Методы полевого исследования рынка (на примере сетей чайной розничной торговли в Санкт-Петербурге)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 02:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и применение на практике основных методов маркетингового исследования.
Цель данной курсовой работы предполагает решение следующих задач:
Теоретический анализ инструментов полевого исследования рынков (экономических явлений): опрос, наблюдение, эксперимент
Кабинетное исследование рынка (сбор информации о географическом рынке, на который фирма собирается вывести товар)
Исследование конкурентоспособности услуги методом «Таинственный покупатель»
Ценовое исследование по товару

Файлы: 1 файл

Курсач Оли.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)
 

      При составлении ежегодного рейтинга учитываются  несколько параметров: обеспечение  комфортным жильем, социальной инфраструктурой (объектами здравоохранения, образования, торговли, сферы услуг), благоустройство территории, наличие в районе промышленных предприятий.

 

2.8 Оценка конкурентной ситуации 

Для оценки конкурентной ситуации нам необходимо выяснить, кто же является нашим  потенциальным конкурентом на рынке  чая в г. Санкт-Петербург 

Таблица 25 - Конкуренты на рынке Санкт-Петербурга

Название Количество  магазинов
Мир чая 34
Кофейная  Кантата 17
Унция 13
Целый Мир 2
Килиманджаро 1
5 O`CLOCK 1
Плантация 1
"Павлин" 1
МЛЕСНА 1
Астория 1
Чай 1
Сегун 1
Универсам «Северный» 1
Уголок  Франции 1
Чайный  дом 1
Чайный  мастер 1
Система 1
 

Рисунок 20 - Потенциальные конкуренты на рынке чая г. Санкт-Петербург 
 

Также нам необходимо знать конкурентов непосредственно  в той части города, в которой  мы планируем открыть свой магазин. 

Рисунок 21 - Потенциальные конкуренты на Васильевском острове г. Санкт-Петербург

Выяснилось, что  на Васильевском острове 6 магазинов, специализирующихся на рынке чая, а именно:

A - ABV Service Group, магазин, продажа кофемашин, кофе, чая

B - Чайный Мастер, Магазин

C – Целый Мир, центр чайных традиций

D - Кофейная Кантата, Магазин чая и кофе

E - Море Чая, Магазин

H - Система, магазин чая и кофе 

Таблица 26 - Обзор основных конкурентов по городу

Название Формат Ассортимент Дисконтные  карты Акции Режим работы Количество  магазинов
Мир чая Сеть фирменных  магазинов Более 1000 позиций Есть (6%) Чай недели (скидка) с 9 до 21 34
Кофейная  Кантата Сеть магазинов Более 1000  позиций Есть (3%) Скидка 10% при  покупке более 2-ух кг чая и кофе в килограммовых упаковках С 10 до 21 17
Унция Сеть магазинов Более 220 сортов Накопительная

Max 10%

Скидки при  покупке на определенную сумму;

Акция чай дня

с 10 до 22

с 11 до 22

13
Целый Мир Чайная компания   Нет информации Дегустация

30% скидка  на чай предыдущей коллекции

С 10 до 22

С 11 до 23 (на Васильевском острове)

2
Килиманджаро магазин около 500 позиций Нет информации Лотереи С 10 до 21 1
5 O`CLOCK магазин Более 200 позиций Нет информации Скидки при  покупке на определенную сумму, скидки держателям карты банка СПб С 10 до 21 1
 

2.9 Проведение опросов 

   1) Опрос проводился, чтобы выяснить, покупают ли люди элитные сорта  чая в специализированных магазинах  или ограничиваются товарными  марками представленными в обычных  продуктовых магазинах (Цель опроса - определить будет ли спрос на товар торговой марки «Унция»). 

   Где Вы предпочитаете покупать чай?

  • В специализированном магазине
  • В гипермаркете
  • В магазине шаговой доступности
  • На рынке

Рисунок 22 - Результаты опроса 

Вывод: более половины населения предпочитают покупать чай в гипермаркетах и в магазинах шаговой доступности. Однако 19% опрошенных отметили, что покупают чай в специализированных магазинах. Это потенциальные клиенты нашего чайного магазина. 
 

2) Опрос  проводился с целью составить  оптимальный ассортимент магазина, который наилучшим образом удовлетворял потребности покупателей и соответствовал их вкусовым предпочтениям. 

Какие сорта чая Вы предпочитаете? 

