Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа
Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………………………….3
1.1 Понятие, роль и виды рынка и маркетинговых исследований..…………..5
1.2 Цели, задачи рынка и маркетинговых исследований…………..………….9
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА……………...13
2.1 Процесс и методика проведения маркетинговых исследований рынка…….………………………………………………………………………..13
2.2 Анализ рынка сыра Республики Казахстан………………………………..16
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………22
3.1 Особенности проведения маркетинговых исследований в зарубежных странах……………………………………………………………………………22
3.2 Перспективы совершенствования проведения маркетинговых исследований Республики Казахстан…………………….………………..…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29
Для предприятий
различных отраслей и сфер деятельности
первостепенной проблемой становится
обеспечение сбыта готовой
Основной
реалией современной
Под маркетинговыми
исследованиями понимается системный
сбор и анализ данных по разным аспектам
маркетинговой деятельности. Доскональное
знание потребителя, особенностей и
мотивов его поведения
На сегодняшний день в экономической литературе существует несколько определений понятия «маркетинговые исследования»:
Маркетинговое исследование - это систематическая подготовка и проведение различных обследований, анализ полученных данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед компанией. [2, с.129-130].
Маркетинговые
исследования являются функцией,
которая связывает организацию
с потребителями через
Маркетинговые исследования - любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, то есть система сбора, обработки, анализа данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности [2, с.134].
Роль маркетинговых исследований в процессе принятия управленческих решений на предприятии достаточно велика. Она характеризуется необходимостью таких исследований как для сбора информации, необходимой для принятия решения, так и для корректировки самого решения в процессе его внедрения в жизнь. Маркетинговые исследования занимают обычно срединное положение между осознанием необходимости какого-либо решения, и его принятием [2, с.126].
Маркетинговые исследования помогают определить возможные направления развития бизнеса. Их нужно проводить, принимая решения:
Маркетинговые исследования в соответствии с целями делятся на три большие группы:
Исследования
разведывательного характера
Описательно
- прогностические исследования
Оправдательные исследования могут потребоваться для оценки эффективности рекламной кампании. В таком случае осуществляются замеры до и после ее проведения [3, с.236-237].
1.2 Цели, задачи рынка и маркетинговых исследований
В современной экономике рынок играет важную роль в развитии предпринимательской сферы деятельности. Рынок интересует предпринимателя, прежде всего по двум направлениям:
1) положение товара, который он уже производит, и ситуация, складывающаяся вокруг него;
2) возможности
для расширения своей доли
рынка путем увеличения
Следовательно, экономического эффекта можно достичь путем изучения рынка маркетинговыми исследованиями.
Предприятия, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудование. Торговые предприятия продают на. рынке все товары своего торгового ассортимента. Приобретают же предприятия на рынке в первую очередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.
Таким образом, рынок оказывается на скрещивании множества дорог, по которым в одну сторону, от продавца к покупателю, движутся продаваемые одними и покупаемые другими ресурсы, продукция, товары, услуги, а в другую — направляются денежные потоки от покупателей к продавцам в виде платы за купленные товары.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Функционально маркетинговые исследования представляют собой иерархически организованную систему управления деятельностью на рынке, регулирования рыночных процессов и изучения рынка.
Одним из
базовых требований маркетинга является
обеспечение «прозрачности» рынка
и «предсказуемости» его
Без сбора
достоверной информации и последующего
его анализа маркетинг не сможет
в полной мере выполнить свое предназначение,
которое заключается в
Ряд специалистов
подходит к понятию «маркетинговое
исследование» путем
Серьезную проблему представляет выбор объекта маркетингового исследования. Им может быть само предприятие и силы, входящие в микросреду его маркетинга, в частности конкуренты, поставщики и предприятия - конкуренты, потребители/покупатели – клиенты; федеральный или региональный рынок, включая его сегменты, а также население или отдельная его группа, как носитель демографических и социально-экономических факторов макросреды маркетинга.
Цель
маркетингового исследования – создать
информационно-аналитическую
Множество целей, которые ставят перед собой маркетологи или их заказчики можно разбить на четыре легко идентифицируемые группы:
- поисковые
- предусматривающие сбор
- описательные
- предполагающие детальное
- экспериментальные
– состоящие в проверке
- оправдательные
– призванные подкрепить
Задачи
маркетинговых исследований могут
быть самыми различными. Прежде всего,
это нахождение потенциальных покупателей,
изучение их потребностей, существующего
и будущего спроса на товар для
выбора целевых рынков, т.е. рынков,
на которых фирма может
Каждая
фирма самостоятельно ставит себе задачи
маркетингового исследования, исходя
из собственных интересов. Охват
широкого спектра направлений
Маркетинговое
исследования является составной частью
общей информационной системы. Сведения,
факты, данные, собираемые для маркетинговых
целей, образуют самостоятельный сектор
единого информационного поля. Поэтому
маркетинговое исследование базируется
на общих требованиях и принципах
информатики и при его
В маркетинговом исследовании лучших результатов добивается тот, кто осуществляет творческий подход, проявляет инициативу, находит новые, нетрадиционные пути исследования [14, с.25].
Маркетинговое
исследование, как правило, обходится
недешево. Ф.Котлер, например, утверждает,
что бюджет маркетингового исследования
составляет 1-2 % объема продаж фирмы. Значительные
убытки понесет тот предприниматель,
который пожелает сэкономить на маркетинговом
исследовании [11, с.121]. В литературе
по проблемам маркетинга при анализе
банкротств некоторых фирм на рынке,
как правило, одной из серьезных
причин называют неумение маркетинговых
служб адекватно оценить
Однако
в ряде случаев даже крупным предприятиям
невыгодно самостоятельно проводить
масштабное исследование, требующее
участия