ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономика характерна взаимодействием  трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов  имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства  для успешной работы его субъектов  особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело  применять инструменты воздействия  на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.

В настоящее  время большинство компаний в  той или иной форме регулярно  осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С  момента появления и до наших  дней оно менялось в зависимости  от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее  время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы  по разработке, производству и сбыту  товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей  с целью получения высокой  прибыли. Другими словами современная  система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.

Поэтому актуальность данной темы состоит в том, что на современном этапе в Республики Казахстан усиливается конкуренция на рынке. Необходимо изучать слабые и сильные стороны конкурентов, вкусы и предпочтения потребителей, то, как правильно реализовать товар, определить на какую продукцию больший спрос, для совершенствования своих возможностей, в этих условиях и возникает необходимость проведения маркетинговых исследований. 

Любое предприятие  в своей деятельности испытывает необходимость в информации о  сложившемся на данный момент положении на рынке, его конъюнктуре. Не являются исключением и предприятия промышленного рынка. Такая необходимость обуславливается целью предприятия, как можно более полно удовлетворять потребности потребителей. И в этом, предприятиям помогут маркетинговые исследования рынка. Без маркетинговых исследований не обходится деятельность практически ни одного предприятия, что также обуславливает актуальность рассмотрение данной темы.

Целью курсовой работы является рассмотрение роли маркетинговых исследований, в деятельности современных предприятий Республики Казахстан. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить понятие, роль и виды рынка и маркетинговых исследований;
  2. рассмотреть цели, задачи рынка и маркетинговых исследований;
  3. определить характеристику процесса и методики проведения маркетинговых исследований;
  4. проанализировать современный рынок;
  5. изучить особенности проведения маркетинговых исследований в зарубежных странах;
  6. выявить основные направления совершенствования проведения маркетинговых исследований на казахстанском рынке.

Объектом данной работы является маркетинговые исследования на казахстанском рынке, а предметом - их роль, значение и сущность на рынке.

Для раскрытия  темы в работе применялись как анализ, так и синтез. Будет анализироваться информация, характеризующая цели, задачи и сущность маркетинговых исследований.

Маркетинговый анализ предполагает определение и  оценку рынков предприятия и внешней  среды маркетинга с целью выявления  привлекательных возможностей, обнаружения  трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый  анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации. Маркетинг используется не только производственными предприятиями, но также торговыми организациями, организациями сферы услуг, отдельными лицами. Поэтому маркетинг не является какой-то универсальной, унифицированной  концепцией, напротив, направления  и методы ее реализации требуют адаптации  к типу организации, условиям и возможностям ее применения.

Предприятие должно вести маркетинговое исследование в двух направлениях: поиск сегмента рынка для определенного к  производству товара и оценка возможности  его выпуска. Ориентирование на рыночный спрос предполагает решение следующих  вопросов:

    • ассортимент товаров, которыми интересуются клиенты;
    • ассортимент товаров, которые предприятие может произвести и реализовать с прибылью;
    • конкретные ситуации при реализации товара;
    • объем потребности рынка в тех или иных товарах;
    • объем ресурсов, необходимый для продажи соответствующего товара.

Номенклатура  и ассортимент продукции являются одними из основных показателей производственной программы предприятия. Номенклатура продукции есть принятый в планировании и учете систематизированный  перечень групп продукции в натуральном  виде.

При написании  курсовой работы использована учебная, периодическая литература, статистическая информация, а также работы таких исследователей и авторов как: Котлер Ф., Хлебович, Д.И., Саак, А.Э., Леонтьева И.А., Глазов, М.М., Гептинг В.Н., Ташенова С.Д., Рахимбаев А.Б. и другие.

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА  И МАРКЕТИГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

1.1 Понятие, роль и виды рынка  и маркетинговых исследований

 

Понятие "рынок" по мере развития общественного  производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.

В зарубежной и отечественной литературе даются самые различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников. [1, с.75-76]

Рынок - это, прежде всего, место встречи  продавца и покупателя; между ними осуществляется обмен по цене, о  которой удалось договориться. При  этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском  информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик  покупаемого товара или услуги, спецификацией  и защитой прав собственности, заключением  контракта и т.д. Поэтому рынок  можно определить как совокупность трансакций. В ходе обмена происходят своеобразный учёт и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает  как специфическая форма взаимосвязи  между обособленными в рамках общественного разделения труда  производителями, каждый из которых  хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности  выявляются с помощью системы  цен. Они передают информацию, которая  служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Тем самым  рынок способствует перераспределению  доходов в пользу лучше хозяйствующих  субъектов, использующих передовую  технологию и высококачественные ресурсы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные  покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями  и потребителями экономических  благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных  цен играют оптовые покупатели и  продавцы.

