Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа
Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………………………….3
1.1 Понятие, роль и виды рынка и маркетинговых исследований..…………..5
1.2 Цели, задачи рынка и маркетинговых исследований…………..………….9
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА……………...13
2.1 Процесс и методика проведения маркетинговых исследований рынка…….………………………………………………………………………..13
2.2 Анализ рынка сыра Республики Казахстан………………………………..16
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………22
3.1 Особенности проведения маркетинговых исследований в зарубежных странах……………………………………………………………………………22
3.2 Перспективы совершенствования проведения маркетинговых исследований Республики Казахстан…………………….………………..…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ
2.1 Процесс и методика проведения маркетинговых исследований
Развитие субъектов рынка невозможно без маркетинговых исследований. Сфера такого рода исследований постоянно расширяется и охватывает следующие направления:
Любое маркетинговое
исследование должно опираться на объективность,
точность и тщательность. Объективность
означает, что в процессе исследования
учитываются все возможные
Важным ориентиром для маркетологов служит соблюдение следующих принципов маркетинговых исследований:
1) систематичность - исследования должны вестись систематично, а не носить спорадический, разовый характер;
2) системность
- исследования должны
3) комплексность
- означает, с одной стороны, что
в исследование включается
4) связанность
и целеустремленность - направление,
масштабы, глубина, детализация
5) множественность
источников информации - целесообразно
поступление рыночной
6) универсальность
- исследования могут быть
7) научность
- исследованиям должны быть
Кроме основных
принципов важны и методы маркетинговых
исследований, позволяющие решать широкий
диапазон маркетинговых задач с
применением различных
Различают следующие методы маркетинговых исследований: общенаучные; аналитико-прогностические методы исследований; методические приемы, заимствованные из разных областей знаний [10, с.190].
Общенаучные методы включают системный анализ, комплексный подход, программно - целевое планирование.
Системный
анализ (system analysis) - совокупность методов
и средств исследования сложных
экономических объектов и процессов,
позволяющих подготовить и
Комплексный подход предусматривает проявление разновеликих конкретных рыночных ситуаций, успешный выход из которых строится на стратегических и тактических решениях. Так, проблемы пребывания конкретного товара на рынке во многом определяются спросом, предложением, ценой, распределением, товародвижением, коммуникативной системой, что формирует комплекс маркетинговых подходов.
Программно
- целевое планирование применяется
при выработке и реализации маркетинговой
стратегии и тактики, т.е. программируется
и планируется вся
К следующей группе маркетинговых исследований относятся аналитико - прогностические методы, куда входят: комплексное прогнозирование, линейное программирование, экономико - математические модели, экономико-статистические приемы, теория массового обслуживания, теория связи, сетевое планирование, деловые игры.
Аналитико - прогностические методы включают:
- комплексное
прогнозирование - разработка системы
прогнозов, рассматривающих
- линейное
программирование представляет
собой математический подход
при выборе из ряда
- экономика
- математические модели - описание
экономических объектов, закономерностей,
связей и процессов
- экономико-статистический
анализ используется для
- теория
массового обслуживания
- теория
вероятности способствует
- теория
связи помогает
- сетевое
планирование обеспечивает
- деловые
игры - метод имитации выработки
управленческих решений по
Методы и приемы, заимствованные из разных областей знаний включают:
- социология
изучает развитие различных
- психология
посредством анализа мотиваций
определяет поведение
- антропология
корректирует проектирование, изготовление,
реализацию товарной продукции
с учетом национальных и
- этика
проявляется в изучении
- дизайн
используется при определении
формы товарного изделия (
Представленные методы исследования связаны с процессом маркетинговых исследований.
Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований является ознакомление с различными методами.
2.2 Анализ рынка сыра Республики Казахстана
Исследование спроса на рынке сыра
Сейчас на казахстанском рынке представлено огромное количество различных видов сыров, но наибольшей популярностью у казахстанцев по-прежнему пользуются твердые и плавленые виды сыров, которые известны еще с советских времен (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Предпочтения потребителей по типам сыров [17]
Среди твердых сыров наибольшей
популярностью пользуются такие
отечественные марки как «
Плавленые сыры расцениваются
как своего рода "сыр второго
сорта" или суррогат, как средство
питания в экстремальной
В настоящее время сегменты рынка твердых и плавленых сыров довольно насыщены, и конкуренция на этих направлениях будет ужесточаться. Прогнозируется увеличение доли элитных сыров за счет того, что увеличивается информированность населения и люди начинают постепенно привыкать и к таким видам сыра, которые ранее были неизвестны.
И хотя аналитики все время делают пессимистические прогнозы, когда речь идет о казахстанском сырном рынке, он хоть и не большими темпами, но продолжает развиваться.
Исследование структуры покупательских предпочтений на рынке
Выборка респондентов для маркетингового исследования из генеральной совокупности потребителей осуществлялась вероятностным способом. Интервьюер зрительно выделял людей, эмоционально расположенных к общению. Это определялось, главным образом, по мимике, жестам, выражению глаз. Поэтому большая часть респондентов с удовольствием согласилась принять участие в опросе. Число опрашиваемых составило 50 человек. Респондентами являлись люди самых разных возрастных категорий: число тех, чей возраст находится в рамках 17–20лет – 47%, 20-30 – 27%, 30 лет и больше – 26%; мужчины и женщины, причем первые составили, только 24% общего числа опрошенных; разной сферы деятельности; различного уровня дохода; с разным размером семьи.
В результате опроса было заполнено
сто экземпляров анкеты-
Как выяснилось из ответов на второй
вопрос большинство опрошенных покупают
сыр 2-3 раза в месяц, их количество из
общего числа – 30%, 29% покупают сыр 1
раз в неделю, 27% - 2-3 раза в неделю,
7% - 1 раз в месяц, каждый день сыр
покупают 4% и только 3%приобретают
его реже 1 раза месяц.
Рисунок 2. Частота покупки сыра потребителями
[17]
Что касается объема приобретаемого за
одну покупку сыра: только 15% опрашиваемых
приобретают свыше 500г. сыра, 22% предпочитают
брать менее 300г. и большинство, т.е.
42% - от 300 до 500г (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Объем приобретаемого сыра [17]
Рассматривая, отечественный ли сыр или импортный предпочитают приобретать потребители, оказалось, что импортный, но с разницей всего 2% (рисунок 4). Причем, насколько любители зарубежной продукции уверены, что этот сыр качественнее и вкуснее, настолько и потребители-протекционисты уверены в том, что отечественный сыр, ничуть не уступает импортному ни по каким характеристикам, и, что немаловажно, здесь ни при чем ценовой фактор.