Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:06, курсовая работа
Цель маркетингового исследования — создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.
Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Введение
1. Теоретические аспекты маркетингового исследования
1.1 Цели и задачи маркетингового исследования
1.2 Структура маркетингового исследования, технология оформления анкет и проведение опросов
1.2.1 Маркетинговое исследование
1.2.2 Анкетирование
1.2.3 Проведение опросов
1.3 Информационное обеспечение маркетинговых исследований
2. Анализ формирования товарного предложения молока и молочной продукции на рынке
2.1 Характеристика предприятия ЧУП «Светлогорский молочный завод». Анализ общего производства молока и молочной продукции
2.2 Выявление предприятий, осуществляющих реализацию молока и молочной продукции
2.3 Анализ наличия в продаже молока и молочной продукции
2.4 Анализ цен на молоко и молочную продукцию в розничной торговой сети
2.5 Анализ широты и полноты ассортимента молока и молочной продукции
3. Анализ покупательского спроса и потребительских предпочтений на молоко и молочную продукцию
3.1 Оценка удовлетворенности спроса и выявление покупательских предпочтений на молоко и молочную продукцию
3.2 Расчет емкости рынка молока и молочной продукции
Заключение
Список использованной литературы
Более дешевой и быстрой является другая форма анкетирования — письменная (корреспондентский способ), которая предусматривает, что бланк анкеты заполняется самим респондентом. Анкета рассылается по почте, разносится курьерами, иногда публикуется в средствах массовой информации. Анкетирование считается основным методом получения полной и достоверной маркетинговой информации о потребителе.
Обычно анкета строится по следующей схеме:
1. Введение,
где указываются цели опроса,
сведения об опрашивающей
2. Перечень
вопросов, характеризующих предмет
опроса; число вопросов не должно
быть чрезмерно большим, т.е. нужен
компромисс между желанием
З. Сведения об опрашиваемых. Здесь нужно проявить такт и умение формулировать вопросы. Обязательно подчеркиваются анонимность опроса и строгая доверительность ответа, охраняемые законом.
Количество вопросов должно быть оптимальным, т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным, что удорожает обследование. Вопросы должны быть составлены в тактичной форме, чтобы не задеть или не встревожить респондентов, не вызвать негативную реакцию с их стороны.
Они подразделяются на открытые, когда ответ дается в свободной форме, без ограничений. Ответы дают большую информацию о предмете, но трудно поддаются последующей обработке. И закрытые, когда предлагается перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько, в том числе альтернативных (да, нет, не знаю). К ним же относятся вопросы-перечни ответов, из которых следует выбирать один вариант, а иногда несколько. В последнем случае это называется веер ответов. Ответы могут быть даны в виде балльной оценки, т.е. числовой величины, приписываемой каждому ответу.
Важную роль в опросе играют вопросы о намерениях и мнениях, в ответах на которые допускается большая степень свободы, чем в вопросах о фактах и действиях. Иногда задаются фильтрующие вопросы, имеющие целью отсечь часть опрашиваемых. Например, если на вопрос «имеется ли у Вас какое-то изделие?» — респондент отвечает «нет», то вопросы об оценке его свойств излишни. И наконец, в любой анкете содержатся контрольные вопросы, используемые для оценки достоверности ответов.
Формулировка вопросов — трудоемкая исследовательская работа, требующая высокой квалификации и эрудиции, знания основ социометрии. Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы ответа, характеру ответов, форме вопросов.
1.2.3 Проведение опросов
Опросы считаются основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, мнениях, предпочтениях.
Опросом называется процесс выявления мнений и определения действий опрашиваемых путем личного диалога с респондентом.
Существуют различные виды опросов:
Обычно используются следующие типы интервью:
А. Индивидуальное интервью.
вопрос
Интервьюер Респондент
ответ
Встреча происходит на улице, в магазине, на дому у респондента, на работе. Встреча может быть случайной или запланированной. В любом случае необходимо создать атмосферу доверия и благожелательности. Вариантом индивидуального интервью следует считать беседу или опрос по телефону.
Б. Групповое интервью. Для интервью приглашается не один человек, а целая. Интервьюер направляет беседу. В ходе свободного и непринужденного обмена мнениями ведущий должен выявить истинные мнения и взгляды опрашиваемых.
В. Особые виды интервью.
1) Глубинное
(направленное) интервью. Беседа проводится
с группой респондентов. Цель - получение
информации, отвечающей задачам
маркетинга. Форма беседы - неформальная,
без обязательного перечня
2) Неформализованное интервью используется, когда его тема затрагивает личные взгляды респонденты или относится к сфере индивидуальных решений, связанных с личностью респондента, или предмет беседы касается интимных проблем.
3) Диагностическое
(исследовательское) интервью проводится
для выявления внутрифирменных
проблем. В роли интервьюера
Исследовательские интервью часто сочетаются с тестированием, суть которого в том, чтобы побудить респондента высказать свою точку зрения. Используются два типа тестирования: ассоциативные интервью и проецирующие и экстенсивные тесты.
4) Фокус-группы.
Формируется однородная группа,
имеющих общие взгляды или
опыт в области изучаемой
Г. Интервьюер.
Интервьюер-профессия достаточно сложная, требующая специального обучения и предрасположенности. Интервьюер обязан терпеливо и доброжелательно выслушивать высказывания респондентов, избегать критических замечаний, не должен оказывать давление или дискутировать с ними.
