Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка качества обслуживания покупателей на предприятии розничной торговли и разработка рекомендаций по улучшению управления торговым обслуживанием на конкретном предприятии.
Для достижения этой цели намечены задачи:
- раскрыть сущность качества обслуживания покупателей на предприятии розничной торговли;
- определить основные показатели качества обслуживания на предприятии розничной торговли;
провести анализ коммерческой деятельности ОАО «Владхлеб»;
- оценить уровень организации процесса обслуживания покупателей ОАО «Владхлеб»;
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы управления процессом обслуживания покупателей на предприятии розничной торговли………………………………………………......5
1.1 Сущность качества обслуживания покупателей на предприятии розничной торговли ……………………………………………………...………5
1.2 Показатели качества обслуживания покупателей на предприятии розничной торговли……………….………………..……………………………11
1.3 Управление процессом обслуживания покупателей……………………....17
2. Оценка качества обслуживания покупателей на предприятии розничной торговли ОАО «Владхлеб»………………………..……………………………….22
2.1 Общая характеристика ОАО «Владхлеб» ………………………..………..22
2.2 Уровень организации процесса обслуживания покупателей в ОАО «Владхлеб»……………..……………………………………..………………….28
2.3 Пути повышения качества обслуживания покупателей на предприятии розничной торговли ОАО «Владхлеб»…………………………..……… ……33
Заключение……..……………………………………………………………..….37
Список использованных источников……………..…...………………..…...….41
Одним из важнейших аспектов повышения качества торгового обслуживания является знание персоналом магазинов психологии покупателей. Эти знания должны помогать работникам торговли изучать типы и психологические особенности покупателей, мотивы совершения покупок, знать особенности восприятия покупателями различных товаров, владеть приемами сосредоточения их внимания на предлагаемых товарах, уметь возбудить интерес и желание к покупке тех или иных продуктов11.
Торговые предприятия
оказывают потребительские
Повышение уровня торгового обслуживания путем интенсивного развития торговых услуг на потребительском рынке способствует решению двуединой задачи: с одной стороны, повышает роль торговых предприятий в удовлетворении запросов населения, а с другой – способствует укреплению экономики страны на основе расширения возможности привлечения в оборот денежных средств населения и повышения эффективности товарно-денежных отношений на потребительском рынке. Кроме того, повышение качества сервиса потребителей товара является одним из условий фактического удовлетворения потребностей покупателей и реализации стратегии организации путем продажи товара.
1.2 Показатели
качества обслуживания на
К определению состава показателей качества сервиса следует подходить комплексно, рассматривая их поочередно с позиции покупателя. В общем случае к частным показателям качества сервиса товара на конкретном предприятии могут относиться: качество рекламы на товар (достоверность, добросовестность, этичность); гарантийный срок бесплатного технического обслуживания покупателя; качество маркировки и упаковки товара; коэффициент полноты, достоверности и качества оформления сопроводительной документации на товар; имидж торгового предприятия; качество послепродажного обслуживания покупателя и утилизация товара и др13.
Высокая культура торгового обслуживания способствует увеличению товарооборачиваемости, выполнению плана товарооборота, снижению издержек обращения, увеличению суммы валового дохода, повышению прибыли торговых предприятий и, в конечном результате, увеличению конкурентноспособности.
Обслуживание покупателей в торговом предприятии определяется рядом конкретных элементов, которые играют различную роль в обеспечении высокого уровня торгового обслуживания. По мнению покупателей и торговых экспертов, выявленному в процессе проведения специального исследования, к числу наиболее важных относят элементы, изображенные на рисунке 1.1.
Наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента товаров, обеспечивающего удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей.
Применение в магазине прогрессивных методов продажи товаров, обеспечивающих наибольшие удобства и минимизацию затрат времени на совершение покупок.
Предоставление покупателям дополнительных торговых услуг, связанных со спецификой продаваемых товаров.
Широкое использование средств внутримагазинной рекламы и информации.
Высокая профессиональная квалификация
персонала, непосредственно
Полное соблюдение установленных правил продажи товаров и порядка осуществления торговли в магазине.
Совокупность вышеприведенных
элементов наиболее комплексно характеризует
уровень торгового обслуживания
на конкретном предприятии. При этом
необходимо заметить, что для обеспечения
высокого уровня торгового обслуживания
руководителю предприятия необходимо
уделять внимание каждому элементу
в равной мере, т.к. лишь комплексный
подход способен обеспечить достаточно
высокий уровень торгового
В таблице 1.1 приведен перечень основных показателей, характеризующих отдельные элементы уровня обслуживания покупателей в магазине.
Рисунок 1.1 – Система основных элементов, определяющих уровень
обслуживания покупателей в магазине
Таблица 1.1 – Система основных показателей, характеризующих отдельные элементы уровня обслуживания покупателей в магазине.
