Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:22, курсовая работа
В период реформирования экономики на основе анализа процессов развития современного маркетинга, его расширения, углубления и развертывания по уровням управления были введены новые его категории – региональный и муниципальный маркетинг.
Отсутствие понимания территории как предмета (объекта) маркетинга, оставляет не востребованными и эти концепции на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Думаю не будет ошибкой, сказать, что территориальный маркетинг является одной из наиболее актуальных маркетинговых концепций для «специфики российских условий» и должен широко использоваться по своему назначению на всех уровнях управления.
На маркетинговую деятельность распространяются как общие положения права, так и специальные нормы. Источники правового регулирования маркетинга весьма многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.
Главным источником в данной сфере является Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, иногда именуемый «экономической конституцией». ГК РФ содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга, а также различные направления маркетинговой деятельности в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства (страховой маркетинг, строительный маркетинг, транспортный маркетинг, банковский маркетинг и т.д.).
Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе источников правового регулирования маркетинга являются другие федеральные законы.
Естественно, нормы, регулирующие маркетинг, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах – указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании маркетинговой деятельности.
Наряду
с внутренними законами и иными
нормативными правовыми актами источниками
регулирования маркетинговых
Российское
законодательство восприняло многие положения
международного права и международных
договоров. Нормы международных
документов обычно применяются к
маркетинговым отношениям с участием
иностранных физических и юридических
лиц, определяют их правовой статус, права
иностранцев на имущество, находящееся
на территории России, порядок совершения
внешнеэкономических сделок, порядок
применения правовых последствий причинения
вреда иностранцам и
Основой
нормативно-правового
Основными нормативно-правовыми актами относящимися прямо или косвенно к регулированию муниципального маркетинга являются следующие базовые документы: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; Европейская Хартия Местного Самоуправления от 15 октября 1985 года; Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 6 октября 2003 года; Бюджетный Кодекс РФ №145-ФЗ от 31 июля 1998 года; Градостроительный Кодекс РФ №190-ФЗ от 29 декабря 2004 года; Жилищный Кодекс №188-ФЗ от 29 декабря 2004 года; Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года; Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» №185-ФЗ от 21 июля 2007 года; Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…» №214-ФЗ от 30 декабря 2004 года; Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года; Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» №161-ФЗ от 14 ноября 2002 года; Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» №136-ФЗ от 29 июля 1998 года; Указ Президента РФ «Об оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» №607 от 28 апреля 2008 года; Указ президент РФ «О гарантиях местного самоуправления в РФ № №2265 от 22 декабря 1993.
В эту же группу базовых Постановлений Правительства РФ, например: «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» №584 от 12 августа 2002 г.; «Об утверждении правил определения нормативной цены приватизации государственного или муниципального имущества» №87 от 14 февраля 2006 г.; «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» №561 от 22 июля 2008 г. и ряд других.
Большое значение для определение ориентиров муниципального маркетинга играют и некоторые целевые программы. К таким программам относится, например Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» утвержденная Постановлением Правительства РФ №858 от 3 декабря 2002 г.
Местные
органы власти и управления для организации
своей деятельности также создают
нормативные акты, в которых определены
специфические особенности
В сфере
муниципальной маркетинговой
Для наибольшей
эффективности работы каждой структурной
единицы структуры
Также к этой группе актов относятся стандарты, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование маркетинга.
Кроме нормативных актов к источникам, регулирующим маркетинг, следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений конкретных муниципальных предприятий. Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и заполняют его пробелы.
2. Современное состояние муниципального маркетинга
2.1 Анализ текущего состояния муниципального маркетинга в России
Анализируя
муниципальный маркетинг как
важнейший институт местного развития
на современном этапе можно
Требования
потребителей обусловливают необходимость
использования наиболее оптимальных
структур управления, сочетания принципов
управления, централизации и
Маркетинговая деятельность муниципальных предприятий и организаций – это объективная необходимость ориентировать научно-техническую, производственную и сбытовую деятельность на учет спроса, предложений и требований потребителей.
В России опыт применения маркетинга на муниципальной уровне, несомненно, более скромные, чем в зарубежных государствах, но и здесь постепенно накапливается практика ряда его инструментов.
У русского человека сложные взаимоотношения с местом своего обитания и с пространством вообще. Они очень отличаются от европейского восприятия пространства. Этому посвящены многие увлекательные работы историков, экономистов, психологов.
В чем же причина «серости» российских мест? Помимо ментальных сложностей, стоит вспомнить, что три четверти современных российских городов родилось в советское время, когда главными градоформирующими факторами в разные периоды были то эвакуация, то Госплан. В тайге или в чистом поле ставился завод, который затем постепенно обрастал жилыми кварталами на месте снесенных бараков строителей (а где-то и до сих пор не снесенных). Теперь, в другой экономике, в которой тот завод существовать никак не приспособлен, он погибает, а вслед за ним бедствует и «социалка». И еще причина в том, что в нашем российском понимании Город или район – это дежурное понятие, имеющее набор таких же дежурных и скучных атрибутов жилой фонд, завод, ЖКХ, трудовые ресурсы, администрация… Муниципальное образование, одним словом. Есть масса и других проблем, из-за которых мы игнорируем наши муниципалитеты. Например, специфическое местное самоуправление по сути далёкое от своего названия или извечная нищета местных бюджетов.
Все это усугубляется глубокой депопуляцией. Население России ежегодно тает на 500000 – 600000 человек. При таких условиях через несколько лет между российскими городами возникнет острая конкуренция за профессиональные кадры. Пресловутый job hunting («охота за головами»), так хорошо известный Западу, приходит и к нам. Отметим также, что Мирфинкризис, который вроде как высвобождает рабочую силу, не решает проблемы, поскольку сокращенные сталевары почему-то не хотят быстро переучиваться в хирургов и инженеров.
Получается, что каждый здравомыслящий мэр должен увидеть перед собой понятную перспективную задачу – сохранить население, которое еще осталось, и привлечь в город тех, в ком остро нуждается местный рынок труда. Но поняв эту мега-цель, для ее реализации необходимо вооружиться соответствующей управленческой технологией. А это ни что иное как маркетинг города.
Трудно
представить себе более благодатного
поля для маркетинга мест, чем Россия.
Ведь какую бы тематическую нишу ни
выбрал себе город, он будет в ней
первым. И это в стране с богатейшей
тысячелетней культурой и пока еще
не до конца утраченным креативным
классом. Конечно, есть города, которым
имидж достался как бы в наследство,
и которым, прояви они интерес
к маркетингу, и не надо предпринимать
особых усилий (Ульяновск, например, или
Суздаль). Но «наследственный» имидж
места легче разрушить
Несмотря
на то, что тема маркетинга становится
очень модной, примеров успешных муниципальных
проектов очень мало. Обычно выделяют
два примера, сегодня ставших
уже хрестоматийными, – города Мышкин
и Великий Устюг. И замечательны
в них не столько сами найденные
бренды (Мышь и Дед Мороз, соответственно),
сколько то, что этих города являются
первыми успешными «
Можно было
бы иронизировать над
Рисунок 2. Прирост въездного туристского потока, 2000–2008 гг.
Помимо
«городов-пионеров» можно
Информация о работе Муниципальный маркетинг в системе стратегического планирования