Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:22, курсовая работа
В период реформирования экономики на основе анализа процессов развития современного маркетинга, его расширения, углубления и развертывания по уровням управления были введены новые его категории – региональный и муниципальный маркетинг.
Отсутствие понимания территории как предмета (объекта) маркетинга, оставляет не востребованными и эти концепции на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Думаю не будет ошибкой, сказать, что территориальный маркетинг является одной из наиболее актуальных маркетинговых концепций для «специфики российских условий» и должен широко использоваться по своему назначению на всех уровнях управления.
Отсюда следует приоритетность стратегического направления целевой ориентации муниципального маркетинга. Представляется возможным рассмотреть муниципальный маркетинг в качестве одного из инструментов формирования и реализации муниципальной стратегии развития.
Главное
отличие функции современного муниципального
маркетинга в от других функций субъекта
управления заключается в том, что
маркетинг нацелен на стимулирование
муниципального спроса и на воздействие
на муниципальное предложение. Это
будет инициировать активные обмены,
а следовательно, и развитие рынка.
В этой связи функция маркетинга
является системообразующей и
При этом с учетом всего вышеизложенного и используя разработки А.П. Панкрухина и других авторов, можно выделить нескольких особенностей муниципального маркетинга важных для его реализации в системе стратегического планирования муниципалитета:
1. Это процесс выявления, создания и реализации условий для производства муниципальных товаров и оказания муниципальных услуг, а также продвижения и стимулирования спроса на муниципальные товары и услуги и совокупный ресурсный потенциал муниципального образования на рынке.
2. Это
комплекс мероприятий как
Так же важно подчеркнуть, что деятельность по функционированию муниципального маркетинга должна осуществляться под руководством, при участии и по заказу муниципальных органов управления.
То есть поскольку, цели муниципальной экономической политики определяют направленность развития воспроизводственных процессов на местном уровне, то муниципальный маркетинг способен выступать в качестве механизма ее реализации.
Основными
принципами муниципального маркетинга
в системе стратегического
– тщательный
учет потребностей всех потребителей
муниципалитета (населения, хозяйствующих
субъектов, внешних потребителей), состояния
и динамики формируемых муниципальных
рынков (труда, муниципальных общественных
продуктов и услуг, потребительских товаров,
промышленного, продовольственного, архитектурно-
– создание условий для адаптации муниципальной экономики к факторам муниципальной внешней среды;
– формирование привлекательного имиджа муниципалитета, а также лоббирование муниципальных интересов на межрегиональном, федеральном, а возможно, и на международном уровнях.
Муниципальный
маркетинг как новая
1) позволяет
координировать совместные
2) является
задающей и приоритетной среди
перечисленных специфических
3) выступает
важным функциональным
Действующий в России современный механизм реализации концепции маркетинга в стратегическом планировании развития муниципального образования включает несколько этапов:
Анализ
социально-экономической
Постановка
маркетинговой цели развития муниципалитета.
В рыночных условиях для эффективного
управления развитием города важно
иметь видение его желаемого
состояния и предпочтительные пути
развития. Цель муниципального развития
состоит в укреплении производственного
потенциала муниципалитета как необходимого
условия и источника решения
социальных проблем, фактора снижения
социальной напряженности. Задача местных
органов власти будет состоять в
разработке стратегии муниципального
маркетинга, одно из центральных мест
в которой отводится повышению
деловой активности и улучшению
инвестиционного климата
Выбор целевых
муниципальных рынков. Муниципальный
маркетинг представляет новое понимание
планирования и управления СЭР муниципалитета
и определяется двумя основными
положениями: муниципальные образования
имеют свои достижения и возможности
на рынке и находятся в
Муниципалитет
как субъекты рыночной деятельности
имеют рынки: промышленный, потребительский,
рынок труда, рынок природных
ресурсов, архитектурно-
Процесс сегментации рынков и выбор из них наиболее привлекательного является результатом складывающихся условий развития муниципалитета в рыночной среде. При этом необходимо учитывать, что муниципальная стратегия СЭР разрабатывается с учетом статистических и аналитических данных и опирается на изучение долгосрочных потребностей различных муниципальных целевых рыночных сегментов. В качестве целевого рынка / сегмента выбирается привлекательный сегмент в соответствии с критериями его привлекательности.
Позиционирование. В качестве инструмента позиционирования муниципального маркетинга можно использовать рейтинг инвестиционной привлекательности муниципалитета в координатах «инвестиционный потенциал – риск». Предположительно оценка фактических показателей инвестиционного потенциала и риска сможет отразить высокую степень дифференциации инвестиционных условий различных городов.
