Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:29, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы (ВКР) является исследование теории и практики применения визитного мерчандайзинга как инструмента стимулирования сбыта.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
• анализ сущности, видов, методов мерчандайзинга;
• изучение инструментов мерчандайзинга как средства невербальных маркетинговых коммуникаций;
• исследование особенностей визитного мерчандайзинга
• анализ и оценка мерчандайзинговой деятельности «Магнит»;
• разработка рекомендаций по совершенствованию применения визитного мерчандайзинга как инструмента стимулирования сбыта «Магнит».
Объектом исследования явилась стимулирование сбыта «Магнит»; средствами визитного мерчандайзинга.
Предмет исследования – визитный мерчандайзинг.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты мерчандайзинга как инструмента стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг
1.1 Цели, задачи и методы стимулирования сбыта
1.1 Основные этапы развития мерчандайзинга в России
1.2 Инструментарий стимулирования сбыта
1.3 Специфика мерчандайзинга как инструмента стимулирования сбыта новых товаров
1.4 Особенности визитного мерчандайзинга
Глава 2 Мерчандайзинг как инструмент стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг в практике ООО «Молния»
2.1 Анализ влияния микро и макрофакторов на мерчандайзинговую деятельность ООО «Молния»
2.2 Анализ стимулирования сбыта на основе мерчандайзинга в ООО «Молния»
2.3 Анализ эффективности мерчандайзинга в ООО «Молния»
2.4 Анализ возможностей использования визитного мерчандайзинга в целях повышения эффективности сбытовой деятельности в ООО «Молния»
Заключение
Список использованных источников и литературы
2. Составление ассортиментной матрицы.
Как показал анализ, в «Магните» ассортиментная матрица имеется, но ее аналитические данные не используется в той мере, в какой это должно приносить ощутимый результат. Вместе с тем, ее преобразование в ротируемую ассортиментную матрицу является необходимым условием внедрения визитного мерчандайзинга. В качестве основных этапы работы с ассортиментной матрицей «Магнит» предлагаются следующие:
Первый этап создания ротируемой ассортиментной матрицы:
1. Анализ ассортимента дает группы:
2. Аутсайдеры выводятся
из ассортиментной матрицы,
3.Кандидаты в аутсайдеры,
возможно, неправильно позиционируются
или на них установлены
4. Затягивающие товары
– товары привлекающие
5. Нишевые товары дают
«своего» клиента, это
6. Основные и привлекательные
товары, в силу их высокой
7. Лидер– понятие внутреннее (основанное на марже), для покупателя это могут быть основные и привлекательные товары.
Сформированная таким
образом ассортиментная матрица
даст возможность получения
Второй этап создания ротируемой ассортиментной матрицы - расчет процентного соотношения товарных категорий «Магнит» по основаниям:
Производим соответствующий расчет товарных групп в товарных категориях «Магнит» и получаем четкую процентную матрицу, согласно которой товарные группы должны занимать соответствующий объем торгового пространства. Затем необходимо наложить эту матрицу на торговое пространство «Магнит» .
Третий этап создания ротируемой ассортиментной матрицы - замеры соответствий: производятся замеры торгового зала «Магнит» и плоскостей размещения товаров в результате чего выявляется соответствие требуемого торгового оборудования товарным группам и товарным категориям. В этом случае показательным становится использование фейсинга, то есть «Магнит» имеет возможность расширить выкладку продаваемого товара, если он имеет хорошие продажи и небольшое количество наименований. Здесь учитывается принцип получение максимальной прибыли с квадратного метра торговой площадии появляются возможности использовать наиболее оперативную методику оценки мерчандайзинговой деятельности: каждый товар занимает в магазине выделенную под него торговую площадь и/или место на соответствующем торговом оборудовании. При изменении (или определении оптимальной) торговой площади под товар рассчитываются такие показатели как: товарооборот с 1 кв.м. торговой площади (в том числе сравнительный по разным товарам), товарооборот с 1 погонного метра выкладки, коэффициент эффективности использования торговых площадей (Доля в товарообороте/Доля в выкладке), эластичность площади.
