Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:45, курсовая работа
Представленные в письменной форме показатели могут иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели многочисленны, выражены в цифрах, удобны для сравнения сильных и слабых сторон различных вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль.
Цель работы – сделать предварительный анализ и SWOT-анализ производственной фирмы «Харбелл» и на основе полученных результатов дать рекомендации для улучшения эффективности деятельности фирмы.
Введение…………………………………………………………………...…стр 3
Глава 1. Сущность и методы стратегического анализа………………..стр 5
1.1 Сущность стратегического анализа……………………………....стр 5
1.2 Методы анализа внутренней и внешней среды организации.......стр 6
1.3 SWOT-анализ…………………………………………………........стр 7
1.4 SNW-анализ и PEST-анализ………………………………..…….стр 12
1.5 Профиль среды……………………………………………...…….стр 11
Глава 2. Анализ стратегической среды предприятия…………...……стр 15
2.1. Стратегия как план……………………………………………...стр 15
2.2 Стратегия как паттерн……………………………………………....16
2.3 Стратегия как позиция………………………………………....16
2.4 Стратегия как перспектива…………………………………….17
Глава 3. Общие стратегии развития фирмы……………………………....18
3.1 Лидерство по издержкам……………………………………...…18
3.2 Дифференциация……………………………………………....19
3.3 Фокусирование ……………………………………………….......20
Глава 4. Стратегический анализ на примере фирмы «Харбелл»………23
4.1 Общая характеристика предприятия………………………23
4.2. Анализ макросреды предприятия…………………………………26
4.3. Анализ микросреды предприятия……………………………...30
4.4. Построение матрицы swot-анализа………………………..32
Заключение…………………………………………………..............38
Список использованной литературы………………….40
При оценке
факторов макросреды, мы смогли выяснить
влияние различных внешних
В связи со слабым социальным обеспечением населения, низким уровнем прожиточного минимума, безработицей – повысилась в стране криминилизация общества.
В результате проведенного анализа получаем, что демографическая, технологическая, политико-правовая, социально-культурная ситуации в Украине удовлетворительные, что способствует снижению конкурентоспособности фирмы «Харбелл».
4.3. Анализ микросреды предприятия
Ключевым этапом стратегического анализа внутренней среды фирмы «Харьбелл» является определение его сильных и слабых сторон (SNW-анализ), основанный на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности и которые всегда являются относительными (относительно основных конкурентов или заданных нормативов). Анализ факторов микросреды приведен в Таблице 7.
Таблица 7 – Исходные данные для анализа факторов микросреды предприятия
Группа факторов |
Фактор |
Текущее состояние фактора и тенденция к изменению фактора |
Определение возможности или угрозы |
Оценка (-30 +30) |
Коэф. Знач. |
Взвешенная оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Маркетинг |
1. Маркетинговая стратегия 2. Товарная политика |
улучш. улучш. |
сильная сильная |
+10 +5 |
0,5 0,5 |
+5 +2,5 |
Всего: |
1 |
+7,5 | ||||
Организация |
1. Наличие организационной 2. Организационная структура производственного отдела |
улучш.
улучш. |
сильная
сильная |
+5
+5 |
0,6
0,4 |
+3
+2 |
Всего: |
1 |
+5 | ||||
Управление |
1. Степень разработки 2. Отсутствие разработки стратегического планирования |
улучш.
улучш. |
сильная
сильная |
+15
+10 |
0,5
0,5 |
+7,5
+5 |
Всего: |
1 |
+12,5 | ||||
Персонал |
1. Квалификация персонала 2. Уровень подготовки кадров |
улучш. улучш. |
сильная сильная |
+30 +30 |
0,5 0,5 |
+15 +15 |
Всего: |
1 |
+30 | ||||
Финансы |
1. Степень стабильности 2. Невыполнение обязательств |
ухудш. улучш. |
слабая сильная |
-10 +5 |
0,6 0,4 |
-6 +2 |
Всего: |
1 |
-4 | ||||
ИТОГО: |
+51 |
По результатам углубленного анализа факторов макросреды фирмы «Харбелл» составляющие разделены на две группы: сильные и слабые стороны (Таблица 7, Столбец 4).
В результате проведенного анализа внутренней среды фирмы можно утверждать, что не обращая внимания на сложившиеся трудности, фирма «Харбелл» имеет хороший потенциал для дальнейшего роста.
Соответственно
следует осуществить такие
4.4 Построение матрицы swot-анализа
Следующим этапом
стратегического анализа
Наипростейшим инструментом SWOT-анализа является матрица первичного стратегического анализа, которая позволяет упорядочить процесс осмысления всей существующей информации с использованием собственного мнения и оценок менеджера (Таблица 8).
