Модели и методы оценки эффективности рекламной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ оценки эффективности, а также рассмотрение проблемы определения и анализа эффективности усилий предприятия в сфере рекламы и нахождение путей повышения эффективности рекламной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимым является решение следующих задач:
рассмотрение сущности оценки эффективности;
изучить основные методы вычисления рекламной эффективности;
проанализировать формирование эффективной рекламной деятельности;
рассмотреть рекомендации, касающиеся усовершенствования эффективности рекламной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие сущности оценки эффективности рекламной деятельности 5
2 Проблема определения и анализа эффективности усилий предприятия в сфере рекламы 13
3 Повышение эффективности рекламной деятельности предприятия 27
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

курсовая по маркетингу.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

 

В=О/П ,

(8)

где В – степень  привлечения рекламы прохожих;

 О – число людей,  обративших внимание на наружную  рекламу (витрину) в  течение определенного периода;

П – общее число  людей, которые пошли мимо витрины в тот же период.

Метод эксперимента, в отличие от наблюдения, носит активный характер. Изучение воздействия здесь происходит в условиях, искусственно созданных экспериментатором. То есть он может создавать самые различные комбинации рекламных средств и путем сравнения реакции покупателей выбрать из них наиболее удачную.

Метод опроса является наиболее достоверным из всех вышеперечисленных, так как позволяет выявить непосредственно у самого покупателя его отношение не только к рекламируемому средству в целом, но и к отдельным составным элементам этого средства. С этой целью составляются анкеты, которые по заранее разработанной программе письменно, в личных беседах, по радио или телевидению доводятся до сведения потребителей. Анализ полученных ответов позволяет сделать соответствующие обобщения и выводы[12,с.335].

Также предлагается метод  балльной оценки, заключающийся в том, что отдельные элементы исследуемого рекламного средства (привлечение внимания, воздействие на сознание, быстрота запоминания, воздействие на чувства и тому подобное) заранее оцениваются при помощи определенной сумы баллов. Средства рекламы предлагаются для оценки группе лиц, и затем полученную сумму баллов по каждому средству сравнивают с максимальной, выбирая в результате наиболее действенное из них[13,с.203].

Можно применять три основных метода предварительного исследования рекламы.

«Метод прямой оценки» (соответствует методу опроса) предполагает изучение мнений потребителей о различных вариантах одного рекламного обращения (оценка способности объявления привлечь внимание, его «читабельности», рационального и эмоционального воздействия и способности влиять на поведение покупателей).

При проведении метода «портфельного теста» потребителям предлагают прочесть или просмотреть ряд рекламных объявлений, не ограничивая во времени. Уровень запоминаемости в определенной степени отражает их способность выделяться среди прочих.

Третий метод – «лабораторные тесты», в которых используется аппаратура для измерения физиологических реакций потребителя на рекламу: частоты пульса, кровяного давления, степени расширения зрачков, выделения пота[14].

Современные предприятия  действуют в условиях рынка, поэтому  пытаются организовать все стороны  своей деятельности таким образом, чтобы выжить и закрепить позиции среди огромного числа конкурентов, стремительно развивающихся технологий, появления новой информации и материалов. В этой связи большое  значение приобретает проблема организации рекламной деятельности на предприятии. Главной предпосылкой ее рационализации является методическая и плановая подготовка рекламных сообщений и рациональное их использование на всех этапах рекламного процесса.

Большинство фирм и организаций  решает вопрос: создавать ли рекламную  службу или воспользоваться услугами рекламных агентств.

Cчитается, что  рекламные агентства позволяют рекламодателям экономить время и средства. Однако не все агентства в полной мере отвечают за эффективность предлагаемых ими видов и средств рекламы. В этой связи каждая фирма, каждое предприятие  или организация обязаны иметь специальное структурное подразделение, занимающееся рекламой[15].

Организационная структура  рекламной службы фирмы зависит  от ее размера, наличия ресурсов, сферы  деятельности (производство, торговля, услуги), специфических черт целевого рынка и характеристик  производимых товаров, места и роли рекламы в комплексе маркетинга и маркетинговой стратегии фирмы, степени вовлечения администрации фирмы в осуществление рекламной деятельности. При этом следует помнить, что рекламная служба является составной частью маркетинговой службы предприятия.

           Внутренняя структура рекламной  службы характеризуется значительным  многообразием. В мелких фирмах  она может быть представлена  одним сотрудником отдела маркетинга, отвечающим за рекламу, в более крупных фирмах в структуре выделяется специальное структурное подразделение (отдел).

           Знание товара фирмы имеет  такое же важное значение, как  и тесный контакт с покупателями. Собственные рекламные мероприятия,  подготовленные работниками рекламного отдела, которые хорошо знают фирму, ее товар и клиентов, и проведенные на должном профессиональном уровне, делают рекламу наиболее эффективной.

           Все рекламные отделы независимо  от их величины выполняют одни  и те же основные задачи при планировании и подготовке рекламы. Каждый рекламный отдел должен определить бюджет, составить план, написать текст, разработать эскиз рекламы, подготовить иллюстрации, разместить шрифты и выполнить много других необходимых работ.