Чтобы получить от реализации продукции запланированный  доход, необходимо выполнить по крайне мере три требования:

1) спрос  на товар или услуги не должен  превышать предложение;

2) ценовая  эластичность спроса должна обеспечивать  соответствующую величину выручки;

3) отслеживать  изменения в потребительском  спросе.

Потребность порождается производством не непосредственно, а через потребление (спрос)

Группировка рынков позволяет выявить взаимосвязь  между отдельными функциями или  предметами и расположить так, чтобы  достигалась их практическое применение для решения определенного круга  задач.

Предметы  классификации, обладающие одинаковыми  свойствами или признаками, могут  быть объединены в однородные классификационные  группировки. Расположенные в определённой последовательности они создают  в своей совокупности систему  классификации. Классификационные  группировки на последующих этапах делятся на более мелкие. Этот процесс  продолжается до тех пор, пока объект классификации не будет конкретизирован  до требуемых целей.

На первом этапе всю совокупность функций  рыночных отношений можно классифицировать по деятельности участников в обеспечении  соответствующих потребностей - от духовных до производственных, т.е. возможен рынок производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный.

Производственный  рынок - это составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и личные интересы общества, удовлетворяя их потребность  в средствах производства и предметах  потребления.

В свою очередь, производственный рынок делится  на рынок средств производства и  потребительский рынок.

Рынок средств  производства - это сфера товарного  обращения, отражающая экономические  отношения между товаропроизводителями  и потребителями, продавцами и покупателями, направленные на осуществление купли-продажи  материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструмента, запасных частей и т.д. [1, с.147].

Рынок потребителей - это рынок товарного обращения, где осуществляется купля продажа  предметов потребления, т.е. продукция  или товары, используемые в сфере  непроизводственного потребления  для личных и коллективных нужд. В связи с тем, что рынок  товаров не завершил полного формирования, установление реальных, свободных цен  осуществляется через действующую  на рынке конкуренцию при государственном  регулировании, основанном на корректировке  цен и налоговой системе.

Рынок рабочей  силы - это сфера купли продажи  на основе договорных условий между  покупателем рабочей силы - работодателем  и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства. [1, с.156].

Финансовый  рынок - это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже  иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, процентных бумаг, закладных и других авуаров.

Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  разработки, технические и духовные идеи и завершенные в этой области  работы.

По территориально-географическому  признаку рынок может быть внешним  и внутренним.

Внутренний  рынок делится на региональный, местный, национальный и т.д. Внешний - это  мировой, пограничный и т.д.

Все рынки  являются комплексными. Каждый из перечисленных  рынков включает более мелкие. Они  различаются по многим признакам:

- по экономическому  назначению объектов рыночных  отношений (товаров и услуг,  средств производства, труда и  т.д.);

- по территориальному  признаку (местный, региональный, национальный, мировой);

- по категориям  населения (сельский, городской и  т.д.);

В экономической  литературе последних лет, в зависимости  от состояния рынка, соотношение  предложения и спроса различают  рынок продавца (на котором продавцы имеют больше власти в силу недостатка предложения товаров и наиболее активными выступают покупатели) и рынок покупателя (на котором  предложение товаров обгоняет рост спроса на них и наибольшую активность проявляют продавцы). Задача по развитию рыночных отношений в нашей стране в том и состоит, чтобы прийти к рынку покупателя.

По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки. Объектом купли-продажи могут быть потребительские  товары или ресурсы; соответственно различаются рынки потребительских  товар и услуг и рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских  способностей, информации). Наряду с  товарным рынком существует денежный рынок. Цены на рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так  и до него. Мы чаще всего сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовершенной  конкуренции. Цены на рынке могут  складываться в процессе как личного, так и безличного контакта.

По уровню ограничения конкуренции хозяйствующих  субъектов различают рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешенный, конкурентный и неконкурентный.

Информация о работе Маркетинговые исследования