Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:24, курсовая работа
И если совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, теперь же к услугам аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы. Объясняется все довольно просто: возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращение издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг маркетинговых услуг, позволяющий отдать часть производственных процессов в «чужие руки». И хотя, многие российские организации сегодня пока только присматриваются к этому, сравнительно молодому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров.
Актуальность
работы. Тема «Маркетинговый аутсорсинг» относится к числу наиболее важных и
актуальных тем в маркетинге. Поэтому
целью курсовой работы является глубокое
и расширенное изучение маркетинговых
услуг и аутсорсинга как отдельно, так
и в целом рассмотрение аутсорсинга маркетинговых
услуг.
Актуальность темы аутсорсинга маркетинговых
услуг для российских компаний трудно
переоценить – всего за несколько лет
аутсорсинговые схемы стали одной из неотъемлемых
составляющих успешных бизнес-стратегий.
Аутсорсинг – это относительно новый вид
услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся
на западе аутсорсинговые услуги сегодня
находят своего потребителя и в Российской
Федерации. И если совсем недавно потребителями
таких услуг в нашей стране были в основном
представительства иностранных компаний
и совместные предприятия, теперь же к
услугам аутсорсеров все чаще прибегают
обычные российские фирмы. Объясняется
все довольно просто: возрастающая на
потребительском рынке товаров, работ
или услуг конкуренция требует от субъектов
предпринимательства роста эффективности
производства и сокращение издержек. Во
многом решить эту проблему помогает именно
аутсорсинг маркетинговых услуг, позволяющий
отдать часть производственных процессов
в «чужие руки». И хотя, многие российские
организации сегодня пока только присматриваются
к этому, сравнительно молодому виду услуг,
малый и средний бизнес уже активно пользуется
услугами аутсорсеров.
1 Маркетинговые услуги
1.1 Маркетинг услуг: понятие и сущность
Маркетинговые услуги позволяют проанализировать рынок, получить информацию о потенциальных потребителях и конкурентах. Так в процессе оказания маркетинговых услуг составляется портрет потенциального потребителя и конкурентные преимущества продукта – на основе этих данных будет простраиваться медиастратегия. Также в ходе оказания маркетинговых услуг, анализа полученных данных определяются способы позиционирования и выявляется основное коммуникативное послание – на основании чего будет реализовываться креативная стратегия. Маркетинговые услуги лежат в основе разработки общей концепции рекламной кампании.
Кроме того, маркетинговые услуги позволяют проанализировать результаты проведенного комплекса мероприятий. Даже если результаты рекламной кампании трудно измерить, как, например, в случае с имиджевой компанией, когда задачей становится повышение узнаваемости и популяризация торговой марки - все же спустя определенное время можно отследить и дать оценку коммуникативной эффективности данной рекламной кампании. Вкладывая деньги в рекламную кампанию нужно все просчитать и добиться заданного в самом начале результата. Может быть, результат невозможно просчитать абсолютно точно, но все же необходимо четко осознавать, какую цель преследуют и чего хотят добиться по завершению рекламной кампании. Этот результат выявляется в ходе организации и проведения маркетинговых услуг, полного анализа всей доступной информации. Маркетинговые услуги осуществляются на качественно высоком уровне благодаря работе профессионалов, передовому программному обеспечению, доступу к необходимым базам данных.
Для начала важно сформулировать определение общего понятия «услуга»: это есть отношение общественного труда в форме его нетоварного обмена и в качестве непосредственно полезного процесса трудовой деятельности физического или юридического лица. Опираясь на такое определение, выделим следующие основные черты содержания понятия «услуга» :
В понятие маркетинговые услуги по определению входят те услуги, которые обеспечивают продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю, или, иными словами, маркетинговые услуги – это действия, направленные на сбыт продукции: consumer promotion, trade marketing, merchandising, direct marketing, CRM-программы, event marketing .
Маркетинговые услуги – исключительно широкое понятие, включающее в себя все существующие виды маркетинговой деятельности: от проведения исследований, проектирования продукции, продвижения ее на рынок, планирования и осуществления коммуникаций до услуг в сфере брендинга и юридического сопровождения маркетинговых процессов.
Маркетинговые услуги – это стратегическое планирование и консалтинг по продвижению отдельных товаров и услуг на заданном рынке с целью получения максимальной прибыли хозяевами бизнеса, то есть план действий и отслеживание принятой стратегии, анализ результатов, изменения стратегии и выбранных инструментов в связи с изменением ситуации на рынке. На сайтах многих крупных маркетинговых агентств можно встретить весьма обширный перечень услуг: интегрированный маркетинг, аналитика и мониторинги, PR, и даже семинары и тренинги. Поэтому можем с уверенностью говорить, что маркетинговые услуги – это абсолютно все виды маркетинговой деятельности.