           В  основном функции рекламного отдела подразделяются на две большие категории: планирование и подготовка рекламы. Научно исследовательский и планирующий персонал проводит большую подготовительную работу, тщательно изучает вопрос о том, к кому должна быть обращена реклама, в какие сроки и какими средствами ее следует проводить. После этого, основываясь на данных предварительных исследований, составляют проект бюджета на рекламу.

  Подготовка рекламы, то есть непосредственная подготовка рекламного материала, осуществляется группой по составлению текстов, а также художественной и производственной секциями.

   Отмечается, что хотя многие компании имеют собственные отделы такого профиля, большинство из тех, кто ведет рекламную деятельность в большом объеме, нанимает внешние агентства (многие в дополнение к собственным подразделениям). Таким образом, главная роль все-таки отводится сторонним рекламным организациям. Диверсифицированные фирмы часто используют различные агентства для каждой ассортиментной группы.

 В  таблице 2 показаны взгляды различных авторов на предпочтительные формы организации рекламной деятельности в крупных фирмах[16].

Таблица 2 - Предпочтительные формы организации рекламной деятельности

Автор

Рекламное агентство

Внутренняя служба рекламы

Отдел рекламы

и рекламное агентство

Бейкер М.

   

+

Берман Б.

+

 

+

Гэбэй Дж.

+

   

Багиев Г.Л.

 

+

 

Годин А.М.

 

+

 

Панкратов Ф.Г.

 

+

+


  М.Бейкер считает, что даже если организация приготовилась к найму достаточно большого количества персонала, занимающегося маркетинговыми коммуникациями, чтобы справиться с данной задачей, существует еще 3 причины делегирования полномочий.

 Во-первых, зарплата, которую получают многие эксперты, может составить значительную  часть текущих расходов.

 Во-вторых, так как кампании по маркетинговым коммуникациям являются, как правило, единичными мероприятиями, а не непрерывно разворачивающимися акциями, вряд ли отдельное маркетинговое подразделение сможет нанять дорогостоящих специалистов на полную занятость на целый год. Эта трата средств также бессмысленна, как и выплата значительных сумм за простои машинного оборудования.

В-третьих, только несколько  организаций могут создать среду, стимулы и мотивацию, удовлетворяющие  специалистов, работающих в агентствах над проектами нескольких клиентов.

Эти факты, по мнению М.Бейкера, объясняют почему стало вполне нормальным явлением покупать долю коллективных навыков у квалифицированных  поставщиков услуг, вместо того чтобы  пытаться обеспечить требуемый уровень  в пределах фирмы.

 Недостатком делегирования полномочий является потеря определенного контроля. Предприятие нанимает агентство, которое затем разрабатывает решения. Предприятие может потребовать от агентства обосновать предложения по поводу определенной кампании, но в итоге вынуждено будет признать, что оно передало все первостепенные полномочия эксперту. Следовательно, жизненно важно, чтобы клиент обладал таким уровнем контроля, который возможен на практике. Это может быть достигнуто двумя основными способами: посредством аккуратного выбора партнеров, а также путем обеспечения правильного использования компетенции эксперта.

На западе было вполне нормальным делегировать управление рекламными кампаниями  так называемым «рекламным агентствам с полным спектром услуг», которые и теперь все еще являются наиболее распространенными исполнителями.

 Рекламные агентства  – независимые предприятия, которые  проводят рекламную деятельность  на высоко профессиональном уровне, более рационально используют  финансовые средства и обеспечивают  высокое качество рекламы. Они проводят комплексное исследование рынка и оценку конъюнктуры, позволяющей быстро и точно обрабатывать полученную информацию, осуществляют планирование, творческую деятельность, производство рекламных средств, а также услуги нерекламного характера: обеспечение PR, разработка упаковки, организация выставок-продаж, презентаций и тому подобное. Такое агентство располагает всеми необходимыми специалистами, хотя частично возможны работы с субподрядчиками. Оно несет юридическую ответственность за финансовые решения относительно средств массовой информации, распространяющих рекламу.

Агентство с полным спектром услуг  исполняет две основные функции: творческий процесс и связь со средствами распространения рекламы. Творческий отдел включает «копирайтеров» и дизайнеров рекламных объявлений. Копирайтеры пишут текст (текст в газету или журнал или для уличной рекламы) и сценарии (текст и указания для телевизионных и радиороликов). Дизайнеры отвечают за выпуск, создание рекламы. Вполне типично, когда два исполнителя работают в команде; едва ли можно разделить то, что создатели собираются сказать в рекламе, и то, как она отснята или изложена.

Медиа–отдел состоит из ответственных  за планирование р6кламы (медиа-плановщиков) и ответственных за закупку рекламного места и времени в СМИ (медиа-байеры). Два главных процесса – рекомендации по поводу выбора средств массовой информации, которые нужно использовать, и согласование цены с владельцами средств массовой информации.