Метод устного опроса достаточно дорогостоящ. Количество опрошенных одним интервьюером весьма ограниченно. Считается, что оптимальное время индивидуального интервью -10-30 минут. За это время интервьюер должен представиться, кратко объяснить цель опроса, убедить опрашиваемого, что он проводится в его же интересах, задать вопросы, зафиксировать ответы и сделать уточняющие замечания. А групповое интервью может длиться несколько часов и требует сложной предварительной подготовки.
Эти типы опросов имеют несколько недостатков:
- во-первых, они не позволяют достаточно надежно изучать динамические процессы;
- во-вторых, фрагментарность, т.е. с помощью одного опроса решается одна проблема;
- в-третьих,
они не всегда дают полную
картину взаимосвязей и
Лишен всех этих недостатков панельный метод получения информации.
Его суть заключается в том, что группа лиц или предприятий, отобранных с помощью выборочного метода, предлагается на платной основе систематически в определенное время и по установленной форме давать ответы на вопросы заказчика.
Основные типы панелей приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Типология панелей
Типы панелей |
Единицы совокупности |
Цели формирования панели |
Потребительские |
Отдельные лица или семьи |
Систематически или периодически получать информацию о спросе и его факторах, о поведении, мнениях и предпочтениях потребителей |
Торговые |
Индивидуальные продавцы и торговые представители |
Получать непрерывную информацию о рыночной ситуации, эффективности рекламы, ценах |
Производственные |
Производственные предприятия |
Получать информацию о товаре, товарной политике и конкуренции, политике дистрибъюции и т.д. |
Сферы услуг |
Предприятия сферы услуг |
Получать информацию о ситуации на рынке услуг, об их видах, качестве и ценах на них |
Специалистов |
Группы специалистов-экспертов |
Получать информацию о состоянии какой-либо проблемы, а так же информацию о поведении потребителей в определенной ситуации |
1.3 Информационное обеспечение маркетинговых исследований
Сбор, обработка и сводка информации представляют собой составную часть общего информационно-аналитического процесса маркетинга. Получение информации имеет целью обеспечить оценку и анализ рыночных процессов для принятия правильных маркетинговых решений.
Маркетинговая информация — это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.
Цели формирования маркетинговой информации:
конечная цель — обеспечить характеристику рыночных процессов и явлений, выявление тенденций, и закономерностей развития рынка, оценку места фирмы на рынке и т.п.;
непосредственная цель — систематизировать и структурировать информацию для анализа и прогнозирования дальнейших действий фирмы;
промежуточная цель – сводка и группировка данных, доступных для визуального просмотра и оценки со стороны руководства фирмы для выводов и безотлагательного принятия маркетингового решения.
К маркетинговой информации предъявляется ряд требований, приведенных в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Принципы маркетинговой информации
Принципы |
Обеспечение их соблюдения |
Актуальность |
Представление реальных сведений в нужный момент времени |
Достоверность |
Адекватность сведений, обеспечиваемая соблюдением научных принципов сбора и обработки информации, борьбой с любой тенденциозностью |
Релевантность |
Обеспечивается получением информации в соответствии с поставленными задачами |
Полнота отображения |
Обеспечивается составлением плана исследования, выявлением сущности явления, его иерархической структуры и связей |
Целенаправленность |
Соответствие информации генеральной цели исследования |
Информационное Единство |
Подчинение методологии обработки данных требованиям теории информатики и статистической теории наблюдений |
Многосторонняя, отличающаяся сложной иерархической структурой и взаимосвязями информация в маркетинге образует единую систему, которая слагается из трех взаимосвязанных компонентов:
а) специалистов по сбору и обработке информации;
б) методологических приемов сбора и обработки информации (в том числе компьютерной технологии);
в) оборудования по сбору, обработке и хранению информации
Различаются следующие типы маркетинговой информации.
По форме планирования:
оперативная - срочная информация, используемая в оперативном планировании для неотложного использования (ее разновидностью является предупреждающая или сигнальная информация, вид краткосрочного прогноза).
стратегическая - используемая в стратегическом планировании, отличающаяся от оперативной глубиной и охваченным периодом (ее разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз).
По месту сбора:
внешняя - информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях.
внутренняя – любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу;
В свою очередь внутренняя информация по времени использования делится на первичную и вторичную.
Первичная информация собирается специально для конкретных маркетинговых потребностей фирмы. К первичной информации относятся организуемые фирмой или по ее заказу различные обследования, опросы, панели и т.п. До этого момента она не существует.
Вторичная информация - это уже существующая информация, собираемая для различных целей, но используемая для конкретных маркетинговых потребностей фирмы. Данная информация собирается фирмой не для маркетинговых, а для других целей (например, бухгалтерский учет, оперативная информация, обязательная отчетность для органов госстатистики, налоговой службы и т.д.). Вся внешняя информация для маркетинга фирмы является вторичной. Большое значение имеет классификация информации по ее назначению (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Группировка маркетинговой информации по назначению
Тип информации |
Назначение информации |
Где представлена информация |
Справочная |
Вспомогательные, служебные цели |
Справочники, регистры, бюллетени, учебная литература |
Нормативная |
Различные нормы и нормативные акты, управление |
Нормативные справочники, сборники законов и постановлений |
Аналитическая |
Выявление и моделирование закономерностей, тенденций, взаимосвязей |
Динамические ряды, ряды распределений, группировки и т.д. |
Рекомендательная |
Консалтинговые цели, базы данных |
Рекомендации на основе заказанных исследований, прогнозы и сценарии |
Сигнальная |
Мониторинг |
Расчеты и факты, краткосрочные прогнозы и экстраполяция |
Регулирующая |
Контроллинг |
Информация об отклонениях от плана |
Информация о работе Оценка емкости рынка на ЧУП "Светлогорский молочный завод"