Основные элементы, определяющие уровень обслуживания покупателей на предприятии розничной торговли |
Основные показатели, характеризующие основные элементы |
Продолжение таблицы 1.1 | |
1. Наличие в магазине широкого
и устойчивого ассортимента |
а) Комплексность удовлетворения спроса в рамках избранной формы товарной специализации; б) Широта и глубина реализуемого ассортимента; в) Устойчивость реализуемого ассортимента |
2. Применение в магазине |
а) Объем продажи товара с применением
отдельных прогрессивных б) Удельный вес продажи товаров с применением прогрессивных методов в общем объеме товарооборота магазина; в) Средний объем затрат времени покупателей на ожидание обслуживания |
3. Предоставление покупателям дополнительных торговых услуг |
а) Общее число видов в) Общая сумма платных услуг, реализованных покупателям в магазине в определенном периоде |
4. Широкое использование средств внутримагазинной рекламы |
а) Общее число видов внутримагази б) Наличие системы указателей размещения отделов, секций, товарных групп, касс, пунктов оказания услуг; в) Общее число видов информации
для покупателей о качестве, свойствах
и способе использования |
5. Высокая профессиональная квалификация персонала, непосредственно осуществляющего процесс обслуживания покупателей в торговом зале |
а) Удельный вес работников, имеющих
специальное образование, в общей
численности персонала б) Средний стаж работы в торговле персонала торгового зала; в) Количество жалоб покупателей на невнимательное или грубое обращение персонала в определенном периоде |
6. Полное соблюдение |
а) Число фактов нарушения установленных правил продажи товаров (по соответствующим актам) в определенном периоде; б) Число фактов нарушения установленного порядка торговли (по соответствующим актам) в определенном периоде |
Окончание таблицы 1.1 |
Анализируя основные показатели,
приведенные в таблице и
Анализ расчетных показателей производится с использованием формул, приведенных ниже.
Показателем, характеризующим устойчивость ассортимента товаров в магазине (используемый при оценке уровня обслуживания покупателей), является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:
Ку=1-
,
где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;
O1, О2, …On – количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);
а – количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем;
n – количество проверок.
При расчете коэффициента
устойчивости из ассортиментного перечня
следует исключить товары сезонного
спроса, которые в период проверки
не реализуются. Оптимальное значение
коэффициента устойчивости ассортимента
товаров для аптечного
Такой показатель, как «средний
объем затрат времени покупателей
на ожидание обслуживания» определяется
на основе хронометражных замеров, проводимых
в часы «пик» (т.е. в период наиболее
интенсивного покупательского потока
в магазине). При этом хронометрируются
затраты времени по следующим
основным элементам: ожидание обслуживания
(консультации) продавцом и ожидание
расчета. Замеры должны проводиться
в различных структурных
ЗО =
,
где ЗО - средний объем затрат времени покупателей на ожидание обслуживания, мин.;
∑О - общий объем зафиксированных затрат времени на ожидание обслуживания (консультации) продавцом, мин.;
∑P - общий объем зафиксированных затрат времени покупателей на ожидание расчета, мин.;
n – число хронометражных замеров.
Об уровне торгового обслуживания также может свидетельствовать такой показатель, как «завершенность покупки». Это доля покупателей, совершивших покупки, в общей численности покупателей, проявивших интерес к товару. Данный показатель рассчитывается за определенный промежуток времени.
1.3 Управление
процессом обслуживания
Подход к работе над повышением качества обслуживания клиентов должен быть ориентирован, в первую очередь, на самого клиента, на повышение покупательской лояльности.
Вежливые, внимательные, хорошо знающие предлагаемый товар, продавцы-консультанты, широкий ассортимент, удобство местонахождения магазина, расположение товарных групп: если все элементы продуманы, то вполне естественно, что все они постоянно работают на повышение качества обслуживания клиентов, что и называется высоким уровнем сервиса14.
Повышение качества обслуживания клиентов - один из основных источников роста продаж. Кроме того, не стоит забывать, что сотрудники магазина своим отношением к покупателям демонстрируют отношение, которое им показывает руководство.
На поведение покупателя при покупке товара большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического характера.
Подход к повышению качества обслуживания должен также осуществляться с позиции удобства для покупателя. Повышение качества обслуживания клиентов имеет несколько аспектов.
Во-первых, для эффективного
и стабильного повышения
Во-вторых, повышение качества обслуживания клиентов немыслимо без работы над микромиром магазина, который складывается из двух составляющих: технологической и психологической15.
Большое значение имеет внедрение различных форм стимулирования отдельных работников и коллектива всего торгового предприятия за повышение качества торгового обслуживания. В этом отношении важную роль сыграла система управления качеством труда в магазинах, которая способствует16:
Покупатели хотят лишь, чтобы в них видели не просто одного из массы посетителей магазина, а конкретного человека с его индивидуальными особенностями. Психологический фактор часто оказывается даже более значимым, чем технические условия. Психологическая составляющая определяется атмосферой магазина.
В условиях достаточно жесткой конкуренции перед каждой из компаний стоит задача создания своего собственного имени и привлечении клиентов, это в свою очередь позволит повысить культуры обслуживания покупателей .
Повышение культуры торгового обслуживания предполагает17:
Информация о работе Оценка качества обслуживания покапателей на предприятии розничной торговли