Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:06, курсовая работа
Цель маркетингового исследования — создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.
Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Введение
1. Теоретические аспекты маркетингового исследования
1.1 Цели и задачи маркетингового исследования
1.2 Структура маркетингового исследования, технология оформления анкет и проведение опросов
1.2.1 Маркетинговое исследование
1.2.2 Анкетирование
1.2.3 Проведение опросов
1.3 Информационное обеспечение маркетинговых исследований
2. Анализ формирования товарного предложения молока и молочной продукции на рынке
2.1 Характеристика предприятия ЧУП «Светлогорский молочный завод». Анализ общего производства молока и молочной продукции
2.2 Выявление предприятий, осуществляющих реализацию молока и молочной продукции
2.3 Анализ наличия в продаже молока и молочной продукции
2.4 Анализ цен на молоко и молочную продукцию в розничной торговой сети
2.5 Анализ широты и полноты ассортимента молока и молочной продукции
3. Анализ покупательского спроса и потребительских предпочтений на молоко и молочную продукцию
3.1 Оценка удовлетворенности спроса и выявление покупательских предпочтений на молоко и молочную продукцию
3.2 Расчет емкости рынка молока и молочной продукции
Заключение
Список использованной литературы
Кроме этого информация различается по регулярности ее поступления.
Постоянная информация отражает неизменный характер некоторых рыночных явлений и процессов (например, основные параметры деятельности предприятия). Часть постоянной информации поступает непрерывно, без существенных промежутков. Другая часть – дискретная, собирается с определенными промежутками во времени.
Переменная информация поступает от источников, функционирующих нерегулярно. Некоторые виды информации собираются спорадически, по мере возникновения потребности в ней.
Иногда непрерывная информация собирается в форме мониторинга – это система постоянного отслеживания четко определенного (узкого) круга данных.
Источник информации — это концентрированный и специализированный проводник, канал информации, откуда ее черпают заинтересованные пользователи.
Существуют два канала получения информации: первый, когда носитель информации сам сообщает необходимые сведения (через разные источники) и второй, когда статистически оцениваются (как абсолютная, относительная или средняя величина, тенденция и т.п.) действия массы носителей.
Основные каналы получения маркетинговой информации перечислены в таблице 1.5.
Таблица 1.5
Схема источников маркетинговой информации
Канал/источник информации |
Содержание информации |
Доступность информации |
Способ получения информации |
Публикации официальных, научных, публицистических, рекламных изданиях; бюллетенях; справочниках, регистрах; СМИ, Интернет и тд. |
Статистическая ин- формация, методики, научные исследования и учебники, информация о предприятиях, конъюнктурная и рекламная информация |
Общедоступна |
Через библиотеки; рассылка подписчикам; покупка в магазинах и др.; посредством радио, телевидения; бюро вырезок, сети Интернет |
Информация, приобретаемая на коммерческой основе у органов государственной статистики, консалтинговых и других фирм (синдикотивная) |
Статистическая информация, методики, факты, модели, рекомендации |
Недоступна для неспециалистов |
Покупка у владельца информации |
Информация, извлекаемая из публикаций, так называемое бюро вырезок по тематике заказчика |
Контент-анализ (количественные методы анализа документов), группировка источников по какому-либо признаку |
Заказная, целенаправлен- ная |
Заказ на подбор определенной информации из разных публикаций |
Внутрифирменные бухгалтерский и статистический учет и отчетность |
Всесторонняя экономическая и финансовая характеристика производственного-торгового потенциала фирмы |
Доступна для маркетинговой службы фирмы |
Поступает по распоряже-нию руководства фирмы |
Обмен информацией между участниками интегрированного канала товародвижения |
Производитель информирует о товаре, дистрибьютор — о рынке и тд, |
Доступна только для участников канала |
Обмен информацией осуществляется в соответствии с договорен-ностью |
Специальные обследования, мониторинги, опросы |
Единовременные и систематические оценки рыночной ситуации и характеристика поведения потребителей |
Доступна для организаторов обследований |
Обследования проводятся по решению руководства фирмы |
Панели потребителей или специалистов |
Всесторонняя характеристика доходов и расходов потребителей, оценка факторов, влияющих на спрос |
Доступная для организаторов панели |
Постоянная выборочная совокупность; информация поступает руководству фирмы — организатору панели |
Сеть торговых корреспондентов |
Неформальные оценки рыночной конъюнктуры и потребительского поведения |
Доступна для службы маркетинга фирмы |
Формируется решением руководства фирмы |
Экспертные оценки |
Оценки, выводы, прогнозы |
Доступна для заказчика |
Группа экспертов приглашается руководством фирмы |
Эксперимент |
Позволяет выявить пропорции и взаимосвязи, в частности эластичность спроса |
Доступна для службы маркетинга |
Проводится службой маркетинга одновременно с пробным маркетингом |
Выводы
по главе : наряду с выше указанной информацией
при проведении маркетинговых исследований
необходимо выделить цели и задачи, определить
структуру маркетинговых исследований,
технологию проведения и оформления опросов
(анкетирование), а так же информационное
обеспечение маркетинговых исследований.