Существуют две другие функции  агентства, которые важны для рекламодателя. Первая – это администрирование (работа с заказчиками). Рекламодатель работает напрямую с административным  директором или менеджером, который привносит свой собственный опыт и идеи, может быть в курсе всех дел  и делать большую часть работы сам. Он также координирует всю работу агентства, представляет рекламодателя агентству и наоборот.           Вторая функция в крупном агентстве – это планирование заказа или, иногда, исследования. Агентство, которое работает с несколькими рекламодателями, накапливает свой опыт посредством изучения потребительских нужд. Отчасти рекламный замысел состоит из понимания того, что думает и чувствует потребитель; важно иметь целостное представление того, как он реагирует на рекламу. Планировщики заказа имеют представление о взглядах потребителей и привносят их в рекламную стратегию, они принимают участие в инструктаже творческого состава и работают вместе с ними в разработке рекламы. Исследователь в агентстве может также исполнять функции целого исследовательского отдела рекламодателя: проект исследования, внедрение и интерпретация результатов исследования нужд потребителя.

 Все вышеперечисленные авторы  утверждают, что не так давно  появилось поколение «агентств  интегрированных маркетинговых  коммуникаций», угрожая снизить роль традиционных рекламных агентств с полным спектром услуг до поставщика одной специализированной услуги из многих.

 Полномочия делегируются, потому что реализация стратегии  маркетинговых коммуникаций  стала  гораздо более сложным процессом,  чем это было раньше. Например, варианты средств массовой информации, в которых можно разместить рекламу, как увеличивались в числе, так и изменяли свою сущность в каждом десятилетии второй половины двадцатого столетия, в то время как разработки в прямом маркетинге на сегодняшний момент происходят гораздо медленными темпами.

 Подобная специализация  агентств способствует росту   качества и творческого уровня  выполнения ими отдельных видов  рекламных работ, но при этом  они могут не обладать достаточной  информацией в области маркетинговых исследований, что приводит к снижению эффективности применения рекламных средств.

Исходя из этого, повышается важность и уровень сложности  решаемых рекламных задач. Это требует  формирования новых представлений  по организации эффективной рекламной деятельности.

Для принятия решения  об организации оптимальной рекламной  службы на предприятии необходимо исследовать  и проанализировать следующие влияющие факторы-ограничения:

  1. тип рынка (потребительский, промышленный);
  2. масштаб рынка (региональный, национальный, мировой):
  3. масштаб предприятия (малое, среднее, крупное);
  4. стратегия роста предприятия (интенсивный, интеграционный, диверсификационный);
  5. тип товара (по предназначению, по способу покупки, по оценке функций);
  6. уровень конкуренции (низкая, средняя, высокая);
  7. тип потребителя (особенности потребительского поведения на разных типах рынка);
  8. коммуникативная разветвленность (низкая, средняя, высокая);
  9. экономическая эффективность функционирования (низкая, средняя, высокая);
  10. возможный максимальный бюджет (метод выделения средств на рекламу).

По критерию распределения  полномочий могут использоваться следующие  типы организационных форм рекламной  деятельности:

  1. Централизованная структура обеспечивает принятия решений на более высоком уровне при заниженных требованиях к профессиональному уровню участников рекламных процессов. Такая структура инерционна, в ней снижены возможности инициативы и творчества на ее нижних ступенях.
  2. Децентрализованная структура, в которой нижестоящий уровень иерархии имеет расширенный уровень полномочий. Высшее руководство предприятия решает, в основном, стратегические проблемы рекламной деятельности. Участники рекламных процессов рассредоточены по различным структурным подразделениям предприятия.
  3. Смешанная структура обеспечивает распределение полномочий по уровням системы управления в зависимости от рыночной ситуации и условий рекламной деятельности. Такая структура предполагает привлечение различных сторонних участников рекламных процессов, в том числе специализированных.
  4. Совершенствование организации и управления рекламной деятельностью может осуществляться за счет минимизации и рационального использования избыточных трудовых ресурсов, что основано на нецелесообразности дальнейшего увеличения числа сотрудников для решения усложняющихся рекламных задач. Такое совершенствование имеет следующие направления или их комбинации:
  5. Максимальное делегирование рекламных функций сторонним участникам рекламных процессов (например, рекламным агентствам, консалтинговым фирмам и тому подобное) и отслеживание выполнения нескольких контрольных показателей.
  6. Создание рекламной службы, где большая часть рекламных функций и задач распределены между нерекламными структурными подразделениями и сотрудниками.
  7. Создание внутрифирменного рекламного отдела, с предложением его услуг и внефирменному рынку, обеспечивая возможность рентабельного использования своих мощностей и ресурсов.
  8. Создание дочерней рекламной фирмы или долевое участие с коммерческими партнерами в создании рекламной фирмы, самостоятельно выступающей на рынке рекламных услуг. В этом случае предприятия переводят большую часть рекламного персонала в распоряжение вновь создаваемой дочерней или совместной компании, оставляя в своем штате небольшую группу сотрудников, на которые возлагаются функции рекламного менеджмента.

Информация о работе Модели и методы оценки эффективности рекламной деятельности