Рисунок 14 - Модели ротируемой ассортиментной матрицы
Сравнивая величины товарооборота до/во время/и после проводимых мерчандайзинговых мероприятий, можно оценить их эффективность.
Четвертый этап создания ротируемой ассортиментной матрицы - зонирование торгового зала и построение схемы: анализируем торговое пространство «Магнит» по основаниям:
После того, как четко установится, что, где и как в «Магнит» будет размещено, необходимо создать планограммы товарных групп, без них ассортимент будет «плавать». С учетом принципов размещения товаров, необходимо рассчитать планограмму, в которой каждому артикулу принадлежит свое уникальное место и фейсинг (повторение артикула в выкладке), в соответствии с продаваемостью.
Принципы размещения товаров:
1. Расположение по цене: товары в товарных группах имеют четкое расположение по увеличению цены слева направо и снизу вверх.
2. Размещение по размеру/объему: габаритные/тяжелые товары размещаются внизу.
3. Расположение в соответствии с ценовым сегментом
Пятый этап создания ротируемой ассортиментной матрицы - создание планограмм товарных категорий. «Магниту» нужна ассортиментная матрица с учетом продаж в штуках (для определения фейсинга), ценовых сегментов (высокий средний и низкий) и четкого артикула (SKU)/ Также понадобятся данные замеров торгового оборудования в погонных метрах. На основании вышеуказанных данных строится планограмма, где четко определено место каждого артикула в соответствии с принятым стандартом размещения ценовых сегментов (60%(низкий) - 30%(средний) - 10%(высокий).
Ассортиментная матрица «Магнит» должна постоянно пересматриваться, это создает условия для ее оптимизации и улучшения. Так в нее вводятся новые товары и выводятся аутсайдеры и товары неустойчивой поставки. Планограмма – это живой инструмент, он меняется вместе с ассортиментной матрицей в соответствии с установленным циклом ротации.
Планограмма также является механизмом выявления скрытых проблем, например нечеткой работы поставщиков, трудностей работы внутренней и внешней логистики, работы персонала в торговом зале. «Дыры» в планограмме , когда находящийся в ней артикул товара не может быть выставлен на полку, укажут на эти проблемы. Не нужно бояться этого явления и тем более не нужно растягивать выкладку, пытаясь скрыть эти «дыры». Необходимо так организовать работу, чтобы устранять причины, приводящие к появлению «дыр» а не сами «дыры».
3. Третьим этапом внедрения визитного мерчандайзинга в «Магнит» следует выделить промоакции.
Следующая важная сфера - разработка технологии проведения промоакций:
Необходима четкая структура организации промо.
1. Товары KVI (Key value indicator) должны
быть заметны (но не выделены
специально), поскольку именно по
ним покупатель делает вывод
о том, дорогой магазин или
дешевый. Для правильного
2. Постоянно проводимая промопрограмма, имеющая цикл, равный одному обращению лояльного покупателя в магазин. Товары по промопрограмме должны иметь постоянное место выкладки или находиться на своем месте согласно планограмме и выделяться специальным ценником. Второй способ заставляет покупателя искать промотовар и стимулирует импульсные покупки, что предпочтительнее в случае существования хороших товарных предложений.
3. Технология управления сезонами. «Магниту» необходимо иметь постоянное место, на котором представлена гамма наиболее востребованных по сезонному принципу товаров. Выкладка меняется с частотой – 1 раз в месяц.
4. Спецакции по товарам.
Внутренние акции, имеющие
5. Распродажи. Могут быть сезонные (новогодний базар, летняя распродажа) и постоянные (из бюджет аmarkdown)
6. Акции по инициативе поставщиков. Могут быть источником получения дополнительного дохода, специальных цен или ретро бонусов. Варианты разнообразные, главное – товар выделяется по какому-либо основанию.
7. Выделение собственных проектов, наприме рrivate label. Логично выпускать расходные материалы, мелкие аксессуары и проч. как товары под Собственной Торговой Маркой. Это позволяет закладывать высокую маржу, повышает лояльность покупателя к торговой сети и дает свободу в отношениях с поставщиками. Главное – выбрать правильныйbenchmark и качественного производителя.