2. Анализ формирования товарного предложения
молока и молочной продукции на рынке
2.1 Характеристика предприятия ЧУП «Светлогорский молочный завод». Анализ общего производства молока и молочной продукции
ЧУП «Светлогорский молочный завод» начал свое существование со дня ввода в эксплуатацию 25 декабря 1964 года сыродельного завода.
Предметом повседневной деятельности предприятия является производство цельномолочной продукции.
На предприятии работает 198 человек, из них 52 - ИТР, 146 - работников основного производства. Кадровая политика предприятия направлена на повышение квалификации работников, создание условий для высококачественного труда, проявление способностей и инициативы каждого работника предприятия. Структура работающих на предприятии отражена в приложении 1.
Сейчас молочный завод стал частным предприятием. Однако свой профиль работы производство менять не собирается, ровно как и не будет сокращения рабочих мест, по словам директора предприятия. Сейчас на потоке более 40 наименований цельномолочной продукции. 19 апреля завод зарегистрирован, как частное унитарное предприятие. Этому предшествовало решение облисполкома об укрупнении молочных предприятий. В результате организовано открытое акционерное общество «Румянцевское», которое объединило молочные заводы Калинкович, Мозыря, Жлобина, Светлогорска.
После реорганизации предприятие перешло в областное подчинение.
ЧУП «Светлогорский молочный завод» работает по договорным обязательствам с хозяйствами Светлогорского района. Руководство района и первые лица хозяйств – САПУ, ССПК, «Колхоз «Прогресс», КСУП «Осташковичи», «Дуброва-агро», «Прудок-агро», «Вежны» - принимают продуктивные меры по увеличению выпуска молочной сырьевой продукции. Этому подтверждение – нынешние объемы поставляемого сырья. Впервые за последние 9 лет предприятие перешагнуло рубеж в 100 тонн молока в сутки. В сутки завод способен переработать до 118 тонн молока, эффективно используя технологические потоки, резервы и высококвалифицированный кадровый потенциал.
На заводе хорошо налажены при определенной конкуренции рынки сбыта. Остались хорошие партнерские связи с торговыми организациями региона, которые являются основными покупателями. Продукция поступает в ведомственную торговую сеть «Хлебозавода», РАЙПО, предприятия ОАО «Рунь», универсам «Юбилейный», «Торговый дом СОХИМ». Динамичный рост закупок прослеживается со стороны магазинов «Алми», «Центральный».
Продукция ЧУП «Светлогорский молочный завод» под марочным знаком «Медков» находит потребителей за рубежом. Около 50% ее поступает на рынки Российской Федерации. От экспорта в прошлом году казна имела 500 миллионов прибыли. С июля 2005 года ежедневно отгружается цельномолочная продукция Брянску – зимой до 18 тонн, а в летний период – 10-12. На внутренний рынок поставляется 40 наименований продукции, на внешний – 18. Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2008-2010 годы в приложении 2.
Как видно из таблицы в приложении 2 технико-экономические показатели за 2011 год значительно выше, чем показатели 2010 года. Балансовая прибыль в 2009 году составляла 10576000 рублей, а общая рентабельность – 0,14%. На предприятии работало 166 человек. Товарная продукция составляла в сопоставимых ценах – 6860432 тысячи рублей, что на 220% ниже, чем в 2011 году. Это говорит о том, что предприятие стремительно совершенствует свою деятельность с целью наиболее эффективной работы. Можно сделать вывод о том, что предприятие с каждым годом стремится улучшить основные показатели производственной деятельности. Это следует из того, что в целом по заводу намечается положительная тенденция, то есть основные технико-экономические показатели улучшаются. Вся продукция пользуется хорошим спросом, так как продукция свежая и натуральная, без консервантов и наполнителей, которые увеличивают срок годности. Таким образом, продукция с товарным знаком «Медков» имеет ряд существенных преимуществ и отличается несомненным качеством.