  • Черный  чай без вкусовых добавок
  • Зеленый чай без вкусовых добавок
  • Черный чай с натуральными вкусовыми добавками
  • Зеленый чай с натуральными вкусовыми добавками
 

Рисунок 23 - Результаты опроса 

Вывод: самыми популярными среди покупателей  являются зеленые и черные сорта  чая без вкусовых добавок (поставщик  Китай и Цейлон). В магазине должен быть представлен широкий выбор таких сортов чая. Черный чай с натуральными добавками (чайные напитки) также будет пользоваться большим спросом (поставщик Германия). 
 
 

Общий вывод: 

Кабинетные  исследования показали, что уровень  благосостояния населения города Санкт – Петербург повышается: снизилось число безработных, средний уровень заработной платы вырос. Экономика города имеет тенденции к росту. На фоне этого рынок чая в Санкт – Петербурге также развивается. Существует довольно сильная конкуренция да данном рынке. Продажи чая в целом по городу растут. Спрос на элитные сорта чая повышается. Все больше людей предпочитает приобретать чай в специализированных магазинах. Развиваются внешнеторговые отношения с основными поставщиками чая Китаем, Германией, Цейлоном. Торговая марка «Унция» давно представлена на рынке и  имеет хорошую репутацию в глазах потребителей. Поэтому мы считаем, что открытие еще одного магазина «Унция» на Васильевском острове будет выгодным проектом как для нас, так и для чайной сети «Товарищество чаеторговцев», с которой мы собираемся сотрудничать. Васильевский остров был выбран потому, что он считается довольно престижным районом Санкт-Петербурга и конкуренция чайных магазинов в данном районе относительно невысокая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Метод «Таинственный покупатель» 

     В нашу организацию, занимающуюся маркетинговыми исследования, поступил заказ от сети чайных магазинов «Унция» с просьбой провести исследование рынка и предоставить информацию о качестве обслуживания в собственной сети и в сети лучших, по мнению заказчика, конкурентов – сети чайных магазинов «Море чая». Нами было решено провести исследование конкурентоспособности методом «Таинственного покупателя» и на основе полученных данных сделать анализ и подсчитать коэффициент конкурентоспособности (CSI).

     В качестве проверяемых точек наша организация выбрала следующие:

Море  чая:

  1. Ст.м. Новочеркасская, Новочеркасский проспект д.43
  2. Ст.м. Сенная, набережная р.Фонтанки д. 91

Унция:

  1. Ст.м. Ладожская, Заневский проспект д.67
  2. Ст.м. Маяковская, Невский проспект д.63

     Чтобы получить больше информации и правильно  оценить уровень обслуживания, мы посетили каждую точку дважды: в загруженное и относительно спокойное время.

     Нашу  анкету мы составили с целью изучить  следующие аспекты обслуживания:

  1. Пассивный сервис
  2. Поведения продавца до контакта с покупателем, в момент покупки и после завершения сделки.
  3. А также возможность дополнительного комментария, позволяющего раскрыть проблематику некоторых аспектов.

     Ниже  представлена анкета, которую заполнял наш «Таинственный покупатель» после посещения магазина.

3.1 Анкета           Торговая точка: ___________Ст.метро:_________________

               Дата проверки: __.__._____    День недели: __________

Проверял: _________________________

Время: с __:__ до __:__ 

Параметры: Оценка (поставить  галочку)
1 2 3 4 5
Пассивный сервис:
- освещение          
- чистота  оборудования/помещения          
- привлекательный  вид выставленного товара          
- ценники  на образцах соответствуют товару, легко читаются          
- листовки, буклеты присутствуют, правильно размещены, презентабельно выглядят, не заставлены товаром.          

Персонал:

Чем занимался продавец до контакта с покупателем:
Общался с другим покупателем  
Общался с продавцом  
Занимался чем-то по работе  
Стоял в ожидании клиентов  
Не было на месте  
Другое:  
Время обращение к клиенту:
Сразу при входе  
Как только клиент заинтересовался товаром  
Клиент  первым начал разговор  
Приветствие:
Дружелюбность (да/нет)  
Представился  – имя (да/нет)  
Качество  ведения беседы:
Внешний вид – опрятный (да/нет)  
Первое  впечатление:  
Предоставлена информация по видам услуг (акции, спец.предложения)  
Заинтересованность  в клиенте (да/нет)  
Знание  товара (откуда, какие чаи содержит, для чего помогает)  
Дегустация (возможность понюхать чай)  
Манера  общения

(возле  необходимого –  x)

Улыбчивость Раздраженность Равнодушие
Навязчивость Высокомерие Вежливость
Приветливость Общительность Другое:
Завершение  сделки:
Благодарность за совершенную покупку (да/нет)  
Наличие упаковки/пакета  
Прощание (да/нет) При покупке Без покупки

Информация о работе Методы полевого исследования рынка (на примере сетей чайной розничной торговли в Санкт-Петербурге)