8. Определение лидеров продаж и фиксация их в TOP 100, TOP 50, TOP 10 и т.д. Выделение их спецценниками. Постоянный мониторинг этих товаров у конкурентов.
Таким образом, как показал проведенный анализ для внедрения визитного мерчандайзинга в работу «Магнит» необходимы следующие изменения:
1. Четкое зонирование товарных групп.
Для того, чтобы создать устойчивую мотивацию к покупке, необходимо произвести зонирование торгового зала, что создает внутреннюю логику магазина и приучает к этой логике покупателя.
2. Определение порядка размещения товарных групп в соответствии со стратегией продаж и на основании чередования «холодных» и «теплых» зон. Учитывая специфику восприятия покупателем отдельных зон торгового зала, нужно расположить в «горячих» (повышенного внимания) зонах стратегически продвигаемые и высокомаржинальные товары, а в «холодных» – самые популярные и продаваемые.
3. Внедрение ценового принципа размещения товаров в зонах выкладки «Магнит». Логика размещения товаров в зоне выкладки должна быть: слева направо и снизу вверх - увеличение цены. Выкладка формируется без учета брендов, но с учетом упаковки.
4. Построение планограмм «Магнит». Планограммы строятся на основе принципов выкладки и жестко фиксируют размещение товарного артикула. В случае продажи последней единицы товара выкладка не растягивается (как сейчас), ценник остается, но, на пустое место вешается табличка: «Извините, товар временно отсутствует». Наличие таких дыр в магазине является индикатором работы собственной логистики и поставщиков, что позволяет оптимизировать эту работу. Поставщики, допускающие срыв графика поставок штрафуются или заменяются на других, путем оптимизации решаются проблемы с внутренней логистикой.
Внедрение планограмм обязательно предполагает товарный запас, основанный на ритме продаж. Постоянное наличие товара в магазине – очень важный фактор, поскольку не нашедший необходимого товара покупатель уходит к конкуренту. В случае повторения ситуации он в 90% случаев уходит к конкуренту навсегда.
5. Внедрение стандартов оформления ценниками. Ценник должен иметь четкое место расположения: по левой границе товара и размещается под единицей товара. Если артикул товара представлен фейсингом больше одного – ценник все равно располагается слева внизу. Не сбоку, справа, слева и вверху от товара, как это происходит сейчас.
6. Внедрение стандартов оформления товаров по акциям и промо. Это стандарты выкладки и размещения POSM. Возможно четкое формирование выкладки на основе планограмм к каждой акции, оформленное в виде распоряжения, доводимого до управляющих в соответствующий срок до начала акции.
7. Формирование промозоны.Определение места выкладки по промоакциям и жесткая его фиксация. Традиционно, для этого используются торцы стеллажей (энды), но это может быть и специальная промовитрина. Для промозоны создается планограмма выкладки на каждую промоакцию. Параллельно идет выделение спецценниками товаров по TOP 50 на местах регулярной выкладки – это сильный мотиватор к покупке (большинство не может ошибаться).
8. Формирование сезонной зоны. Определяется место выкладки (желательно в зоне затягивания (1,5-3м от входа), наряду с промозоной) и определяется группа товаров, которые должны быть представлены. Жесткой планограммы нет.
9. Формирование зоны распродаж в «Магнит» .Желательно расположение этой зоны в самом неликвидном месте. Покупатель, хорошо информированный о наличии этой зоны, сам ее найдет. Также можно использовать эту зону в качестве манипулятора потоком покупателей.
10. Организация «кроссмерчандайзинга». Определение товарных пар и подбор специального оборудования для размещения этих товаров в «Магнит». Кроссмерчандайзинг стимулирует импульсную покупку. Возможно привлечение дополнительных средств от поставщиков на основе «коммерческого» размещения дополняющих товаров по кросс мерчандайзингу.
Информация о работе Мерчандайзинг как инструмент стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг