Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема маркетинговых исследований рынка является чрезвычайно актуальной для любой фирмы, даже не очень крупной. Переход экономических отношений на международный и мировой уровень привёл к тому, что маркетинговые исследования стали неотъемлемой частью экономической деятельности любой фирмы, нацеленной на получение значительной прибыли, то есть фактически каждой более или менее видной фирмы. Если руководство фирмы заинтересовано в увеличении прибыли, оно, в современных условиях, должно переориентировать производственную деятельность своей фирмы, нацеливая её на большее соответствие нуждам потребителей.

Содержание работы

Введение 4
1 Сущность и виды маркетинговых исследований 6
2 Изучение маркетинговых исследований на СООО 18
«Мебелинк» 18
3 Оценка эффективности маркетинговых исследований 23
Список использованной литературы 32
Приложения 34

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 341.85 Кб (Скачать файл)

Потеря  потенциального потребителя - вещь опасная. Время от времени необходимо прилагать  усилия чтобы соприкоснуться с клиентом, посмотреть на организацию, товар, услугу с точки зрения клиента. Патриция Лэбоу полагает, что время “сидячего  принятия решений” закончилось. Она  пишет:

Понимаем  мы это, или нет, но наше общество в  основном является рыночно-ориентированным. Ни один из наших институтов не существует независимо от общественного мнения, каждый должен играть роль. Каждый из них  должен соответствовать потребностям общества. Вследствие этого, каждый политик  обязан знать, какие потребности  существуют, и постараться определить наилучший способ предоставления услуг  или продукции, способствующих удовлетворению этих потребностей.

Именно  благодаря социальному и политическому  маркетингу метод фокус-групп получил  распространение в России. Социальный маркетинг является технологией  предложения определенного поведения  как товара. Необходимо проанализировать, что мешает людям поступать определенным образом, найти способы устранения этих препятствий, чтобы создать  эффективную социальную рекламу. Здесь  без фокус-групп не обойтись. Именно при реализации проекта РОСКОН началось активное применение фокус-групп в нашей стране. Целью проекта было содействие позитивному восприятию населением рыночных реформ. Для этого был разработан ряд учебных фильмов, теле- и радиопередач, газетных публикаций, направленных на определенные целевые аудитории: школьники, студенты, служащие, крестьяне, домохозяйки, военнослужащие и т.д. Каждый из подготовленных материалов проходил предварительное тестирование в фокус-группах, чтобы выяснить, насколько адекватно представители целевых аудиторий его воспринимают, чтобы успеть его скорректировать до выхода в эфир, или до публикации [29, с. 170].

Социальный  маркетинг часто предусматривает  внедрение социальных программ, идей которые не свойственны данной конкретной культуре, или субкультуре. В этом случае образцы социальной рекламы  также проходят тестирование в фокус-группах. Это могут быть программы планирования семьи, здорового образа жизни, снижения межэтнической напряженности и  т.д.

Политический  маркетинг обычно связывают с  деятельностью имиджмейкеров и  предвыборными кампаниями. В первом случае необходимо проанализировать восприятие того или иного политика на уровне имиджа. Специалисты могут давать рекомендации политику по поводу внешнего вида, стиля поведения, но слишком  рискованно представить новый имидж  без получения обратной связи  от интересующей группы населения. Ошибка может дорого обойтись. При проведении предвыборных кампаний необходимо оперативно реагировать на изменение ситуации. Если подсчет рейтингов дает представление  о распределении приоритетов  среди избирателей, то он не дает никакой  информации о причинах падения рейтинга. Для корректировки тактики необходимо также оперативное проведение фокус-групп. Хочу отметить, что фокус-групповой  бум был в определенной мере обусловлен активным использованием этого метода в предвыборной кампании Б. Клинтона.

Как уже  говорилось, существуют два типа качественных интервью, которые применяются в  маркетинговых исследованиях: индивидуальные и групповые. Индивидуальные интервью построены на взаимоотношениях интервьюер - респондент, в групповых интервью в качестве респондента выступает  группа представителей интересующей целевой  аудитории. В последнее время  нет единого мнения, чем отличается собственно фокус-группа от группового интервью, однако, можно сказать, что, в отличие от обычного группового интервью, фокус-группа имеет более  конкретную направленность (фокус) и  характеризуется более директивным  стилем проведения, в то время, как  просто групповое интервью считается  в большей степени ненаправленным, более гибким (при этом приемы проведения остаются теми же).

Можно сказать, что фокус-группа - особая форма группового интервью. Это интервью проводится, как правило, тремя исследователями: один модератор (ведущий группы) и  два ассистент-модератора (аналитики) [33, с. 17].

Методом фокус-групп называют неформализованное  интервью, проводимое не с индивидуальным респондентом, а с группой. Элементы обычного индивидуального интервью, то есть, взаимодействия “интервьюер - респондент”, сочетаются в этом методе с взаимодействиями “респондент - респондент”. Иными словами, это - исследовательская  техника сбора данных посредством  группового обсуждения темы, заданной исследователем. Фокус-группа - заранее  спланированная дискуссия.

Можно провести аналогию между фокус-группой и  телевизионными ток-шоу, где предлагается тема для обсуждения группе людей, и  функция ведущего заключается в  том, чтобы вести дискуссию в  нужном русле. Однако разница между  телевизионными дискуссиями и фокус-группами принципиальна. Она заключается  в конечной цели. Если целью первых является столкновение мнений по определенному  вопросу с целью привлечения  внимания аудитории, то целью фокус-групп, в отличие от других видов групповых  дискуссий, является получение информации о мнениях и реакциях их участников в том виде, какими они непосредственно  являются для дальнейшего принятия решения. Также, при проведении фокус-групп  недопустимо задавать наводящие  вопросы, вопросы, содержащие подсказки [15, с. 44].

В настоящее  время в практику вошло множество  групповых техник. Это и тренинги, имеющие целью изменение поведения, или социальных установок людей (психологические тренинги), терапевтические  группы, группы принятия решения (дельфийские  группы, группы мозгового штурма), которые  имеют свои особенности как в  методике проведения, так и в конечном результате.

Фокус-группа - группа особого типа с точки  зрения цели, размера, состава и методики проведения. Фокус-группа обычно формируется  из семи - десяти участников, не знакомых друг с другом. Эти участники отбираются по наличию ряда общих характеристик, имеющих отношение к теме фокус-группы.

Исследователь создает в фокус-группе непринужденную обстановку, которая предполагает терпимое отношение к различным мнениям  и точкам зрения, без принуждения  участников голосовать, разрабатывать  планы или приходить к консенсусу.

Групповая дискуссия проводится несколько  раз среди подобных типов участников для выявления тенденций и  моделей восприятия.

Тщательный  и систематический анализ этих дискуссий  обеспечивает ключи к проникновению  в сущность мнений о тех или  иных видах продукции, услугах, возможностях, ситуациях.

Итак, фокус-группа может быть определена как тщательно  запланированная дискуссия, нацеленная на сбор мнений в определенной области  в непринужденной обстановке. Она  проводится под руководством опытного интервьюера. Атмосфера дискуссии  спокойная, уютная, доверительная, и  сама дискуссия часто оказывается  увлекательной для участников по мере обмена мыслями и мнениями. Члены группы оказывают друг на друга  определенное влияние, откликаясь на высказывания и комментарии в ходе дискуссии.

Проблема  определения сферы применения фокус-групп  является одной из центральных, решенных лишь на практическом, но не на теоретическом  уровне. Можно отметить следующие  примеры использования фокус-групп:

Нет знаний по какой-либо проблеме; фокус-группы помогают собрать недостающие сведения по исследуемому вопросу.

Конструирование вопросника, анкеты.

Для проверки каких-то идей. Как идея воспринимается, оценивается данной целевой аудиторией [9, с. 8].

Американский  социолог Р.Мертон, выделяет следующие  отличительные особенности фокус-групп:

Респонденты должны быть участниками некоторой  определенной ситуации, иметь некий  общий опыт.

Эта ситуация предварительно анализируется исследователем, на основании чего он приходит к  ряду гипотез.

На основе этого анализа разработан сценарий интервью, в котором очерчиваются основные области исследования, вопросы.

Интервью  фокусируется на субъективных переживаниях людей по поводу заранее проанализированной ситуации [19, с. 55].

Фокус-группа помогает выявить то, как различные  люди понимают одну и ту же ситуацию, дают возможность получить более  разнообразный массив ответов.

Авторы  различных методических пособий  по проведению фокус-групп обычно сопоставляют их с индивидуальным интервью, отмечая  преимущества того или другого метода. Предметом споров часто является групповая динамика, влияние которой  на качество полученной информации расценивается  неоднозначно. Одни социологи считают, что групповая динамика необходима, ее надо добиваться, некоторые авторы полагают, что групповая динамика отрицательно влияет на респондентов и результаты. Рассмотрим основные последствия взаимодействия участников фокус-групп друг с другом.

