Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 02:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и применение на практике основных методов маркетингового исследования.
Цель данной курсовой работы предполагает решение следующих задач:
Теоретический анализ инструментов полевого исследования рынков (экономических явлений): опрос, наблюдение, эксперимент
Кабинетное исследование рынка (сбор информации о географическом рынке, на который фирма собирается вывести товар)
Исследование конкурентоспособности услуги методом «Таинственный покупатель»
Ценовое исследование по товару
Рабочее
определение: опрос
– метод сбора первичной маркетинговой
информации, который предусматривает
устное или письменное обращение к респондентам
с вопросами с целью получения информации
по интересующей исследователя проблеме
или явлении.
Таблица 3 – классификация опроса как метода маркетингового исследования
Классификационный признак | Деления классификации | |||
Круг опрашиваемых | потребители/
покупатели |
предприниматели | специалисты | эксперты |
По частоте проведения | одноразовый | многоразовый (панельный) | ||
Способ взаимодействия с респондентом | личный | по телефону | по почте | по интернету |
По форме проведения | письменный (анкетирование) | устный (интервьюирование) | ||
По структуре | структурированный | неструктурированный | ||
По числу респондентов | групповой | индивидуальный |
Пример.
Анкета гипермаркета «Старт» для ремонта,
дома и семьи [10]
Уважаемые покупатели! Просим Вас ответить на несколько вопросов. Это займет всего несколько минут и поможет нам сделать наш гипермаркет еще более удобным для Вас!
1. Откуда Вы узнали о существовании гипермаркета «СТАРТ»?
2. Оцените уровень цен в гипермаркете «СТАРТ» относительно других магазинов
3. Оцените ассортимент гипермаркета «СТАРТ» относительно других магазинов
4. Оцените уровень обслуживания в гипермаркете «СТАРТ» относительно других магазинов
5. Как часто Вы видите рекламу гипермаркета «Старт»
6. На выбор Вами места покупки в первую очередь влияют (проставьте цифры по степени важности: 1- наиболее важно; 5 – наименее важно)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Известность/репутация магазина: | |||||
Уровень цен в магазине: | |||||
Близость к дому/работе: | |||||
Разнообразие ассортимента: | |||||
Уровень обслуживания: |
7. Какие строительные и интерьерные магазины Вы посещаете помимо гипермаркета «СТАРТ»?
да | нет | |
Максидом: | ||
OBI: | ||
К-Раута: | ||
Метрика: | ||
Домовой: | ||
Санта Хаус: |
8. Обращаете ли Вы внимание на рекламные акции гипермаркета «СТАРТ»?
Несколько слов о Вас
9. Ваш пол
10. Ваш возраст
11. Семейное положение
12. Уровень дохода на человека в семье в месяц
Таблица 4 – Характеристика основных методов маркетингового исследования
Наименование метода | Достоинства метода | Недостатки метода | Предпочтительная сфера применения |
Экперимент | 1. достоверность
2.позволяет видеть причину и следствие 3. систематизированный характер 4. контроль ситуации 5.реалистичность условий |
1. высокие издержки
2.искусственность условий 3.неспособность контролировать все факторы 4.перенесение
результатов исследования в 5.временная задержка
между проведением 6. товар становиться известен конкурентам |
Исследование
психологических мотиваций Проверка существующей гипотезы относительно рыночных явлений. Эксперименты
применяются как для Исследования при выпуске инноваций. |
Наблюдение | 1. непосредственное
восприятие информации 2.возможность
наблюдать естественное 3.возможность обнаружить скрытую информацию 4. позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействия всех его участников 5. тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации |
1. трудоемкость
2. затратность 3.субъективное
истолкование данных 4.вопрос репрезентативности полученных данных 5.ограниченность человеческого восприятия (исследователь может пропустить важные факты) 6.присутствие
наблюдателя может оказывать
влияние на изучаемую ситуацию
и на людей, за которыми 8.ограниченность времени наблюдения |
Применяется для
получения первичной информации
о:
- Конкурентах -Партнерах и поставщиках -Выставках -Организации работ на производстве -Поведении потребителей Чаще используется как вспомогательное средство наблюдения для определения информации, которую опрашиваемые скрыли. Но в ряде случаев наблюдение является единственным способом получения точной информации (например, при работе с детьми). Также метод наблюдения используется для контроля данных, полученных другими методами. |
Опрос | 1.Относительно
низкие издержки
2.Высокая стандартизация 3.Легкость проведения 4.Возможность проведения глубокого анализа заключается в задании последовательных уточняющих вопросов |
1.Неточность (неправильные
ответы, неправильно составлены
вопросы)
2.Влияние интервьюера на респондентов 3.Малый процент возвращения анкет |
Исследование
предпочтений покупателей при выходе
на рынок с новой продукцией.