Установив возможные парные комбинации: «возможности-сильные стороны», «возможности - слабые стороны», «угрозы – сильные стороны», «угрозы – слабые стороны», определяем, какие из них следует учитывать для выбора стратегии фирмы «Харбелл». Наиболее привлекательным является поле «возможности- сильные стороны» матрицы SWOT, которое выступает основой для формирования оптимистического прогноза, а наиболее опасным – поле «угрозы- слабые стороны», потому что такое объединение способствует реализации пессимистических прогнозов относительно деятельности фирмы. Ситуация с двумя другими полями не является четко определенной.
Составим вначале таблицу совокупной численной оценки сильных и слабых сторон, угроз и возможностей макро-, мезосреды и микросреды фирмы «Харбелл» (См. Таблица 8).
Таблица 8 – Совокупная численная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей макро-, мезосреды и микросреды предприятия.
Микросреда |
Слабые стороны |
Сильные стороны | ||
1. Степень стабильности |
-6 |
1. Квалификация персонала |
+15 | |
2. Уровень подготовки кадров |
+15 | |||
3.
Степень разработки |
+7,5 | |||
4. Маркетинговая стратегия |
+5 | |||
5.
Отсутствие разработки |
+5 | |||
6.
. Наличие организационной |
+3 | |||
7. Товарная политика |
+2,5 | |||
8.
Организационная структура |
+2 | |||
9. Выполнение обязательств |
+2 | |||
Итого: |
-6 |
Итого: |
+57 | |
Макро- и мезосреда |
Угрозы |
Возможности | ||
1. Снижение цен на сырье |
-18 |
1. Нарушение поставок сырья |
+21 | |
2. Социальная обеспеченность |
-17,5 |
2. Появление новой продукции |
+15 | |
3. Темп инфляции |
-15 |
3. Увеличение номенклатуры |
+15 | |
4.
Уровень политической |
-12,5 |
4.
Склонность покупателей к |
+12 | |
5. Характер политической борьбы |
-12,5 |
5. Появление торговой сети у предприятия |
+10 | |
6. Законы, ограничивающие деятельность предпринимателей |
-12 |
6. Появление новых поставщиков |
+3 | |
7.
Уровень загрязнения |
-12 |
7. Банкротство фирм-торговцев |
+2,5 | |
8.
Снижение цен на готовую |
-12 |
|||
9.
Усиление конкурентных |
-12 |
|||
10. Выполнение государственного (областного, местного) бюджета |
-10 |
|||
11. Уровень смертности |
-10 |
|||
5.
Введение в действие |
-8 |
|||
12. Криминализация общества |
-6 |
|||
13. Уровень рождаемости |
-5 |
|||
14. Усиление конкуренции |
-4 |
|||
15. Инновации в отрасли создания товаров |
-2,5 |
|||
16. Инновации в маркетинге |
-2,5 |
|||
17.
Уровень изменения |
-2 |
|||
18. Состояние природных ресурсов страны |
-1 |
|||
Итого: |
-174,5 |
Итого: |
+78,5 |
Таблица 9 – Формулирование проблемного поля для предприятия с помощью матрицы SWOT-анализа
Микросреда предприятия
Макро- и мезосреда предприятия |
Сильные стороны |
Слабые стороны | |||||||
1. Квалификация персонала |
2. Уровень подготовки кадров |
3.
Степень разработки |
4. Маркетинговая стратегия |
1. Степень стабильности |
|||||
+15 |
+15 |
+7,5 |
+5 |
-6 |
|||||
Возможности |
1. Поставки сырья +21 |
+36 |
+36 |
+28,5 |
+26 |
+15 |
|||
2. Появление новой продукции +15 |
+30 |
+30 |
+22,5 |
+20 |
+9 |
||||
3. Увеличение номенклатуры +15 |
+30 |
+30 |
+22,5 |
+20 |
+9 |
||||
4.
Склонность покупателей к +12 |
+27 |
+27 |
+19,5 |
+17 |
+6 |
||||
Угрозы |
1. Повышение цен на сырье -18 |
-3 |
-3 |
-10,5 |
-13 |
-24 |
|||
2. Социальная обеспеченность -17,5 |
-2,5 |
-2,5 |
-10 |
-12,5 |
-23,5 |
||||
3. Темп инфляции -15 |
0 |
0 |
-7,5 |
-10 |
-21 |
||||
4.
Уровень политической -12,5 |
+2,5 |
+2,5 |
-5 |
-7,5 |
-18,5 |
На каждом
полученном поле матрицы нужно рассмотреть
все возможные парные комбинации
и выделить из них те, которые
могут учитываться при
Поле Сильные стороны и Возможности.
Сильные стороны
предприятия превосходят
Таблица 10- Количественная оценка проблем предприятия на основе матрицы SWOT-анализа
Проблема |
Оценка |
Стратегия |
1. Степень отсутствия финансовой стабильности предприятия |
- 24 |
Финансовая стратегия |
2.
Отсутствие эффективной |
-13 |
Маркетинговая стратегия |
3.
Степень разработки |
-10,5 |
Стратегия управления персоналом |
4. Уровень подготовки кадров |
-3 |
Кадровая стратегия |
5.Квалификация персонала |
-3 |
Функциональная стратегия |
Поле Сильные стороны и Угрозы.
Предприятие должно использовать свои сильные стороны, которые преобладают, для нейтрализации внешних угроз, а не для роста, то есть переходить к позиционной обороне. Эти предприятия могут избирательно осуществлять "контратаки" — занимать отдельные рыночные ниши, но больше усилий должны направлять на стимулирование конкурентов и подготовку к активным действиям в будущем, когда возможности будут преобладать угрозы.
Поле Слабые стороны Возможности.
У предприятия
преобладают слабые стороны, но имеются
и благоприятные рыночные возможности.
Нужно пытаться усилить конкурентные
позиции в тех отраслях, где
это возможно, с одновременной
ликвидацией (продажей) слабых хозяйственных
подразделов. Целесообразно концентрировать
внимание на снижении уровня расходов
и повышении
Поле Слабые стороны и Угрозы.
Слабые стороны
предприятия преобладают, внешняя
среда имеет только угрозы. Предприятия
в такой неблагоприятной
Заключение
Стратегический анализ требует понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Хорошо проведенная диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии.
Международный опыт показывает, что применение стратегий развития фирмы зависит от множества факторов, в том числе от сегмента потребителей. Так на рынках потребительских товаров большую эффективность приносит стратегия дифференциации, в силу того что доходы населения довольно высоки и люди готовы получить не то что дадут, а то что устраивает их по качеству. Также в пользу стратегии дифференциации говорит тот факт, что в отрасли по производству товаров широкого потребления, риск от стратегии низких издержек значительно выше, так как второе или третье место по издержкам будет давать лишь незначительные преимущества. Напротив, в отраслях производящих товары для промышленности более эффективной будет стратегия снижения издержек. Нет смысла проводить дифференциацию продукта, если в последующей технологической цепочке дополнительные свойства продукта не могут быть использованы. Улучшение свойств, еще не готовых к конечному потреблению товаров, должно повлечь и соответствующие изменения способов их обработки.
Установив и проанализировав факторы макросреды, мезосреды и микросреды, которые влияют на деятельность и состояние фирмы, мы определили основные возможности для дальнейшей деятельности фирмы, а также угрозы во внешней среде, выявили основные проблемы, такие как социальная обеспеченность, повышение цен на сырье, темп инфляции и уровень политической стабильности. Благоприятными факторами, действующими на деятельность фирмы, являются бесперебойные поставки сырья, появление нового вида продукции, увеличение номенклатуры, склонность покупателей к приобретению товаров данного предприятия.
Тем нее менее,
предприятие является стабильным. Основные
коэффициенты, характеризующие деятельность
предприятия соответствуют
Основные меры, которые можно предложить для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности фирмы «Харбелл»:
- улучшить работу маркетинговой службы, за счет инноваций в маркетинге;
- обеспечить снижение цен на сырье, за счет поиска новых поставщиков более дешевого сырья;
- повысить
степень стабильности
- улучшить
социальную обеспеченность
- уменьшить
уровень загрязнения
Одним из решающих факторов воздействия на производственно-хозяйственную деятельность фирмы, и основным, является нестабильная политико-правовая обстановка в стране.
Список использованной литературы
1. Акберин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. Учебное пособие. / Р.З. Акберин, А.Я.Кибанов - М.: ГАУ, 2005. – 563 с.
2. Андреев, Н. А. Стратегический анализ в правоохранительной сфере / Н. А. Андреев, В. Б. Коробов. - М. : Юнити-Дана, 2010. - 240 с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление/ Пер. с англ./ М: Экономика, 2009.
4. Артур А. Томпсон-мл. И А.Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 14-е издание: Пер. с англ.-М.: Издательский дом "Вильямс", 2010.-928 с.
5. Бондаревский, Д. В. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / Д. В. Бондаревский, А. А. Марцелли. - М. : Феникс, 2009. - 512 с.
6. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2010.
7. Градов А.П., Кузин Б.И. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / под редакцией Градова А.П., Кузина Б.И. - СПб.: Специальная литература, 2011
Информация о работе Направления и объекты стратегического анализа