Направления и объекты стратегического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Представленные в письменной форме показатели могут иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели многочисленны, выражены в цифрах, удобны для сравнения сильных и слабых сторон различных вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль.
Цель работы – сделать предварительный анализ и SWOT-анализ производственной фирмы «Харбелл» и на основе полученных результатов дать рекомендации для улучшения эффективности деятельности фирмы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…стр 3
Глава 1. Сущность и методы стратегического анализа………………..стр 5
1.1 Сущность стратегического анализа……………………………....стр 5
1.2 Методы анализа внутренней и внешней среды организации.......стр 6
1.3 SWOT-анализ…………………………………………………........стр 7
1.4 SNW-анализ и PEST-анализ………………………………..…….стр 12
1.5 Профиль среды……………………………………………...…….стр 11
Глава 2. Анализ стратегической среды предприятия…………...……стр 15
2.1. Стратегия как план……………………………………………...стр 15
2.2 Стратегия как паттерн……………………………………………....16
2.3 Стратегия как позиция………………………………………....16
2.4 Стратегия как перспектива…………………………………….17
Глава 3. Общие стратегии развития фирмы……………………………....18
3.1 Лидерство по издержкам……………………………………...…18
3.2 Дифференциация……………………………………………....19
3.3 Фокусирование ……………………………………………….......20
Глава 4. Стратегический анализ на примере фирмы «Харбелл»………23
4.1 Общая характеристика предприятия………………………23
4.2. Анализ макросреды предприятия…………………………………26
4.3. Анализ микросреды предприятия……………………………...30
4.4. Построение матрицы swot-анализа………………………..32
Заключение…………………………………………………..............38
Список использованной литературы………………….40

Файлы: 1 файл

методы стратегического анализа (Дорохин Д,Г.).docx

— 87.17 Кб (Скачать файл)

План работы:

Введение…………………………………………………………………...…стр 3

Глава 1. Сущность и методы стратегического анализа………………..стр 5

1.1 Сущность стратегического анализа……………………………....стр 5

1.2 Методы анализа внутренней и внешней среды организации.......стр 6

1.3 SWOT-анализ…………………………………………………........стр 7

1.4 SNW-анализ и PEST-анализ………………………………..…….стр 12

1.5 Профиль среды……………………………………………...…….стр 11

Глава 2. Анализ стратегической среды предприятия…………...……стр 15

2.1.  Стратегия  как план……………………………………………...стр 15

2.2 Стратегия как паттерн……………………………………………....16

2.3 Стратегия как позиция………………………………………....16

2.4 Стратегия как перспектива…………………………………….17

Глава 3. Общие стратегии развития фирмы……………………………....18

3.1 Лидерство по издержкам……………………………………...…18

3.2 Дифференциация……………………………………………....19

3.3 Фокусирование ……………………………………………….......20

Глава 4. Стратегический анализ на примере  фирмы «Харбелл»………23

4.1 Общая характеристика предприятия………………………23

4.2. Анализ макросреды предприятия…………………………………26

4.3. Анализ микросреды предприятия……………………………...30

4.4. Построение матрицы swot-анализа………………………..32

Заключение…………………………………………………..............38

Список использованной литературы………………….40

 

 

Введение

Стратегический  анализ зародился в конце 1960-х  годов. В это время крупные фирмы и большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий.

Стало очевидно, что продвижение в новые отрасли  не поможет компании решить свои стратегические проблемы или использовать весь свой потенциал. Ситуация требовала от управляющих  радикального изменения угла зрения. В таких условиях на смену экстраполяции  пришло стратегическое планирование и  стратегический анализ.

Основная  цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.

Стратегический  анализ занимает важное место в процессе подготовки и принятия управленческих решений и является неотъемлемой частью планирования хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. По той причине, что в условиях рыночной экономики руководители предприятий, главные бухгалтера и менеджеры разных уровней должны уделять больше внимания решению стратегических проблем. Здесь им на помощь приходит стратегический анализ, который основывается на материалах других экономических дисциплин и его целью является освоение знаний и методики и техники проведения аналитических исследований, выявление возможностей повышения эффективности производства, финансовой и инвестиционной деятельности.1

Стратегический  анализ имеет огромное значение для  оценки результатов деятельности и  изменения стратегического плана  предприятия или его реализации.

Управление  предприятием в условиях рыночной экономики  невозможно без планирования хозяйственной  деятельности на всех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Наиболее важным является стратегический уровень, на котором принимаются жизненно важные для дальнейшего развития предприятия управленческие решения. Стратегический уровень управления – это наивысший уровень, обеспечивающей функцией которого является стратегический анализ.

Исследуя  суть стратегического анализа, необходимо обратить внимание на то, что этот термин, так же как и некоторые другие термины (стратегическое видение, стратегические цели, стратегическое управление и  т.п.), было создано от слова стратегия. Следовательно, для определения  особенностей стратегического анализа  необходимо остановиться на том, что  же такое стратегия и какое  значение она имеет для предприятия.

Одним из результатов стратегического анализа  является определение общих целей  организации, которые определяют сферу  ее деятельности. На основании целей  определяются задачи. Они используются для представления показателей  стратегического планирования. Представленные в письменной форме показатели могут  иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели многочисленны, выражены в цифрах, удобны для сравнения  сильных и слабых сторон различных  вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль.

Цель работы – сделать предварительный анализ и SWOT-анализ производственной фирмы «Харбелл» и на основе полученных результатов дать рекомендации для улучшения эффективности деятельности фирмы.

 

 

 

Глава 1. Сущность и методы стратегического анализа

1. 1 Сущность стратегического анализа

Разработка  стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая  в сочетании с мотивационной  идеей определяет основные направления  развития предприятия и устанавливает  цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей  является информация о внутренней и  внешней среде, анализ которой позволяет  оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения  и выбрать наиболее эффективную  стратегию предприятия. Смысл стратегического анализа в том, что если понять конкурентную динамику отрасли, то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Фирма может либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее, то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха.2

Поиски  факторов стратегического успеха давно  являлись основной заботой менеджеров. При этом использовались разнообразные  пути: разного рода отчеты, выступления  и даже мемуары менеджеров преуспевающих  предприятий; выводы в рамках изучения конкретных случаев, носивших более  систематический характер; эмпирические исследования факторов успеха, подтверждаемые с научно-теоретических позиций.

В соответствии с первой парадигмой, разработанной  специалистами Гарвардской школы, стратегический успех фирмы зависит, с одной стороны, от структуры отрасли, в которой она выступает, а с другой – от выбранной принципиальной стратегии для данной хозяйственной области. Привлекательность отрасли обуславливается действующими в ней конкурентными силами. Чем сильнее в отрасли конкуренция, тем меньше ее привлекательность для фирмы.

Эмпирические  исследования показали, что отраслевая структура действительно во многом определяет успех предприятия. В  свою очередь возможности выбора принципиальной фирменной стратегии  кроются в таких областях, как  явное преимущество в издержках, оперативная дифференциация производства, быстрый захват рыночных ниш. Удачный  выбор стратегии менеджеров может  сыграть роль в обеспечении успеха предприятия.

Гарвардская парадигма четко нацелена на рынки  сбыта. Подобная ориентация стала объектом острой критики. Она совершенно игнорирует факторы успеха, которые могут  содержать в себе, например, внутрифирменные  структура и процессы, ресурсообеспечение или поведение персонала, который непосредственно участвует в реализации стратегии. Не учитывается ресурсная ориентация и социальные аспекты управления. Таким образом, экономически рациональный подход оставляет без внимания организационные, научно-психологические и социальные модели стратегического поведения предприятия.3

1.2 Методы анализа внутренней и внешней среды организации

Анализ  внешней среды представляет собой  оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков  и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация  не может оказывать непосредственное влияние.

Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.

Метод, который  используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную  для выявления ее стратегически  сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

Существует  большое количество методов анализа  внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

1.3 SWOT-анализ.

Для того чтобы получить ясную оценку сил  предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ  - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

  • Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализа необходимо:

  • Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
  • Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  • Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа.                    В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые  стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные  возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные  угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.4

Один  и тот же фактор для разных предприятий  может быть как угрозой, так и  возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к  увеличению числа покупателей. В  то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

Шаг 1. Определение  сильных и слабых сторон предприятия

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:

  • Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие;
  • По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;
  • Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа

Пример  заполнения таблицы.

Таблица 1. Определение сильных и слабых сторон вашего предприятия 

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Организация

Высокий уровень квалификации руководящих  сотрудников предприятия

Низкая заинтересованность рядовых  сотрудников в развитии предприятия

2. Производство

Высокое качество выпускаемых товаров

Проверенный и надежный поставщик  комплектующих

Высокая степень износа оборудования - до 80% по отдельным группам

Себестоимость продукции на 10% выше, чем у основных конкурентов 

3. и т.д.

   

Информация о работе Направления и объекты стратегического анализа