На данный момент по приблизительным оценкам в России существует 220 исследовательских агентств, правда не все они специализируются только на маркетинговых исследованиях. Около 30% таких фирм находятся в Москве, остальные «разбросаны» по России. Спрос на маркетинговые исследования за 2007 год вырос на 37%, что говорит о том, что всё большее число предпринимателей понимают важность маркетинговой деятельности в среде жестокой конкуренции. Проведение таких исследований позволяет :
Маркетинговые
агентства, специализирующиеся
Маркетинговый консалтинг в последнее время стал одним из самых динамично развивающихся сегментов консультационных услуг, стоит только сказать, что за последние 5 лет он вырос более чем в 5 раз. На 2007 год насчитывалось около 120 консалтинговых агентств по маркетингу. Наиболее популярен консалтинг по вопросам брендинга фирмы, а также по разработке стратегий и позиционирования товара на рыке. Так же подобные фирмы предлагают набор следующих услуг :
Термины Above The Line (ATL – «над чертой») и Below The Line (BTL – «под чертой») появились ещё в середине ХХ века. Руководитель крупной американской компании как-то раз составлял смету расходов на рекламу и продвижение товаров. Он написал список, подвел черту, чтобы сосчитать сумму всех затрат и вспомнил, что не включил в список одно мероприятие по продвижению и дописал его под чертой. С тех пор маркетинговые мероприятия стали разделять на 2 вида. На данный момент существуют разные понимания того, что относится к маркетингу «над чертой», а что – «под чертой». Но в общем картина выглядит следующим образом:
Затраты
на ATL включают в себя все расходы,
связанные с размещением
Всё что не включено в ATL относится к BTL, правда последнее время хотят переводить некоторые элементы BTL в категорию «основных». К расходам «под чертой» принято относить: различные формы стимулирования сбыта, PR, прямой маркетинг, личные продажи, выставки, промо-акции, упаковку и т.п. Одним словом, BTL - это комплекс маркетинговых мероприятий, не включающий традиционные медиа. При помощи BTL достигаются такие цели, как увеличение объёмов продаж товаров, к тому же BTL-акции благотворно влияют на имидж бренда .
Агентства
BTL предоставляют следующие
Существует 2 типа sales promotion:
1. Trade promotion
- ориентируется не на
2. Consumer promotion, наоборот, комплекс мер, направленных непосредственно на покупателя. Ее цель – стимулирование сбыта товара непосредственно в нужное время в нужном месте, стимулирование повторных покупок и т.д.
В последнее время среди российских исследователей маркетинга обозначился интерес к маркетингу услуг. Этот интерес, очевидно, обусловлен процессом приватизации непроизводственной сферы и стремительным развитием среди прочих таких отраслей услуг, как банковское дело, страхование, консалтинг, туризм, платное образование, частная медицина и услуги неприбыльных организаций. Тем не менее при близком знакомстве с отечественной литературой по маркетингу услуг не трудно обнаружить, что у российских маркетологов отсутствует какая-либо общепринятая модель маркетинга услуг. У западных коллег такая модель (или, по крайней мере, какие-то общепризнанные структурные элементы этой модели) существует.
А) Одной из ранних концептуализаций маркетинга услуг была модель, разработанная Д. Ратмелом в 1974 г. В начале 1970-х годов дисциплина «маркетинг услуг» только зарождалась в ответ на явление, прозванное в западной литературе «революцией в секторе услуг». Модель Ратмела была первой попыткой показать различия между функциональными задачами маркетинга в производственном и непроизводственном секторах [Приложение, Рис.1]. Модель Ратмела показывает, что в производственном секторе возможно различить по крайней мере три, хотя и связанных, но вполне самостоятельных процесса: 1) процесс производства товаров; 2) процесс маркетинга этих товаров; и 3) процесс потребления этих товаров.
Б) Модель П. Эйглие и Е. Лангеарда была разработана в 1976 г. во Франции профессорами школы бизнеса при Марсельском университете. Модель, которую П. Эйглие и Е. Лангеард назвали «сервакшн», или «обслуживание в действии» [Приложение, Рис.2]. Модель подчеркивает не только одновременность производства и потребления услуги, но и ее неосязаемость. Если модель Ратмела лишь обозначила необходимость внимания к процессу взаимодействия продавца и покупателя как новую функциональную задачу маркетинга, то «сервакшн»-модель как бы микроскопически показывает нам то, что, собственно, происходит в этом процессе. Ключевыми факторами в этой модели являются: 1) сам процесс обслуживания, охваченный большим квадратом; 2) организация услуг, обозначенная малым квадратом; 3) потребитель А; и 4) потребитель Б.
В) Модель К. Грёнроса. Кристиан Грёнрос является наиболее известным представителем так называемой Северной школы маркетинга услуг «Нордик скул». Эта школа представлена исследованиями в области маркетинга услуг, осуществляемыми учеными из шведской и финской школ экономики. В значительной степени эта модель основана на моделях Д. Ратмела и П. Эйглие и Е. Лангеарда и формально не имеет какого-либо оригинального схематического выражения. Однако вкладом Северной школы в теорию маркетинга общепринято признается детальная концептуальная разработка терминологии маркетинга услуг и введение в научный оборот таких концепций, как внутренний маркетинг, качество услуги и интерактивный маркетинг.