В процессе позиционирования объекта маркетинга (в данном случае в качестве своеобразного «товара» – объекта рыночных отношений и маркетинга рассматривается муниципалитет) наибольшую сложность представляет определение оптимального набора атрибутов для проведения дифференциации города как товара. Атрибуты должны отвечать следующим условиям: однозначно восприниматься потребителем; четко отделять один товар от другого; влиять на принятие решения о покупке. Рейтинг инвестиционной привлекательности города соответствует этим условиям и является одним из атрибутов ожидаемого товара (рис. 2).
Рисунок 2. Атрибуты товаров муниципального маркетинга
В качестве
другого инструмента
Глобальный показатель К0 рассчитывается на основании системы показателей уровня СЭР муниципалитета, а каждый из показателей этой системы отражает состояние одного из компонентов уровня жизни населения муниципалитета:
К1 – обобщенный показатель степени достижения целей гуманитарной политики в муниципалитете (гуманитарной является сфера воспроизводства самого человека);
К2 – обобщенный показатель степени достижения целей экономической политики в муниципалитете (материальной является сфера воспроизводства товаров и услуг, включая экологию);
К3 – обобщенный показатель уровня благополучия среды обитания населения муниципалитета (организационной является сфера воспроизводства отношений, включающая и личную безопасность);
К4 – обобщенный показатель уровня информационного разнообразия муниципалитета (духовной, информационной является сфера воспроизводства информации);
К5 – обобщенный показатель, характеризующий потенциал муниципалитета.
Определение
и оценка инвестиционной привлекательности
и глобального показателя СЭР
муниципалитета могут являться как
инструментами позиционирования муниципального
маркетинга, так и критериями для
оценки конкурентоспособности
Субъект управления должен обеспечивать высокое качество «выхода» данной системы при условии высокого качества «входа». «Выход» данной системы одновременно является «входом» другой системы – потребителя. Например, одним из параметров такой системы, как служба маркетинга в муниципальном образовании является выявление тенденций в изменении среды (демографической ситуации, предпочтений населения по поводу социальных услуг и др.). В дальнейшем выявленные тенденции будут учитываться при составлении и реализации программ развития и планов соответствующих подразделений (социальных служб). Выявленные параметры являются «выходом» системы маркетинга и одновременно «входом» следующей системы – социальных служб.
На «входе» службы муниципального маркетинга информация, нормативно-методические документы, кадры, технические средства и другие компоненты, необходимые для проведения исследований. Если какой-либо компонент «входа» не будет отвечать требованиям качества процесса исследования в службе муниципального маркетинга, то и качество «выхода» службы (результаты сегментации, нормативы конкурентоспособности услуг, параметры организации продвижения и т.д.) не будет полностью отвечать требованиям концепции регионального маркетинга, и не будет в наибольшей мере соответствовать требованиям ситуации. Следовательно, и качество «выхода» социальных служб будет низким, на следующих стадиях нерационально затрачивать средства и усилия. Поэтому от полного соблюдения принципов муниципального маркетинга во многом зависит качество «выхода» всей системы.
Если каждая подсистема будет следовать концепции муниципального, то качество их «выхода» будет высоким, и, следовательно, качество «выхода» всей системы управления будет высоким. Для реализации этой концепции необходимо сначала анализировать и принимать меры по обеспечению высокого качества «входа» и затем повышать качество процессов в самой системе.
В настоящее время практически повсеместно в муниципальном управлении вместо маркетингового подхода применяется подход, ориентированный на совершенствование технологии в организации самой системы. Такой подход изначально обречен на неудачу: ведь если качество «входа» не меняется, можно потратить впустую усилия и средства, не получив на «выходе» нужный результат.
Для реализации
концепции муниципального маркетинга
необходимо пересмотреть подходы к
организации системы
Служба маркетинга в муниципальном образовании должна «пронизывать» всю систему управления, являясь концепцией управления, рыночным ориентиром развития муниципального образования. Она должна принимать участие в разработке или согласовании нормативных документов по всем вопросам функционирования и развития муниципального образования, оказывать методическую помощь всем службам в применении концепции регионального маркетинга в муниципальном образовании. Задача маркетинговой службы – помочь руководству найти наилучшие методы адаптации к меняющемуся рынку, снизить неопределенность при принятии управленческих решений.
1.2 Правовая база муниципального маркетинга
Право регулирует
взаимодействие участника маркетинговой
деятельности с другими субъектами
рыночных отношений. Использование
соответствующей правовой базы дает
возможность юридически корректно
построить отношения с
Рассматривая
в целом маркетинговый комплекс
через призму правового регулирования,
следует опираться на законодательство,
которое регламентирует составляющие
его элементы (товар, каналы распределения,
цены, маркетинговые коммуникации).
В частности, необходимо знание вопросов
правового регулирования
Информация о работе Муниципальный маркетинг в системе стратегического планирования