Руководство ЧУП «Светлогорский молочный завод» хорошо знает свой рынок, реально оценивает конкурентные возможности предприятия, выясняет отношение покупателей к своему товару, реально определяет вероятный объем продаж.
ЧУП «Светлогорский молочный завод» вырабатывает стратегию соответствующую условиям внешнего окружения. Ключевыми факторами успеха данного предприятия являются его имидж, качество продукции(продукция свежая и натуральная, без консервантов и наполнителей), простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть. Эти направления ориентированы на использование возможностей и защиту от угроз, связанных с формированием внешней среды.
«Молочный завод» постоянно участвует во многих конкурсах, выставках, дегустациях, ярмарках.
Таблица 2.1
Производство сельскохозяйственной продукции (молока)
Вид продукции |
2009 |
2010 |
2011 |
А |
6 |
7 |
8 |
Молоко, (тыс.тонн) |
731,0 |
695,8 |
733,0 |
Объем производства молока в 2011 году (по сравнению с 2010 годом) незначительно увеличился (на 37,2 тыс.тонн).
Анализ динамики производства в натуральном выражении показывает, что по большинству товарных групп пищевой промышленности произошло снижение объемов производства.
Производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) предприятиями в 2009 году составило 31,0 тыс.тонн, в 2010 году – 37,0 тыс.тонн, в 2011 году – 53,0 тыс.тонн.
Таблица 2.2
Производство цельномолочной продукции, в пересчете на молоко
Товарные группы |
Фактически произведено | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
А |
1 |
2 |
3 |
Молоко и молочная продукция, тыс.тонн |
123,2 |
122,3 |
130,9 |
Анализируя данные, мы видим, что в 2010 году производство цельномолочной продукции несколько снизилось, но в 2011 году вновь отмечен рост объемов производства, который может свидетельствовать о наметившемся процессе стабилизации производства.
Важным показателем, характеризующим социально-экономическое развитие, является объем производства продукта на душу населения.
Таблица 2.3
Динамика прироста (убыли) населения
2009 |
2010 |
2011 | |
Численность постоянного населения (на конец года), тыс.человек |
3032,0 |
3015,3 |
2996,9 |
Естественный прирост, убыль (-) населения: человек |
-16345 |
-13771 |
-13669 |
на 1000 населения |
-5,4 |
-4,6 |
-4,6 |
Таблица 2.4
Производство молока и молочной продукции (в расчете на душу населения)
Товарные группы |
Произведено в крае всего, нат. ед. |
Произведено на душу населения, нат.ед/тыс.чел | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Молоко и молочная продукция, тонн |
93,3 |
123,3 |
121,1 |
30,2 |
40,1 |
39,7 |
Как видно из таблицы, по этому показателю наблюдается некоторый рост объемов производства молока и молочных продуктов в пересчете на душу населения, но который не может свидетельствовать о стабилизации ситуации, так как численность населения сократилась.
Среди причин снижения объемов производства молока и молочных продуктов, могут быть следующие:
- снижение
уровня рентабельности
- снижение
производственных мощностей
- кризисное
состояние в сырьевой базе
для этих предприятий –
О ситуации к регионе по показателю «Молоко и молочные продукты» можно судить и по уровню потребления этих продуктов питания населением.
2.2 Выявление предприятий, осуществляющих реализацию молока и молочной продукции
Маркетинговое исследование рынка молока и молочных продуктов проведено в июне-июле 2011 года, которое позволило оценить степень развитости рынка молочной продукции.
Таблица 2.5
Анализ предприятий розничной торговли по уровню специализации
Уровень специализации |
Выявлено предприятий |
Удельный вес, % |
Отдел |
11 |
80,0 |
Единичная продажа |
2 |
20,0 |
Специализированный |
- |
- |
Итого: |
13 |
100,0 |
Специализированных магазинов по продаже молока и молочной продукции в городе нет. В основном это отделы - 11 предприятий (80°/о), и единичная продажа - 2 предприятия (20°/о).
Подводя итог по этому разделу можно сделать вывод: проведенное маркетинговое исследование показало, что большинство обследованных предприятий торгуют только продуктами – 10, остальные со смешанным ассортиментом. Что касается специализации выявлено, что большинство предприятий торговли имеют отделы по продаже молока и молочной продукции – 80%.
Сводные данные исследования приведены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Анализ предприятий торговли, осуществляющих реализацию молока и молочной продукции на 20.06.11 г.
Информация о работе Оценка емкости рынка на ЧУП "Светлогорский молочный завод"