В ходе проведения групповой дискуссии между участниками  возникают определенные взаимоотношения, которые влияют как на ход дискуссии, так и на полученную информацию. В результате этих взаимоотношений, в группе могут наблюдаться растормаживающий и сдерживающий эффекты.

Растормаживающий  эффект связан с тем, что в группе часто находится участник, готовый  поделиться своим опытом более откровенно, и это раскрепощает других.

Стимулирующим фактором является также аспект социального  равенства участников.

В ходе фокус-групп  участники могут бросать своего рода вызов друг другу и отвечать на этот вызов, что приводит к высокой  степени вовлеченности и обеспечивает спонтанность ответов. Этот растормаживающий эффект иногда называют эффектом вагонного  попутчика. Как правило, участники  группы не знакомы друг с другом, возможно, они никогда больше не встретятся, что и позволяет им быть более откровенными. Возможно даже, что фокус-группа окажется единственным местом, где человек сможет позволить себе высказать свое мнение открыто. Однако, это не всегда так.

Основным  фактором сдерживания является очевидное  нежелание людей публично говорить об интимных проблемах, сообщать о социально  неодобряемых поступках или побуждениях, высказывать социально неодобряемые мысли. Человек может попасть  под влияние группы и, вместо того, чтобы высказать свое личное мнение, будет просто транслировать общепринятые фразы. В современных маркетинговых  исследованиях основными темами, в которых особенно велик фактор сдерживания, называют контрацепцию, личную гигиену, финансы. Возможность возникновения  сдерживания следует учитывать  при выборе применяемой методики, чтобы оценить, в какой мере сдерживающий фактор может помешать получить интересующую информацию [28, с. 44].

Фокус-группы более пригодны для получения  широкого спектра мнений, реакций  и установок, более или менее  репрезентативного по отношению  к исследуемой целевой аудитории, то есть, характерных для определенной категории людей. Важным достоинством фокус-групп является проявление в  них плохо осознаваемых установок, которые становятся осознанными  и выявляются в процессе общения.

Таким образом, фокус-группы наиболее пригодны для  исследования проблем, в которых  требуется не столько глубокое изучение некоего сложного вопроса, сколько  получение данных о спектре возможных  реакций или ситуаций.

Исходя  из проведенного анализа, можно сделать  вывод, что все виды исследований рынка - это не альтернативные, а взаимодополняющие подходы, которые при умелом их сочетании дают наилучшие результаты.

 

 

 

 

2 Изучение  маркетинговых  исследований на СООО

«Мебелинк»

 

 

СООО  «Мебелинк» является одним из крупнейших специализированных предприятий по производству и продаже офисной  мебели, основанное еще в 1993 году. «Мебелинк» – белорусское производственное предприятие, более тринадцати лет  предоставляющее своим клиентам современные решения для создания эффективного офиса, высококачественную продукцию и оптимальный набор  услуг.

Полное  наименование предприятия – Совместное общество с ограниченной ответственностью «Мебелинк»; форма собственности  – частная. Общество является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица.

Место расположения: Республика Беларусь, г. Минск. Почтовый адрес: 220056, г. Минск, пер. Промышленный, дом 10; факс/тел: 299-68-95.

На сегодняшний  день компания «Мебелинк» – это  сплоченный коллектив высококвалифицированных  специалистов, современная производственная база, фирменные салоны и сеть представительств по всей Беларуси, партнеры в Российской Федерации и странах СНГ. 

Внедряя современные технологии, компания «Мебелинк» предлагает только передовые решения, соответствующие тенденциям мирового мебельного дизайна. Сотрудники компании «Мебелинк» ориентируются на выпуск продукции европейского качества, работают над разработкой перспективных  проектов.

Современное немецкое и итальянское оборудование, материалы и комплектующие ведущих  европейских поставщиков, используемые в производстве мебели, позволяют  компании производить высококачественную серийную и индивидуальную мебель для  оригинальных офисов. Компьютерный контроль на всех этапах производства, наилучшие  экологически чистые материалы и  комплектующие, оперативная и профессиональная сборка мебели позволяет компании давать клиентам повышенные гарантии - гарантийный  срок на мебель собственного производства составляет 3 года.

Вся выпускаемая  продукция имеет удостоверения  гигиенической регистрации и  сертификаты соответствия. Складская  программа систем мебели всегда в  наличии на складе компании, общая  площадь которого составляет более  3000 м.кв.

Информация о работе Маркетинговые исследования