Выявление мнения покупателей о товаре фирмы и о товарах конкурентов. Выявление скрытых потребностей рынка. |
2.
Кабинетное исследование рынка
«Товарищество чаеторговцев» является лидером рынка Петербурга по объёму продаж развесного чая и количеству собственных магазинов. В состав розничной сети входят 18 магазинов "Унция", в которых предлагается более 220 сортов чая, а также сопутствующие товары. На сегодняшний день осуществляются оптовые поставки чая за пределы Петербурга. Клиенты представляют более 70 регионов России и страны СНГ.
С 2004 года развивается программа франчайзинга, и сегодня отличный развесной чай можно приобрести более чем в 80 магазинах "Унция" в разных городах по стране.
В
Санкт – Петербурге открыто 13 магазинов.
Однако практически все они
Для
того чтобы выяснить будет ли иметь
успех данный коммерческий проект мы
провели кабинетные исследования рынка
города Санкт – Петербург.
2.1
Население
Таблица 5 - Естественное движение населения
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Численность населения на начало года | 4688,4 | 4656,5 | 4624,1 | 4600 | 4580,6 | 4571,2 | 4568 | 4581,9 | 4600,3 |
число родившихся | 37,2 | 40,2 | 40,9 | 39,5 | 40,1 | 43,3 | 47,5 | 52,1 | 47,6 |
число умерших | 76,6 | 77,6 | 74,6 | 73,4 | 70 | 67,5 | 66,7 | 64,9 | 69,1 |
естественная убыль | -39,4 | -37,4 | -33,7 | -33,9 | -29,9 | -24,2 | -19,2 | -12,8 | -21,5 |
миграционный прирост | 7,5 | 5 | 9,6 | 14,5 | 20,5 | 21 | 33,1 | 31,2 | 36,8 |
Рисунок
1 - Изменение численности населения по
компонентам
Рисунок 2 - Динамика
численности населения
Вывод:
начиная с 2008 года численность населения
г. Санкт-Петербурга имеет тенденцию к
повышению.
Таблица 6 - Гендерный состав населения, тыс. чел
2009 | 2010 | |
Всего | 4581,9 | 4600,3 |
мужчины | 2051,4 | 2059,9 |
женщины | 2530,5 | 2540,4 |
Рисунок
3 - Гендерный состав населения
Вывод:
За 2009-2010 года численность и гендерный
состав населения практически не
изменился.
2.2
Потребительский рынок
Таблица 7 - Оборот розничной торговли, млрд руб.
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Оборот розничной торговли, | 563,7 | 649,9 | 614,8 | 638,2 |
Оборот торгующих организаций, млрд руб. | 531,8 | 617,9 | 587,6 | 619,3 |
Продажа
товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, |
31,5 | 31,5 | 27,2 | 18,9 |
Рисунок
4 - Динамика оборота розничной торговли
Рисунок
5 - Структура оборота розничной торговли
Таблица 8 - Оборот оптовой торговли